Конспект урока с презентацией: "Тема чести в лирике В. С. Высоцкого"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Петрова Лариса Васильевна

Предлагаемый вниманию урок разработан для 11 класса в рамках общей темы "Лирика В. С. Высоцкого". В основе урока комплексный анализ одного стихотворения поэта, что способствует развитию интереса к творчеству барда и самостоятельному выбору учащихся других лирических текстов для изучения на следующих уроках и дома. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока: тема чести в лирике В.С.Высоцкого.

Тип урока: работа в группах.

Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Формы организации деятельности:

Опорные понятия: лирика, лирический герой.

Новые понятия:честь.

Межпредметные связи: музыка, история.

Образовательные ресурсы: электронная доска, проектор, презентация, конспект-сопровождение урока, лист самооценки и групповой рейтинг, текст стихотворения, видеоролик.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе. Выбор командира.

Самоопределение к деятельности.

Командир распределяет обязанности в группе.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

2.

Индуктор

Первичная социализация.

  1. Просмотрев видеоролик, созданный одной из групп, на тему: «Что такое честный мир,» конкретизируйте тему урока.
  2. Работа с центральным понятием «Честь». Записать ассоциации к слову «честь». Запись на листе фломастером коллективного определения слова.

Социализация.

  1. Дополните определение понятия.
  2. Работа с карточками (определение или контекст слова «честь»: а) в текстах Высоцкого, б) в словаре В.И.Даля, в) в современных толковых словарях.
  3. Обобщение определения.

1.Конкретизируют тему урока.

2. Пишут на листе-сопровождении ассоциации к слову «честь».

3. работа в группах над лингвистическим понятием.

4. Запись в конспекте-сопровождени и на листе.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: общеучебные;

логические: анализ понятия с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3.

Целеполагание

Постановка личных целей, которых хотели бы достичь на этом уроке..

Ставят цели.

Уточняют/формулируют тему урока.

Заполняют «лист рефлексии».

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.

Вызов

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

- В «Балладе о времени» Высоцкого есть слова: «И всегда хорошо, когда честь спасена…»

Всегда ли?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию.

Обсуждение в группах.

Личностные:

Регулятивные: прогнозирование 

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; логические:  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

5.

Освоение знаний

Первичное восприятие.

  1. Заслушивание песни В.С.Высоцкого «Я не люблю» в авторском исполнении.
  2. Работа с «Ромашкой Блума».
  3. Подчёркивание ключевых слов и заполнение таблицы.
  4. Обсуждение.
  1. Заслушивание песни, размышления.
  2. Углублённое чтение с помощью «Ромашки Блума».
  3. Выделяют ключевые слова, конспектируют.
  4. 4. Отвечают на вопросы:
  5. 1 группа – по 1, 2 строфам;

2 группа – по 3,4;

3 группа – по 5, 6 и 7.

Регулятивные: контроль, коррекция Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6.

Самостоятельная работа

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, обмен вопросами по цепочке.

Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7.

Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях.

-Напишите мини-эссе на тему: «Чего не люблю я?».

Добавьте к перечню Высоцкого так, чтобы можно было поставить подпись: «Человек чести».

Самостоятельная работа.

Личностные: самоопределение

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлекция способов и условий действия,

 логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

9.

Домашнее задание

Инструктирует учащихся.

На выбор: 1. Наизусть 2 любимых стихотворения В.С.Высоцкого с обоснованием выбора.

2. Эссе (не менее 200 слов) о чести в понимании В.С.Высоцкого.

Анализируют и выявляют степень готовности.

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Использованная литература:

  1. Литература 10-11 классы: организация самостоятельной работы на уроке/автор-составитель О.А. Зажигина – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/СПб: КАРО, 2013.
  3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие, - 2-е изд. – СПб.: КАРО, 2013.
  4. Сухих И.Н. Литература: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2ч. -5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема чести в лирике В.С. Высоцкого Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №394 г. Санкт-Петербурга Петрова Л.В.

Слайд 2

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и принципы личности. (С.В.Ожегов).

Слайд 3

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть, а также условное, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. (В.И.Даль).

Слайд 4

Честь – комплексное этическое и социальное понятие, связанное с такими качествами, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. ( Википедия ).

Слайд 5

Честь – внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. (Архимандрит Платон).

Слайд 6

Целеполагание . Лист рефлексии. Расставьте от 0 до 3 баллов в каждой строке с предполагаемым результатом: а) в начеле , б) в конце урока. № Предполагаемые результаты, достигаемые в ходе урока В начале В конце 1. Предметные а)узнать новое о лирике Высоцкого; б) понять ведущую идею его творчества; в) постичь философскую идею стихотворения; г) укрепить навык анализа лирического текста; д ) усовершенствовать умение писать эссе. 2. Метапредметные : а ) научиться сотрудничать с учителем и сверстниками; б) совершенствовать навыки работы в команде и вести диалог. 3. Личностные: а ) укрепить веру в себя и свои знания; б) совершенствовать навык строить связные высказывания в разных стилях и жанрах.

Слайд 7

В «Балладе о времени», написанной в 1975 году для х./ф. «Стрелы Робин гуда» В.С.Высоцкий написал: «И ВСЕГДА хорошо если честь спасена...» - Всегда ли?

Слайд 9

Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти. . Могут начинаться со слова КАК; Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»; Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – формируют навыки осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?); Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо выражает свое недовольство или удовольствие от произошедшего (необязательный вопрос) ; Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»; Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Слайд 10

Я не люблю фатального исхода. От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою.

Слайд 11

Я не люблю открытого цинизма, В восторженность не верю, и еще, Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо.

Слайд 12

Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор.

Слайд 13

Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или, когда все время против шерсти, Или, когда железом по стеклу.

Слайд 14

Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза! Досадно мне, что слово "честь" забыто, И что в чести наветы за глаза.

Слайд 15

Когда я вижу сломанные крылья, Нет жалости во мне и неспроста - Я не люблю насилье и бессилье, Вот только жаль распятого Христа.

Слайд 16

Я не люблю себя, когда я трушу, Обидно мне, когда невинных бьют, Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более, когда в нее плюют.

Слайд 17

Я не люблю манежи и арены, На них мильон меняют по рублю, Пусть впереди большие перемены, Я это никогда не полюблю.

Слайд 18

Целеполагание . Лист рефлексии. Расставьте от 0 до 3 баллов в каждой строке с предполагаемым результатом: а) в начеле , б) в конце урока. № Предполагаемые результаты, достигаемые в ходе урока В начале В конце 1. Предметные а)узнать новое о лирике Высоцкого; б) понять ведущую идею его творчества; в) постичь философскую идею стихотворения; г) укрепить навык анализа лирического текста; д ) усовершенствовать умение писать эссе. 2. Метапредметные : а ) научиться сотрудничать с учителем и сверстниками; б) совершенствовать навыки работы в команде и вести диалог. 3. Личностные: а ) укрепить веру в себя и свои знания; б) совершенствовать навык строить связные высказывания в разных стилях и жанрах.

Слайд 19

Домашнее задание На выбор: 1. Наизусть 2 любимых стихотворения Высоцкого с обоснованием выбора. 2. Эссе (не менее 200 слов) о чести в понимании Высоцкого и в вашем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Данный план-конспект соответствует современным требованиям урока литературы....

Конспект урока по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"

Одной из главных тем в лирике С. Есенина  является тема Родины. Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Именно чувство,  а не тема  было основным  в...

Конспект урока литературы в 7 классе по лирике М.Ю.Лермонтова "Лиры звук"

Урок по лирике М.Ю. Лермонтова  "Лиры звук"  имеет в некоторой степени интегрированный характер :учащиеся не только читают и анализируют стихи,но также слушают романсы ,написанные на стихи М...

Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР...

Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...

Конспект урока литературы в 11 классе по лирике С.А. Есенина.

В основе урока - анализ стихотворения С.А. Есенина "Русь советская"....