УРОК-СУД "Тема покаяния в романе Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок обобщения и систематизации знаний (урок – суд с элементами ролевой игры, основанный на имитации деятельности органов судебной системы).
Урок-суд проходит в виде судебного заседания.
Деятельность учителя и обучающегося по формированию компетенций в ходе урока характеризует игровую ситуацию урока и этапы занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prestuplenie_i_nakazanie.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-СУД
«Тема покаяния в романе Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе.
МБОУ Нижне-Тейская СОШ
Учитель: Шулбаева Оксана Яковлевна
Цель:
- Проследить движение человеческого сознания от уверенности в своей безоговорочной правоте к покаянию.
- Углубить знание романа.
- Закрепить изученный материал.
Тип урока: урок закрепления знаний, урок обобщения и систематизация знаний.
Действующие лица: свидетели, сторона обвинения, сторона защиты, присяжные.
Эпиграф к уроку (запись на доске)
Мы живем, умереть не готовясь,
Забываем поэтому стыд.
Но Мадонной невидимой совесть
На любых перекрестках стоит.
Е.Евтушенко. «Муки совести».
Ход урока
Сторона обвинения: Чем руководствовался обвиняемый, убивая «ненужное меньшинство» ради «счастья большинства»?
Обвинение: Раскольников решил обогатиться за счет доживающей свой век старухи. Еще Писарев в статье «Борьба за жизнь» утверждал, что виновник преступления героя – бедность.
Раскольников: «Если бы я из-за денег убил, то счастлив бы сейчас был». «Я захотел осмелиться и убил». «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Обвинение: Раскольников хотел доказать, что он может возвыситься над людьми, совершив «из ряда вон выходящее». За это нужно наказывать.
Защита: Раскольниковым движут добрые побуждения. Он хотел избавить людей от «паука» - процентщицы.
Предлагаем заслушать свидетелей из «меньшинства», стало ли легче после убийства старухи?
Катерина Ивановна: «Мы бедное благородное семейство сирот, доведенных до нищеты…прошла мечта! Дайте хоть умереть спокойно…»
Пульхерия Александровна: «Кажется, и бросилась бы к нему, и обняла его… и заплакала, - а боюсь,…Вот ведь и ласково говорит, а боюсь!»
Дуня: «Разве не безжалостно со мной так говорить? Зачем ты требуешь от меня геройства, которого и в тебе-то, может быть, нет? Это деспотизм, насилие. Я еще никого не зарезала!»
Присяжные: Виновен. Никакие цели не могут оправдать его поступок – двойное убийство.
Давайте посмотрим на Раскольникова с других позиций. В согласии ли находятся его совесть и разум?
Совесть – это сознание моральной ответственности за свое поведение перед собой, окружающими, обществом.
Разум – познавательная деятельность человека, способность логически и творчески мыслить, а так же ум, интеллект.
Раскольников: «Не умерла еще моя жизнь вместе с старой старухой! Царство ей небесное и – довольно, матушка, пора на покой. Царство рассудка и света теперь и …воли, и силы…и посмотрим теперь! Померяемся теперь!
Обвинение: Если преступление было задумано и осуществлено по плану, то Раскольников руководствуется разумом, а совесть у него молчит, о Лизавете даже не вспоминает.
Защита: Он не понимает голоса своей совести, хотя вся натура восстает против задуманного. Он даже заболел от переживаний и мучений совести.
Присяжные: Дисгармония между совестью и разумом. Раскольников руководствуется лишь рассудком.
Как характеризует Раскольникова явка с повинной? Спросим об этом следователя.
Порфирий: «Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте …отдайтесь жизни прямо, не рассуждая, не беспокойтесь, - прямо на берег вынесет и на ноги поставит…»
Обвинение: Исходя из своей теории, Раскольников решил, что не принадлежит к числу великих людей, которые могут переступить нравственные законы.
Защита: Раскольников отошел от людей, ему тяжело жить в одиночестве. Спросим Соню, сможет ли она оказать ему моральную поддержку?
Соня: «Жить-то чем будешь? Разве это теперь возможно? Ну, как же, как же без человека-то прожить?»
Обвинение: У Сони не хватит сил вернуть Раскольникова к жизни.
Защита: Эта хрупкая и маленькая девушка имеет сильную волю и веру. С ее помощью Раскольников осмысливает отрывок из Библии и воскрешении Лазаря.
Раскольников читает «Иисус воскрешает Лазаря».
Присяжные: Не сознавая разумом полностью своей вины, Раскольников подсознательно выходит на путь покаяния. Полное согласие совести и разума придет на каторге после перенесенных страданий.
Раскольников: Я обращаюсь с последним словом обвиняемого: кто из нас прав?
Покаяние, к которому призывал Достоевский, состоит в том, чтобы люди не ставили цели, какими бы благородными они не казались, выше человеческой жизни. Эта воля зреет в почитателях Достоевского:
Мы нерадивы,
Невежественны,
И ущемлен.
Зато в нас есть бродило духа –
Совесть,
И наш великий покаянный дар,
Оплавивший Толстых и Достоевских,
И Иоанна Грозного.
В нас нет
Достоинства простого гражданина,
Но каждый,
Кто перекипел в котле
Российской государственности, -
Рядом с любым из европейцев –
Человек.
М.Волошин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы: "Город полусумасшедший" (Петербург Достоевского по роману "Преступление и наказание")
Конспект урока литературы...
«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"
Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире поз...
Урок по литературе в 10 классе по теме "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"
Урок представляет собой проблемный учебный диалог, помогает учащимся сопоставить изображение Петербурга Пушкиным, Гоголем и Достоевским и определить влияние города на психологическое состояние главног...
Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Цели урока: расширить познания в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга; помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...
Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...
«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.
Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...
Ф.М. Достоевский Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)
Конспект урока Ф. М. Достоевский. Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)...