Самоанализ работы
материал на тему

Долматов Олег Александрович

Самоанализ работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ работы

                          Долматов Олег Александрович,

                                            педагог       дополнительного образования

                                                         МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей Пуровского  района

В российской системе образования всё более утверждается курс на демократизацию и гуманизацию школы. Такое построение учебного процесса, которое основывается не на усвоении и овладении знаниями, а на развитии и саморазвитии учащихся,  определяет  главной задачей образования становление личности обучающегося, раскрытие его способностей, формирование желания получать знания.

 Государственным образовательным стандартом в качестве приоритета определено формирование общеучебных умений, навыков и способов учебной деятельности, уровень усвоения которых   в значительной мере предполагает успешность обучения на всех ступенях образования.

         Мастером производственного обучения работаю 15 лет. Общий стаж работы 32 года. В 2002 году закончил Ижевский политехникум по специальности « Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». С 1999 года и по настоящее время работаю мастером производственного обучения в МАОУ МУК п. Ханымей, с 2017 года перешедшего к МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей.  В 2013 году прошел курсы повышения квалификации «Подготовка и переподготовка специалистов по безопасности движения на автомобильном и городском транспорте»,  48 часов, г. Губкинский, 2010 г., «Методика обучения вождению автотранспортного средства», 90 ч., ГБОУ СПО  «Перевозский строительный колледж», 2013 г.

Чувствую потребность в систематическом самообразовании, изучении опыта учителей-новаторов. Их опыт использую, преломляя, изменяя с учётом своего видения, своих возможностей, т.к. современное общество требует постоянного совершенствования системы образования, а современная педагогика ставит учителя перед выбором.

Цель моей работы: непрерывное совершенствование педагогического мастерства, воспитание и подготовка образованного, имеющего прочные знания и навыки человека, привитие учащемуся серьёзного отношения к выполнению требований безопасности, чувства ответственности, создание условий для развития каждого ученика согласно его психологическому статусу.

В своей работе руководствуюсь следующими нормативными документами:

  • Закон об образовании;
  • Конвенция о правах ребенка;

           - Закон «О безопасности дорожного движения»;

-Программа «Здоровье»;

  • Положение о порядке подготовки водителей автотранспортного средства;
  • Образовательный стандарт по профессии «Водитель транспортного средства категории « В».

Успех и уверенность учащихся в обучении зависит от того, насколько раскрыты его индивидуальные способности, преподаватель поэтому должен развить в ребёнке внутреннее стремление к приобретению прочных знаний путём настойчивого упорного труда, вырабатывать у учащихся стремление к преодолению возможных трудностей на пути продвижения от незнания к знанию.

Для достижения положительных результатов считаю необходимым использовать разнообразные формы и методы обучения, изучать передовой педагогический опыт, использовать инновационные технологии, дифференцированный подход к преподаванию, реализовывать принцип сотрудничества учителя и ученика.

Моя деятельность направлена на подготовку грамотного и дисциплинированного водителя, привитие учащемуся серьёзного отношения к выполнению требований безопасности, чувства ответственности. С этой целью я использую для осуществления поэтапного обучения вождению кабинет автотренажеров, учебный автодром, учебные маршруты, согласованные с местными органами ГИБДД.

Обучая учащихся вождению автотранспортного средства, руководствуюсь примерными программами образовательного учреждения, использую следующую учебную документацию: образовательный стандарт, учебный план, учебные пособия для учащихся и преподавателей, читаю психологическую, методическую и техническую литературу.

Организация образовательного процесса предусматривает

-обеспечение базового ядра образования, укрепление здоровья и физическое развитие учащихся, формирование национального самосознания;

-создание условий для получения качественного образования учащимися;

-способствование самоопределению личности через формы обучения творческого характера и дополнительное образование;

-учет потребностей учащихся, родителей, социума, что ведет к созданию комфортной школьной среды.

Урок рассматриваю с позиции здоровьесберегающих образовательных технологий по параметрам:

а)        обстановка и гигиенические условия на рабочем месте;

б)        количество видов учебной деятельности;

в)        средняя продолжительность и частота чередования различных видов

деятельности;

г)        поза учащихся;

д)        наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (комплекс упражнений продолжительностью не более трёх минут на утомляемость глаз, позвоночника и т.д.)

ж)        психологический климат на уроке (комфорт-напряжение);

з)        наличие на уроке эмоциональных разрядок;

и)        темп и плотность урока.

По специфике нашего учреждения учащиеся приходят к нам после занятий в школе, наполненные предыдущими впечатлениями и информацией. Важно учитывать степень психической утомляемости при длительном изложении материала. Применяю вначале организационную беседу, что побуждает учащихся воспроизвести ранее усвоенные знания или сделать самостоятельные обобщения на основе усвоенного фактического материала. Очень эффективным является использование инструкционных карт, применяемых мною на каждом занятии. Во вводном инструктаже необходимо познакомить учащихся с правилами работы с инструкционными картами. На первых занятиях необходимо проводить более подробные объяснения, а в последующем систематически давать краткие указания.

Важно, чтобы учащиеся усвоили принципиальную структуру инструкционной карты, её основные разделы и ключевые моменты: содержание темы, задания; нормы времени; инструмент; правила безопасности труда; операции и упражнения; трудовые приемы и элементы самоконтроля действий.

Особенно важно подчеркнуть учащимся обязательность выполнения ими всех учебных указаний, содержащихся в картах.

Часто учащиеся не осознают или забывают, что необходимо не только выполнить указанную операцию, но и самому проверить и убедиться, насколько правильно она выполнена.

Учащимся следует напоминать об этом и требовать от них обязательного осуществления самоконтроля трудовых действий; показывать и пояснять им, как нужно контролировать свою работу.

Поэтому важно с самого начала приучать учащихся выполнять указания по самоконтролю, содержащиеся в инструкционных картах; знакомить их с практическими признаками, по которым можно судить о правильности выполняемых действий; вырабатывать потребность оценивать не только конечный результат выполнения работы, но и правильность ее хода.

На начальном этапе обучения учащиеся контролируют более крупные отрезки времени (части задания, операции большого объема). На последующих этапах постепенно переходить к контролю более мелких отрезков времени.

Необходимо периодически напоминать, чтобы учащиеся не забывали следить за временем, сопоставлять временные показатели, что вырабатывает у них привычку и навык, потребность ясно представлять себе, укладываются они в норму времени или нет.

Повышение норм времени служит сигналом как педагогу, так и учащимся для корректировки действий.

При наличии хорошо составленных инструкционных карт в устном инструктаже не следует дублировать содержание описываемых в картах операций, трудовых приемов, технических требований.

Большое внимание следует уделять показу новых операций, предупреждению ошибок, объяснению и показу приемов самоконтроля.

Нет необходимости также останавливаться на объяснении последовательности выполнения операций, однако в отдельных случаях указать учащимся на возможные изменения порядка изучения операций или сокращение общего набора операций, подлежащих изучению на данном занятии.

Применение достаточно полных инструкционных карт позволяет усилить в устном инструктаже элементы контроля усвоения нового материала, элементы проблемного обучения, ознакомление учащихся с передовой технологией технического обслуживания, приемами вождения автомобиля  как ведущим в сфере образования на современном этапе является личностно-ориентированный подход, в своей работе я стараюсь добиться формирования и развития следующих моментов:

           - получение прочных знаний и умений по профессии;

  • интеллектуальное развитие школьника;
  • развитие и становление познавательных сил учащегося;
  • развитие логического мышления;
  • развитие памяти;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • переход от педагогики требований к педагогике отношений;
  • формирование чувства ответственности за безопасность движения;
  • формирование сознания экологической ответственности;
  • воспитание экономического мышления;
  • воспитание дисциплинированности.

Важнейшее место и роль в профессиональном обучении принадлежит специальным предметам и практическому (производственному) обучению и производственной практике. Организация профессионального обучения включает параллельное теоретическое и производственное обучение. Я осуществляю практические занятия, которые проводятся в учебных мастерских, на автодромах, полигонах, на производственных участках. При практическом обучении я использую последовательную и постепенную отработку рабочих приемов, трудовых операций, комплексов трудовых операций.

Интеллектуальная загруженность достигается за счет информативной насыщенности занятия. Существующие примерные программы и образовательный стандарт позволяет мне организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое занятие было познавательным. Учебный процесс строю как процесс решения постоянно усложняющихся мыслительных задач, включаю виды работы, предусматривающие мыслительный поиск, что требует от учащихся интеллектуальных поисковых умений. Таким образом, интеллектуальное развитие школьника помогает мне решить одну из задач, которую я ставлю перед собой, а именно: реальное рабочее владение материалом, действительно обеспечивающее нашим выпускникам возможность управления автотранспортным средством. Ведущая роль в методике практического обучения должна отводиться развитию умственной деятельности учащегося при получении знаний и умений по профессии. Современная педагогика утверждает, что практике в обязательном порядке должны предшествовать теоретическое усвоение и теоретический тренинг. Предварительный тренинг, проигрывание действий в уме готовит учащегося к безошибочному освоению.

Познавательная деятельность выражается в знакомстве с объектами обучения, их соблюдении,  изучении, исследовании в широком смысле слова, уяснении их устройства и функционирования, взаимодействия частей, принципов работы. На практическом занятии очень важно настроить учащегося на то, что теоретический материал, усвоенный им на уроке, необходимо, пропустив через собственное восприятие и понимание, применить в конкретной ситуации на дороге. Для этого практикую создание проблемных ситуаций, требующих самостоятельного осмысления и принятия решения, что заставляет ученика вспомнить ранее изученное, проанализировать, найти пути решения данной проблемы.

Развитие памяти реализуется через все этапы учебного процесса, которые я использую при организации занятия, а именно:

  • презентация нового материала;
  • активизация полученных знаний на практике;
  • систематизация знаний и умений;
  • повторение;
  • обратная связь.

Гуманно-личностный подход к ребенку реализую на каждом уроке, необходимо помнить, что сущностью этого отношения является его направленность на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Такой подход обращает процесс обучения к личности ученика,  к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.

На своих занятиях особое внимание уделяю формированию чувства ответственности за безопасность движения. Реальное формирование этого чувства включает осознание учащимися значения для собственной жизни и здоровья недостаточно умелого управления автотранспортным средством, недостаточного знания ПДД и их нарушения, небрежности и невнимательности.

Формирование сознания экологической ответственности считаю важным воспитательным воздействием на уроке. Оно проводится при рассмотрении таких вопросов как, например, регулировка карбюратора на содержание СО2, работа двигателя на холостом ходу,  мойка и заправка автомобиля ГСМ, содержание стоянок автомобиля и гаража.

При рассмотрении вопросов экономического управления автомобилем у меня есть хорошая возможность воспитания экономического мышления учащегося путем постановки учебных проблем, связанных с изучением режимов экономического управления автомобилем, методов уменьшения потерь топлива при пуске и прогреве двигателя. Особое внимание при этом обращаю на особенность пуска двигателя в зимних условиях, что неотъемлемо связано со спецификой работы в наших, северных условиях. Ответственность и дисциплинированность - это важнейшие качества водителя. Поэтому на всех занятиях я устанавливаю постоянную, подлежащую неукоснительному выполнению систему требований для ученика во всех вопросах учебной работы Вышеуказанные поставленные цели и задачи помогают мне достичь желаемого результата в обучении учащихся вождению автотранспортного средства и в получении ими профессии.

Основными принципами моей работы являются:

  • принцип научности;
  • принцип систематичности и последовательности в обучении;
  • принцип прочности усвоения знаний и нывыков;

          - принцип индивидуального подхода к учащимся;

  • принцип доверия и открытости.

Принцип доступности. Согласно этому принципу я сообщаю учащимся научно достоверные и проверенные практикой факты. Стараюсь варьировать сложность материала и нагрузку на учащихся в зависимости от восприятия ими предлагаемого материала. Необходимо сделать занятие понятным, осознанным, таким, чтобы учащийся осознал и усвоил предлагаемый материал, смог выразить свою мысль научно, грамотно, связать и закрепить практикой, более доступным, в соответствии с уровнем развития самого учащегося. Раскрываю естественнонаучные основы устройства и принципа действия механизмов и систем автомобилей, применяю установленную ГОСТом терминологию, обозначения, формулы и единицы измерения.

Принцип систематичности и последовательности в обучения. Учебный материал располагаю в строгом логическом порядке, способствующему формированию у учащихся целостной системы знаний по предмету.

Принцип прочности усвоении. У учащихся формирую такие знания, которые они могут не только воспроизвести на уроке, но и использовать в дальнейшем обучении и на практике.

Принцип индивидуального подхода к учащимся. В основе данного принципа лежит учет индивидуально-психологических особенностей познавательной, волевой, эмоциональной сферы учащихся.

Принцип доверия и открытости. Этот принцип предусматривает взаимопонимание между мастером и обучаемым, доверительные отношения в процессе обучения.

Усвоение материала осуществляется от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН.

Исходя из вышеуказанных принципов, я использую различные приемы в работе: индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, развитие мотивационной сферы. Наиболее эффективным приемом своей работы считаю дифференцированный подход к учащемуся, который позволяет учитывать индивидуальные и психологические особенности обучаемою, его личностные свойства, так называемую индивидную индивидуализацию. Этот прием работы помогает мне осуществлять обучение наиболее рациональным путем, а значит добиться необходимых результатов.

Считаю, что мастеру производственного обучения следует уделять должное внимание развивающему аспекту, выделяя при этом мотивационную сферу. Для развития мотивационной сферы учащихся важен их личный опыт, «контекст» деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, направленность личности, статус в группе. Все это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию (как общую, так и ситуативную). В этом случае я направляю работу не на стимуляцию, а на внутреннее побуждение ученика; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, а является прямым порождением самого метода обучения. Дифференцированный подход и развитие мотивационной сферы помогают побудить ученика, как к профессиональной деятельности, так и теоретическим основам ее формирования, развивая самостоятельность в учении и овладении профессией. При индивидуальном и самостоятельном обучении идет закрепление на практике: трогание с места, движение но кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп линии, движение но «змейке» передним ходом, въезд в габаритный дворик, разворот в нем с применением заднего хода и выезд передним ходом. Учащийся должен самостоятельно быстро и технически правильно проверить по выбору мастера состояние шин, действие ножного тормоза, состояние и действие приборов освещения и сигнализации.

Немаловажную роль играют и межличностные отношения учитель – ученик, поэтому я строю взаимоотношения с учениками на основе доверия, сотрудничества и уважения. Уважительное отношение друг к другу играет ключевую роль при обучении и особенно способствует развитию творческого потенциала учащегося. Для преподавателя адекватные взаимоотношения важны при осуществлении контроля, анализа, оценивания, а для ученика восприятие всего вышеперечисленного.

Для достижения успеха в межличностных отношениях и с целью выполнения модернизации образовательного процесса, я использую в своей профессиональной деятельности элементы новых образовательных технологий. В практике преподавания вождения считаю наиболее эффективным обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве — способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка.

Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс научения происходит в совместной деятельности. «Доказано, - подчеркивает И.А. Зимняя, - что но сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель - ученик» обучение в сотрудничестве в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10%».

Технология обучения в сотрудничестве решает одновременно три основные задачи:

  • познавательную, связанную с непосредственной учебной ситуацией;
  • коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки;
  • социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

В процессе обучения в сотрудничестве осуществляются две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

 - решение поставленных задач;

 - оказание поддержки в ходе совместной работы.

Данная методика позволяет мне реализовать в полной мере цели и задачи, которые я ставлю перед собой в процессе обучения вождению. В наибольшей степени я реализую гуманно-личностный подход к ребенку, переход от педагогики требований к педагогике отношений, развитие и становление познавательных сил учащегося.

Согласно концепции применяемой мною технологии, в моей работе преобладают соответствующие методы и формы.

Методы организации деятельности:

  • диалогические;
  • развивающие (проблемно-поисковые);
  • активные (творческие: анализ конкретных ситуаций, решение задач);

информационно-сообщающие (объяснительно-иллюстративные);

репродуктивные.

        Методы стимулирования поведения:

  • похвала;
  • поощрение;
  • самооценка.
  • Формы обучения:
  • индивидуальная работа;
  • беседа;

Формы контроля:

           - индивидуальные консультации;

  • наблюдение;

- итоговые занятия.

Виды контроля:

  • промежуточный;
  • итоговый.

       Результат.

1. Повысился уровень развития интеллектуальных, познавательных и профессиональных способностей ребенка.

  1. Сформируется готовность к профессиональной деятельности и положительный настрой к дальнейшему получению профессии.
  2. Создаются условия для приобщения детей к новому социальному опыту с использованием профессиональных навыков вождения автомобиля.
  3. Сформированы теоретические знания по предмету и практические навыки вождения автомобиля.
  4. Повышается уровень трудового воспитания.

6. Повышается уровень профориентационной работы.

Положительным результатом своей работы считаю: овладение выпускниками профессиональными навыками и осуществление профессиональной деятельности, высокое качество знаний по результатам итоговой аттестации.

В своей дальнейшей работе считаю необходимым искать пути и способы решения существующих проблем: содействие в накоплении ТСО. соблюдение преемственности в обучении, осуществление непрерывной связи между теорией и практикой, укрепление межпредметных связей, сохранение целостности обучения.

Огромную роль играет личный потенциал ученика. Поэтому для достижения успеха в обучении необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности учащегося; создавать условия для повышения мотивации обучения вождению, осуществлять поиск путей и способов для самореализации личности, постоянно повышать свои организаторские и методические умения путем самообразования, повышать уровень психологической культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ работы учителя истории

самоанализ работы за 2010-2011 год....

Самоанализ работы за 2010-2011 уч.год учителя русского языка и литературы Мацегоровой Н.А.

В 2010-2011 уч.году я  работала над  проблемой самообразования «Педагогика сотрудничества как средство повышения мотивации учащихся».В целях решения этой проблемы был использован опыт ...

Самоанализ работы

Как я работаю,мои достижения ,мониторинг...

Самоанализ работы учителя за 2011-12 учебный год

Уважаемые коллеги ! Представляю Вашему вниманию краткий самоанализ своей работы в 2011-2012учебном году....

самоанализ работы классного руководителя за 2010-2011 уч.год

В 2010 – 2011 учебном году я приняла 5 класс, как классный руководитель. В классе 19 учащихся, 9 мальчиков и 10 девочек. Мой класс, принятый мною в 2010-2011 учебном году можно назвать сложным, ...

Самоанализ работы по теме самообразования

Самоанализ работы по теме самообразования  «Формирование компетентностей учащихся на уроках математики». Цель: использование современных педагогических технологий с целью формиров...