Рабочая программа дополнительного образования «Практическое вождение транспортных средств»
рабочая программа по теме
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» и стандарта Российской Федерации по профессиям «Водитель транспортного средства категории "В"», примерной программы подготовки водителей транспортного средства категории «В», разработанной Министерством транспорта РФ и утвержденной Министерством образования РФ. Программой предусматривается систематизация знаний по начальному вождению легковых автомобилей на закрытой площадке (автодром).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_prakticheskoe_vozhdenie._nachalnoe_obuchenie.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования
«Практическое вождение транспортных средств»
Педагог дополнительного образования Долматов Олег Александрович
п. Ханымей
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» и стандарта Российской Федерации по профессиям «Водитель транспортного средства категории "В"», примерной программы подготовки водителей транспортного средства категории «В», разработанной Министерством транспорта РФ и утвержденной Министерством образования РФ. Программой предусматривается систематизация знаний по начальному вождению легковых автомобилей на закрытой площадке (автодром).
Программа рассчитана на один год обучения учащихся 12-16 лет.
Программа включает в себя практическое вождение легковых автомобилей на закрытой площадке (автодроме).
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени педагогом дополнительного образования индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на учебном транспортном средстве), оборудованном в установленном порядке и имеющим опознавательные знаки «Учебное транспортное средство», учебном автодроме (площадке для учебной езды).
При отработке упражнений по вождению предусматривается выполнение работ по контрольному осмотру учебного транспортного средства.
Как образовательный предмет «Практическое вождение транспортных средств» помогает развитию школьника, его профессиональной ориентации. Он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом и в соответствии с этим служит формированию качеств личности, её направленности, что обеспечит использование профессиональных возможностей.
Большую актуальность приобретает приобщение детей к новому социальному опыту с использованием профессиональных навыков вождения автомобиля, формирование готовности к профессиональной деятельности и положительный настрой к дальнейшему изучению профессии
В ходе практических занятий реализуются следующие цели и задачи:
- развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать профессиональную деятельность по вождению автомобиля; повышать ее продуктивность;
- развитие способности к функционально-адекватному использованию теоретических знаний;
- воспитание у учащихся чувства индивидуальной ответственности, способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации;
- воспитание убежденного образцового участника дорожного движения,
активного агитатора и пропагандиста ПДД; - повышение общего уровня культуры поведения учащихся на дороге.
Практические задачи:
- обучение учащихся приемам езды;
- систематизация знаний дорожных знаков и их назначения;
- систематизация знаний учащихся по устройству и техническому обслуживанию автомобиля;
Образовательные:
• знать правила дорожного движения;
• научить первоначальным практическим навыкам вождения автомобиля;
•научить свободно пользоваться материалами и инструментами, а также технологическим приемам обработки конструкционных материалов;
•знать устройство легкового автомобиля и принципы его работы.
Развивающие:
• формирование способов преобразовательной деятельности (репродуктивной и творческой) в процессе знакомства с устройством автомобиля и работы с соответствующей технической документацией;
• формирование опыта конструкторской и технологической творческой деятельности;
• развитие эмоционально-ценностных отношений к преобразовательной деятельности и ее социальным последствиям;
• формирование технических знаний и практических навыков в обслуживании, ремонте и управлении автомобилем;
• привитие навыков и умений работы с различными материалами, инструментами, оборудованием.
Воспитательные:
• воспитание ценных личностных качеств: трудолюбия, порядочности; ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения;
• воспитание интереса к профессиям в областях техники в соответствии с осознаваемыми собственными способностями;
• воспитание законопослушного участника дорожного движения, знающего и строго соблюдающего ПДД;
• воспитание интереса к истории автомобилестроения.
Актуальность программы обусловлена необходимостью отвлечения подростков с улицы и помощи в раскрытии их творческого потенциала. Программа дополнительного образования «Практическое вождение транспортных средств» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части. Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий.
Новизна программы
Занятия направлены на постоянное расширение знаний по техническому устройству и эксплуатации автомобиля, совершенствование навыков управления автомобиля. Программа поможет подросткам сориентироваться в выборе будущей профессии, способствует в самореализации и формировании законопослушного и культурного участника дорожного движения.
Планируемые результаты
обучаемый должен уметь:
- управлять легковым автомобилями в различных дорожных и метеорологических условиях;
- соблюдать Правила дорожного движения и не допускать дорожно-транспортных происшествий;
- проверять техническое состояние автомобиля перед выездом;
- устранять возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности, не требующие разборки механизмов;
обучаемый должен знать:
- назначение, расположение, устройство, принцип действия основных механизмов и приборов легкового автомобилей, Правила дорожного движения, Основы управления транспортным средством;
- признаки неисправностей механизмов и приборов автомобиля, возникающих в пути и способы их устранения с помощью имеющегося инструмента;
- влияние погодных условий (дождь, туман, гололед и др.) на безопасность движения1 и способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
- правила техники безопасности при проверке технического состояния автомобиля и обращения с эксплуатационными материалами (бензином, электролитом, охлаждающими жидкостями, маслами);
Формы подведения итогов:
Итоги подводятся по результатам участия в соревнованиях, выставках, конкурсах ПДД, пробегах. Улучшение успеваемости в школе и поведения дома (по отзывам родителей).
Контроль знаний и навыков проводится в форме творческих заданий, конкурсов, зачетов, практических занятий по обслуживанию и ремонту автомобилей, участие в соревнованиях и тренировках.
Методическое обеспечение программы
Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими выступают отдельные, приведенные ниже методы.
Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные - беседа, рассказ, монолог, диалог), (наглядные - демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, чертежей и т.д.), (практические – изучение и ремонт основных узлов автомобиля, правил дорожного движения и др.), индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные и развивающие игры, экскурсии, коллективные обсуждения и т.д.).
Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов.
Методы контроля: соревнования, конкурсы ПДД, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта обучающихся.
Основным методом проведения занятий является практическая работа. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Решению воспитательных задач, поставленных в программе, способствуют экскурсии в ГИББД, автотранспортные предприятия, профессиональное училище, где обучающиеся знакомятся с профессиями, связанными с автотранспортом. Большое воспитательное воздействие оказывает также участие обучающихся в конкурсах, показательных выступлениях и соревнованиях различного уровня. Особое внимание уделяется подросткам из неблагополучных семей. С ними и их родителями ведется индивидуальная работа.
Особенность программы, одним из направлений которой является спортивно-техническое, заключается в участии автосоревнований, автопробегов и обслуживании автотехники в рамках автомобильного спорта:
- на одном автомобиле могут выступать в соревнованиях несколько участников;
- соревнования и тренировки проходят на ограниченной территории, что обеспечивает повышенную безопасность;
- в соревнованиях и тренировках могут принимать участие подростки, не имеющие водительского удостоверения;
- инвентарь и оборудование не требуют больших затрат на изготовление;
- мероприятия проходят на виду у зрителей;
Каждое соревнование по автомногоборью включает в себя не менее трех видов состязаний, из которых не менее двух связаны с управлением автомобилем. Например: скоростное маневрирование или фигурное вождение, слалом и ПДД, экономичное вождение и поиск неисправностей, и т.д. Одним из видов могут быть состязания, связанные с дисциплинами физической культуры.
Учебный план
Практическое вождение транспортных средств
Распределение учебного времени
по темам и видам учебных занятий
№ | Раздел. Тема занятий задания | Кол-во часов | В том числе | |
Теория | практика | |||
Тема 1 . Начальное обучение | ||||
1. | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 0,6 | 0,6 | |
2. | Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации | 2 | 1 | 1 |
3. | Пуск двигателя, движение с переключением передач в восходящем порядке, и нисходящем порядках, выключение двигателя | 2 | 2 | |
4. | Начало движения , движение по кольцевому маршруту , остановка в заданном месте с применением различных способов торможения | 2 | 2 | |
5. | Движение с переключением передач | 3 | 1 | 2 |
6. | Движение с изменением направления | 2 | 2 | |
Тема 2. Вождение в ограниченных проездах | ||||
7. | Остановка в "заданном" месте, развороты | 2 | 2 | |
8. | Маневрирование в ограниченных проездах | 2 | 1 | 1 |
9. | Движение задним ходом | 2 | 2 | |
10. | Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрёстка и пешеходного перехода | 2 | 1 | 1 |
11 | Сложное маневрирование | 2 | 2 | |
Итого | 21, 6 часа | 4,6 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Тема 1. Начальное обучение
Задание 1. Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации (обучение на автомобиле)
Общее ознакомление с автомобилем, органами управления и приборами сигнализации. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом на маршрут. Посадка в кабину.
Тренировка в регулировании положения сиденья, пристегивании ремнем безопасности, пуске двигателя, подаче сигнала, включении стеклоочистителей, системы освещения.
Регулирование педалью акселератора оборотов двигателя на холостом ходу. Ознакомление со схемой переключения передач. Включение первой передачи, имитация трогания, разгона с переключением передач в восходящем порядке и замедления с переключением передач в нисходящем порядке.
Освоение техники руления, обеспечивающей сохранение обратной связи о положении управляемых колес.
Тренировка в повороте рулевого колеса на угол ±120°, 130°, 240°, 360° с возвратом колес в нейтральное положение.
Регулирование оборотов и скорости ТС по тахометру (при его наличии) и спидометру.
Задание 2. Приемы управления автомобилем (обучение на автомобиле)
Развитие навыков руления: положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности.
Действия органами управления при трогании с места, движении с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках, плавном и экстренном торможениях, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе).
Трогание с места, движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках, движение с небольшой скоростью. Приемы плавного торможения и остановки.
Задание 3. Движение с переключением передач (обучение на автомобиле) Трогание с места, движение по прямой с переключением передач в восходящем порядке. Приемы торможения и остановки. Движение задним ходом по прямой.
Задание 4. Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках (обучение на автомобиле)
Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках. Движение по прямой с изменением скорости путем регулирования положения дроссельных заслонок. Ступенчатый способ перехода на низшую передачу (последовательный и без соблюдения последовательности). Различные способы торможения (плавное, прерывистое и экстренное).
Задание 5. Движение с изменением направления
Движение передним ходом по кольцевому маршруту. Разгон и торможение с остановками у стоп-линий. Проезд по колейной доске правыми и левыми колесами. Повороты направо и налево, между препятствиями.
Движение задним ходом по прямой с использованием различных способов наблюдений за дорогой.
Движение задним ходом с поворотами налево и направо. Движение задним ходом вдоль стены (ограничителей), остановка, отъезд от стены (ограничителей).
Тема 2. Вождение в ограниченных проездах
Задание 6. Остановка в "заданном" месте, развороты.
Остановка автомобиля при движении передним и задним ходом, у выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара (параллельно, под углом 45 и 90 градусов). Подъезд к ограничителю передним и задним ходом. Проезд перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево. Развороты без применения заднего хода.
Задание 7. Маневрирование в ограниченных проездах
Въезд в ворота с прилегающей и с противоположной сторон передним и задним ходом. Выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами налево и направо. Проезд по "змейке" передним ходом. Разворот на ограниченном участке с применением заднего хода. Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода. Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода, выезд.
Задание 8. Сложное маневрирование
Постановка автомобиля в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом автомобиля направо (налево).
Постановка автомобиля на габаритную стоянку. Движение по габаритному тоннелю задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Трогание на подъеме.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«Практическое вождение транспортных средств»
Распределение учебного времени
по темам и видам учебных занятий
№ | Раздел. Тема занятий задания | Кол-во часов | Дата проведения занятия | |
По плану | Фактически | |||
Тема 1 . Начальное обучение | ||||
1. | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 0,6 | ||
2. | Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации | 2 | ||
3. | Пуск двигателя, движение с переключением передач в восходящем порядке, и нисходящем порядках, выключение двигателя | 2 | ||
4. | Начало движения , движение по кольцевому маршруту , остановка в заданном месте с применением различных способов торможения | 2 | ||
5. | Движение с переключением передач | 3 | ||
6. | Движение с изменением направления | 2 | ||
Тема 2. Вождение в ограниченных проездах | ||||
7. | Остановка в "заданном" месте, развороты | 2 | ||
8. | Маневрирование в ограниченных проездах | 2 | ||
9. | Движение задним ходом | 2 | ||
10. | Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрёстка и пешеходного перехода | 2 | ||
11 | Сложное маневрирование | 2 | ||
Итого | 21, 6 часа |
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
- В. П. Пузанков, А. Г. Роговцев. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. Москва «Транспорт»; 2005г.
- Правила дорожного движения Российской Федерации Издательство «За рулем» 2016г
- С.К.Шестапалов. «Устройство, ТО и ремонт легковых автомобилей» Издательский центр «Академия», 2000 г.
Протокол результатов аттестации учащихся
______________________________________________________ за 20_/20_ учебный год
Вид аттестации_______________________________________________________________
(входной контроль, промежуточная, итоговая аттестация)
Направленность_______________________________________________________________________
Название программы и срок её реализации__________________________________________________
______________________________________________________________________________________№ группы___________________год обучения________________ кол-во учащихся в группе________
ФИО педагога _________________________________________________________________________
Дата проведения аттестации______________________________________________________________
Форма проведения аттестации__________________________________________________________
Результаты аттестации
№ | ФИ ребенка | возраст | Теоретические знания | Практические умения и навыки | Метод определения практических умений | Общий результат |
Всего аттестовано____ учащихся.
Из них по результатам аттестации:
Высокий (9-10 б. ___ чел.; оптимальный (7-8 б.) уровень___ чел.;
допустимый (5- 6 б.) уровень___ чел.; низкий (4 б.)___ чел.; критический (2-3 б.) уровень __ чел.
Подписи педагога____________________________________________________________________
Члены аттестационной комиссии________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Программа дополнительного образования "Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения"
Программа программа направлена на приобретение учащимися знаний по программе подготовки водителей категории "А"...
Рабочая программа дополнительного образования «Практическое вождение транспортных средств»
Выполнил Забродин А.В....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обществознанию для 9 класса «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного обще...
Рабочая программа дополнительного образования «Практическая информатика» 9 класс
Курс является дополнением основных уроков информатики в школе, он позволяет систематизировать и углубить знания по информатике, обеспечивает комплексное восприятие предмета. Нацелен на подготовку учащ...
Рабочая программа дополнительного образования "Практическая биология" 5-6 класс на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучное
Направленность программы курса внеурочной деятельности «Практическая биология» - естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом уровне с использов...
Рабочая программа по ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 23.01.03 Автомеханик, направление подготовки 23.00.00...