Конспект урока литературы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Саражакова Галина Гавриловна

Урок с применением кейс-технологии. Это первый урок в системе уроков по роману "Преступление и наказание".

Кейс № 1 (2 часа) Исследовательский кейс (Case-study method).

   Учебные ситуации – кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов.

Цель:  доказать, что всякая теория имеет власть над человеком, что человек ответственен за ту идею, которой он руководствуется. Доказать, что осуществление индивидуальных теорий таит в себе страшную опасность   как для человека, так и для человечества в целом

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя                   общеобразовательная школа №1

г. Сургут ХМАО-Югры

Конспект урока   литературы  по роману Ф.М. Достоевского  «Преступление и наказание»

Класс:  10

Технология:  кейс – технология

 

        Подготовила:   Саражакова Г.Г.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

2017 г.

Урок литературы: с применением кейс-технологии

Произведение: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Кейс № 1 (2 часа) Исследовательский кейс (Case-study method).

   Учебные ситуации – кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов

Тема:  И каждый мнит, что нет его правей.  

(М. Волошин)

Цель:  доказать, что всякая теория имеет власть над человеком, что человек ответственен за ту идею, которой он руководствуется. Доказать, что осуществление индивидуальных теорий таит в себе страшную опасность   как для человека, так и для человечества в целом.

Кейс-задача: «Правда ли, что всякий человек – теория?»   Опровергнуть или подтвердить тезис. Источник:  роман «Преступление и наказание», Интернет, «Философия общего дела» Н. Федоров

Кейс-ситуация: «Идея – сила, формирующая его характер, определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда. Идея…,уже раз поселившаяся в натуре, требует незамедлительного приложения к делу». (Записные тетради  Ф. Достоевского)

«Многие герои Достоевского, победившие в себе растерянность и рассыпанность, попадают под неограниченную власть совершенного им выбора.

Идея, к которой они свободно и вольно пришли, которую приняли они осознанным хотением, вдруг начинает развивать в себе какие-то динамические вихри, какую-то силу, которой противостоять нельзя.

 Свободный человек становится рабом свободно им выбранной идеи. Он как бы одержим ею.  Она владеет им абсолютно и отъединяет его не только от лица фактов, от реальной жизни, но и от мира других людей». (Е.Ю. Кузьмина-Караваева  Достоевский и современность  1929г.)

Наполняемость кейса:

- кейс-задача

-  кейс-ситуация  (работа дома):

 -Права ли Е.Ю. Кузьмина-Караваева? Ответьте на этот вопрос, опираясь на содержание романа «Преступление и наказание» и на фрагмент из Записных тетрадей Достоевского.

-Действительно ли, что герои Достоевского «свободно и вольно» пришли к теориям?

-Почему Достоевского интересовала данная проблема? (характеристика эпохи)

Урок.

Этапы  работы над кейсом

  1. Этап формирования групп. Основная задача этого этапа - организация деятельности по решению проблемы. Выбор модератора
  2. Этап погружения в совместную деятельность.  Основная задача этого этапа-формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.
  3. Завершающая стадия работы над кейсом. Основная задача этого этапа - рефлексия, подведение итогов.

Наполняемость кейса:

-Докажите, что не только один Раскольников одержим идеей?

 -Сформулируйте теорию каждого из выбранных вами героев.

-Права ли Е.Ю. Кузьмина-Караваева?

- Покажите, как «работает» теория каждого из персонажей, какие результаты приносит.

-Отношение автора к теориям и их «реализации».

-Какие проблемы поднимает автор, наделяя героев «идеями, к которым они пришли свободно и вольно»?

-«Убей её и возьми деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?»

-Как бы вы ответили на вопрос, который задает студент офицеру?

-Кого из героев русской литературы можно назвать человеком идеи? В чем их сходство и в чем различие с героем романа «Преступление и наказание»?

-Какие теории имеют место быть  в современном обществе?

Класс, разбившись на  команды,  работает над одной темой. Группы выполняют одинаковые задания, совместно принимают решение, оформляют результат в виде таблицы.

- Анализ ситуационной задачи в каждой подгруппе.

- Обсуждение между членами группы.

- Принятие решения.

Герой

Теория

 Суть теории

Мотивы, приведшие к теории

Результаты теории

(развенчание или одобрение)

Пульхерия Александровна Раскольникова

Была такая черта честности, за которую никакие обстоятельства не могли заставить ее переступить

Дунечка Раскольникова

«Для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает!»  

Сама она только того и жаждет, и требует, чтобы за кого-нибудь какую-нибудь муку поскорее принять, а не дай ей этой муки, так она, пожалуй, и в окно выскочит "(Свидр)

Мережковский морально отождествляет Соню и с Дуней: «В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, - она готова продать себя, как Соня… Здесь тот же основной мотив романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла».

  1. Практичность

2.Деятельный склад характера

3.Приверженность к нравственным ценностям

сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее  

как будто надменность.    

гордая девушка с твердым характером. При этом она добра, воспитана и развита. Дуня умеет переносить трудности  

Выбрала «третий путь»: не стал играть ни в одну из ролей (преступника или жертвы), поэтому судьба ее складывается благополучнее других.

Разумихин

 «Если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут»

  1. Практичность

2.Деятельный склад характера

3.Приверженность к нравственным ценностям

Раскольников Родион

Право сильной личности: «..вошь я или право имею»

Алена Ивановна

Право имеющая, деньги дают это право. превосходство

1.Заедает чужой век

2.Рабский труд

3.Била Лизавету

4.Тотальный контроль-власть над человеком

5.Использовала беспомощность человека

Смерть от человека, одержимого своей идеей

 Лужин Петр Петрович

«…возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано"(Теория кафтана), т.е. свобода действий во имя личных интересов

Лебезятников Андрей  Семенович

«Устройство коммун», «Все зависит от  среды, а сам человек есть ничто»

Порфирий Петрович

«Дело следователя –свободное художество»

Мармеладов

  «Пью, ибо сугубо страдать хочу…». «Ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»

Катерина Ивановна

«На мне нет грехов. Бог итак должен гостить….»

Сонечка

Верит силе сочувствия человека человеку, силе сострадания (Бог не допустит)

Свидригайлов

«…единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша»

Миколка

 «страдание принять, отстрадать за чужие грехи, чтобы свои замолить»  

 

Завершающая стадия работы над кейсом.

Основная задача этого этапа - рефлексия, подведение итогов.

 Обучающиеся других команд имеют право включаться в обсуждение (когда лидеры представляют решения своих групп).

(Роман идеологический, а герои – идеологи,  практически у каждого своя идея-страсть. И разгадку криминального сюжета следует искать в сфере идей. Преступление Раскольникова не столько в убийстве, сколько в идее).

В процессе обучения любой педагог решает задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. При этом для решения этих задач преподавателю приходится выполнять шесть основных функций.

1. Гносеологическую функцию, решающую задачу получения и накопления новых знаний.

2. Проектировочную функцию, связанную с проектированием целей.

3. Конструирующую функцию, которая включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий.

4. Организационную функцию, решающую задачи реализации запланированных действий, организации учебно-воспитательного процесса.

5. Коммуникативную функцию, которая включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.

6. Воспитательную функцию, направленную на формирование личности обучающегося, его социализацию.

Развиваем, тем самым, умения, способности организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения.

Заключение

Анализ: что дает данный кейс?  

Учителю

Учащимся

стимулирует индивидуальную активность обучающихся

развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение и решение проблем мышления

самостоятельность мышления,

практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических (возникающих в
реальной   деятельности) проблем и жизненных ситуаций

формирует позитивную мотивацию к обучению

способность и готовность к оценке и принятию решения;

формирует определенные личностные качества и компетенции

гарантия более качественного усвоения знаний за счет их
углубления и обнаружения пробелов знаний;

уменьшает количество «пассивных» и неуверенных в себе обучающихся,

развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими

Список литературы:

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
  2. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17
  3. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. -№ 4,С.13-18
  4. Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. -№ 11,С.25-Литература
  5. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".

В представленном материале автор ставит задачу   познакомить учащихся с понятием  "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тема : Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя. Цели :1. дать характеристику героя;2. раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;3. пок...

План-конспект урока литературы по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Урок с применением технологии критического мышления...

Конспект урока литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Разработка первого урока в системе уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...

Конспект урока литературы по роману Евгения Замятина "Мы"

Урок литературы разработан согласно ФГОС. Использованы современные технологии....

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...