Методическая разработка урока "Вечная тема - мать и дитя"
методическая разработка (5 класс) на тему
Цель урока: приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через воспитание любви к матери.
Задачи:
познавательные: осуществлять анализ текстов с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы;
регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу;
личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач и успеха в учебной деятельности;
коммуникативные: формировать умение работать в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова Шумерлинского района»
Чувашская Республика
Николаева Альбина Николаевна – учитель изобразительного искусства
Тема урока. «Вечная тема – Мать и дитя».
2015 год
Вид урока: Комбинированный урок. Литературное чтение – Изобразительное искусство - Основы православной культуры.
Цель урока: приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через воспитание любви к матери.
Задачи:
познавательные: осуществлять анализ текстов с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы;
регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу;
личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач и успеха в учебной деятельности;
коммуникативные: формировать умение работать в группах.
Методы обучения.
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Оборудование:
- интерактивная доска
- компьютер
- презентация к уроку
- индивидуальные карточки: задание 1, ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ, ПАМЯТКА
Раздаточный материал: тексты для работы в группах.
Планируемые результаты:
Метапредметные: осуществлять анализ текстов с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.
Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу.
План урока:
1. Организационный момент: 7 мин.
2. Формулировка темы, цели урока : 7 мин.
3. Физминутка : 3 мин.
4. Решение учебной задачи: 20 мин.
5. Итоги и выводы: 8 мин.
Ход урока:
- Психологический настрой на урок.
Коллективное чтение учащимися стиха.
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняясь
Слово «Здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю,
Хватит места на Земле
Людям всем, животным, мне,
Чтоб Земля моя цвела
Я желаю всем добра.
- Введение в тему урока:
Учитель: Дети, чтобы определить тему сегодняшнего урока,
мы с вами выполним следующую работу: перед вами карточки, в которых
спрятались пословицы. Давайте угадаем наши пословицы. (Коллективная работа
учащихся)
Пословицы:
Материнская ласка
При солнце светло,
Всякой матери
Ради ребенка
Птица радуется весне,
Нет такого дружка,
Мать – святыня,
Родную мать,
конца не знает
при матери тепло.
своё дитя мило.
мать в огонь бросается.
а мать – детям.
как родная матушка.
с ней не спорят.
никем не заменишь.
- Создание проблемной ситуации:
Учитель: Ребята, как вы думаете, какая смысловая линия
пройдет через наш урок? (Прослушивание всех вариантов ответов учащихся)
Формулирование темы урока:
Учитель: И так, тему нашего урока я назвала: «Вечная тема – мать и дитя». (Слайд №2)
Цель нашего урока:
(Одна ученица читает стишок)
Над колыбелью ночевала,
Своим кормила молоком,
Уроки первые давала…
Так я могу сказать о ком?
С любовью искренней упрямо
Неси добро, тепло и свет!
Живи, прошу, подольше, мама,
Тебя родней на свете нет!
4. Стратегия «Мозговая атака + ассоциативный куст»
Учитель: На доске слово «Мама», а перед вами на парте лежит лист бумаги, на которых вы должны написать самые сокровенные слова о матери, идущие из глубины души и прикрепляют их вокруг данного слова.
5.Синквейн. «Мама».
Учитель : А теперь почувствуем себя в роли юных поэтов и создадим свое произведение.
Как назовем? ( Прослушивание созданных стихов)
6. Сценическое мастерство учащихся. ( Видеоролик «Ангел - мама»)
Учитель: Сейчас наши юные таланты покажут нам инсценировку : Притча о маме. В.А. Сухомлинский «Самая красивая»
7. Работа по учебнику «Парус».
Работа по сказке Н.Н. Модяновой «Самый дорогой подарок».
8. Сценка «Три дочери»
9. Физкультминутка.
Учитель: Ну что же, каждый помогает, как может. Давайте покажем, а как мы помогаем дома своим матерям. Думаю, что каждая мама обрадуется такой помощи.
Танец «СТИРКА».
Ведущий: Со стиркой справитесь?
Дети (хором): Помогать мы будем маме,
Убедитесь в этом сами!
Выполняют ритмичные движения руками возле левого и правого бедра, как при стирке на стиральной доске (движения выполняются после слов детей).
Ведущий: А полоскать мы будем?
Дети (хором): Будем, будем, не забудем! Присаживаясь и вставая, делают легкие движения руками влево – вправо.
Ведущий: Ой, течет с белья вода.
Дети (хором): Это, право, не беда!
Выкрутим получше,
Станет оно суше. Опершись на левую ногу и согнув в колене правую, «выкручивают» справа, поменяв положение ног — слева.
Ведущий: Все помялось! Вот те раз!
Дети (хором): Мы его встряхнем сейчас! «Встряхивают» то с одной, то с другой стороны (положение ног такое же, как в прошлом движении)
Ведущий: А потом что?
Дети (хором): А потом? На веревку отнесем.«Крепят прищепки».
Ведущий: Вот и высохло белье! Что же сделать нам еще?
Дети (хором): Мы еще его погладим.
С этим делом быстро сладим! «Гладят белье» – движения ног и тела как в твисте, правая рука изображает утюжок.
Ведущий: Вот и сделаны дела! Что, устали дети?
Дети (хором): Да! «Вытирают пот»
10. Связь урока литературного чтения с уроком основы православной культуры.
Учитель: Тема матери вдохновляла и вдохновляет композиторов и музыкантов, художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».
- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская мадонна»). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами «Аве Мария», что значит «Славься, Мария». Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
- Давайте послушаем «Аве Марию» австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
(На фоне слайда «Сикстинская мадонна» звучит «Аве Мария», после этого учитель читает):
Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей
– В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
(А. Фет)
- И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – «Богородице Дево, радуйся». Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.
- Давайте послушаем эту молитву «Богородице Дево, радуйся».
С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» из всенощного бдения - слушание.
(На фоне музыки идут слайды)
Слайд № 3 В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»
Слайд № 4 Богоматерь Казанская и Тихвинская
Слайд № 5 Богоматерь Владимирская
Слайд № 6 икона Богоматери Владимирской, 16 век
(Остановиться на слайде № 6)
Учитель: Ребята, что вы увидели в музыке?
Дети: Картины, иконы.
Учитель: Правильно. А вы знаете, как получается икона?
Возможные ответы детей
Учитель: Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.
- Эта икона – величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.
- Ребята, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери
ДОСТОИНСТВО | МИР | РАДОСТЬ |
ВЕЛИЧИЕ | ПРОСТОТА | КРАСОТА |
БЛАГОРОДСТВО | ТИШИНА | СПОКОЙСТВИЕ |
ЛЮБОВЬ |
Слайд
Слайд
11. Учитель: Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская.Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов. Слайд
Итог урока.
Учитель: Обратите внимание на глаза матери:
Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают её главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у неё защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.
- Как вы думаете, ребята, почему люди так почитают и любят Богородицу?
Ответы детей.
Учитель: Вы правы, ребята, Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине.
Слайд 8.
Учитель: Высший смысл жизни матери – Любовь к своему ребёнку. Всю жизнь она проявляет к своему дитя – Терпение, Веру, Надежду.
Образ Богородицы - образ материнства, любви
- А теперь послушайте Притчу о двух матерях
- Что вы можете и что хотите сказать после прослушания этой притчи?
Ответы детей.
Слайд 9 -10.
Учитель: Ребята, для вас ваша мама – это тоже Богородица и её нужно почитать. Потому что она для вас – есть любовь. А знаете ли вы свою маму? Ответим вместе на вопросы теста, подумаем.
- Чья мама знает пять теорем по геометрии?
- Сможет ли мама назвать всех Нобелевских лауреатов?
- Знает ли мама литературные течения 20 века?
- Умеет ли мама решать тестовые задания по алгебре?
Слайд 11.
- Конечно, мама этого может не знать. Зато она знает о тебе всё!
- Когда ты сделал первые шаги.
- Когда и какими болезнями ты болел.
- Когда у тебя прорезался первый зуб.
- Что ты любишь на завтрак, а что на обед.
- Твои школьные проблемы.
- В кого ты влюблён(а).
- Кем ты мечтаешь стать в будущем.
- Слабые и сильные стороны твоего характера.
Слайд 12.
А теперь, ребята ответим на вопросы теста «Знаем ли мы свою маму»
- Как звали её любимую куклу?
- Играла ли мама в футбол?
- Любимые предметы в школе.
- Кто маме дал имя?
- Когда мама влюбилась первый раз?
- Боялась ли мама в детстве темноты?
- Какая песня у мамы была любимой в детстве?
Слайд 13 -14.
Вы не знаете? Это не стыдно! Потому что вы должны о маме знать другое:
- Мама расстроится, если ты…
- Маме нужно отдохнуть после работы, потому что…
- Маме нужно помочь, потому что…
- Мама любит, когда ты…
- Мама улыбнётся, если ты…
- Мама обрадуется, если ты…
Слайд 15 -16.
Итог урока.
Учитель: Давайте подведем итог нашего урока. Что мы узнали сегодня? Варианты ответов детей:
Мама – это …
Уют
Тепло
Ласка
Умеренность
Утоление
Верность
Мягкость
Гибкость
Милосердие
Слайд 16.
Учитель: Почему мы должны почитать и любить свою мать?
Ответы детей:
Читает один ученик, все хором – мама.
Солнца ярче для меня – мама!
Мир и счастья для меня – мама!
Шум ветвей, цветы полей – мама!
Зов летящих журавлей – мама!
В роднике чиста вода – мама!
Рефлексия.
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Что вы скажете о нашем уроке?
Каждый сейчас может выйти и прикрепить понравившийся ему значок и у нас получится рисунок.
- «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме Расул Гамзатов. Можно было бы добавить: берегите матерей так, как они берегут вас. Этот был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И всё же… Благодарное стремление ограждать её от бед, дарить ей покой и радость должно ни на миг не покидать вас.
Быть сыном или дочерью – это тоже высокое предназначение. Вовремя, при жизни их, мы должны сказать матерям всё доброе, что сможем сказать, и сделать для них самое доброе, что можем сделать. Преклонение перед ними – это святое чувство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "
В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....
Методическая разработка по теме: Разработка творческого конкурса «Буратиниада».
Предлагаемая методическая разработка представлена в виде конспекта и презентации практического занятия, проведенного в форме педагогической мастерской, которая позволяет ...
Методическая разработка по теме" "Алгоритмы написания методических разработок"
Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование рабо...
Методическая разработка на тему "Создание Методической службы в МОУ "Гимназия" г. Сертолово"
МОУ «Гимназия» г. Сертолово было вновь создано 16.08.2004 (первоначально Сертоловская средняя общеобразовательная школа №3). В новой школе соз...
Методическая разработка на тему «Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по педагогике»
Методические рекомендации содержат информацию о технологии проведения курсового исследования и предназначаются для оказания помощи при выполнении курсовых работ по педагогике студентам педагогического...
1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке
1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена для введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка в 5-11 кла...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...