Профориентационная работа
материал на тему
Доклад с педагогических чтений в 2014 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.pptx | 313.84 КБ |
organizatsiya_profraboty.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выбор профессии-важный шаг в жизни каждого человека
Систематичность и приемственность Дифференцированный и индивидуальный подход Сочетание различных форм работы Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости и тд . Связь с жизнью Принципы профориентационной работы в школе:
5 – 7 классы. Цель: Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии - урочная деятельность; - экскурсии; - сюжетно – ролевые игры; - проектная деятельность. - классные часы; - фестивали профессий; - конкурс рисунков - встречи с представителями различных профессий - родительские собрания; - совместные социальные проекты с детьми. Система профориентационной работы в школе
8 – 9 классы. Цель: Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей - уроки; -творческие проекты; -предметные недели. - социальные практики; профессиональные пробы; - экскурсии на производство; - трудовые отряды - день открытых дверей в ССУЗах ; - встречи обучающихся с выпускниками -студентами. индивидуальные консультации - родительские собрания; - творческие объединения под руководством родителей; - выступления перед учащимися - диагностика; - составление профессиональных карт; - беседы с обучающимися, с родителями; - создание базы данных.
Достаточная информация о профессиях и путях ее получения Потребность в обоснованном выборе профессии Уверенность школьника в социальной значимости труда Степень самопознания школьника Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана Показатели эффективности профориентационной работы в школе
Профориентационная работа в нашей школе День открытых дверей в Спасскои АПТ Экскурсии на производство День самоуправления Школьные экономические компании Бизнес-день
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Формирование готовности к личностному самоопределению»
Подготовила: учитель
МБОУ Красноватрасской ООШ
Е. Ю. Самойлова
2014 г.
Приоритетное направление работы современной школы - профориентация обучающихся. Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия - своего рода судьба. И здесь велика роль педагога. От того как он сумеет сориентировать своих воспитанников в разнообразном мире профессий, и зависит их судьба. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы показать сильные и слабые стороны той или иной профессии, её востребованность на рынке труда, помочь ребёнку познать самого себя, свои возможности. И если на пороге 9 или 11 класса молодой человек чётко знает, что он может, на что способен, и знает, куда пойти учиться, значит, педагог сделал своё дело хорошо.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе принесёт пользу только тогда, когда в этом деле заняты все участники образовательного процесса, когда соблюдаются следующие принципы:
Профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками, она начинается намного раньше.
Должен учитываться возраст, уровнь успеваемости, сформированность интересов, ценностные ориентации, жизненные планы учащегося.
Должны сочетаться массовые, групповые и индивидуальные формы профориентационной работы с учащимися и их родителями.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
Учет потребности общества в кадрах.
ё
В нашей школе отработана система профориентационной работы, которую можно представить следующим образом:
Освоение предметного содержания | Внеурочная деятельность | Работа с родителями | Психолого-педагогическое сопровождение |
5 – 7 классы. Цель: Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии | |||
- урочная деятельность; - экскурсии; - сюжетно – ролевые игры; - проектная деятельность. | - классные часы; - фестивали профессий; - конкурс рисунков - встречи с представителями различных профессий | - родительские собрания; - совместные социальные проекты с детьми. | |
8 – 9 классы. Цель: Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей | |||
- уроки; -творческие проекты; -предметные недели. | - социальные практики; профессиональные пробы; - экскурсии на производство; - трудовые отряды - день открытых дверей в ССУЗах; - встречи обучающихся с выпускниками -студентами. | индивидуальные консультации - родительские собрания; - творческие объединения под руководством родителей; - выступления перед учащимися | - диагностика; - составление профессиональных карт; - беседы с обучающимися, с родителями; - создание базы данных. |
С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборепрофессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
Немаловажную роль играют родители в выборе будущей профессии своего ребёнка. Важно, чтобы они смогли своевременно предостеречь своих детей от неправильного выбора профессии. И в этом семье помогает педагогический коллектив, организуя родительские лектории, семинары, тренинги, индивидуальные консультации. Уже на первом родительском собрании рассматриваются результаты диагностики интересов детей, учитываются возможности семьи.
В нашей школе профориентационная работа представлена в широком спектре. Это и посещение традиционного дня открытых дверей в спасском АПТ, где ребята знакомят с профессиями, которые они могут получить в стенах техникума, о возможности трудоустройства после окончания учебного заведения.
Это и традиционный день самоуправления, когда ученики старших классов могут не только познакомится с такой профессией как учитель, но и испробовать ее на практике.
Это и экскурсии на различные производства, такие как Красноватрасская швейная фабрика, Турбанская фабрика, центральная аптека.
На уроках экономики организуются школьные экономические компании
, где дети могут испробовать себя в роли менеджеров, юристов, работников налоговой службы.
И прошедший в этом году Бизнес день, где ребята создавали различные предприятия по оказанию услуг. Они смогли не только заработать деньги на своих фирмах, но и столкнулись на практике с трудностями такой профессии как организация частного бизнеса.
Педагогический коллектив школы заинтересован в успешности своих выпускников, создании условий для подготовки обучающихся к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности., поэтому мы направляем свою работу не только на устное ознакомлением с миром профессий и определения направленности ученика, но в большей степени на практическое знакомство с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....
План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год
План посещение школы и подготовки материалов...
План работы по реализации профориентационной работы и профильного обучения старшеклассиков
План работы...
материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"
данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...
Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....