Деловая игра одна из форм современного урока математики
статья на тему
Выступление и презентация к выступлению на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_odna_iz_form_sovremennogo_uroka_matematiki.rar | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Игра - в значительной степени основа всей человеческой культуры.
(Анатолий Васильевич Луначарский)
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики — современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Особое место среди дидактических игр занимают деловые игры.
Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности.
Для деловой игры характерно наличие:
∙ имитационной модели профессиональной деятельности и
производственных отношений;
∙ проблемной ситуации;
∙ ролей;
∙ ролевых целей и общей цели всего коллектива;
∙ взаимодействия участников, исполняющих те или иные роли;
∙ коллективной деятельности,
∙ цепочки решений.
Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц. Данный метод раскрывает личностный потенциал учащегося: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками. Активность учащихся проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными. В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь ученику стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой. До проведения деловой игры в учебном процессе, рекомендуется начинать с имитационных упражнений. Они отличаются меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач. Имитационные упражнения ближе к учебным играм. Их цель – предоставить учащимся возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержаться обязательное противоречие, то есть в имитационном упражнении есть элемент проблемности. После имитационных упражнений можно переходить к деловым играм. В учебном процессе – это скорее, ролевая игра, так как ребята еще не владеют в полной мере специальностью. Цель такой игры - сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюсти методические требования:
- игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;
- максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;
- создание атмосферы поиска и непринужденности;
- тщательная подготовка учебно-методической документации;
- четко сформулированные задачи; условия и правила игры;
- выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;
- наличие необходимого оборудования.
Положительное в применении деловой игры: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения, формирование знаний и умений, закрепление знаний при обсуждении игры. Деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. Познавательная эффективность осуществляется в процессе игры, путем знакомства учащихся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с функциями профессиональной деятельности на личном примере. Воспитательная эффективность заключается в том, что в процессе деловой игры, формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, их взаимосвязь при решении общих задач, коллективное обсуждение вопросов, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры. Развивающая эффективность осуществляется в процессе игры, при развитии логического мышления, способности к поиску ответов на поставленные вопросы, развитии речи, речевого этикета, умения общаться в процессе дискуссии. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Что можно получить в результате проведения игры?
∙ Понимание и усвоение материала любой степени сложности;
∙ развитие умений и навыков работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, риторических способностей, лидерских качеств;
∙ развитие продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, настойчивости, упорства, умения доказывать и отстаивать свою точку зрения, организаторских способностей.
Главная задача этого метода – развить умение анализировать поставленные задачи, вырабатывать решения самостоятельно. Важно помнить, что при использовании групповых и коллективных форм организации работы с учащимися необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого учащегося в отдельности. Таким образом, деловые игры позволяют за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия преподавателя. Игра – идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств вообще. Недаром игра – основное времяпрепровождение любого ребенка. Именно ранняя подсознательная память толкает взрослого человека к такому методу личностного развития, которое доставляет большую радость и эмоциональный подъем. Кроме того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя. Закончить хочу словами известного футбольного тренера Валерия Лобановского «Игра забывается, а результат остается в истории».
ГБОУ НПО ПУ №17 МО
в ГБОУ НПО ПУ №17 МО ГБОУ НПО ПУ №17 МО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заочная экскурсия как одна из форм нетрадиционных уроков.
Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя.Воссоздаваемая в классе обстановка той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор, п...
Самостоятельная работа как одна из форм контроля по математике 6 класса
Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, соп...
Лекция, как одна из форм современного урока
В статье рассматриваются методологические основы лекции.( как формы урока)...
Сертификат участника вебенара «Мастерская для учителя. Модель современного урока математики с использованием злектронной формы учебника»
Материал к аттестации...
Образовательный блог - урок как одна из эффективных форм современного урока, используемых для работы с текстом.
В статье представлен опыт работы с образовательным блогом как с одной из эффективных форм современного урока....
Технология сотрудничества. Ролевая игра - одна из форм технологии сотрудничества.
Технология сотрудничества – технология успеха, т.к. стимулирует обучающихся к общению на иностранном языке, дает им возможность речевой практики, повышает мотивацию к изучению языка....