«Нейропсихокоррекционные методы и приемы работы с детьми с различными нарушениями в развитии»
материал на тему

Лукашина Оксана Анатольевна

Вашему вниманию представлен практических семинар, направленный на реализацию коррекционных задач  для воспитателей подготовительных групп и учителей начальных классов. Педагоги расширят знания о причинах различных нарушений обучающихся. Опробируют методы и приемы коррекционной работы, с использованием нейройоги и акцентируют внимание на аспекты грамотности обучающихся и способы устранения пробелов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст39.7 КБ
Файл презентация854.92 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы специалисты в разных областях дошкольного образования, но однозначно можем сказать, что в настоящее время увеличилось количество просто ослабленных и детей с достаточно серьезными трудностями в развитии. Иногда затруднения начинаются еще с момента постановки диагноза.

Приведу пример. Девочку- первоклассницу приходиться  раз в два месяца класть в больницу. Симптомы примерно такие: кружиться голова, болит живот, нарушается дыхание, и даже случаются обмороки. Диагнозы врачи ставили разные: от гастрита до вегетососудистой дистонии.

Но, все это может свидетельствовать о серьезной общей ослабленности организма, возникающей при недостатке энергетических ресурсов. Когда энергии недостаточно, а ребенок, перенапрягаясь, старается сделать много «важных», с точки зрения его родителей, дел: отлично учиться, изучать несколько языков, посещать несколько дополнительных занятий, тогда и наступает истощение.
Общая ослабленность организма проявляется не только в снижении успеваемости, ухудшении настроения, но и в  низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит, например, к частым простудным заболеваниям, а также и к более серьезным последствиям. То есть, недостаток энергии, слабость мозга, центральной нервной системы ведет к снижению иммунитета всего организма в целом.
Есть не очень красивое, но зато точно описывающее состояние таких детей, слово: «дохленькие».

И здесь на первый план выходят нейропсихологи, которые доносят до нас такую простую и важную мысль, что и плохое настроение, и повышенный уровень тревожности, и проблемы с поведением у ребенка могут быть следствием не только каких-то внешних социальных причин, но и, возможно даже, в первую очередь, наличием проблем в работе мозга ребенка. Низкий уровень нейродинамики, тонуса или энергетического показателя.
За тонус отвечают глубинные, стволовые структуры мозга, основное формирование которых происходит во время беременности.
Любые проблемы во время беременности или родов предупреждают нас о весьма вероятных, пусть и минимальных, неполадках в развитии мозга ребенка. Стволовые структуры мозга завершают свое основное формирование в момент выхода ребенка по родовому каналу. Как будто что-то щелкает, и все встает в голове на свои места. Если же ребенок рождается, например, через кесарево сечение, то стволовые структуры его мозга также завершают свое основное формирование, но с небольшими нарушениями. Вот такие нарушения в работе мозга мы можем назвать минимальными мозговыми дисфункциями (ММД)
и представить их  в виде дремлющего вулкана, который «спит», но в любой момент может и хочет проснуться. И очень много энергии мозга уходит на удержание этого вулкана в спящем состоянии. А тот так и норовит найти слабое место, чтобы проявить себя. Отсюда – необъяснимая тревога, страхи, неуверенность в себе, нарушения в поведении, учебе, хроническая усталость. Даже если мы определяем у ребенка 5-6 лет средний уровень нейродинамики, то уже надо бить тревогу и обязательно объяснять родителям необходимость снижения нагрузок. Ведь энергии мозга ребенка уже явно не хватает на то, чтобы справляться со всеми возникающими задачами, да еще и компенсировать проявления ММД. Такая постоянная борьба с переменным успехом рано или поздно может привести ребенка в состояние хронического переутомления, при котором не могут полноценно функционировать речь, мышление, память, внимание, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению.

Когда мозг ребенка истощен, то в первую очередь начинает страдать контроль за своей деятельностью: непонятные капризы, слишком бурное реагирование на любую мелочь, истерики, слезы, сложности с засыпанием и т.д.. Из-за утомления мозг не может отдать команду «сон-бодрствование». Вспомните себя, когда вы сильно устали, вечером валитесь с ног и мечтаете добраться до постели. Но вот незадача – как только это происходит, и голова уже лежит на подушке, вы вдруг понимаете, что никак не можете успокоиться и заснуть. Вот это как раз и говорит о серьезном переутомлении, когда мозг не в состоянии отдавать и заставлять организм выполнять адекватные приказы. А теперь представьте, если ребенок постоянно находится в таком состоянии хронического переутомления.

Выявить причину нам поможет ЭЭГ (электроэнцефалограмма) и один из показателей активности коры головного мозга, так называемый альфа-ритм. У ослабленных детей, как и у детей с трудностями в развитии, он составляет порядка 30%. И это очень мало. Такая же «активность» альфа-ритма наблюдается на ЭЭГ у алкоголиков. Ну, у них то понятно, почему. Причем, альфа-ритм может быть и повыше, но при этом будет слабая синхронизация, корково-подкорковое взаимодействие. То есть, высокая активность коры хороша только при условии гармоничного взаимодействия ствола мозга и его коры.

Но вернемся к нашей девочке-превокласснице. Как вам уже, наверное, стало понятно, что основной причиной такого состояния являлся сниженный уровень нейродинамики. И здесь самое минимальное и необходимое, что родители могут сделать для ребенка: отвезти на море, увеличить в рационе количество энергетически богатой пищи, отправить в бассейн, на сеансы БОС (биологической обратной связи), к психологу, занимающемуся арт-терапией, заняться с ребенком физическими упражнениями.

 А, вообще, хороший раньше был лозунг: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». И, конечно, нужны упражнения, которые способствуют активизации работы мозга, т.е. гимнастика, но, гимнастика для мозга.

Так сложилось, что я работала логопедом и в дошкольном                                                                          образовании и в коррекционной школе и могу с полной уверенностью сказать, что все вышесказанное должно учитываться специалистами при выборе методов и приемов коррекционной работы с обучающимися, в том числе и на занятиях по обучении грамоте.

Но прежде всего, надо понять, из каких аспектов состоит грамотность, и проанализировать каждое звено в отдельности.

*Три основных блоков:

  1. Нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, т.е. достаточное развитие психических функций, необходимых для осуществления деятельности письма;
  2. Социально-педагогический. Важно учитывать характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению;
  3. Психологический,  который предполагает определенный уровень мотивации ребенка к занятиям письму, чтению и обучению вообще.

Все три блока взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.

Оказывается, что ребенок может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, того или иного предмета или слова, а левое — за правильное его называние или написание в соответствии с правилами орфографии.

А как же у нас дела с чтением обстоят? В 19 веке считалось, что около пятнадцать процентов детей невозможно научить чтению, сколько ни старайся. Дело было в той системе обучения. Дети сначала должны были выучить названия букв — все эти «аз» «буки», «веди», «мыслете» и так далее, потом научиться складывать из них слова. Для шестилетнего ребенка эта задачка из высшей математики и удивительно, что 85% детей с ней все-таки кое-как справлялись.

20 век упростил методику обучения чтению, что позволило поднять грамотность до 100%. Однако почти в каждом классе все равно были «двоечники», которые так и читали по слогам, с трудом понимая смысл прочитанного. «Ваш ребенок лентяй. Он плохо старается», — говорили учителя. Отстающему давали дополнительные задания, стыдили на классных собраниях, но дело не двигалось с места. И, в конце концов, двоечники закономерно приходили к выводу, что либо они сами — (мягко говоря) не умные , либо учеба — дурацкое занятие.

И лишь 21 век реабилитировал этих неисправимых лентяев. Когда нейрофизиологи начали исследовать работу мозговых центров, обеспечивающих такие высшие нервные функции, как распознавание устной и письменной речи, многое стало ясно. Оказалось, все эти функции локализованы в «молодой коре» (неокортексе) и очень чувствительны — легко повреждаются у плода во время беременности: при недостатке кислорода, при отравлении никотином, алкоголем и лекарственными веществами, при стремительных или наоборот затяжных родах. Один педагог образно назвал эти микроповреждения «дырками в голове». То есть ребенок просто не может научиться складывать звуки в слоги и слова, потому что те нейроны, которые должны были отвечать за эти функции, погибли еще во внутриутробном периоде и теперь на их месте — «дырка». Однако тут же подоспели и хорошие новости. Оказалось, что человеческий (а особенно детский мозг) очень пластичен. Ребенок может научиться обходить «дырки»

Если вспомнить слова основоположника отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия о том, что «акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного "центра"; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга», то можно представить, что трудности овладения письмом для этой группы детей вполне объяснимы.

 

* Все отделы мозгаА.Р. Лурия условно разделяет на три блока.

I. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Дети зевают на занятиях, быстро перестают воспринимать информацию, вертятся, роняют карандаши и ручки и мешают другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.

Кроме этого хороший результат, дают упражнения, взятые из практики нейропсихолога Кузнеченковой С.О., которая разработала целую систему упражнений – нейройогу для детей с ДЦП, ЗПР, ЗРР, СДВГ.

Нейройога - по-настоящему активизирует работу мозга и повышает уровень энергии и включает в себя как непосредственно нейропсихокоррекционные упражнения, которые способствует развитию мозга ребенка, улучшению процессов нервной деятельности, повышению умственных способностей,
так и упражнения йоги – самого древнего и наиболее основательно разработанного метода развития человека.
Автором Нейройоги разработано  10 Комплексов, которые предназначены для проведения как групповых занятий в детском саду, так и индивидуальных занятий.

В каждый Комплекс обязательно включены следующие группы упражнений: простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики, массажи, глазодвигательные и артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, сложные растяжки, функциональные упражнения, скороговорка, дыхательные упражнения и релаксация.

По понятным причинам, на занятиях, я не беру весь комплекс целиком, а лишь только то, что нужно для решения речевых задач для детей с различными нарушениями, в том числе с нарушениями зрения.

Итак, какой же эффект от таких упражнений?

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения и повышают энергетизацию организма.

«Глазки».

Исходное положение – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям) линиям.
Эффект. Выполнение этих упражнений вызывает раздражение вестибулярного аппарата, посредством движения эндолимфы полукружных каналов в них возникают нервные импульсы, которые поступают в головной мозг, и, следовательно, осуществляют стимуляцию работы нервов.


Также, глазодвигательные упражнения соединены с моторикой и артикуляцией, что важно для нас.

«Хомяк». 

 Хомяк идет по лесу. Вот такой он - сытый, а такой – голодный (шагать с закрытыми ртами. Надувать обе щеки и разводить руки в стороны, затем втягивать щеки и прижимать руки к животу). Нашел зерно.  Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать то одну, то другую щеку; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека, а затем присоединяется движение глаз). Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так (рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом)!


Упражнения на развитие мелкой и общей моторики обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных дополнительных движений), обеспечивают развитие высших психических функций и способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих, в первую очередь, за поведение, умение контролировать свои действия.

 «Бычок».

 Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично - ладони на лоб.
Эффект. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями.


Массажи – это стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал.

«Ушки».

 Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз.
Эффект. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

Функциональные упражнения предназначены, в первую очередь, для развития коммуникативных навыков, именно поэтому они рассчитаны на парное или групповое выполнение. Кроме того, они необходимы для развития внимания, снижения импульсивности, агрессивности и гиперактивности.

 «Черепахи».

Все участники стоят у стены. По сигналу начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты подается сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность. Также упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Увеличивается объем легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение. Под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что, естественно,  способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Упражнение «Продуваем двигатели»

 Исходное положение – сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом  правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное глубокое. Эффект – активизация работы правого и левого полушария.

Упражнение  «Ах!»

Исходное положение – встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями  вверх. На медленном выдохе – опускаются  вдоль тела ладонями вниз.

Эффект – такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение. И к тому же дифференциирует носовое и ротовое дыхание.

В раздаточном материале я подготовила для вас один из комплексов, но возможно вы, воодушевившись моим выступлением,  наберете в поисковой строке «комплексы Нейройоги Кузнеченковой» и выберете то, что подходит именно вашим воспитанникам.

А мы переходим ко второму блоку.

II. Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Также,  второй блок мозга обеспечивает развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, необходимые для правильного различения букв.

III. При недостаточном развитии третьего блока — блока программирования и контроля — ребенок не соблюдает правила—любые — и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются правила учебные — ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. Во-вторых, он не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время занятия, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.

Прежде чем учить наших дошколят выполнять различные письменные работы следует убедиться, что руки ваших воспитанников уже готовы выполнять такую трудную и утомительную работу.

Если ребенок жалуется, что у него рука «устает», то есть смысл поработать над развитием моторики, укреплением мышц пальчиков и кисти.

* Предлагаемые упражнения помогут справиться с решением этой простейшей, но очень важной проблемы.

  1. Кольцо. Купите резиновое жесткое кольцо. Пусть ребенок постоянно носит его при себе и сжимает при возможности.
  2.  «Мешочек». В любой непрозрачный мешок положите 8—10 различных мелких предметов, желательно, чтобы они различались по фактуре, размеру, форме, но хорошо бы, чтобы часть предметов имела схожие признаки, например: ракушка и макаронина-ракушка, пуговица и монета. Ребенок опускает в мешочек по очереди то правую, то левую руки и угадывает предмет, не вынимая его из мешка, то есть на ощупь. Предметы надо менять как можно чаще, оставляя те, которые плохо угадываются.
  3. Узелки. Взять кусок толстой крепкой веревки, не меньше 40 см. Требуется завязать 8—10 любых узлов, затем развязать их. Узлы надо завязывать как можно крепче. Можно купить специальную книжку, обучающую, как завязывать узлы. Полезно и интересно для мальчиков.
  4. «Спирограф». Это такая игра-тренажер в виде пластмассовых кругов с отверстиями, с помощью которых рисуются различные узоры. Продается в канцелярских отделах. Детям очень нравится.

И вот, рука подготовлена и обучающийся уже пишет слова, но постоянно, необъяснимым образом, пропускает в них буквы.

В каждом частном случае пропуска букв причины разные, но, в общем, ответ один — у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова.* Что же скрывается под этим определением?

Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале, перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.

И как всегда, нам на помощь приходит ИГРА! В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы, и, в частности, для грамотного письма. В ходе занятий ребенок проходит все стадии игрового развития — от предметной до ролевой игры, вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление — одним словом, все, что необходимо для овладения русским языком.

 Предлагаю игры и задания, с помощью которых формируется образ слова.

И эпиграфом этой части будет: «Все новое- это хорошо забытое старое!» ПОИГРАЕМ?

*«Кузовок»

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на-ок: платок, крючок, клубок, замок, флажок.

Можно собирать корзину… Соответственно здесь  будем собирать слова на –ина.

Эту игру мы обычно начинаем такими фразами:

«Собираемся в лесок, наполняем кузовок

«Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина, малина).

«Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, сковородка).

 «Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (билет, балет).

Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.

«Словесный мяч»

Упражнение появилось из известной и популярной детской игры «города». Ее можно изменить  следующим образом:

  1. во-первых, мы действительно используем мячик, кидая его вместе со словом;
  2. во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.

Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется. Такая игра быстро и в увлекательной форме позволяет развить у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

«Виселица» («Балда»)

Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаю правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую или последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово АПЕЛЬСИН

будет выглядеть так: А- - - - - - Н. Другой игрок называет любыебуквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встает на свое место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова БАЛДА. Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово БАЛДА. Играя со взрослым, ребенок должен побывать как на месте загадывающего слово, так и на месте отгадывающего, так как для него полезно и то и другое.

Для более старших ребят игра«Путанки»

Ребенку предлагается карточка, на которой написан ряд слов на определенную тему, буквы в каждом слове переставлены местами, требуется восстановить их правильный порядок и записать.

Пример слов на карточке: отгадай названия 10 деревьев:буд,(дуб) пила,(липа) резабе,(береза) тольпо,(тополь) насос,(сосна) анисо,(осина) пкилэват,(эвкалипт) абабоб,(баобаб) бянира,(рябина) силвецитанн.(лиственница)

Отгадывая слова, ребенок должен «уложиться» в заранее оговорЁнный промежуток времени. Например, 10 минут. Кроме формирования образа слова эта игра, таким образом, научит еще и «чувствовать время», что чрезвычайно актуально для многих школьников.

*В заключении я хочу сказать, что особенность этих методов и приемов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе нагрупповых занятиях и индивидуально, на прогулке и дома.

*И я надеюсь, что предложенные способы активизации к обучению и коррекции помогут всем участникам образовательного процесса прийти к общему согласию, понять самим и дать понять ребенку с особыми образовательными потребностями, что все совсем не трудно, а очень даже интересно!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихокоррекционные приемы работы с детьми с различными нарушениями в развитии учитель-логопед высшей категории Оксана Анатольевна Лукашина Дошкольное отделение МБОУ СКОШ №36

Слайд 7

Электроэнцефалограмма

Слайд 9

Аспекты грамотности

Слайд 10

Взаимодействие полушарий Целостный образ Правильное название или написание

Слайд 13

А.Р. Лурия «…акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного "центра"; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга»

Слайд 14

Недостаточное развитие головного мозга

Слайд 16

группы упражнений Комплекса простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики; массажи; глазодвигательные и артикуляционные упражнения; упражнения на развитие мелкой и общей моторики; сложные растяжки; функциональные упражнения; скороговорка; дыхательные упражнения; релаксация.

Слайд 17

Глазодвигательные упражнения расширяют поля зрения улучшают восприятие развивают межполушарное взаимодействие активизируют процесс обучения повышают энергетизацию организма

Слайд 18

Упражнения на развитие мелкой и общей моторики развивают межполушарное взаимодействие снимают синкинезии (непроизвольные дополнительные движения) обеспечивают развитие высших психических функций и способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга

Слайд 19

Массаж Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал

Слайд 20

Функциональные упражнения развивают коммуникативные навыки развивают внимание снижают импульсивность снижают агрессивность снижают гиперактивность

Слайд 21

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма развивают самоконтроль над поведением снижают гиперактивность и импульсивность концентрирует внимание способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия

Слайд 22

Недостаточное развитие головного мозга

Слайд 23

Недостаточное развитие головного мозга

Слайд 24

Укрепление мышц пальцев и кисти Кольцо Мешочек Узелки Спирограф

Слайд 25

Пропуск букв в словах не сформирован образ слова

Слайд 26

Параметры образа слова

Слайд 27

Игры для формирования образа слова «Кузовок» Цель: осознание звуковой и грамматической структуры слова. «Собираемся в лесок, наполняем кузовок …» «Вот перед нами корзина , туда отправляется «Вот коробка , смотрим, что там ?»

Слайд 28

«Словесный мяч» Цель: развивать умение выделять нужный звук из заданного слова и отрабатывать механизм переключения. Называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.

Слайд 29

«Виселица» (« Балда ») Ребенок должен побывать как на месте загадывающего слово, так и на месте отгадывающего, так как для него полезно и то и другое.

Слайд 30

« Путанки » Отгадай названия деревьев: буд пила тольпо бянира насос резабе Отгадай имена сказочных героев: ушЗокал раБонути вушИнака-чокурд

Слайд 31

Дать понимание ребенку с особыми образовательными потребностями, что все совсем не трудно, а очень даже интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения

В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории". Открытый урок.

Как в массовой общеобразовательной школе педагогу без специального образования обеспечить усвоение программы детьми с ОВЗ? Данная технологическая карта урока отражает накопленный опыт при работе с дет...

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории"

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории"...

Система опыта работы по теме «Арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

Данная система опыта работы описывает изучение и практическое обоснование эффективности применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихс...

Семинар-практикум «Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...