Программа курса "Москвоведение" для обучающихся в школах VIII вида
рабочая программа (7 класс) по теме
-знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы;
- воспитание гордости за свой город,
- воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
- повышение общей культуры и эрудиции школьников;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskvovedenie_dlya_ns.docx | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СКОШИ
№81 VIII вида
Рассмотрено: Утверждаю: на заседании педсовета директор
ГБОУ СКОШИ №81 VIII вида
№ 1 от 29.08.2010
_____________ Г.А.Наливайко
Программа
курса «Москвоведение»
Составитель:
Учитель высшей категории
Масленникова В.В.
Москва - 2010
Пояснительная записка.
Спецкурс «Москвоведение» преподается по учебнику :
Н.М.Поникарова, Н.А.Горелова, И.Н.Кузина, О.Е .Тесленко, Г.С.Игонина
«Москвоведение. Здравствуй, Москва!»
Цели программы:
– сформировать у школьников представление о Москве
- пробудить интерес к прошлому и настоящему города
- приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем изучении курса истории
- воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры.
- обеспечение социокультурного развития школьников на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин и москвоведения.
Задачи программы:
- знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы;
- воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;
- воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
- повышение общей культуры и эрудиции школьников;
Разделы курса.
Планирование курса построено по тематическому и историко-топографическому принципам, делится на блоки, внутри которых содержание дается в исторической последовательности в соответствии с топографией города.
Историко-топографический подход помогает выявить в многовековой истории города именно то, что наиболее характерно для той или иной местности, улицы Москвы, её отличие от других в общегородской истории .
Основные разделы планирования:
I – Средневековая Москва;
II – Радиально-кольцевая планировка улиц Москвы;
III – «Кольца» Москвы;
IV – «Радиусы» Москвы;
V – Архитектура Москвы;
3. Содержание курса.
В I разделе «Средневековая Москва» планирование составлено в соответствии с темами, из которых учащиеся узнают как выглядела средневековая Москва, быт и нравы древних жителей города, как выглядели и чем питались средневековые москвичи, как и чему учились юные москвичи и так далее. Для закрепления пройденного материала при изучении тем данного блока возможна экскурсия по Красной площади и Александровскому саду с посещением Могилы Неизвестного солдата, а также тематическая экскурсия «Жили-были москвичи» в музей Истории Москвы, либо просмотр презентации по теме.
Во II разделе «Радиально-кольцевая планировка улиц Москвы» дается общее представление о том, как на протяжении веков рос город и менялся его облик.
В III разделе «Кольца Москвы» идет более детальное изучение «колец» Москвы по историко-хронологическому признаку. Этот блок разделен на три раздела: Кремль, Китай-город и Белый город. При изучении памятников центральных районов города используется система вопросов так называемого экскурсионного анализа, отвечая на эти вопросы необходимо не только отобрать из большого объема информации четкие лаконичные сведения, но и запомнить облик самого объекта. Здесь также ведется работа со схемами, на схемах учащиеся отмечают не только изучаемые улицы, но и памятники районов. Изучение улицы или района города условно состоит из трех частей:
- история, наиболее известные события;
- наиболее значительные историко-архитектурные и культурные памятники,
как сохранившиеся, так и исчезнувшие;
- наиболее известные лица и исторические деятели, когда-либо проживавшие в этой местности;
Методически изучение IV раздела «Радиусы Москвы» строится по аналогии с III разделом, отличие идет по территориальному признаку. Здесь берутся радиальные улицы Москвы от «Золотого» полукольца площадей вокруг центра города до Бульварного кольца. Также изучается история улицы или района, памятники архитектуры и скульптуры, работа идет параллельно с изучением карт и схем районов. При изучении III и IV разделов большое внимание уделяется литературным и театральным местам Москвы, а также музеям центральной части города. В качестве закрепления пройденного материала рекомендуются экскурсии: по улицам Волхонке и Воздвиженке, Большой Никитской и Тверской, Петровке и Неглинной и другим. ( или просмотр презентаций и видео)
В V разделе «Архитектура Москвы» предлагается краткий курс московского
зодчества, начиная от крепостной архитектуры 15 века, заканчивая современным периодом. На конкретных памятниках учащиеся знакомятся с московским барокко и классицизмом, ампиром и эклектикой, модерном и конструктивизмом.
Здесь они изучают и анализируют сооружения, построенные В. Баженовым, М. Казаковым, О. Бове, Ф. Шехтелем и другими выдающимися зодчими Москвы, в этом блоке более подробно изучается история и архитектура монастырей Белого города. Для закрепления пройденного материала можно предложить создание тематических фотоальбомов.
При отборе заложенного в программу материала, была сделана попытка показать не столько общее, сколько особенное в истории и развитии каждой части города, сделать наиболее узнаваемыми исторические районы Москвы, выявив то, что их отличало друг от друга.
В программе существенное внимание уделяется судьбам людей, жившим в нашем городе, как известных, так и незаслуженно забытых. Они внесли огромный вклад не только в историю Москвы, но и в историю всей русской культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся
должны знать:
- исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
- историю и архитектуру родного города;
- историю центральных улиц и районов города;
- быт и нравы жителей древней Москвы;
- имена и биографии знаменитых москвичей;
- «адреса» известных жителей города;
- «литературную и театральную» Москву;
- «военную историю» Москвы;
- правила поведения и безопасности в городе;
должны уметь:
- ориентироваться в городе;
- работать с картой Москвы;
- правильно излагать усвоенный материал в соответствии с уровнем своего речевого развития;
- работать с цифрами и датами;
- различать архитектурные памятники.
- рассказать о своем городе,
- работать в коллективе;
Программа рассчитана на учащихся, имеющих нарушения в развитии.
Объем аудиторных занятий – 68 часа в год.
Наличие тематических разделов позволяет варьировать содержание образования по данному курсу, не нарушая логики изложения материала.
Развитию данных компетентностей помогает использование учебного комплекса Москвоведение , позволяет включить в учебный план предмет «Москвоведение», выстроить систему воспитания гражданина средствами данного предмета. Москвоведение – уникальный по своей универсальности предмет. Он легко интегрируется не только окружающим миром и другими предметами, но и позволяет затронуть практически любую проблематику.
Задача курса "Москвоведение" состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей.
Результатом обучения по курсу «Москвоведение» должно стать овладение детьми коммуникативной и информационной компетентностью.
Коммуникативная и информационная компетентности относятся к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание. При этом необходимо учитывать особенности психоречевого развития учащихся.
Информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная задача учителя – помочь ученику овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.
Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции:
- знания по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла;
- формирование у школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
- умение минимально анализировать и оформлять полученные знания;
- социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.
Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности. С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через курс "Москвоведение" посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.
При реализации программы по Москвоведению больше внимания уделяется практическим работам, создана система работы по формированию и развитию у учащихся общеучебных умений и навыков через освоение содержания образования курса «Москвоведение». Система этой работы заключается в следующем:
- изучение районов Москвы (сбор информативного материала, подбор фотоматериалов);
- умение делать вывод, обобщая полученные данные;
- развитие мышления в таких его аспектах как умение логически мыслить, анализировать, синтезировать знания, выявлять закономерности, переключаться с одного вида деятельности на другой; развитие внимания, памяти, воображения и др.
Для того, чтобы учащиеся быстрее запоминали объекты, ориентировались в архитектурных стилях, запоминали местоположение памятников и т.д., в образовательный процесс введен историко-архитектурный анализ изучаемых объектов. Историко-архитектурный анализ – это таблица вопросов, на которые должен ответить ученик, изучая тот или иной объект москвоведения, такой анализ позволяет не только отобрать из большого объема информации четкие сведения, но и запомнить облик объекта.
Для контроля объективной оценки знаний, разработаны тесты по темам программы, фототесты (фототесты представляют собой набор фотографий изучаемых сооружений и памятников). Фототест дает возможность ученикам еще раз увидеть запомнившиеся сооружения и продемонстрировать свои знания о них. Такая система контроля позволяет не только выяснить знания, но и заинтересовать учащихся, так как такой контроль знаний является не стандартным и повышает у ребенка мотивацию и самооценку.
Метапредметные связи.
Практической реализацией программ по москвоведению являются экскурсионные дни, которые проводятся 4 раза в год. По возможности, темы экскурсионных поездок подбираются так, что бы они являлись продолжением тем, начатых на уроках москвоведения и других предметах гуманитарного цикла.
Москвоведение 7 класс
№ урока | Темы уроков | Вид занятия | Основные знания | Формируемые умения и навыки | Форма мониторинга (проверка) | Кол-во часов |
Большая Москва | Сообщение новых знаний. | появление новых районов, планировка | Умение искать ответы в тексте. | Объяснение значения словосочетаний. Составление рассказа. Ответы на вопросы. | 1 час | |
Кто основал Москву | Сообщение новых знаний | Князь Юрий Долгорукий, легенда об основании Москвы | Значения события. . | Поиск ответа в тексте. Ответы на вопросы. . | 1 час | |
Как Москва стала Москвой | Комбинированный. | происхождение названия | . | Поиск ответа в тексте. Ответы на вопросы. . | 1 час | |
Как Москва стала столицей | Комбинированный | столица-главный город государства | отличие столицы от остальных городов | Рассказ о возникновении столицы . | 1 час | |
Родословная москвичей | Комбинированный. | Москва- многолюдный и работящий город | Найти в рассказе пословицы, объяснить их смысл. | Составить рассказ о том ,как твоя семья поселилась в Москве Ответы на вопросы. | 1 час | |
. Герб и флаг Москвы | Комбинированный. | государственные символы | рассказ по плану и по тексту учебника используя новые слова и словосочетания. | Ответы на вопросы. Найти ответы в тексте. | 1 час | |
У стен Кремля | Комбинированный. | Умение составить родословную. Умение объяснить смыл пословиц. | Ответы на вопросы. Выбор слов для правильного ответа. Составление родословной и рассказа о ней. | 1 час | ||
Повторительно-обобщающий. | Составить рассказ о своей семье. | Тестирование. Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Сообщение новых знаний. | Понятие дома. Отличие городского и сельского жилища. Понятие о памятниках истории. | Ответы на вопросы. Пересказ. Рассказ Мой дом и рисунок. | 1 час | |||
Сообщение новых знаний | Умение по названию улицы и города определить их происхождение. | Ответы на вопросы. Рассказ на тему Я знаю свой город. | 1 час | |||
Комбинированный. | Понятие о целебном источнике. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Куликовская битва положила начало освобождению от монголо–татар. | Рассказ о Куликовской битве. | 1 час | |||
Комбинированный. | Понятие истоки. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Указать границы России, Прочитать названия городов. Понятие патриот. | Объяснить смысл пословиц. Ответить на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Объяснить почему у государства должна быть Конституция. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Объяснить кто такой гражданин , кто такой патриот. Что означает гражданство страны. | Составить рассказ. | 1 час | |||
Комбинированный. | Объяснять значение каждого из символов. | Рассказ о Государственном гербе, флаге, гимне России. | 1 час | |||
Повторительно-обобщающий. | Повторение по пройденным темам. | Тестирование. | 1 час | |||
Комбинированный. | Показать на карте город Москву. Назвать дату первого упоминания о Москве. Называть исторические памятники в центре Москвы. | Пересказ. | 1 час | |||
Комбинированный. | Бережная охрана природы необходима для жизни следующих поколений. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Сообщение новых знаний. | Называть планеты Солнечной системы. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Сообщение новых знаний. | Меры времени - сутки. Счёт времени ведется в секундах, минутах, неделях, месяцах, годах. | Ответить на вопросы. Объяснить смысл пословиц и поговорок.. | 1 час | |||
Комбинированный. | Названия месяцев ,их происхождение. | Перечислить последовательность месяцев в календаре. Рассказ «Моё любимое время года» | 1 час | |||
Комбинированный. | Объяснять названия месяцев по земледельческому календарю. | Объяснить смысл поговорок. | 1 час | |||
Комбинированный. | Соотносить арабские и римские цифры. Находить на ленте времени дату события. | Нарисовать ленту времени и отметить дату своего рождения. | 1 час | |||
Повторительно-обобщающий. | Обозначать век по датам. | Проверочная работа. | 1 час | |||
Просмотр видеофильма с обсуждением. | Что такое история? Для чего надо знать историю? | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Что изучает археология? | Составить рассказ об исторических находках в нашем крае. | 1 час | |||
Сообщение нового материала. | Виды исторических памятников.. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Работа с исторической картой. | Правила работы с исторической картой. | Нахождение на карте рек. | 1 час | |||
Экскурсия. | Правила поведения в музее. | Составление рассказа об экскурсии. | 1 час | |||
Повторительно-обобщающий. | Работа с картой. Римские и арабские цифры. | Выучить стихотворение «Счастливого пути» | 1 час | |||
Сообщение новых знаний | Почему надо любить и беречь нашу планету – Земля. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Как жили и что умели делать первобытные люди. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Называть орудия труда и признаки человека умелого. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Районы расселения человека разумного. | Работа с лентой времени. | 1 час | |||
Комбинированный. | Умение человека в ледниковый период. Роль огня. | Составить рассказ. | 1 час | |||
Комбинированный. | Перечислить занятия древних охотников, кочевников, собирателей. | Описать по рисункам жизнь древних охотников и собирателей. | 1 час | |||
Комбинированный. | Отличия в жизни земледельца и скотовода. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Экскурсия. | Находить орудия труда и называть их. | Составить рассказ. | 1 час | |||
Повторительно-обобщающий. | Занятия первобытных людей и их орудия труда. | Выполнить рисунок. | 1 час | |||
Сообщение новых знаний. | Правила обращения согнём. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Сообщение новых знаний. | Умение отличить изделия из глины и металла. | Записать в тетрадь 5 наименований изделий современной керамики. | 1 час | |||
Комбинированный. | Рассказать о том, как медь и огонь изменили жизнь человека. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Виды водного транспорта. | Рассказ о рыболовстве. | 1 час | |||
Комбинированный. | Законы и культурные традиции. | Работа с контурной картой. | 1 час | |||
Комбинированный. | Называть инструменты которыми пользовались для получения муки из зёрен. | Ответы на вопросы. Тестирование | 1 час | |||
Комбинированный. | Находить отличие различных домов на рисунках , описывать их. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Умение отличить мебель богатого дома от мебели простого человека. | Тестирование. | 1 час | |||
Комбинированный. | Навыки варки каши и хлебопечения. | Объяснить смысл пословиц. | 1 час | |||
Комбинированный. | Назвать изделия из картофеля. | Составить рассказ. | 1 час | |||
Повторительно-обобщающий. | Выполнить рисунок и описать. | Участие в обсуждении. | 1 час | |||
Сообщение новых знаний. | Называть виды посуды . их отличие. | Рассказ-описание. | 1 час | |||
Комбинированный. | Профессии людей занятых изготовлением одежды | Выполнить рисунок и сделать описание. | 1 час | |||
Комбинированный. | Сравнение одежды простых и знатных людей. | Рисунки одежды, головных уборов, обуви. | 1 час | |||
Комбинированный. | Привести примеры описания красоты человека внешней и внутренней. | Составить рассказ. | 1 час | |||
Повторительно-обобщающий. | Уметь подобрать правильный ответ. | КВН | 1 час | |||
Сообщение новых знаний | Основные занятия славян. | Рассказ по теме. | 1 час | |||
Комбинированный. | Причины появления язычества. Древние боги. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Заповеди религий. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Называть произведения народного творчества. | Рассказ о видах народного творчества в крае. | 1 час | |||
Комбинированный. | Знать имена славянских просветителей. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Роль изобретения колеса. | Рассказ об изобретениях, последовавших за колесом. | 1 час | |||
Комбинированный. | Перечислить изобретения 20 века. | Ответы на вопросы. | 1 час | |||
Комбинированный. | Перечислить причины войн. | Выучить стихотворение. | 1 час | |||
Комбинированный. | Перечислить героев полководцев. | Рассказ о подвиге ленинградцев. | 1 час | |||
Комбинированный. | Как избежать мировой войны. | Выучить стихи о мире. | 1 час | |||
Повторительно-обобщающий урок. | Повторительно-обобщающий. | Повторение за год. | Обобщение знаний и умений. | Тестирование. | 1 час | |
68 занятий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Занятие для обучающихся коррекционной школы VIII вида по теме "Восприятие мира. Наши органы чувств"
Занятие для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII видаТема: Восприятие мира. Наши органы чувств.Цель: знакомство с различными каналами восприятияЗадачи:- актуализация зрительног...
Адаптированная методика обследования сформированности речи обучающихся в школе VIII вида.
Адаптированная методика обследования + речевая карта + речевой профиль...
Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Цель: повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Осенний бал" для обучающихся коррекционных школ VIII вида.5-9 классы
Целью внеклассного мероприятия является развитие творческой активности учащихся, сплоченности классного коллектива, развитие коммуникативных компетенций.Оборудование...
Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – х классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Многообразные формы работы в рамках Недели русского языка помогают решению проблем, над которыми работает учитель на уроке. С этой целью было разработано познавательно...