Конспект урока с презентацией: "Тема чести в лирике В. С. Высоцкого"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предлагаемый вниманию урок разработан для 11 класса в рамках общей темы "Лирика В. С. Высоцкого". В основе урока комплексный анализ одного стихотворения поэта, что способствует развитию интереса к творчеству барда и самостоятельному выбору учащихся других лирических текстов для изучения на следующих уроках и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературы в 11 классе | 21.64 КБ |
Презентация к уроку литературы в 11 классе | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Тема урока: тема чести в лирике В.С.Высоцкого.
Тип урока: работа в группах.
Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Формы организации деятельности:
Опорные понятия: лирика, лирический герой.
Новые понятия:честь.
Межпредметные связи: музыка, история.
Образовательные ресурсы: электронная доска, проектор, презентация, конспект-сопровождение урока, лист самооценки и групповой рейтинг, текст стихотворения, видеоролик.
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД | |
1. | Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка к работе. Выбор командира. Самоопределение к деятельности. Командир распределяет обязанности в группе. | Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: готовность к сотрудничеству |
2. | Индуктор | Первичная социализация.
Социализация.
| 1.Конкретизируют тему урока. 2. Пишут на листе-сопровождении ассоциации к слову «честь». 3. работа в группах над лингвистическим понятием. 4. Запись в конспекте-сопровождени и на листе. | Личностные: самоопределение Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: общеучебные; логические: анализ понятия с целью выделения признаков Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
3. | Целеполагание | Постановка личных целей, которых хотели бы достичь на этом уроке.. | Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока. Заполняют «лист рефлексии». | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. | Вызов | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. - В «Балладе о времени» Высоцкого есть слова: «И всегда хорошо, когда честь спасена…» Всегда ли? | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию. Обсуждение в группах. | Личностные: Регулятивные: прогнозирование Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
5. | Освоение знаний | Первичное восприятие.
|
2 группа – по 3,4; 3 группа – по 5, 6 и 7. | Регулятивные: контроль, коррекция Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
6. | Самостоятельная работа | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, обмен вопросами по цепочке. | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
7. | Этап продуктивного использования полученных знаний | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях. -Напишите мини-эссе на тему: «Чего не люблю я?». Добавьте к перечню Высоцкого так, чтобы можно было поставить подпись: «Человек чести». | Самостоятельная работа. | Личностные: самоопределение Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлекция способов и условий действия, логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
8. | Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка Познавательные: рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
9. | Домашнее задание | Инструктирует учащихся. На выбор: 1. Наизусть 2 любимых стихотворения В.С.Высоцкого с обоснованием выбора. 2. Эссе (не менее 200 слов) о чести в понимании В.С.Высоцкого. | Анализируют и выявляют степень готовности. | Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности |
Использованная литература:
- Литература 10-11 классы: организация самостоятельной работы на уроке/автор-составитель О.А. Зажигина – Волгоград: Учитель, 2011.
- Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/СПб: КАРО, 2013.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие, - 2-е изд. – СПб.: КАРО, 2013.
- Сухих И.Н. Литература: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2ч. -5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и принципы личности. (С.В.Ожегов).
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть, а также условное, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. (В.И.Даль).
Честь – комплексное этическое и социальное понятие, связанное с такими качествами, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. ( Википедия ).
Честь – внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. (Архимандрит Платон).
Целеполагание . Лист рефлексии. Расставьте от 0 до 3 баллов в каждой строке с предполагаемым результатом: а) в начеле , б) в конце урока. № Предполагаемые результаты, достигаемые в ходе урока В начале В конце 1. Предметные а)узнать новое о лирике Высоцкого; б) понять ведущую идею его творчества; в) постичь философскую идею стихотворения; г) укрепить навык анализа лирического текста; д ) усовершенствовать умение писать эссе. 2. Метапредметные : а ) научиться сотрудничать с учителем и сверстниками; б) совершенствовать навыки работы в команде и вести диалог. 3. Личностные: а ) укрепить веру в себя и свои знания; б) совершенствовать навык строить связные высказывания в разных стилях и жанрах.
В «Балладе о времени», написанной в 1975 году для х./ф. «Стрелы Робин гуда» В.С.Высоцкий написал: «И ВСЕГДА хорошо если честь спасена...» - Всегда ли?
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти. . Могут начинаться со слова КАК; Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»; Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – формируют навыки осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?); Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо выражает свое недовольство или удовольствие от произошедшего (необязательный вопрос) ; Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»; Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Я не люблю фатального исхода. От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою.
Я не люблю открытого цинизма, В восторженность не верю, и еще, Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или, когда все время против шерсти, Или, когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза! Досадно мне, что слово "честь" забыто, И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья, Нет жалости во мне и неспроста - Я не люблю насилье и бессилье, Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу, Обидно мне, когда невинных бьют, Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены, На них мильон меняют по рублю, Пусть впереди большие перемены, Я это никогда не полюблю.
Целеполагание . Лист рефлексии. Расставьте от 0 до 3 баллов в каждой строке с предполагаемым результатом: а) в начеле , б) в конце урока. № Предполагаемые результаты, достигаемые в ходе урока В начале В конце 1. Предметные а)узнать новое о лирике Высоцкого; б) понять ведущую идею его творчества; в) постичь философскую идею стихотворения; г) укрепить навык анализа лирического текста; д ) усовершенствовать умение писать эссе. 2. Метапредметные : а ) научиться сотрудничать с учителем и сверстниками; б) совершенствовать навыки работы в команде и вести диалог. 3. Личностные: а ) укрепить веру в себя и свои знания; б) совершенствовать навык строить связные высказывания в разных стилях и жанрах.
Домашнее задание На выбор: 1. Наизусть 2 любимых стихотворения Высоцкого с обоснованием выбора. 2. Эссе (не менее 200 слов) о чести в понимании Высоцкого и в вашем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Данный план-конспект соответствует современным требованиям урока литературы....
Конспект урока по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"
Одной из главных тем в лирике С. Есенина является тема Родины. Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Именно чувство, а не тема было основным в...
Конспект урока литературы в 7 классе по лирике М.Ю.Лермонтова "Лиры звук"
Урок по лирике М.Ю. Лермонтова "Лиры звук" имеет в некоторой степени интегрированный характер :учащиеся не только читают и анализируют стихи,но также слушают романсы ,написанные на стихи М...
Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР...
Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...
Конспект урока литературы в 11 классе по лирике С.А. Есенина.
В основе урока - анализ стихотворения С.А. Есенина "Русь советская"....
Конспект урока по литературе_"Береги честь смолоду"
Конспект урока...