Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся.
методическая разработка на тему
Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово «проект», оно означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального практического результата.
Работу по развитию умений и навыков проектной деятельности учащихся
9-11 классов можно условно разделить на три этапа:подготовка к проектной деятельности, запуск проекта и оценивание проектной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_uchitelya.docx | 120.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Краснова Виктора Михайловича».
Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся.
Автор:
Козина Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
МБОУ «Архангельская СОШ
им. Героя Советского Союза
Краснова В.М.»
Г. Меленки, 2017 год.
Введение
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления учащихся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС второго поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:
личностно-ориентированный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности – таких, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивая новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий. Внимание педагога направляется на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Учитель должен не просто передать знания, а создать условия для активного познания и получения детьми практического опыта. Учащиеся должны не просто усвоить информацию, а активно ее искать, критически осмысливать, использовать на практике.
Метод проектов является эффективным методом обучения, способствующей активной мыслительной деятельности.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, что требует интеграции знаний из различных предметных областей. В основе метода лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления.
Литература и русский язык как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. В старшем школьном возрасте возникает множество мотивов, которые могут быть удовлетворены через проектную деятельность: стремление к личностному самоопределению, самостоятельности, рефлексии, потребность в общественном познании своей деятельности. Готовность старшеклассников к проектной работе определяется еще одним возрастным параметром. Психологически старшеклассники готовы к проектной деятельности и могут испытывать в ней настоятельную потребность.
Использование проектного метода на уроках обладает большим дидактическим и развивающим потенциалом, способствует достижению высоких результатов в обучении и развитию положительной мотивации учебной деятельности. Но в рамках урока трудно организовать работу над проектом, так как классно - урочную форму не всегда легко совместить с активной творческой деятельностью обучающихся. НОУ дает возможность учащимся четко организовать и выполнить за определенный срок проектную работу. Проектная работа, основанная на личностно - деятельностном подходе, очень гибка и предполагает индивидуальную настройку каждого проекта для каждого участника. Одаренные дети не всегда охотно занимаются проектной деятельностью, так как воплощение идеи проекта требует поиска средств, организации условий групповой работы, управления временем. Они встречаются с техническими трудностями, которые затеняют исходную идею, попытки разрешить эти трудности оттягивают на себя энтузиазм детей, и постепенно он пропадает, уступая место разочарованию. Учителю необходимо найти и выстроить такое «мотивационное пространство», которое бы создало интерес к работе у каждого ученика.
Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово «проект», оно означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального практического результата.
Работу по развитию умений и навыков проектной деятельности учащихся
9-11 классов можно условно разделить на три этапа.
Подготовка к проектной деятельности.
Работу по организации проектной деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки учащихся. Знание особенностей учащихся 9 – 11 классов поможет оптимально организовать занятия в НОУ, выбрать формы и методы работы.
1.Диагностирование по изучению интересов и проектных умений учащихся.
Чем интересуюсь | Что знаю о проектной деятельности | Имею опыт проектной деятельности |
2. Диагностирование по теме: «Предрасположенность детей к различным видам деятельности» (по методике А.Хаан, Г.Каф):
Технические способности | |
Музыкальный талант | |
Способности к научной работе | |
Артистичный талант | |
Незаурядный интеллект | |
Спортивный талант | |
Литературное дарование | |
Художественные способности |
Анализ оценки учащихся уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет спланировать работу с учащимися при выполнении проекта, помогает в поиске и выборе направлений в проектной деятельности. С учетом интересов учащихся
можно составить банк с тематикой проектов.
Ведение проектной деятельности возможно лишь в том случае, если учащиеся будут владеть алгоритмом проектной деятельности. Можно составить портфолио документов по подготовке и проведению проектной работы.
В организации проектной работы можно выделить следующие этапы:
(Этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы по О.П.Калачихиной)
1.Определение темы проекта
2.Выявление проблемы и цели проекта
3.Составление плана работы
4.Сбор информации
5.Анализ информации, формулирование выводов
6.Презентация
7.Оценка проекта, рефлексия.
Механизм запуска проектной деятельности:
(Взаимодействие учителя и учащихся в процессе работы над проектом в логике Т.И.Шамовой)
I. Определение темы проекта
« Учитель – советчик»
На организационном этапе работы учитель проводит вводную беседу, для того чтобы выяснить уровень подготовки учащихся по данному типу деятельности. В зависимости от того, насколько старшеклассники владеют теоретическим материалом о проектной технологии, будет зависеть сложность работы над проектом.
Учащимся предлагаются вопросы:
- Что такое проект?
- Какова структура проекта?
- Назовите этапы работы над проектом.
-Каковы основные требования к проектной деятельности?
Учитель готовит наглядность – карточку «Структура проекта»:
1.Анализ ситуации, формулирование замысла, цели.
2.Реализация проекта.
3.Подготовка продукта
4.Презентация и защита проекта.
Для учителя важно постоянно следить за тем, какие темы для проектов выбирает ученик, так как излишняя трудность темы чаще всего бывает причиной невыполнения задания.
II.Выявление проблемы и цели проекта
«Учитель – помощник»
На данном этапе работы над проектом учитель помогает грамотно составить вопросы для социологического опроса.
III. Составление плана работы. Сбор информации.
«Учитель – организатор действий»
Выбрав методы работы, составив предварительное планирование, учащиеся разбиваются на группы. Обычно бывают 3 группы по 3 человека. В группах начинается распределение должностей. Учитель готовит анкету:
«Кем я хочу быть в процессе подготовки проекта?»
- социологом (хочу проводить социологический опрос, анализировать результаты)
- аналитиком (хочу анализировать собранную литературу)
- юристом (хочу анализировать правовую базу проблемы и проектирования)
К услугам учащихся представлена школьная библиотека, Интернет, телефонная связь. Для социологических опросов старшеклассники обращаются к школьникам 9 – 11 классов. Готовят нормативно – правовую базу проекта.
Собрав информацию, учащиеся составляют план проекта. Учитель редактирует план действий, и учащиеся приступают к его реализации.
IV. Осуществление проекта.
«Учитель – консультант»
На данном этапе работы учитель выступает в роли консультанта.
V.Презентация и защита проекта.
«Учитель – помощник»
Умение представить созданный продукт – одна из востребованных компетентностей в наше время. Для презентации желательно создать праздничную ситуацию, обязательно – наличие комиссии. На данном этапе работы учитель помогает учащимся в презентации итогового продукта. Чем более доброжелательной будет ситуация предъявления продукта, тем больше шансов у детей достойно выполнить роль отвечающего за результаты общей работы.
VI.Оценка проекта. Рефлексия.
«Учитель – эксперт»
Работа над проектом завершается подведением итогов деятельности участников.
Необходимо заранее познакомить учащихся со списком критериев оценивания:
Карта оценивания проектных работ
Критерии оценки | Баллы от 1 | |
- соответствие содержания работы сформулированной теме, - поставленной цели и задачам; - актуальность, - оригинальность, - практическая значимость темы, - отражение в теме проблемного вопроса. | ||
самостоятельность в выборе и анализе языкового материала и проведения исследования | ||
- наличие авторской позиции, - собственных выводов или собственного мнения по теме, - творческий подход в решении задач | ||
научный уровень работы (опора на научно – популярную литературу) | ||
- качество полного письменного варианта текста работы, - наглядность и иллюстративность работы, - культура оформления | ||
качество презентации работы (уместное использование мультимедийных средств, раздаточного материала и т. д.) | ||
качество устного выступления: - логика изложения, ораторское мастерство, - доступность, - умение отвечать на вопросы, - соблюдение регламента | ||
результаты апробации продукта | ||
эффективность работы в группе: - умение взаимодействовать в группе с другими участниками проекта, - личный вклад в проект, - умение организовать работу. | ||
полученные результаты | ||
реализация проекта |
Баллы: высокий – 3 балла
средний – 2 балла
удовлетворительный – 1 балл
неудовлетворительный – 0 баллов.
В заключение очень важно провести рефлексию. Он позволяет учителю и ученику осознать конечный смысл проделанной работы. Можно провести анкетирование:
Анкета.
1.Чему вы научились, занимаясь проектной работой?
2.Где вы можете использовать полученный опыт?
3.Что вызвало интерес в проектной работе?
4.Что было трудно?
Основные типы проектов:
Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования: аргументация актуальности темы, определение проблемы исследования, обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы; обсуждение полученных результатов, формулирование выводов, оформление результатов исследования. Помимо специальных умений проверяются умение находить информационный ресурс как в традиционных
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Реализация таких проектов помогает учащимся сформировать в своем сознании образ писателя, поближе познакомиться с его творчеством, найти интересную дополнительную информацию. При создании проектов данного типа осуществляется тесное взаимодействие с информационным центром школы – библиотекой, учителями истории, информатики.
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком – то объекте, явлении.
Практико – ориентированные проекты отличает четко обозначенный результат деятельности участников проекта.
При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ старшеклассникам важно уметь не только находить ответы на готовые вопросы, но и конструировать задания. Данный вид работы учит самостоятельно овладевать теоретическим материалом, применять его на практике и ликвидировать пробелы в знаниях.
Банк тем проектов
1.Что читают современные подростки?
2.Латинский язык – мертвый язык?
3.Телефонное общение: вчера, сегодня, завтра.
4.Английские «хулиганы» в русском языке.
5.У.Шекспир. Кто он?
6.Современные средства для чтения книг. Что выбирает молодежь?
7.Влияние чтения художественной литературы на эмоциональное состояние человека.
8.Происхождение моей фамилии.
9.Значение творчества передвижников в культурной жизни XIX века.
10.Жвачка – вред или польза?
11.Индийский танец как разновидность восточного танца.
12.Знаменитые люди нашего края. А. П. Мадарин – представитель наивного искусства.
13.Пресса – зеркало мира?
14.Слово «кремль» в русском языке: происхождение, значение, восприятие.
15.Топонимика села Архангел.
16.Использование пословиц и поговорок в творчестве А.С.Пушкина.
17.Распространенные женские и мужские имена в нашей школе.
18.Язык современной рекламы.
19.Языковой вкус поэзии Б.Окуджавы.
20.Сквернословие - социальная проблема?
21.Н.В.Гоголь – гурман?
22.SMS – новый речевой жанр?
23.Влияние комнатных растений на здоровье человека.
24. Откуда пошло название города Меленки?
25.Борис Пастернак – музыкант, художник, философ, поэт?
26.Роль современной музыки в жизни подростка.
27.Какой быть молодежной лексике?
28.Мода XIX века и отражение ее в творчестве А.С.Пушкина.
29.Истоки гуманизма С.Есенина.
30. Книги М.Шолохова – всегда открытие?
31.Контрастные синонимы в лирике М.Цветаевой.
32.Формы обращения в русском языке.
33.А у нас стряслась беда - сочинение снова?
Библиографический список
1. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М, «Просвещение», 2009.
2..Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии, «Просвещение», 1989
3.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Академия, 2000
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., «Просвещение»,1998
5.Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации проектной деятельности
Презентация на тему "Методические рекомендации по организации проектной деятельности" содержит информацию о классификации учебных проектов, их педагогических особенностях, требованиях к оформлению пор...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка.
В статье описаны методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка....
Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование явля...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся 5-9 классов
Методические рекомендации содержат описание системы организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов и алгоритм работы над учебным проектом, включающий в себя этапы разработки проекта, по...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся по русскому языку и литературе
Методические рекомендациипо организациипроектной деятельности учащихся по русскому языку и литературе...
Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
Статья содержит конкретные рекомендации из опыта работы по организации и выполнению творческого проекта на уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...