Нарушение работоспособности детей с ОНР
статья

Н. Лебедева

В статье рассматиривается проблема нарушения работоспособности у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_onr.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение работоспособности у детей

с общим недоразвитием речи (ОНР)

Эта тема достаточно актуальна в наше время, когда к ребёнку предъявляются повышенные требования, например, при поступлении ребенка в школу, которое, порой, проводится на конкурсной основе. Особую остроту эта проблема приобретает в дошкольных учреждениях с аномалиями развития, в том числе, и в детских садах для детей с нарушениями речи. В дошкольных учреждениях вводится множество различных учебных дисциплин: шахматы, аэробика, стретчинг, иностранные языки, компьютерные программы и многое- многое другое, что часто является тенденцией моды и желания родителей. Эта проблема встаёт наиболее остро, так как отсутствие оценки и контроля влияния нагрузок на неокрепший детский организм может в дальнейшем нанести серьёзный вред здоровью ребёнка. В последующем возникают проблемы в школе. Степенью, характером речевой недостаточности и психических наслоений определяются возможности ребёнка учиться и активно участвовать в общественной жизни школы. Успеваемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчётливо спросить, ответить, рассказать или прочитать.

     Анализ литературы и исследования многих известных авторов, таких как  Романов В.Я., Осипова А.А., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н., Пузырей А.А., Баскакова И.Л., Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф., и др., показал, что внимание и работоспособность у детей с ОНР отличается от здоровых детей.

     Нарушение работоспособности детей сопровождается общей усталостью, отсутствием или снижением мотивации к деятельности, снижением функционирования психических процессов.

     Белякова Л.И. объясняет эти нарушения снижением познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания,  быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. По мнению Усановой О.Н у детей с тяжёлыми нарушениями речи низкий уровень произвольного внимания. Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей.

     Работоспособность зависит от множества факторов, как внутренних, так и внешних. Так, на фоне эмоционального подъёма человек способен “горы свернуть”, а в состоянии депрессии у него “всё из рук валится”. Работоспособность напрямую связана с состоянием здоровья и функциональной зрелостью организма. Дети гораздо менее работоспособны, чем подростки и взрослые.

     Для организма ребёнка характерны генерализованные физиологические реакции, то есть в ответ на внешнее воздействие организм реагирует активацией различных физиологических систем. Такой способ реагирования весьма не экономичен, связан с быстрым исчерпанием резервов и поэтому не может обеспечивать нормальное функционирование в течение длительного времени. Иными словами, в организме нет функциональных возможностей для длительного поддержания устойчивых (стационарных) состояний, возникающих при разного рода деятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках.

      Ещё менее устойчивы дети этого возраста к статическим физическим нагрузкам. Это в частности, накладывает большие ограничения на форму учебных занятий: необходимость неподвижно сидеть за партой, долго сохранять одно и то же положение тела предъявляет к организму ребёнка неадекватные требования. Непрерывная целенаправленная деятельность прерывается кратковременными паузами и ошибками. По словам Выготского, развитие имеет место там, где есть новый предмет освоения. Новое само по себе привлекает меньше, когда обнаруживаешь, как много можно извлечь из старого. По данным физиологов, у дошкольников категория новизны связана прежде всего с эмоциональностью, а не с информативностью. Этим объясняются быстрое “вычеркивание” побуждения к деятельности и утрата интереса к ней, что приводит к переключению внимания на новые объекты. Поэтому следует ориентировать ребенка не только на результаты деятельности, необходимо также сделать привлекательным и интересным сам процесс и способ познания.

 Детям трудно сосредотачиваться на однообразной и непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работоспособность детей и подростков

Взаимосвязь работоспособности с физиологическими процессами...

Как повысить уровень работоспособности детей с нарушением интеллекта в процессе урока

Одной из главных задач коррекционных школ является коррекция недостатков психофизического развития школьников. Для ее решения, необходимы  правильная  организация  школьного режима ...

Эффективные средства восстановления физической работоспособности детей в период тренировочного процесса с помощью бани и массажа

Эффективные средства восстановления  физической работоспособности детей в период тренировочного процесса с помощью бани и массажа...