Рабочая программа по образовательной области «Коррекционная подготовка. Ритмика»
календарно-тематическое планирование на тему
Планирование уроков ритмики в 4 классе составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, сб.№1, М, 2010г. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Планирование уроков ритмики в 4 классе на 2016-2017 учебный год составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, сб.№1, М, 2010г. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).
КТП рассчитано на 33 часа (согласно календарного графика ОУ).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
8 | 7 | 10 | 8 |
Всего: 33 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по ритмике в 1-4 специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основепрограммы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор А.А. Айдарбекова., допущенной Министерством образования РФ. Издательство М.: «Просвещение», 2009 г
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Тематика программы 4 класса (1ч в неделю, всего 33ч)
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.
Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.
Танцы и пляски
Круговой галоп. Венгерская народная мелодия.
Кадриль. Русская народная мелодия.
Бульба. Белорусская народная мелодия.
Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра.
Грузинский танец «Лезгинка».
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: уроки изучения нового материала; закрепления знаний, умений и навыков; проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков; анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного; повторение темы или раздела; тематические игровые уроки, урок с использованием ИКТ.
Методы обучения.
-Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностю учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Технологии обучения:
Традиционное обучение
Эмоционально-смысловой подход
Компьютерные технологии обучения
Учение через обучение
Технология парного обучения
Перечень учебно-методического обеспечения ОП:
1. Учебники:
2.Дополнительная литература:
Правдов М.А. Уроки физической культуры. 1-4.Издательство: М. Илекса, 2009г
Р.И. Лалаев. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. Санкт-Петербург, 1997г.
№ урока | Тема | Количество часов | Дата | Практическая часть | Форма контроля | Наглядность, пособия |
1 четверть. | 8 ч. | |||||
Упражнения на ориентировку в пространстве. | 5 ч. | |||||
1. | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. | 1ч. | 03.09. | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
2. | Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели. | 1ч. | 10.09. | Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
3. | Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в центр зала. | 1ч. | 17.09. | Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в центр зала. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
4. | Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. | 1ч. | 24.09. | Сохранение правильной дистанции во всех видах построений . | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. | Ленты , обручи, скакалки. |
5. | Упражнения с предметами. | 1ч. | 01.10. | Выполнение упражнений. | Фронтальная форма контроля. | Обручи, скакалки. |
Ритмико- гимнастические упражнения. | 14 ч. | |||||
6. | Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперёд, назад, в стороны. | 1ч. | 08.10. | Круговые движения головы, наклоны вперёд, назад, в стороны | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
7. | Общеразвивающие упражнения. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. | 1ч. | 15.10. | Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. | Фронтальная форма контроля. | |
8. | Общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки. | 1ч. | 22.10. | Упражнения на выработку осанки. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
2 четверть | 7 ч. | |||||
9. | Общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки. | 1ч. | 12.11. | Упражнения на выработку осанки. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
10. | Упражнения на координацию движений. Сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. | 1ч. | 19.11. | Сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. | Фронтальная форма контроля. | |
11. | Упражнения на координацию движений. Выполнение упражнений под музыку. | 1ч. | 26.11. | Выполнение упражнений под музыку. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
12. | Упражнения на координацию движений. Поочерёдные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. | 1ч. | 03.12. | Поочерёдные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
13. | Упражнения на координацию движений. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов. | 1ч. | 10.12. | Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
14. | Упражнения на координацию движений. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов. | 1ч. | 17.12. | Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
15. | Упражнения на координацию движений. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков с предметами. | 1ч. | 24.12. | Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков с предметами. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. | Скакалка, обруч. |
3 четверть | 10 ч. | |||||
16. | Упражнения на координацию движений. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков с предметами. | 1ч. | 14.01. | Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков с предметами. | Фронтальная форма контроля. | Скакалка, обруч. |
17. | Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом. | 1ч. | 21.01. | Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
18. | Упражнение на расслабление мышц. С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками, постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам. ( имитация распускающегося цветка). | 1ч. | 28.01. | Упражнение на расслабление мышц. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
19. | Упражнение на расслабление мышц. С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками, постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам. ( имитация распускающегося цветка). | 1ч. | 04.02. | Упражнение на расслабление мышц. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | 7 ч. | |||||
20. | Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). | 1ч. | 11.02. | Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
21. | Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений. | 1ч. | 18.02. | Движения кистей и пальцев рук в разном темпе. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
22. | Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений. | 1ч. | 25.02. | Движения кистей и пальцев рук в разном темпе. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
23. | Выполнение несложных упражнений. | 1ч. | 04.03. | Выполнение несложных упражнений. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
24. | Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни. | 1ч. | 11.03. | Выполнение несложных упражнений. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. | Музыкальные инструменты. |
25. | Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни. | 1ч. | 18.03. | Выполнение несложных упражнений. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. | Музыкальные инструменты. |
4 четверть | 8ч. | |||||
26. | Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни. | 1ч. | 08.04. | Выполнение несложных упражнений. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. | Музыкальные инструменты. |
Игры под музыку. | 3 ч. | |||||
27. | Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамичных изменений в музыке. | 1ч. | 15.04. | Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
28. | Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. | 1ч. | 22.04. | Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
29. | Разучивание и придумывание новых вариантов игр. | 1ч. | 29.04. | Разучивание и придумывание новых вариантов игр. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
Танцевальные упражнения. | 4 ч. | |||||
30. | Упражнения на различение элементов народных танцев. | 1ч. | 06.05. | Упражнения на различение элементов народных танцев. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
31. | Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий. | 1ч. | 13.05. | Разучивание шагов кадрили. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
32. | Разучивание народных танцев. | 1ч. | 20.05. | Разучивание народных танцев. | Фронтальная форма контроля. | |
33. | Исполнение элементов плясок и танцев. | 1ч. | 27.05. | Исполнение элементов плясок и танцев. | Индивидуальная, фронтальная форма контроля. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" (подготовительная группа)
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ....
Интеграция образовательной и коррекционной программ в образовательной области «Физическое развитие» в логопедической группе»
Представление опыта работы по организации совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в образовательной области физическое развитие...
Интеграция образовательной и коррекционной программ в образовательной области «Физическое развитие» в логопедической группе»
Представление опыта работы по организации совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в образовательной области физическое развитие...
Рабочая программа к образовательной области математика (5 класс)
Рабочая программа по математике для учащихся 5 класса со сложной структурой дефекта специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида составлена на основе Программы специальны...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Музыка" в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Музыка" в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Рабочая программа по образовательной области «Коррекционная подготовка. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нём нет самых необходимых слов для обозначения предмето...
Рабочие программы по образовательной области "математика" 5-11 классы
Рабочая программа по математике для 5 – 9 классов разработана на основе авторской программы А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир,Е. В.Буцко «Математика. 5 – 9 классы» и&la...