Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся 5-9 классов
методическая разработка по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Методические рекомендации содержат описание системы организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов и алгоритм работы над учебным проектом, включающий  в себя этапы разработки проекта, порядок и содержание слайдов для презентации учебного проекта, шаблоны отчетов о выполнении работы, критерии оценивания и таблицу сформированности метапредметных образовательных результатов учащихся. В пособии также приведены результаты овладения обучающимися регулятивными, коммуникативными и познавательными учебными действиями, получаемые при  помощи проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани

Методические рекомендации

по организации проектной деятельности

учащихся 5-9 классов

Учитель информатики

высшей категории

Левахина Е.П.

2018 г.

Пояснительная записка

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) инструментом достижения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной Образовательной программы основного общего образования  (ООП ООО) являются универсальные учебные действия (УУД). Основным подходом формирования УУД является системно-деятельностный подход. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность. Оценка проектной деятельности входит в систему оценки планируемых  результатов наряду с государственной итоговой аттестацией, промежуточной аттестацией и итоговыми оценками по предметам. Поэтому грамотная организация и сопровождение проектной деятельности обучающихся является актуальной задачей каждого педагога.

В настоящее время каждое образовательное учреждение решает эту проблему самостоятельно. МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани является городской инновационной площадкой и работает над темой «Системный подход к организации проектной деятельности». Представленное мною пособие является  результатом опыта участия учителя информатики в этой работе. Целью создания данных методических рекомендаций является описание алгоритма организации и сопровождения проектной деятельности учащихся с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Разработанные методы, приемы, формы и средства могут быть полезны педагогам, организующим проектную деятельность по своему предмету.


Организация проектной деятельности

Проектная деятельность - особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Согласно Основной Образовательной программе основного общего образования МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани проектная деятельность может быть урочной и внеурочной и является обязательной для учащихся младшего и среднего звена. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя. Материалы текущего выполнения учебных проектов являются обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет итоговый индивидуальный проект, выполняемый в 9 классе. Он представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.  Невыполнение итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Темы проектов утверждаются директором гимназии. Обучающиеся сами выбирают как тему из предложенного перечня, так и руководителя проекта. План реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а)        письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б)        художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в)        материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г)        отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

  1. выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
  2. подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов - описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
  3. краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности;

б)        ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);

в)        исполнительской дисциплины.

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии школы или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Оценка проектной деятельности входит в систему оценки планируемых результатов (целевой раздел ООП) и указывается в характеристике обучающегося.


Алгоритм работы над проектом

Подготовительный этап

а) Определение темы. Учащиеся  обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

б) Анализ проблемы. Формулировка цели. Обучающиеся  должны записать, каким будет результат проектной деятельности – что они  разработают, создадут, получат, опишут.

в) Формулировка гипотезы, основополагающего вопроса  и проблемных вопросов.

в) Определение типа проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности

Организационный этап

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Описание конечного продукта деятельности.

г) Описание этапов проектирования и реализации проекта.

Учащиеся должны осознать, что самое главное в проекте – создать полезный продукт, когда ученик и руководитель решают личностно-значимые и социально-актуальные проблемы.

Внешний результат (продукт) – это средство решения той проблемы, которая и стала причиной реализации проекта.

Внутренний результат проекта – это успешный опыт деятельности, опыт решения проблемы проекта, приобретенные и использованные знания и умения, принятые учеником ценности.

Практический  этап

а) Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.)

б) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

в) Выбор оптимального варианта хода проекта.

г) Поэтапное выполнение задач проекта.

Презентационный

Публичная презентация продуктов проектной деятельности.

Порядок и содержание слайдов для презентации учебного проекта

Номер и цель слайда

Содержание слайда

1-й слайд – титульный

На титульном слайде должны быть:

 информация о школе;

 название проекта;

сведения об авторах –фамилия, имя, класс;

сведения о  руководителе – ФИО, должность.

2-й – план презентации

Небольшой план из 5–7 пунктов

3-й– введение

Введение к учебному проекту: цели, гипотеза, основополагающий вопрос, проблемные вопросы.

4–9-е слайды

Основная часть учебного проекта.

10-й слайд

Главные выводы работы – заключение.

Шаблон отчета о работе во время выступления

ВВЕДЕНИЕ

Тема нашего проекта……………………………………………………………………

Мы выбрали эту тему, потому что ……………………………………………………

Цель нашей работы …………………………………………………………………….

Проектным продуктом будет ………………………………………………………….

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………………………………

План нашей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): ……………………………………………………………….

Выбор темы и уточнение названия ……………………………………………………

Сбор информации (где и как искали информацию) …………………………………..

Изготовление продукта (что и как делали) ……………………………………………

Написание письменной части проекта (как это делали) ……………………………..

ОСНОВНАЯЧАСТЬ

Мы начали свою работу с того, что……………………………………………………

Потом мы приступили к ………………………………………………………………..

Мы завершили работу тем, что ………………………………………………………

В ходе работы мы столкнулись с такими проблемами ………………………………

Чтобы справиться с возникшими проблемами, мы …………………………………

Мы отклонились от плана (указать, когда был нарушен график работы) …………

План моей работы был нарушен, потому что …………………………………………

В ходе работы мы приняли решение изменить проектный продукт, так как ……….

Но все же нам удалось достичь цели проекта, потому что …………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив свой проект, мы можем сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …………………………………………………………………

Это произошло, потому что ……………………………………………………………

Если бы мы начали работу заново, мы бы ……………………………………………

Мы думаем, что мы решили проблему своего проекта, так как …………………….

Работа над проектом показала нам, что (что узнали о себе и о проблеме, над которой работали) …………………………………………………………………………………................

Аналитический этап

а) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

б) Оформление описания проекта:

Отчет о работе  над проектом

Тема: ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Авторы (ФИО, класс) ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту ______________________________________________________________________

Руководитель (ФИО, должность): ______________________________________________________________________                                                                    

Главный (основополагающий) вопрос, на который вы хотите найти ответ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое название проекта

______________________________________________________________________

Проблемные вопросы (сформулируйте вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы определить направление поиска ответа на основополагающий вопрос)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипотеза  (если вы проводите исследование, то подумайте и запишите свое, даже невероятное, предположение к проекту)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель (запишите, каким будет результат проектной деятельности – что вы разработаете, создадите, получите, опишете или что-то другое) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кому будет нужен (полезен) проект ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы, которые вы использовали:

Наблюдения (за чем или за кем вы наблюдали)

______________________________________________________________________

Опросы (кого и о чем вы расспрашивали): ______________________________________________________________________

Эксперименты: ______________________________________________________________________ 

Другие методы (укажите, какие именно): ______________________________________________________________________

Источники информации (книги, журналы, интернет-ресурсы, фильмы и т.д) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вы использовали для оформления результата работы над проектом (укажите, как именно вы собираетесь представлять свою работу, например: схемы, рисунки, макеты, фотографии, другое...) ? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План проекта

Этап

Что сделать

Дата

Кто отвечает

1

2

3

4

5

Итоги работы

Выполнили ли вы то, что задумали?

______________________________________________________________________

Какой ответ на главный вопрос вы узнали? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем подтвердилась ваша гипотеза? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем не подтвердилась ваша гипотеза? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что получилось хорошо? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано плохо? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было выполнить легко? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было выполнить трудно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вы узнали и чему научились? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Получился ли запланированный результат вашей совместной деятельности? ______________________________________________________________________

Критерии оценивания

а) Экспертная оценка проекта

Критерий 1. Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения

Цель выполнения проекта не сформулирована

0

Цель определена, но не обозначены пути ее достижения, нет плана работы

1

Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом

2

Критерий 2. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Работа построена на одном источнике информации

0

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

1

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

2

Критерий 3. Творческий и аналитический подход к работе, объем разработок, новизна решений

Работа не содержит личных размышлений и представляет собой формальное обращение к теме проекта

0

Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода

1

Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта, новые решения

2

Критерий 4. Качество оформления отчета о работе над проектом и наглядных пособий

Отчет отсутствует

0

Отчет представлен в виде устного сообщения без наглядных пособий

1

Отчет представлен в виде презентации или текстового файла

2

Критерий 5. Анализ процесса и результата работы

Анализ работы отсутствует

0

Анализ работы выполнен формально

1

Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывающихся ситуаций

2

Критерий 6. Качество проектного продукта

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

2

б) Сформированность метапредметных образовательных результатов учащихся

метапредметные образовательные результаты                                                                          

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Сумма

ставит цель и формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

составляет план выполнения проекта, осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач

оценивает свою деятельность, объясняет причины успехов и неудач, вносит коррективы в текущую деятельность

находит, перерабатывает, излагает полученную информацию;

интерпретирует и преобразует информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график и т.д.);

проявляет самостоятельность и творчество вработе над проектом

организует учебное взаимодействие в группе (определяетобщие цели, распределяет роли, обменивается информацией, проявляет инициативу)

ясно выражает свои мысли, аргументированно отстаивает свою точку зрения

понимает и принимает позицию собеседника, критически относится к собственному мнению

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала оценивания: 0 - 2 (0 - не обладает умением, 1 - обладает умением частично, 2 - обладает)


Заключение

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного проекта у обучающихся будут заложены:

  • потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
  • основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
  • основы ценностных суждений и оценок;
  • основы понимания существования различных точек зрения, взглядов.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

  • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
  • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

  • практическому освоению обучающимися основ проектной деятельности;
  • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
  • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинноследственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  1. Особенности преподавания учебного предмета «Информатика» в 2018/2019 учебном году: метод. рекомендации / сост. А.А. Рябова.

  1. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 "О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности".

  1. Письмо Минпросвещения России от 5.09.2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

  1. Основная образовательная программа основного общего образования

МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Презентация на тему "Методические рекомендации по организации проектной деятельности" содержит информацию о классификации учебных проектов, их педагогических особенностях, требованиях к оформлению пор...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка.

В статье описаны методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование  явля...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово «проект», оно означает «выброшенный вперед», «выступающий»,  ...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Методические  рекомендациипо  организациипроектной  деятельности учащихся по русскому языку и литературе...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...