Методическая разработка по теме: "Русские народные подвижные игры"
методическая разработка на тему
Методическа разработка "Русские народные подвижные игры" Приложения Средний дошкольный возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русские народные подвижные игры | 257.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Центр детского творчества № 1города Орла»
Методическая разработка
«Русские народные подвижные игры»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Дёмичева Виктория Игоревна
Орёл-2017
Консультация для родителей
«Русские народные подвижные игры для детей.
Играйте вместе с нами»
На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.
В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы:
- развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;
- расширяем и обогащаем игровые действия детей;
- развиваем двигательную активность;
- укрепляем здоровье детей;
- обогащаем словарь.
Дорогие родители, предлагаем вашему вниманию варианты русских народных подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста, в которые можно играть не только в детском саду, но и дома, и во дворе.
1. Хоровод-игра "Ай, гугу!"
Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружится на лугу.
На лугу - то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда, так беда!
Прыг - скок, прыг - скок,
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
2. Игра "Платочек"
Дети сидят на стульчиках. Ведущий в центре круга, показывает платочек.
Вот какой у меня платочек,
Пойди, попляши, Катенька, дружочек (повязывает),
Всем ребятам Катеньку покажу (показывает).
Вот - вот, вот как Катенька идет,
Песенку веселую нам поет.
Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.
Маме с папой Катеньку похвалю (дети хлопают, Катя танцует).
Веселее, Катенька, попляши,
Мы похлопаем от души.
3. Игра "Ворон"
Перед началом игры выбираются пташки (например, воробьи) голосу которых дети смогут подражать. Выбирается ворон. Пташки летают, кричат. Из гнезда вылетает ворон и кричит: "Кар-р-р! " Пташки прячутся в домик, ворон пытается их поймать.
Надеемся, что вам понравится играть с детками и это станет вашей доброй традицией! Удачи!
Анкета для родителей
«Русские народные подвижные игры»
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы анкеты. Ответы будут использованы в обобщённом виде.
Свою фамилию указывать не надо.
Заранее благодарим.
- В какие игры больше всего любит играть Ваш ребёнок?
___________________________________________________________
- Назовите, какие русские народные подвижные игры Вы знаете?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
- Играли ли Вы в детстве в русские народные подвижные игры? Если «Да», то в какие?
___________________________________________________________
- Играете ли вы с детьми в русские народные подвижные игры? Если «Да», то в какие?
___________________________________________________________
- Есть ли у Вас с детьми любимые русские народные подвижные игры? Назовите их.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
- Какие положительные черты характера воспитывают русские народные подвижные игры у ребёнка?
___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Досуг
«Путешествия в Страну русских народных игр»
Цель:
обучение детей русским народным подвижным играм и формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей.
Задачи:
Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.
Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.
Доставить детям радость.
Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.
Предварительная работа:
разучивание считалок
Реквизит:
Перчаточная кукла Петрушка
Костюм Бабы-Яги
Метла для Бабы-Яги
Берлога Медведя (ящик, корзина, бревно)
Палочки для выбора водящего
Ход досуга
Беседа о русских народных играх
-Давайте сегодня вспомним русские народные игры.
- Кто мне скажет, можно ли прожить без игры? (Можно, но ничего хорошего из этого не выйдет)
- Именно поэтому люди играют в разные игры с тех пор, как существует человечество.
- А какие русские народные игры вы знаете?
- Почему их называют русскими народными играми?
Русские народные игры для детей всегда были популярны среди маленьких, заводных непосед. Забавы интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В игры играли с древних времен и сегодня играют и с мамами, и с бабушками, и с друзьями, и на массовых праздниках, веселых мероприятиях, народных гуляниях.
Ведущий: Ребята, приглашаю вас отправиться в страну русских народных игр!
И кто нам в этом поможет, мы сейчас узнаем. Слушайте загадку:
Он игрушка – забияка,
Клоун, озорник, кривляка!
Позабавит, рассмешит,
Посмеетесь от души
Он с бубенчиком в руке
В сине-красном колпаке
Он – веселая игрушка,
А зовут его…(Петрушка)
Ведущий достает из мешка куклу-перчатку «Петрушку».
Петрушка: «Здравствуйте, ребята! А вот и я, вы узнали все меня друзья! Да, ребята, я Петрушка, озорная и веселая игрушка! Вы хотите со мной поиграть?
А чтобы узнать, в какую игру мы сейчас будем играть, отгадайте загадку:
Кто там спит зимой в берлоге,
И не ходит по дороге.
Он малину ест и мед.
В теплой шубке круглый год…(Медведь)
Игра « У медведя во бору»
Играющие выбирают медведя, с помощью считалки. Определяют место его берлоги и своего домика. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
Методика проведения
Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).
Петрушка: « Какие все молодцы! Дети, а ещё я люблю играть в «Дударя». А вы умеете в нее играть?»
Игра «Дударь»
С помощью считалки, дети выбирают Дударя. Он становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:
Дударь, Дударь, Дударище
Старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?
Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. Дударь, Дударь, Дударище старый, старый старичище. и т.д.
Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»
Петрушка: «Ох, как весело с вами играть! Слушайте ещё одну загадку:
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет
Метла – старушкин самолет...(Баба-Яга)
Петрушка ушел искать Бабу-Ягу. После этого влетает на метле она. Начинает играть с детьми.
Игра «Бабка – Ежка»
В середину круга встает водящий — Бабка-Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка-Ежка
Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Бабка-Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.
Петрушка предлагает сыграть ещё в одну русскую народную игру.
Игра «Дядюшка Трифон»
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, которого выбрали при помощи палочек, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
«А у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!»
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.
Петрушка благодарит ребят и прощается с ними.
Анкета для воспитателей
«Русские народные подвижные игры»
Цель: выяснить, какая работа по применению русских народных подвижных игр проводится педагогами детского сада.
Вопросы:
- В какие подвижные игры играете в помещении?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- В какие игры играете с детьми на прогулках?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Любимые подвижные игры детей группы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В какие русские народные подвижные игры играете с детьми?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие подвижные игры освоили в последнее время?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие игры планируете разучить с детьми и чем обусловлен выбор?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема планирования игр
При планировании игр необходимо учитывать длительность каждой игры, объем текстового материала, который должны запомнить дети. Количество планируемых игр на одном занятии также зависит от уровня подготовленности детей, от степени интенсивности игры, от игрового сюжета.
В начале каждого занятия планируется знакомство детей с новой игрой.
Возрастная категория | Средний возраст |
Количество игр на занятии | 3 – 4 |
Повторность | 5 – 6 раз |
Новая игра | 2 – 3 занятия подряд |
Знакомство с игрой | повторить через 1 – 2 занятия |
Длительность | 6 – 8 мин |
Примерное распределение новых игр по двигательному материалу
Возрастная категория: средний возраст
ХОРОВОДНАЯ ИГРА
ИГРА СРЕДНЕЙ ИНТЕНСИВНОСТИ
ПОДВИЖНАЯ ИГРА С ВЫСОКОИНТЕНСИВНОЙ НАГРУЗКОЙ
МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА
Диагностическая таблица
Критерии оценки
Средний возраст
Развитие игры как деятельности | Формирование взаимоотношений | Развитие творчества |
1. Умение осознанно выполнять правила | 1. Проявление положительных эмоций и дружеских взаимоотношений в игре | 1. Проявление интереса к народным играм и устному народному творчеству |
2. Умение согласовывать движения с текстом | 2. Желание участвовать в совместных играх | 2. Умение передавать образ в соответствии с сюжетом |
3. Умение ориентироваться в пространстве | 3. Умение организовать знакомую игру с небольшой группой сверстников | |
4. Умение выполнять массовую роль | ||
5. Умение выполнять ведущую роль | ||
6. Умение правильно пользоваться атрибутами |
КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДНЫХ ИГР
ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДВИЖЕНИЙ
Средний возраст
Русские народные игры с бегом
1. Филин и пташки
2. Платок
3. Курочки
4. Пастух и стадо
5. Медведи с цепью
6. Корзинки
7. Ловлю птиц на лету
8. Дедушка Рожок
9. Заря-Зарница
10. Серый волк
11. Бабушка Пыхтеиха
12. Огородник и воробей
13. Прялица
14. Горшки
15. Утка и селезень
16. Арина
17. Колпачек и палочка
18. Садовник
19. Зайцы в огороде
20. Дедушка Егор
21. Козлик
22. Петух
23. Хромая ворона
24. Лягушка
25. Перегонка
26. Пчелы и ласточки
27. Колдуны
28. Орешек
Русские народные игры с прыжками
1. Жабка
2. Купи бычка
3. Посигушки
Русские народные игры с мячом
1. Шарильщик
2. Подстанка
3. Зевака
4. Выбей мяч из круга
5. Защити город
6. Перебежки
7. Зайчик
8. Встреча
9. Воевода
10. Свечки
Русские народные игры малой подвижности
- Молчанка
- Мережа
- Дятел
- Солнце и месяц
- Топор
- Сижу-посижу
- Редька
- Гуськи
- Кто с нами
- Горшок
- Колечко-малечко
- Обрядовые хороводные игры
Осень Зима Весна
1. Ленок 1. Дивная щука 1. Заклички
2. Жнецы 2. Прялица 2. Верба-вербочка
3. Капуста 3. Царевна 3. Маки 4. Мельница 4. Плетень 4. Солнышко
5. Змейка
Хороводные игры
1. Просо сеяли 5. Воробушек
2. Растим мак 6. Плетень (вариант)
3. Колпачек 7. Заинька
4. Со вьюном я хожу 8. Утеня
Жмурки Фанты
1. Жмурка-почтальон 1. Птицы летают
2. Фролка и Фомка 2. Тяни-пускай
3. Яша и Маша 3. Слоги
4. Слепой барин 4. Стихии
5. Слепой козел
6. Трубочка
7. Пора, бабушка, в пир
8. Кривой петух
9. Колючки
Картотека русских народных игр
для детей 4-5 лет
«Гори ясно»
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
«Сова»
Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.
Ход игры:
Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты, совушка - сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
«Чурилки»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
«Огуречик»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.
Ход игры:
Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.
«Васька - кот»
Ход игры:
Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.
Ходит Васька серенький, Хвост пушистый беленький, Ходит Васька кот. | Дети идут по кругу вправо. Васька – влево. |
Сядет, умывается, Лапкой умывается, Песенки поет. | Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. С окончанием куплета расширяют круг. |
Дом неслышно обойдет, Притаится Васька кот, Серых мышек ждет. | Дети идут вправо, кот – влево. |
Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.
«Скок - поскок»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.
Ход игры:
Скок – скок, поскок, Молодой дроздок. | Продвигаются вперед прыжками. |
По водичку пошел, Молодичку нашел. | Идут мягким шагом. |
Молодиченька Невеличенька. | Сужают круг. |
Сама с вершок, Голова с горшок. | Присаживаются. Расширяют круг бодрым шагом. |
Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».
«Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры:
Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
СЧИТАЛКИ
Шел баран...
(русская народная считалочка)
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмет —
Тот и вон пойдет.
Шла коза по мостику...
(русская народная считалочка)
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные подвижные игры в системе физического воспитания школьников.
Статья для родителей, учителей, учеников....
Учебный план по программе дополнительного образования «Русские народные подвижные игры».
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность. ...
Методическая разработка «Обобщение педагогического опыта по обучению игре на народных инструментах с целью повышения качества исполнительского уровня (контингент, методики, репертуар)»
Педагог Миронова Е.А. делится педагогическим опытом работы с детьми по обучению игре на народных инструментах....
Конспект занятия "Удмуртские народные подвижные игры"
Тема занятия: «Удмуртские народные подвижные игры»Цель занятия: Познакомиться с национальными подвижными играми удмуртов.Задачи занятия:-Изучение национальных игр удмуртов, которые развива...
Педагогический проект "Приобщение старших дошкольников к культуре народов, населяющих Республику Мордовия, через народные подвижные игры"
В Республике Мордовия живет много представителей народов Поволжья. Воспитывать в детях толерантное отношенеие к другим народностям - одна из важных задач работы педагога. Проект предусматривает послед...
Методическая разработка " Программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры с элементами спортивных игр» 5 класса 2018 -- 2019
Актуальностьданной программы определяется необходимостью достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями современных нормативных документов, определяющих деятельность педагога в р...
Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Молодец, Виктория! Впредь
Молодец, Виктория! Впредь всегда публикуй свои разработки.