Методы и приемы формирования УУД на уроках физики.
материал на тему
В статье раскрываются методы и приёмы, которые можно применить на уроках физики, а также приводятся примеры их практического применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_dokladu.rar | 1.18 МБ |
metody_i_priemy_formirovaniya_uud_na_urokah_fiziki.docx | 545.21 КБ |
Подписи к слайдам:
«Дай голодному рыбу – и ты накормишь его на один день. Дай ему удочку, научи его ловить рыбу – и ты накормишь его на всю жизнь» . Формирование УУД на уроках физики
УУД – это умение учиться: Умение ставить цели и задачи Способность самостоятельно добывать знания, работая с разными источниками информации Умение применить знания за пределами школы Готовность к самообразованию и сотрудничеству.
Виды универсальных учебных действий КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ
Задания исследовательского характера Проблема Гипотеза Эксперимент Выводы (регулятивные , познавательные и коммуникативные УУД)
Проблемный вопрос: К акие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы? Выталкивающая сила зависит от : - объёма тела - формы тела - глубины погружения тела - плотности тела (массы тела) - плотности жидкости Задание 1 Определите выталкивающую силу, действующую на алюминиевый и стальной цилиндры одинакового объема. Задание 2 Определите выталкивающую силу, действующую на тела разного объема, одинаковой массы. Задание 3 Определите выталкивающие силы, действующие на тело в воде, растворе соли. Задание 4 Меняя форму пластилинового бруска и опуская его каждый раз в воду, с помощью динамометра определите выталкивающую силу, действующую на него. Задание 5 Сравните выталкивающие силы, действующие на тело на разной глубине
Решение творческих и экспериментальных задач . (личностные, познавательные, коммуникативные УУД) О пределите объем комнаты, имея в своем распоряжении бечевку неизвестной длины, старый дедушкин башмак и часы ходики. Предложите способ приготовить шоколадные конфеты с жидким малиновым сиропом внутри. Дана бутылка с водой, пластилин и линейка. Какую массу воды надо долить в бутылку.
Метод проектов (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД)
Приём «Отсроченная загадка» позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся. (проблемный опыт, противоречивый факт или загадка). «А у вас молоко убежало!»
Во время объяснения специально допускаются ошибки, получают на руки разбор задачи с ошибками и т.д. (регулятивные, познавательные УУД) Приём «Лови ошибку»
Прием «Помоги мне» используется на уроках, где ученики могут помочь учителю в качестве консультантов, «учителей», разработчиков материалов. (личностные, познавательные, коммуникативные УУД)
Приём “Фантастическая добавка” Прилетел как-то к земной девушке, красавице писанной, ухажер с планеты Double Fingers и ну замуж ее звать и похваляться, что де и зарабатывает он 1100000 долларов в месяц, и апартаменты у него общей площадью 10100 кв. м., и одних машин у него 10 штук. Однако девица наша была умом и учла, что все это в двоичной системе. А сколько же по-нашему будет? Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Рисунок или рассказ « В мире без трения», « И вдруг исчезла сила тяжести» На научно-исследовательском судне случился пожар. Экипажу удалось спасти продукты питания, 5 кг спирта, установку для нагревания, работающую на спирте. Экипаж не имеет воды. Для приготовления чая им необходимо 10 кг кипятка в день. Рассчитать сколько дней может продержаться экипаж до прибытия помощи.
Приём « Фишбоун » (рыбный скелет) Используется на повторительно-обобщающих уроках, чтобы в быстром темпе повторить основные понятия, формулы
Театрализация разыгрывание сценок на учебную тему При изучении закона Джоуля-Ленца изобразить, что происходит внутри проводника при выделении теплоты . Конкурс пантомимы на игре « Инфика » Каждая команда получает карточки, на которых изображены приборы и написаны термины. Команда должна показать о чем идет речь не используя слов, а вторая команда должна догадаться о чем идет речь. Понятия для пантомимы: « Рычажные весы » « Принтер » «Компьютер завис» «Электрическая лампа», «Короткое замыкание» « Мышка»
Приём “Я беру тебя с собой “ направлен на актуализацию знаний учащихся,способствует накоплению информации о признаках объектов. Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Решите анаграмму и исключите лишнее слово: ласи нотьюн сасам лоте пашля Сила, ньютон, время, масса. Масса, километр, килограмм, дециметр . Плотность, движение, время, скорость. Миллиметр, динамометр, часы, спидометр. Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка.
Приём "Толстый и тонкий вопрос Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса . Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
Кейс-метод - это обсуждение ситуаций, основанных, как правило, на реальных событиях, что вынуждает учащихся к проведению анализа и принятия решения (нахождения выхода из создавшейся ситуации). Типы кейсов: «Практические» кейсы «Обучающие» кейсы « Первооткрывательские» кейсы Кейс : Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозаправки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, ОИ пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше. Вопросы к кейсу: Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна? Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться? Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?
Прием «кредит доверия» - в конце четверти ставится оценка в кредит, когда ребенок чуть-чуть не дорабатывает. Приём «Согласен – Не согласен» прием , способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение.
Результат: повышение интереса к предмету с пособность работать с разными источниками информации г отовность к сотрудничеству. Участие в олимпиадах: Фадеев Михаил 7 класс призер школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике 8 класс победитель школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике V Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Нам нет преград!» 1 место в номинации «Исследовательские и научные работы» Люлько Светлана 8 класс участник Самарской олимпиады школьников (естественные предметы)
Предварительный просмотр:
Фадеева З.Ю. МБОУ СОШ № 7 ЗАТО Циолковский
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 7 ЗАТО Циолковский
Методы и приёмы формирования УУД
на уроках физики
Выполнила:
Учитель физики и информатики
МБОУ СОШ №7 ЗАТО Циолковский
Фадеева Зоя Юрьевна
2017
«Дай голодному рыбу –
и ты накормишь его на один день.
Дай ему удочку, научи его ловить рыбу –
и ты накормишь его на всю жизнь».
В современном обществе от человека требуются следующие умения: умение самостоятельно добывать знания, ставить цель и искать пути и способы достижения этой цели, умение работать в команде. Перед школой была поставлена задача: сформировать у школьников не конкретные знания и навыки, а действия, которые позволили бы ученику в разных жизненных ситуациях решать разные классы задач. В широком понимании УУД – это умение учиться:
- Умение ставить цели и задачи
- Способность самостоятельно добывать знания, работая с разными источниками информации
- Умение применить знания за пределами школы
- Готовность к самообразованию и сотрудничеству.
Физика, как предмет естественно - научного цикла, формирует систему знаний об окружающем мире. Поэтому на первый план выходит знакомство с методами научного познания, постановка проблемы и ее самостоятельное решение.
Все УУД классифицируются на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
- Личностные УУД – выработать у учеников целеустремленность в достижении цели, самоопределение в будущей профессии, способность ориентироваться в межличностных отношениях.
- Регулятивные УУД – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
- Познавательные УУД - действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
- Коммуникативные УУД – умение слушать, слышать и понимать партнера, планировать и совместно выполнять деятельность, распределять роли, контролировать действия друг друга, вести дискуссию, сотрудничать с учителем и сверстниками.
Для формирования УУД на уроках физики и информатики чаще всего использую следующие приемы и задания:
- задания исследовательского характера.
- решение творческих и экспериментальных задач.
- проектную деятельность
- прием «Отсроченная загадка»,
- прием «Лови ошибку»
- исключи лишнее
- прием «Помоги мне»
- прием «Кредит доверия»
- приём “Фантастическая добавка”
- приём "Толстый и тонкий вопрос»
- Приём «Фишбоун»
- Кейс-метод
- Театрализация и т.д.
Урок получения новых знаний очень часто начинаю с приема «Отсроченная загадка», который позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся. Это может быть проблемный опыт, противоречивый факт или загадка. Например, при изучении 3 закона Ньютона прошу ударить кулаком по столу и задаю вопрос: почему вы ударяли стол, боль испытывает ваш кулак. В результате логических рассуждений, учащиеся приходят к выводу, что всякому действию есть равное и противоположное противодействие (формируются личностные, регулятивные УУД)
При объяснении использую задания исследовательского характера. Например, при проведении урока «Выталкивающая сила» после проблемного опыта с мечем и металлическим шариком ставлю проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы? Ученики высказывают свои предположения и приходят к выводу, что выталкивающая сила может зависеть от объема тела, массы тела, формы тела, глубины погружения, плотности жидкости, плотности тела. Предлагаю проверить предложения. Для этого класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание.
Цели исследования
- выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила.
Группа 1
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной цилиндрики одинакового объема, нить.
Задание 1
Определите выталкивающую силу, действующую на алюминиевый и стальной цилиндры одинакового объема.
Сравните плотность тел и выталкивающую силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела. Схему опыта, формулы, расчеты запишите на листе отчета.
Задание 2
Оборудование: 2 сосуда с водой, 2 тела из пластилина (один с грузиком внутри), подвешенные на нитях, прикрепленных к рычажным весам и уравновешенные.
Сравните выталкивающую силу, действующую на тела разного объема.
Поднесите снизу сосуды с водой. Нарушилось ли равновесие? Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от объема тела.
Схему опыта и рассуждения запишите на листе отчета.
Задание 3
Оборудование: 2 сосуда с водой и раствором соли, картофель.
Сравните выталкивающие силы, действующие на тело в воде, растворе соли.
Чем отличаются эти жидкости?
Опустите кусочек картофеля в воду, затем в раствор соли. Сравните.
Установите зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости.
Схему опыта и рассуждения запишите на листе отчета.
Задание 4
Оборудование: сосуд с водой, тело из пластилина, подвешенное на нити, динамометр.
Меняя форму пластилинового бруска и опуская его каждый раз в воду, с помощью динамометра определите выталкивающую силу, действующую на него.
Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от формы тела.
Схему опыта, формулы, расчеты запишите на листе отчета.
Задание 5
Оборудование: высокий сосуд с водой, динамометр, нить, цилиндр.
Сравните выталкивающие силы для тела, находящегося на разной глубине.
Опуская тело на разную глубину, определите выталкивающую силу.Сравните. Сделайте вывод.
Схему опыта, формулы, расчеты запишите на листе отчета.
Подводим итог.
При выполнении таких заданий формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Огромную роль при обучении физики отвожу решению творческих и экспериментальных задач.
Например, определите объем комнаты, имея в своем распоряжении бечевку неизвестной длины, старый дедушкин башмак и часы ходики.
Предложите способ приготовить шоколадные конфеты с жидким малиновым сиропом внутри.
Дана бутылка с водой, пластилин и линейка. Какую массу воды надо долить в бутылку.
Все виды УУД позволяет формировать метод проектов. Например, проект «Физика в народных приметах» Фадеева Михаила, «Программирование математических задач» Корольченко Катерины, создание приборов и устройств, проведение опытов в домашних условиях.
Прием «лови ошибку» - во время объяснения специально допускаются ошибки или получают на руки разбор задачи с ошибками. Надо найти и исправить ошибки.
Например, при решении задач на закон Ома для участка цепи в 8 классе использую задачу с ошибками и прошу ребят найти ошибки или при объяснении сама специально допускаю ошибку и слежу, кто быстрее заметит мою ошибку при переписывании в тетрадь.
Задание «Найди лишнее» - развивает внимательность, логическое мышление, учит «слушать и слышать» друг друга, терпению при работе в паре и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность. Организую в виде работы в паре. Выдается карточка с заданиями и карандаши. Учащиеся должны самостоятельно найти лишний термин и вычеркнуть его, а работая в паре проверить товарища и объяснить друг другу ошибки.
- Сила, ньютон, время, масса. (Время)
- Миллиметр, динамометр, часы, спидометр. (Миллиметр)
- Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка. (Насос)
- Масса, километр, килограмм, дециметр.(Масса)
- Омметр, амперметр, вольтметр, реостат. (Реостат)
- Плотность, движение, время, скорость. (Движение)
Этот же прием использую при работе с составлением логических цепочек, в которые вставлены ложные утверждения или «Собери ромашку» (даются лишние лепестки)
Прием «помоги мне» использую на уроках и вне уроков, где ученики могут помочь в качестве консультантов, «учителей», разработчиков материалов.
Например, все лабораторные работы, простые эксперименты помогают мне готовить ученики, очень многие игры, дидактические задания создаются руками учеников.
Прием «кредит доверия» - в конце четверти ставится оценка в кредит, когда ребенок чуть-чуть не дорабатывает. Этот прием использую с учениками, чаще всего имеющими гуманитарный склад ума, которым очень трудно даются задачи. Например, в этом году этот прием дал положительный результат у Михайловой Алины. У девочки резко повысился интерес к физике, появилась уверенность в своих силах.
Приём “Фантастическая добавка” этот приём, направлен на привлечение интереса к теме урока. Учебная ситуация переносится в необычные условия или среду. Например, в 7 классе ребята рисуют рисунок или пишут рассказ «В мире без трения», «И вдруг исчезла сила тяжести»
На информатике я также использую этот прием. Например, Велиц Софья при изучении темы системы счисления написала следующий рассказ.
Жила была на свете девочка Алиса. Ей было 110о лет и училась она в 111 классе, из которых 10 были ее лучшими друзьями. Алиса увлекалась музыкой, танцами и шахматами. На музыку она уделяла 1001 час, а на танцы 1101. Алиса неоднократно ездила на соревнования по шахматам, занимая при этом первые места 1111 раз. Но главное хобби девочки – книги. Сидя вечером за чашкой чая и с книжкой в руках, она запросто могла прочесть 100101100 страниц.
Приём «Согласен – Не согласен» Этот прием позволяет активизировать мыслительную деятельность, проверить быстро знание предыдущего материала. Чаще использую на информатике. Например, при изучении темы «Мультимедийная презентация»предлагаю выразить отношение к утверждениям (поставить «+» или «-»):
- Презентация состоит только из текста и картинок.
- Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.
- Чем больше текста, тем лучше.
- Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.
- Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше
- .Презентация может носить обучающий характер.
Ребята не оглашают результат, а сравнивают эталоном.
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет) Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Использую на повторительно-обобщающих уроках, чтобы в быстром темпе повторить основные понятия, формулы. Например, при изучении темы «Закон Ома для участка цепи» урок заканчиваю смысловым конспектом.
При решении качественных задач использую Кейс-метод - обсуждение ситуаций, основанных на реальных событиях, что вынуждает учеников анализировать ситуацию и находить выход. Использую в основном практические кейсы.
Например, при изучении электризации тел использую следующий кейс.
Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы к кейсу:
- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?
- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна?
- Что могло случиться?
- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?
Театрализация разыгрывание сценок на учебную тему. Например, при изучении закона Джоуля-Ленца изобразить, что происходит внутри проводника при выделении теплоты. Конкурс пантомимы на игре «Инфика».
Каждая команда получает карточки, на которых изображены приборы и написаны термины. Команда должна показать, не используя слов данный термин, а вторая команда должна догадаться, о чем идет речь.
Понятия для пантомимы:
- «Рычажные весы»
- «Принтер»
- «Компьютер завис»
- «Электрическая лампа»
- «Короткое замыкание»
- «Мышка»
Использование данных приемов повышает интереса к предмету, развивает способность работать с разными источниками информации, развивает умение ученика работать в группе, готовность к сотрудничеству. Систематическое использование данных приемов приводит к повышению качества знаний. Например, из 23 учеников 8 класса 8 планируют связать свою жизнь с техническими специальностями (2 – ВУЗы, 6 – средне-специальные учебные заведения). Данные приемы дают хороший результат с мотивируемыми учениками. Например, Фадеев Михаил (в 7 классе призер школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике, в 8 классе победитель школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, 1 место в номинации «Исследовательские и научные работы» V Всероссийского конкурса для детей и молодежи «Нам нет преград!»); Люлько Светлана (в 8 классе участник Самарской олимпиады школьников (естественные предметы)).
Говоря о формировании УДД обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, навыков самоорганизации своей деятельности по поиску новых знаний. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, обогащают опыт школьника, становятся основой для получения новых знаний. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания. Структура современных уроков должна быть более разнообразной. Развивающим обучение делают деятельностностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка. Представление о функциях, содержании, видах универсальных учебных действий и способах их формирования должно быть положено в основу всего учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и способы формирования УУД на уроке физики.
Методы и способы реализации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики.План-конспект урока физики в 8 классеТема: Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока ...
Методический семинар для коллег на тему "Методы и приемы формирования метапредметных УУД на уроках ИЯ
Демонстрируемые методы и приемы:- «Знаю-Хочу узнать – Узнал – Остались вопросы»- «See-think-wonder”- Кластер- мозговой штурм (элемент приема)- Лови ошибку- Тонкие и толстые вопросы- Синквейн- Ма...
«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Презентация знакомит с методами и приемами формирования у обучающихся самооценкию....
Методы и приемы формирования УУД на уроках литературы в основной школе
Сегодня важно вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в Ст...
выступление на РМО учителей биологии " Методы и приемы формирования УУД на уроках биологии"
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельнос...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Доклад на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках предметной области «Искусство»
Доклад Августовская конференция работников образования «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»...