Конспект занятия для дошкольников 5 лет с ТНР
план-конспект на тему

Подоплелова Светлана Викторовна

Лексическая тема: «Домашние животные».

Цель: актуализация словаря по лексической теме «Домашние животные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для дошкольников 5 лет с ТНР

Подоплелова Светлана Викторовна

учитель-логопед, учитель-дефектолог

                                                            ГБУ ДО  ЦППМСП  Курортного р-на СПб

Лексическая тема: «Домашние животные».

Цель: актуализация словаря по лексической теме «Домашние животные».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь по  теме «Домашние животные»;
  • закреплять навык группировки существительных по общему понятийному признаку;
  • расширять глагольную лексику;
  • упражнять в составлении двухсловных предложений (субъект + предикат);
  • упражнять в согласовании числительного два с существительными;
  • развивать операции обобщения.

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать внимание и память;
  • совершенствовать навык дифференциации существительных единственного и множественного числа;
  • совершенствовать навык дифференциации глаголов единственного и множественного числа;
  • развивать зрительно – пространственную ориентировку, память;
  • способствовать развитию координации речи с движением;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • развивать артикуляторную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать интерес к окружающему миру;
  • формировать навыки общения;
  • воспитывать умение выполнять задание по инструкции.

Оздоровительные:

  • создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • содействовать правильному физическому развитию.

Оборудование: магнитная доска, магниты, разметка «Паровозик», карточки с изображениями домашних зверей, машинка с контурными изображениями животных, набор картинок (кот – коты), набор картинок с изображением животных для индивидуальной работы, карандаши, фломастеры, манка, трубочки.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Л. Феня и Кирилл, дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Здравствуйте! Поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети здороваются.

Л. Посмотрите, какая необычная тропинка перед нами. Из каких фигур выложена тропинка?

Д. Круги.

Л. Из кругов. Феня пойдет по красным кругам, а Кирилл пойдет по синим кругам.

Дети идут по тропинке.

Л. Вот мы шли, шли и к столу подошли. Присаживайтесь, пожалуйста.

Дети садятся за стол.

  1. Основная часть

Игра «Дуем через трубочку»

Цель: развитие речевого дыхания.

На столе стоят коробочки, засыпанные манной крупой.

Л. Давайте возьмем трубочки и подуем в них. Вдох через носик, выдох через трубочку. Молодцы! Щеки не надуваем.  А сейчас подуем на дно коробочки.

Дети дуют в трубочки.

 Л. Кого вы увидели?

Д. Кота, собаку.

Игра «Накорми кота»

Цель: развитие артикуляторной моторики.

Л. Пришел кот и начал лакать молоко из миски и дразнить собаку.

Дети выполняют упражнения «Чашечка» и «Трубочка».

Игра «Машинка»

Цель: развивать обобщенные понятия.

Л. Посмотрите, у меня машинка. Голубая машина. В этой машине поедут домашние животные. Это кто?

Д. Это кот.

Л. Это кто?

Д. Это собака.

Л. Это кто?

Д. Это лошадь.

 Л. Это кто?

Д. Это коза.

Л. Это кто?

Д. Это свинья.

Дети называют животное и соотносят картинку с контурным изображением.

Л. Молодцы! Всех животных посадили в машину.

Завели машину.

Д. Бж! Бж! Бж!

Имитируют вращение ручки.

Л. Накачали шину.

Д. Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

Имитируют движение «насос».

Л. Улыбнулись веселей. И поехала скорей.

Д. У-у-у-у-у…

Вращают изображаемый руль.

Игра «Один – много»

Цель: упражнять в составлении двухсловных предложений (субъект + предикат).

Л. Посмотрите, это кто?

Д. Это кот.

Л. Что делает кот?

Д. Кот идет.

Л. Это кто?

Д. Это коты.

Л. Что делают коты?

Д. Коты идут.

Логопед выкладывает картинки: кот сидит – коты сидят, кот лежит – коты лежат, кот спит – коты спят, кот едет – коты едут, кот летит – коты летят. Дети отвечают, кто нарисован на картинке, какие действия совершает  кот, и совершают коты.

Игра «Паровозик»

Цель: совершенствовать навык дифференциации существительных единственного и множественного числа, совершенствовать навык дифференциации глаголов единственного и множественного числа.

Логопед подводит детей к доске, на которой закреплен паровозик с вагонами.

Л. Ребята, давайте выложим наши картинки в вагоны. В синем вагоне поедет кот, в зеленом вагоне поедут коты.

Дети выполняют задание. Логопед помогает, побуждая детей к самостоятельным действиям.

Физкультминутка «Зарядка»

Л. Коты сидят в вагонах. Давайте покажем им нашу зарядку. Сначала говорим твердо.

Ба – движение рук вперед, хлопок

Бо – движение рук вверх, хлопок

Бу – движение рук в стороны, хлопок

 Бы – движение рук вниз, хлопок.

 Повторяют слоги и выполняют движения.

Л. А сейчас скажем мягко.

Бя - движение рук вперед,

Бё - движение рук вверх,

Бю - движение рук в стороны,

Би - движение рук вниз.

Л. Молодцы! Наши звери покатались на машинке и нашли себе друзей.

Игра «Парочки»

Цель: развитие внимания и памяти, закрепление умения согласовывать числительное два с существительными;

Л. У нас два кота,  две собаки, две козы, две лошади. Перемешаем картинки, разложим. Считалкой выберем, кто будет ходить первый.

Мяу, мяу, где мой крошка?

- Кто мяукает так?  - Кошка!

Дети начинаю игру, открывают по две картинки, называют, кто нарисован. Если картинки одинаковые (пара), то забирают себе, если картинки разные (не пара), то переворачивают обратно.

Л. Назовите, у кого кто?

Д. У меня два кота (две собаки, две козы, две лошади).

Игра «Найди одинаковые картинки»

 Цель: развитие зрительного внимания.

Л. У меня вот такая картинка. Найдите такую же картинку у себя и обведите её фломастером.

Логопед демонстрирует картинку. Дети находят такую же картинку у себя и обводят её фломастером.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Л. Покажите, что у вас получилось. Кто нарисован на картинке?

Д. Кот, собака, лошадь, корова.

Л. Это домашние животные.

Л. Мне было интересно с вами играть. А вам понравилось?

Ответы детей.

Л. Вы молодцы! У меня для вас сюрприз.

Хомка-хомка, хомячок.

Разожми мой кулачок!

Ну-ку, ну-ку, разожми,

Что найдешь, себе возьми!

Дети разгибают по одному пальцу и берут сюрприз.

Л. До свидания!

Д. До свидания!

Литература

  1. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004.
  2. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  3. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для дошкольников "Служба 01"

Знакомство детей с работой пожарных и пожарной службы...

Конспект занятия для дошкольников "Служба 01"

Знакомство детей с работой пожарных и пожарной службы...

Конспект занятия для дошкольников "Веселый клоун"

Направление занятия: художественно-эстетическое, рисованиеТема занятия: «Весёлый клоун».Программа: Дополнительная образовательная программа для дошкольников...

Конспект занятия для дошкольников старшего возраста "Про себя и про ребят: хотим быть здоровыми"

Конспект занятия может быть использован воспитателями  детских садов и педагогами дополнительного образования на учебных занятиях, классных часах, игровых и воспитательных мероприятиях, посвященн...

Конспект занятия для дошкольников на тему: "Путешествие в страну Вежливости»

Конспект занятия для дошкольников на тему: "Путешествие в страну Вежливости»  может быть применен педагогами дополнительного образования, воспитателями, учителями начальных классов на занятиях по...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" «ССОРИТЬСЯ НЕ БУДЕМ»

Конспект занятия по теме "Ссориться не будем" подготовлен для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" . Цель занятия: формирование представления детей о дружбе и друге. Зад...