Работоспособность детей и подростков
статья на тему

Годовых Инна Геннадьевна

Взаимосвязь работоспособности с физиологическими процессами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ingen.docx14.3 КБ

Предварительный просмотр:

Работоспособность детей и подростков

   Работоспособность человека – понятие многогранное. Внешним проявлением высокой работоспособности может служить высокий производственный или физкультурный результат, либо максимум работы, который в состоянии осуществить человек, либо работа, выполненная до возникновения предельных физиологических сдвигов.

    Следует отметить, что при количественной характеристике работоспособности детей и подростков максимальные нагрузки мало показательны, так как в этом возрасте еще недостаточно развит навык волевого предельного напряжения. Дети, как правило, прекращают работу задолго до достижения предела напряженной деятельности.

    Мышечная работоспособность как способность выполнять работу большой мощности в значительной мере зависит, с одной стороны, от мышечной силы, выносливости, а с другой – от состояния вегетативных компонентов организмов (сердечно-сосудистой системы, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и т.д.). Между этими компонентами существуют определенные взаимоотношения. Так, различные виды моторики (мышечное напряжение, ловкость и др.) предполагают наличие большой мышечной силы. Вместе с тем между состоянием сердечно-сосудистой системы и мышечной силой корреляция отсутствует.

   Для получения точной возрастной характеристики работоспособности необходимо учитывать четыре элемента:

    1) уровень развития мышечной силы,

    2) развитие различных видов моторики,

    3) развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

    4) развитие выносливости и способности к кратковременному развитию мощности.

   При этом для трудовой деятельности наибольшее значение имеет развитие моторики с ее важнейшими компонентами (координация, ловкость, быстрота движения) и повышение функциональных возможностей дыхания и кровообращения, чем развитие собственно мышечной силы. Для работоспособности детей большое значение имеют возрастные изменения в регуляции этих систем. Так, было установлено, что 10-11-летнимподросткам доступна нагрузка 100 ватт при минутном потреблении кислорода 1390 мл, а юноши в 18-19 лет при потреблении кислорода в объеме 3282 мл способны выполнить работу в 250 ватт.

   Уровень способности изменяется не только с возрастом, но и на протяжении отдельного рабочего дня. Проследив изменение производительности труда в течение дневной рабочей смены, можно отметить шесть характерных этапов динамики работоспособности:

   1) врабатывание, или вхождение, в работу,

    2) поддержание высокой устойчивости работоспособности,

    3) снижение уровня работоспособности перед перерывом,

    4) врабатывание после перерыва,

    5) поддержание высокого уровня работоспособности во вторую половину рабочего дня,

    6) снижение работоспособности в конце рабочего дня.

   Наблюдая ежедневную динамику работоспособности, можно выявить факторы, нарушающие или восстанавливающие активное состояние организма, что важно для правильной организации режима и физического воспитания школьников. Рациональная организация мышечной активности детей при их физическом воспитании и трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей будет способствовать их общему развитию и укреплению здоровья.

   Активное состояние организма во время работы, очевидно, зависит от степени согласованности между собой основных физиологических процессов движения, дыхания, кровообращения и т.д.

   

  1. Маркосян А.А.  Вопросы возрастной физиологии. - М.: «Просвещение», 1974. – 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как повысить уровень работоспособности детей с нарушением интеллекта в процессе урока

Одной из главных задач коррекционных школ является коррекция недостатков психофизического развития школьников. Для ее решения, необходимы  правильная  организация  школьного режима ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

«Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков» Реферат

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе...

Нарушение работоспособности детей с ОНР

В статье рассматиривается проблема нарушения работоспособности у детей с общим недоразвитием речи....

Эффективные средства восстановления физической работоспособности детей в период тренировочного процесса с помощью бани и массажа

Эффективные средства восстановления  физической работоспособности детей в период тренировочного процесса с помощью бани и массажа...