УРОК-СУД "Тема покаяния в романе Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Шулбаева Оксана Яковлевна

 Урок обобщения и систематизации знаний (урок – суд с элементами ролевой игры, основанный на имитации деятельности органов судебной системы). 
Урок-суд проходит в виде судебного заседания.
Деятельность учителя и обучающегося по формированию компетенций в ходе урока характеризует игровую ситуацию урока и этапы занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prestuplenie_i_nakazanie.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-СУД

«Тема покаяния в романе Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе.

МБОУ Нижне-Тейская СОШ

Учитель: Шулбаева Оксана Яковлевна

Цель:

  1. Проследить движение человеческого сознания от уверенности в своей безоговорочной правоте к покаянию.
  2. Углубить знание романа.
  3. Закрепить изученный материал.

Тип урока: урок закрепления знаний, урок обобщения и систематизация знаний.

Действующие лица: свидетели, сторона обвинения, сторона защиты, присяжные.

                                                                          Эпиграф к уроку (запись на доске)

                                                                            Мы живем, умереть не готовясь,

        Забываем поэтому стыд.

Но Мадонной невидимой совесть

                                                                             На любых перекрестках стоит.

                                                                             Е.Евтушенко. «Муки совести».

        

Ход урока

       Сторона обвинения: Чем руководствовался обвиняемый, убивая «ненужное меньшинство» ради «счастья большинства»?

      Обвинение: Раскольников решил обогатиться за счет доживающей свой век старухи. Еще Писарев в статье «Борьба за жизнь» утверждал, что виновник преступления героя – бедность.

     Раскольников: «Если бы я из-за денег убил, то счастлив бы сейчас был». «Я захотел осмелиться и убил».  «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

    Обвинение: Раскольников хотел доказать, что он может возвыситься над людьми, совершив «из ряда вон выходящее». За это нужно наказывать.

   Защита: Раскольниковым движут добрые побуждения. Он хотел избавить людей от «паука» - процентщицы.

Предлагаем заслушать свидетелей из «меньшинства», стало ли легче после убийства старухи?

   Катерина Ивановна: «Мы бедное благородное семейство сирот,  доведенных до нищеты…прошла мечта! Дайте хоть умереть спокойно…»

    Пульхерия Александровна: «Кажется, и бросилась бы к нему, и обняла его… и заплакала, - а боюсь,…Вот ведь и ласково говорит, а боюсь!»

   Дуня: «Разве не безжалостно со мной так говорить? Зачем ты требуешь от меня геройства, которого и в тебе-то, может быть, нет? Это деспотизм, насилие. Я еще никого не зарезала!»

   Присяжные: Виновен. Никакие цели не могут оправдать его поступок – двойное убийство.

   Давайте посмотрим на Раскольникова с других позиций.  В согласии ли находятся его совесть и разум?

   Совесть – это сознание моральной ответственности за свое поведение перед собой, окружающими, обществом.

   Разум – познавательная деятельность человека, способность логически и творчески мыслить, а так же ум, интеллект.

    Раскольников: «Не умерла еще моя жизнь вместе с старой старухой! Царство ей небесное и – довольно, матушка, пора на покой. Царство рассудка и света теперь и …воли, и силы…и посмотрим теперь! Померяемся теперь!

   Обвинение: Если преступление было задумано и осуществлено по плану, то Раскольников руководствуется разумом, а совесть у него молчит, о Лизавете даже не вспоминает.

   Защита: Он не понимает голоса своей совести, хотя вся натура восстает против задуманного. Он даже заболел от переживаний и мучений совести.

   Присяжные: Дисгармония между совестью и  разумом. Раскольников руководствуется лишь рассудком.

   Как характеризует Раскольникова явка с повинной? Спросим об этом следователя.

   Порфирий: «Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте …отдайтесь жизни прямо, не рассуждая, не беспокойтесь, - прямо на берег вынесет и на ноги поставит…»

   Обвинение:  Исходя из своей теории, Раскольников решил, что не принадлежит к числу великих людей, которые могут переступить нравственные законы.

   Защита: Раскольников отошел от людей, ему тяжело жить в одиночестве. Спросим Соню, сможет ли она оказать ему моральную поддержку?

   Соня: «Жить-то чем будешь? Разве это теперь возможно? Ну, как же, как же без человека-то прожить?»

   Обвинение: У Сони не хватит сил вернуть Раскольникова к жизни.

   Защита: Эта хрупкая и маленькая девушка имеет сильную волю и веру. С ее помощью Раскольников осмысливает отрывок из Библии и воскрешении  Лазаря.

   Раскольников читает «Иисус воскрешает Лазаря».

   Присяжные: Не сознавая разумом полностью своей вины, Раскольников подсознательно выходит на путь покаяния. Полное согласие совести и разума придет на каторге после перенесенных страданий.

   Раскольников: Я обращаюсь с последним словом обвиняемого: кто из нас прав?

   Покаяние, к которому призывал Достоевский, состоит в том, чтобы люди не ставили цели, какими бы благородными они не казались, выше человеческой жизни. Эта воля зреет в почитателях Достоевского:

        Мы нерадивы,

        Невежественны,

        И ущемлен.

        Зато в нас есть бродило духа –

        Совесть,

        И наш великий покаянный дар,

        Оплавивший Толстых и Достоевских,

        И Иоанна Грозного.

        В нас нет

        Достоинства простого гражданина,

        Но каждый,

        Кто перекипел в котле

        Российской государственности, -

        Рядом с любым из европейцев –

        Человек.

                                          М.Волошин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"

Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире поз...

Урок по литературе в 10 классе по теме "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Урок представляет собой проблемный учебный диалог, помогает учащимся сопоставить изображение Петербурга Пушкиным, Гоголем и Достоевским и определить влияние города на психологическое состояние главног...

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

Ф.М. Достоевский Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)

Конспект урока Ф. М. Достоевский. Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)...