"Первые шаги" к тьюторству
материал по теме

Безукладникова Тамара Сергеевна

Многие учителя и классные руководители (и мы в том числе) применяют в своей деятельности способы тьюторского сопрово­ждения. Конечно, для эффективного обучения нам необходимо выявлять индивидуальные образовательные и личностные запро­сы учащихся. Безусловно, мы нацелены на удовлетворение образовательных и духовных интересов. А как представить классного руководителя без функции морального наставничества? И как учителя-предметники, мы помогаем в определении изучения курсов по выбору, даем советы по темам исследовательских работ, проводим работу по формированию личностной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyuterstvo.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Безукладникова Тамара Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории,

Пульникова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

№ 12 с углубленным изучением немецкого языка» г. Перми

«Первые шаги» к тьюторству

Кто такой тьютор?

С чего начнут свои размышления филолог и учитель иностранных языков? Конечно, с перевода «незнакомого» слова на русский язык. Итак, тьютор в переводе с английского — частный домашний учитель, репетитор, опекун, наставник. Какое отношение этот человек имеет к системе школьного образования? Самое прямое, если принять во внимание тот факт, что на повестке дня стоит введение в образовательный процесс инновационных личностно-ориентировочных методов и технологий обучения и воспитания.

Тьютор — это как раз организатор условий для складывания и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Причем именно учащихся, а не учеников, послушно бредущих за учителем сквозь дебри знаний. Работа с тьютором позволяет правильно расставить приоритеты в своем собственном осознанном обучении, сформировать индивидуальную, интересующую лично тебя образовательную траекторию, а также помогает выстраивать стратегию и тактику карьерного и личностного роста в будущем.

Мысль о возможности индивидуализировать учебный процесс не нова. И в этом смысле тьюторское сопровождение одного или малой группы учащихся является одним из решений данной задачи. И надо отметить, одним из наиболее эффективных решений. Главное здесь — правильное осознание своей роли самим тьютором. Тьютор — не поводырь, а помощник и консультант. Необходимо, чтобы произошло смещение времени бытия на первом плане учителя и ученика. Большую часть времени должен думать, действовать ученик. За основу конструирования учебного процесса здесь берется рефлексивный подход и постоянная обратная связь. Кроме того, у тьютора должно быть четкое понимание того, что должно получиться на выходе, то есть по окончании совместной деятельности. Казалось бы, ничего сложного и ничего нового. Но к сожалению, в силу различных причин (объективных и субъективных) настроить эту деятельность в отдельно взятом учебном заведении довольно непросто. Где-то вводят отдельную должность тьютора, где-то эти функции берет на себя классный руководитель. Отсюда возникает необходимость обмена опытом, общения заинтересованных личностей по данной проблеме.

Многие учителя и классные руководители (и мы в том числе) применяют в своей деятельности способы тьюторского сопровождения. Конечно, для эффективного обучения нам необходимо выявлять индивидуальные образовательные и личностные запросы учащихся. Безусловно, мы нацелены на удовлетворение образовательных и духовных интересов. А как представить классного руководителя без функции морального наставничества? И как учителя-предметники, мы помогаем в определении изучения курсов по выбору, даем советы по темам исследовательских работ, проводим работу по формированию личностной мотивации.

Можно выделить несколько основных функций тьютора:

• диагностическую, когда тьютор должен определить, в чем состоит проблема или вопрос тьюторства;

• функцию целеполагания, когда тьютор должен правильно вылечить и сформировать цель;

• мотивационную, когда тьютор должен вести работу по формированию личностной мотивации тьюторства;

• функцию планирования, когда тьютор должен уметь правильно спланировать деятельность и видеть конечный результат, к которому должен прийти;

• коммуникативную, когда тьютор должен вести свою деятельность на основе взаимопонимания и взаимодоверия;

• функцию контроля, когда совместная деятельность должна происходить в заранее установленных рамках и иметь инструменты контроля этой деятельности;

• функцию рефлексии, когда на каждом этапе деятельности должны иметь место анализ и коррекция, если это необходимо;

• методическую, когда тьютор должен знать, как он будет действовать в предложенной ситуации для достижения известной цели;

• управленческую, когда тьютор должен уметь направлять деятельность тьюторанта в правильное русло, согласно выбранной цели.

Тьютор должен быть во всех выше перечисленных функциях. Хотя это нелегко, потому что конкретная ситуация требует

от тьютора решения совершенно различных проблем и вопросов.

В деятельности тьютора нет «типовых задач». В этом смысле его работу можно сравнить с работой лекаря, чье главное условие — не навреди. В связи с эти можно сформулировать некоторое тьюторское правило: идти от запросов ребенка и в интересах ребенка.

На наш взгляд, к наиболее важным отличительным особенностям тьюторского сопровождения относятся:

• субъектно-субъективные отношения тьютора и тьюторанта;

• смещение времени бытия на первом плане в сторону тьюторанта;

• рефлексивный подход и постоянная обратная связь;

• четкое понимание того, что должно быть в результате.

Принципы тьюторства не противоречат личностно-ориентированным методам и технологиям обучения и воспитания, которые в настоящее время по-прежнему востребованы и актуальны. Это открывает большие перспективы для дальнейшей деятельности по выявлению индивидуальных и личностных запросов учащихся, по приобретению опыта эмоционально-волевого отношения к миру, по формированию личностной мотивации. Кроме того, с помощью технологий тьюторства мы можем помочь в удовлетворении образовательных и духовных запросов, в определении своего места в подготовке и проведении различных событийных форм организации учебно-воспитательного процесса, а также в определении конкретного поля будущей профессиональной деятельности.

Resource id #5580

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторство - как основной элемент управления профессиональным самоопределением личности обучающегося

Статья опубликована в сборнике "Непрерывное образование в Западной Сибири: материалы четвертой региональной научно-практической конференции (12-16 июля 2010 года)" [Текст] : сборник научных ...

Тьюторство в школе

Тьютор в предпрофильной и профильной школе, буклет...

Тьюторство в школе

Тьютор в предпрофильной и профильной школе, буклет...

«Тьюторство как средство решения современных требований образования »

«Тьюторство как средство решения современных требований  образования »-из опыта работы...

Статья ТЬЮТОРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательная система постоянно обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность педагога предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности, в ре...

Конспект урока по трудовому обучению в неделю нравственности в 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных брюк (тьюторство)

Конспект урока по трудовому обучениюв неделю нравственностив 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных брюк (тьюторство) метапредметные связи   Тема недели: Учи...

ТЬЮТОРСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ

   Цель деятельности тьютора - сопровождение процессастановления учащегося как субъекта собственной деятельности....