Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Музыка" в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Музыка" в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Шатурского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №30" Шатурского муниципального района Московской области
МБДОУ "Детский сад № 30"
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Заведующий МБДОУ д/с №30
____________Н. Н. Приказчикова
Протокол педсовета №1
от «29» августа 2014 г.
Приказ по МБДОУ д/с № 30
от « » 2014 г. № ___ о/д
Рабочая программа
по образовательной области
"Художественно - эстетическое развитие"
раздел «Музыка»
Составлена на основе программы "Музыкальное воспитание в детском саду" М.Б. Зацепиной, 2006 г.,
«Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, 2010 г., "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной, 2012 г.
Срок реализации программы 4 года. Возраст детей от 3 до 7 лет.
Рабочую программу составила: музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Шепетко Татьяна Николаевна
Рассмотрена на заседании
экспертной группы специалистов
дошкольного образования
Протокол № ______
от «___» ___________ 2014 г.
_____________________ г. Шатура
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду № 30. Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъём. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, слушанию, театрализованным играм и.т.д. Всё чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру – о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни – в детском саду и в семье – дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощённом по музыкальному языку репертуаре, в семье дети слушают , как правило , лишь развлекательную музыку .Поэтому очень важно научить детей слушать классическую музыку, формировать основу музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Необходимо активизировать детей, чтобы они выражали свои впечатления от музыки прежде всего в рисовании, музыкально – ритмических движениях, инсценировках, театрализациях, а также оркестровке – в различных видах музыкальной и художественной деятельности, накапливали положительный опыт её восприятия и творческой деятельности. Тогда у детей формируются ценное отношение к музыке.
Педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью всё врем вносить в свою работу новое. Важно не только постоянно пополнять свой репертуар багажом, но и уметь самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности детей, используя их творчество. В качестве музыкального сопровождения использовать, как правило, целостное произведение. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов – классиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига и.т.д.), ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного. Программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой - либо раздел. Основной задачей является введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой.
При разработке программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26).
Рабочая учебная программа по музыкальному развитию составлена на основе
- примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 352 с.;
- программы "Музыкальное воспитание в детском саду" М.Б. Зацепиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006 г. - 96 с.;
- «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 280 с.;
- "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной. - СПб.: РЖ "Музыкальная палитра", 2012. - 192 с.
Рабочая учебная программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и включает в себя следующие разделы:
- восприятие;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Цель рабочей учебной программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи :
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников, слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства; воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
- различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические);
- Самостоятельная досуговая деятельность ( не регламентированная деятельность).
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПина.
Система занятий и количество учебных часов по музыке в ДОУ
Группа | Длительность одного занятия | Количество часов | |
неделя | год | ||
Вторая младшая группа | 15 мин. | 2 | 72 |
Средняя группа | 20 мин. | 2 | 72 |
Старшая группа | 25 мин. | 2 | 72 |
Подготовительная к школе группа | 30 мин. | 2 | 72 |
Срок реализации программы 4 года. Возраст детей от 3 до 7 лет.
Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Требования к уровню подготовки воспитанников
Целевые ориентиры художественно - эстетического воспитания и развития
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
- слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни; - различать звуки по высоте (октава); - замечать динамические изменения (громко-тихо); - петь не отставая друг от друга; - выполнять танцевальные движения в парах; Кружиться, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметом. Различать и называть муз. инструменты : металлофон, барабан и др. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребёнок эмоционально вовлечён в музыкально - образовательный процесс, проявляет любознательность. | - слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер, закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш) - узнавать песни, мелодии; - различать звуки по высоте (секста-септима); - петь протяжно, четко поизносить слова; начинать и заканчивать пение вместе с другими детьми. - выполнять движения в соответствии с характером музыки; самостоятельно менять их в соответствии с 2-х -3- х частной формой музыки; - инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; - играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. Подыгрывать на деревянных ложках, погремушках. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями. | - различать жанры в музыке (песня, танец, марш); - звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); - узнавать произведения по фрагменту; -различать звуки по высоте в пределах квинты; - петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом; - ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; - самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения; - самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу; - играть мелодии на металлофоне по одному и в группе. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребёнок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально - художественными представлениями. | - узнавать гимн РФ; - определять музыкальный жанр произведения; - различать части произведения; - определять настроение, характер музыкального произведения; слышать в музыке изобразительные моменты; - воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне; - сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка); -формировать умение брать дыхание; - выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа; - передавать несложный ритмический рисунок; - выполнять танцевальные движения качественно; - инсценировать игровые песни; - исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии. -исполнять сольно и в ансамбле на музыкальных инструментах несложные пес ни и мелодии. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребёнок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально - художественной деятельности. |
Интеграция с другими образовательными областями:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» |
|
Образовательная область «Познавательное развитие» |
|
Образовательная область «Речевое развитие» |
|
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» |
|
Образовательная область «Физическое развитие» |
|
Основные принципы построения программы: | принцип развивающего обучения, принцип культуросообразности, принцип преемственности ступеней образования, принцип гуманно-личностного отношения к ребенку. |
Формы организации : | непосредственная образовательная деятельность (комплексные, доминантные, тематические), развлечения, праздники. |
Формы работы с педагогическим коллективом: | индивидуальные консультации, семинары, открытые занятия, развлечения, практикумы, памятки, письменные методические рекомендации, совместное планирование. |
Формы работы с родителями: | индивидуальные консультации, родительские собрания, папки-передвижки, развлечения, праздники. |
Календарно-тематическое планирование
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).
Месяц | Тема | Содержание программы | Дополнения | |||
Слушание | Пение | Музыкально – ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | |||
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | «До свиданья, лето, здравствуй, детский сад!» (1-я, 2-я недели) "Я, моя семья, мой дом" (3-я, 4-я недели) "Мой город" (1-я неделя) «Осень» (2-я, 3-я недели) "Дары осени" (4-я неделя) "Дары осени" (1-я, 2-я недели) «Домашние животные и птицы» (3-я, 4-я недели) «Здравствуй, гостья зима» «Новый год» «Волшебница зима» "Здоровье надо беречь" (1-я, 2-я недели) "День защитника Отечества" (3-я неделя) "Мамин день" (4-я неделя) "8 марта - мамин день" (1-я неделя) "Весна - красна" "Мир вокруг нас" (1-я, 2-я недели) "Лето" (3-я, 4-я недели) | «Как у наших у ворот» -р.н.м. «Марш» - музыка Я.Парлова. «Колыбельная» - музыка Т.Назарова. «Осенний ветерок» - музыка А.Гречанинова. «Грустный дождик» - музыка Д.Кабалевского «Солдатский марш» - музыка Р.Шумана «Моя лошадка» - музыка А.Гречанинова. «Слон» - музыка К.Сен – Санс. «Мишка с куклой пляшут полечку» - музыка М.Качурбиной «Куры и петухи» - музыка К.Сен –Санс. «Лошадка» - музыка Н.Потоловского «Колыбельная» - музыка С.Разорёнова «Полянка» - р.н.м. «Вальс» - музыка Д.Кабалевского "Марш" - музыка Д.Шостаковича «Воробей» - музыка А.Руббаха «Дождик» - музыка Н.Любарского «Капризуля» - музыка В.Волкова «Резвушка» - музыка В.Волкова «Лягушка» - музыка В.Ребикова «Со вьюном я хожу» - р.н.п. | «Петушок» -р.н.м. «В огороде заинька» - р.н.п. «Солнышко – вёдрышко» - р.н.м. «Золотые листики» - музыка Г.Вихарева. «Ладушки» - р.н.п. «Золотые листики» - музыка Г.Вихаревой «Ёлочка» - музыка М.Красева «Дед Мороз» - музыка А.Филиппенко. «Зима» -музыка В.Карасёвой «Маме улыбаемся» - музыка Агафонникова «Пирожки» - музыка А.Филиппенко «Есть у солнышка друзья» - музыка Е.Тиличеевой «Я иду с цветами»- музыка Е.Тиличеевой «Кап – кап» - музыка Ф. Финкельштейна «Серенькая кошечка» - музыка В.Витлина «Самолёт» - музыка Е.Тиличеевой «Бобик» - музыка Т.Попатенко | «Ножками затопали» - музыка М.Раухвергера. «Птички летят» - музыка А.Серова «Пружинка» -р.н.м. «Марш» - музыка Э.Парлова «Пальчики и ручки» - р.н.м. «Чебурашка» - музыка В.Шаинского. «Прятки» -р.н.м. «Петушок» -р.н.п. «Фонарики» - р.н.м. «Птички летают и клюют зёрнышки» - швейцарская м. «Зайчики» - музыка К.Черни. «Кто хочет побегать» - музыка Л.Вишкарёва. «Танец с листочками» - р.н.м. «Плюшевый медвежонок» - музыка Н. Кравцова «Петушок»-р.н.п. «Погуляем» -музыка Т.Ломовой. «Упражнение для рук» - «Кружение на шаге» -музыка Е.Аарне. «Большие и маленькие ноги» - музыка В.Агафонникова. «Жмурки с мишкой» - музыка Ф.Флотова. «Пляска с погремушками» - музыка В.Антоновой «Гопак» - музыка М.Мусоргского «Скачут лошадки» - музыка Е.Тиличеевой. «Топающий шаг, топотушки» - музыка М.Раухвергера» «Птички летят» - музыка Л.Банникова. «Рыбачок» - музыка М.Старокадомского. «Мишка пришёл в гости» -музыка М.Раухвергера «Зимняя пляска» - музыка М.Старокадомского «Сапожки» -р.н.м. «Марш и бег» - музыка Е.Тиличеевой. «Бег и махи руками» - музыка Жилина» «Фонарики с хлопками» - р.н.м. «Сапожки» - р.н.м. «Спокойная ходьба и кружение» - р.н.м. «Весёлые путешественники» - музыка М.Старокадомского «Танец сплаточками»- р.н.м. «Игра с колокольчиками» - музыка Н.Римского – Корсакова «Марш» -музыка Э.Парлова «Автомобиль» - музыка М.Раухвергера «Притопы» - р.н.м. «Медведь «Кружение на шаге» - р.н.м. «Пляска с султанчиками» - укр. Мелодия «Маленький танец» -музыка А.Александрова «Игра с погремушками» – р.н.м. «Лошадка» «Марш» - музыка Е.Тиличеевой «Выставление ноги на пятку и «фонарики» - р.н.м. «Разноцветная игра» -музыка Б.Савельева «Ловишки» - музыка И.Гайдна «Поссорились – подружились» - музыка Вилькорейской «Бег с платочками» - укр.мелодия «Стуколка» «Пружинка» - р.н.м. «Солнышко и дождик» - музыка М.Раухвергера «Приседай» - эст. Мелодия «Колобок» - музыка Т.Морозовой «Птички летают и клюют зёрнышки»- швейцарская мелодия «Кошечка» - музыка Т.Ломовой «Сапожки» -р.н.м. «Кузнечик» - музыка В.Шаинского «Воробушки и автомобиль» - музыка М.Раухвергера «Пляска с султанчиками» - хорватская мелодия | «Игра с бубном» - р.н.м. «Фонарики с бубном» - р.н.м. «Начинаем играть» «Весёлые ладошки» -эст.п. «Идём гуськом» «Гопачок» - укр.м. «Тюшки – тютюшки» «Часики» «Кукушка» Речевая игра «Мячик» «Паровоз» «Игра с картинками» «Игра в имена» «Джон –зайчик» «Звучащий клубок» Оркестр шумовых инструментов: «Гопачок» -укр.м. «Как у наших у ворот» - р.н..м «Музыкальная карусель» «Игра с нитками» Оркестр шумовых инструментов: «Ах, вы сени» - р.н.м. «Полька» - музыка М Глинки «Игра с пуговицами» «Игра в имена» «Игра в паровоз» Оркестр шумовых инструментов: «Латышская полька» | Музыкально – дидактические игры: «Птицы и птенчики» - музыка Е.Тиличеевой «Два петушка». «Кто как идёт?» Музыкально – дидактическая игра: «Три медведя» «Три медведя» Музыкально – дидактическая игра: «Угадай ,на чём играю?» Музыкально – дидактическая игра: «Два цветка» |
Средняя группа (от 4 до 5 лет).
Месяц | Тема | Содержание программы | Дополнения | |||
слушание | пение | Музыкально -ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | |||
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август | «До свиданья, лето, здравствуй, детский сад!» (1-я неделя) «Мой город» (2-я неделя) «Я и моя семья» (3-я, 4-я недели) «Вот и осень наступила, всё вокруг позолотила» (1-я, 2-я недели) «Дары осени» (3-я, 4-я недели) «Моя страна» «Народная культура и традиции» (1-я неделя) «Здравствуй, гостья зима» ( 2-я неделя) «Новый год у ворот» (3-я, 4-я, недели) «Зимние забавы» «Неделя доброты» (1-я, 2-я недели) «Наша армия родная» (3-я неделя) "8 марта" (4-я неделя) "8 марта" (1-я неделя) "В мире сказок" (2-я неделя) "Безопасность" (3-я неделя) "Человек и мир вещей" (4-я неделя) "Весна" (1-4 недели) "День Победы" (1-я неделя) "Скоро лето!" (2-я - 4-я недели) "Здравствуй, лето!" "Лето, ах, лето" "Летние забавы" | «Марш» - музыка Л.Шульгина «Ах, ты берёза» - р.н.м. «Колыбельная» - музыка А.Гречанинова «Падают листья» - музыка М.Красева «Полька» - музыка М.Глинки «Обидели» - музыка В.Агафонникова «Вальс снежных хлопьев» - музыка П.Чайковского «Вальс» - музыка Д.Кабалевского «Колокольчики звенят» - музыка В.Моцарта «Петрушка» - музыка И.Брамса «Как у наших у ворот» - р.н.м. «Мама» - музыка П.Чайковского «Ёжик» – музыка Д.Кабалевского «Жаворонок» - музыка М.Глинки «Воробушки» - музыка М.Красева «Смелый наездник» - музыка Р.Шумана «Колыбельная» -музыка А.Моцарта «Вальс - шутка» - музыка Д.Шостаковича «Болезнь куклы» - музыка П.И.Чайковского «Новая кукла» - музыка П.И.Чайковского Слушание знакомых музыкальных произведений | «Две тетери» - р.н.м. «Осень» - музыка И.Кишко «Осень» - музыка Фёдоровой «Урожайная» - музыка А.Филиппеко «Барабанщик» - музыка М. Красева «К деткам ёлочка пришла» - музыка А.Филиппенко «Первый снег» - музыка А.Филиппенко «Колыбельная зайчонка» - музыка В.Карасёвой «Кошечка» - музыка В.Витлина «Очень я мамочку люблю» - музыка Л.Старченко «Все любят маму» - музыка С.Насауленко «Мы – солдаты» - музыка Ю.Слонова «Тает снег» - музыка А.Филиппенко «Весенняя песенка» - музыка А.Филиппенко «Воробей» - музыка В.Герчик «Паровоз» -музыка З.Компанейца «Улыбка» - музыка В.Шаинского «Где был Иванушка» - р.н.п. «На зелёном лугу» - р.н.п. | «Марш» - музыка Е.Тиличеевой «Барабанщики» - музыка Э.Парлова,С.Левидова, Д.Кабалевского. «Пружинка» - музыка р.н.м. «Ах, вы сени» «Чебурашка» - музыка В.Шаинского «Ой, лопнул обруч» - украинская мелодия «Пляска парами» - латв. мелодия «Курочки и петушок» - музыка Г.Фрида «Петушок» - р.н.п. «Марш» - музыка И.Берковича «Упражнение с лентами» - польская музыка, обр. Л.Вишкарёва «Белые кораблики» - музыка В.Шаинского «Танец осенних листочков» - музыка А.Филиппенко «Танец рябинок» - «Огородная –хороводная» - музыка Б.Можжевелова "Колыбельная" музыка Л.Левидова «Весёлые мячики» - музыка М.Сатулиной «Куклы – неваляшки» - музыка З.Левиной «Пляска с платочками» - укр Мелодия «Колпачок» - р.н.м. «Шагаем, как медведи» - музыка Ребикова «Качание рук» - музыка Л.Жилинского «Хороводный шаг» - р.н.м. «Лисичка» - музыка А.Майкопара «Красная шапочка» - музыка А.Рыбникова «Танец снежинок» - музыка Т.Ломовой «Дети и медведь» - музыка В.Верховенца «Пляска с ложками» -р.н.м. «Прыжки» - анг.мелод. «Полли» «Всадники» - музыка Витлина «Зайчики» - музыка Д.Кабалевского «Кот Леопольд» - музыка Б.Савельева «Делай, как я» - анг.мелодия «Божья коровка» - музыка Е.Щербакова «Заинька» - р.н.м. «Зайцы и медведь» - музыка Ребикова «Выставление ноги на носок, пятку» – р.н.м. «Хлоп – хлоп» -музыка И.Штрауса «Ходьба и бег» -латв.мелодия «Покажи ладошки» - латв мел. «Жмурки» - музыка Ф.Флотова «Волшебный цветок» - музыка Ю.Чичкова «Марш»- музыка Шульгина «Скачут по дорожке» - музыка А.Филиппенко «Выставление ноги на носок» -р.н.м. «Выставление ноги на пятку» - р..н.м. «Полянка» - р.н.м. «Игра с ёжиком» - музыка М.Сидоровой «Дудочка» - музыка Т.Ломовой «Хлоп – хлоп» - музыка И.Штрауса «Лошадка» - музыка Л.Банникова «Антошка» - музыка В.Шаинского «Кнопочка» - музыка кассеты «День рождения -2» «Оркестр» - укр.мелодия «Весёлые мячики» - музыка Сатулиной «Упражнение для рук»- музыка А.Жилина «Вальс» «Ходьба и бег» - латвийская мелодия «Песенка о лете» - музыка Е.Крылатова «Пляска парами» - укр мелодия «Мы на луг ходили» - музыка А.Филиппенко «Бегите ко мне» - музыка Е Тиличеевой «Пляска с ленточками» - укр. Мелодия «Васька – кот» - р.н.м. «Упражнение с цветами» -музыка А.Жилина «Танец с цветами» - музыка М.Глинки «Дети и медведь» - музыка В.Верховенца «Пружинки» - р.н.м. «Делай как я» - анг.мелодия «Кнопочка» - «Мы на луг ходили»– музыка А.Филиппенко | «Андрей – воробей» -р.н.п. Играем и поём «Гости» Прохлопывание ритма стихов «Игра с барабаном» «Зайка , ты зайка» - р.н.м. «Божья коровка» «Картинки» «Волшебный барабан» «Колокольцы – бубенцы» «Шествие гномов» - музыка Э.Грига Игра на «тарелках» «Сорока» «Прыг – скок» «Барашеньки» «Андрей – воробей» Игра «Паровоз» Поём «Весёлые барабаны» «Весёлый оркестр» «Я иду с цветами» «Полька для куклы» «Лётчик» Работа с картинками. Играем на инструментах «Звуки и тишина» Играем в оркестре «Финская полька» Оркестр шумовых музыкальных инструментов: «Спой и сыграй своё имя» «Пляска для собачки» Пляска для ёжика» «Лётчик» «Я иду с цветами» «Полька» - музыка М.Глинки «Два кота» «Андрей- воробей» «Зайка, ты зайка» | Музыкально – дидактическая игры: «Птицы и птенчики» - музыка Е.Тиличеевой Музыкально –дидактическая игра: «Кто как идёт?» Музыкально –дидактическая игра: «Научим матрёшек танцевать» Музыкально – дидактическая игра: «Сыграй, как я» Музыкально – дидактическая игра: «Громко – тихо» Музыкально – дидактическая игра: «Угадай, на чём играю?» Музыкально – дидактическая игра: « Три цветка» Музыкально –дидактические игры: «Марш – пляска – колыбельная» «Весёлые ладошки» Музыкально – дидактическая игра: «День рождения» |
Старшая группа (от 5 до 6 лет).
Месяц | Тема | Содержание программы | Компонент ДОУ | |||
Слушание | Пение | Музыкально – ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | |||
Сентябрь | «До свиданья, лето, здравствуй, детский сад!» (1-я неделя) «Мой город» (2-я неделя) «Мой дом, моя семья» (3-я неделя) "Осень" (4-я неделя) | «Марш» - музыка Д.Шостаковича «Марш деревянных солдатиков»- музыка П.И.Чайковского | «Сорока» - р.н.м. «Андрей-воробей» - р.н.м. «Урожайная» - музыка А.Филиппенко «За грибами» - музыка М.Сидоровой | «Шаг и бег» - музыка Н.Надененко «Полуприседания с выставлением ноги на пятку»- р.н.м. «Пружинки» - музыка Гнесиной «Хороводный шаг» - р.н.м. «Чунга-чанга» - музыка Шаинского «Приглашение» - украинская мелодия «Ворон» - игра р.н.песня «Игра с бубном» | «Тук-тук-молотком», работа с ритмическими карточками | Музыкально-дидактические игры: «Громкая и тихая музыка» |
Октябрь | «Вот и осень наступила» (1-2-я недели) «С чего начинается Родина» (3-я неделя) «Хлеб - всему голова» (4-я неделя) | «Осенняя песнь» - музыка П.И.Чайковского «Листопад» - музыка Т.Попатенко | «Осень золотая» - музыка М.Сидоровой «Огородная-хороводная» - музыка Э.Можжевелова | «Маленький марш» - музыка Т.Ломовой «Упражнения с лентами» - музыка Шопена «Вальс» «Попрыгунчики» - музыка Ф.Шуберта «Упражнение с осенними листьями» - музыка М.Леграна «Дружные пары» - музыка Штрауса «Урожайная» - музыка А.Филиппенко «Ловишки» - музыка И.Гайдна | «Каточки и жучки» «Гусеницы» «Кап-кап» Таблица «П» Ритмическая игра с палочками | «Определи форму музыкального произведения» |
Ноябрь | «Россия - Родина моя» (1-я неделя) «Труд людей» (2-я неделя) «До свиданья, осень, зиму в гости ждём» (3-4- я недели) | «Парень с гармошкой» - музыка Г.Свиридова «Шествие гномов» - музыка Э.Грига | «Огородная – хороводная» - музыка Э. Можжевелова | «Упражнение для рук» - музыка П.Чайковского «Попрыгунчики» - музыка Ф.Шуберта «Топотушки» - р.н.м. «Пляска с крокодилом Геной» - музыка В.Шаинского «Парная пляска» - чешская мелодия «Чей кружок быстрее соберётся» - р.н.м. «Колпачок» - р.н.м. | «Тик –тик –так» «Небо синее» «Смелый пилот» «Рондо с палочками» – музыка С.Слонимского | |
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | «Идёт волшебница Зима» (1-2-я недели) «Новый год у ворот» (3-4-я недели) «Зимние забавы» «Народная культура и традиции» (1-2-я недели) «Защитники Отечества» (3-я неделя) «Мамин праздник» (4-я неделя) "8 марта" (1-я неделя) "Весна" (2-4-я недели) "Москва - столица России" (1-я неделя) "Космос" (2-я неделя) "В мире сказок" (3-4-я недели) "День Победы" (1-я неделя) "Скоро лето!" (2-4-я недели) | «Детская полька» - музыка М.Глинки «Вальс» -Музыка П.И.Чайковского «Танец маленьких лебедей» -музыка П.И.Чайковского «Зимнее утро» - музыка П.И.Чайковского «Клоуны» - музыка Д.Кабалевского «Утро» - музыка Э.Грига «Вальс цветов» - музыка П.И.Чайковского «Маленький вальс» - музыка Н.Леви «Жаворонок» - музыка М.Глинки «Лебедь» - музыка К.Сен – Санс «Вечерняя сказка» - музыка А.Хачатуряна «Баба Яга» -музыка П.И.Чайковского «Мотылёк» - музыка С.Майкопара «Неаполитанский танец» - музыка П.И.Чайковского | «Андреё – воробей» -р.н.п. «Новогодний хоровод» - музыка Т.Попатенко «Где –то ёлка на опушке» - музыка А.Филиппенко «Наша ёлка» - музыка А.Островского «Бубенчики» - музыка Е.Тиличеевой «Блины» - р.н.п. «Добрые слова» - музыка Т.Богач «Гармошка» - музыка Е.Тиличеевой «Наша Родина сильна» - музыка А.Филиппенко «Бабушки – подружки» - музыка М.Быстровой «Горошина» - музыка В.Карасёвой «Весенняя песенка» - музыка А.Филиппенко «Барабан» - музыка Е.Тиличеевой «В каждый дом весна приходит» - музыка Голевой «Смешной человечик» - музыка С.Насауленко | «Упражнение с лентами» - укр.мелодия «Ветерок и ветер» - музыка Л.Бетховена «Кто лучше скачет» - музыка Т.Ломовой «Какадурчик» - музыка «Танец снежинок» - музыка Е.Дога «Зеркало» - р.н.м.» «Новогодний хоровод» - музыка Т.Попатенко «Дед Мороз и валенки» - музыка В.Шаинского «Марш» - музыка Робера ««Приставной шаг» - р.н.м. «Побегаем – попрыгаем» - музыка С.Соснина «Упражнение с цветами» - музыка Г.Гладкого «Отвернись – повернись» - музыка Т.Ломовой «Заинька» – р.н.м. «Притопы» - финская мелодия «Весёлые ножки» - латв.мелодия «Шаг и подскок» - чешская мелодия «Кавалеристы» - музыка О.Газманова «Добрый жук» - музыка Спадавеккла «Гори, гори ясно» - р.н.п. «Пружинящий шаг – и бег» - музыка Е.Тиличеевой «Передача платочка» - музыка Т.Ломовой «Упражнение для рук» - шведская мелодия «Упражнение с цветами» - музыка Г.Гладкова «Ливенская полька» -обр.М.Иорданского «Будь ловким» -музыка Ладухина «Отойди и подойди» - чешская мелодия «Спокойный шаг» - музыка Т.Ломовой «После дождя» - венгерская мелодия «Красный сарафан» -музыка А.Варламова «Ну и до свидания» - музыка И.Штрауса «Ай, да берёзка» - музыка Т.Попатенко «Смелый наездник» - музыка Р.Шумана «Ходьба на носках» - анг.мелодия «Побегаем» - музыка К.Вебера «Казачок» - музыка М.Блантера «Кто скорей возьмёт игрушку?» - латв. мелодия | «Живые картинки» «Колокольчики» «Гусеница» «Хлоп – хлоп» - музыка С.Перкио «Тик – тик – так» «Карточки и снежинки» «Ритмические карточки» Поём и играем на инструментах «Кузнечик» «Сел комарик под кусточек» «По деревьям скок – скок» «Ритмические карточки» «Жучок» «Сел комарик под кусточек» Работа с ритмическими карточками «Весёлые инструменты» «Мазурка» - музыка А.Гречанинова «По деревьям скок – скок» «Ритмические карточки и солнышки» «Гусеница» «Ритмический паровоз» «Шарманка» - музыка Д.Шостаковича | Музыкально – дидактическая игра: «Солнышко и тучка» Музыкально –дидактическая игра: «Определи форму музыкального произведения» Музыкально – дидактическая игра: «Песня – танец – марш» Музыкально – дидактическая игра: «Определи песенку по ритмическому рисунку» Музыкально – дидактическая игра: «Весёлые матрёшки» Музыкально –дидактическая игра: «Угадай, на чём играю?» |
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
Месяц | Тема | Содержание программы | Компонент ДОУ | |||
Слушание | Пение | Музыкально – ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | |||
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март | «День знаний» (1-я неделя) «Мой город» (2-я неделя) «Мой дом, моя семья» (3-я неделя) "Осень" (4-я неделя) «Вот и осень наступила, всё вокруг позолотила» (1-2-я недели) "Домашние животные" (3-я неделя) «Хлеб - всему голова» (4-я неделя) «День неродного единства» (1-я неделя) «Путешествие в страну знаний» (профессии, транспорт) (2-4-я недели) «Город мастеров» (1-2-я недели) «Новый год у ворот» (3-4-я недели) "Зима" "Народная культура и традиции" (1-2-я недели) "День защитника Отечества" (3-я неделя) ""Мамин праздник" (4-я неделя) "8 марта" (1-я неделя) "Весна" (2-4 недели) | «Детская полька» - музыка М.Глинки «Государственный гимн Российской Федерации» - слова Михалкова, музыка Александрова «Осенняя песнь» - музыка П.И.Чайковского «Осень» - музыка А.Вивальди «Весёлый крестьянин» - музыка Р.Шумана «Колыбельная» - В.Моцарта «Танец» - музыка Д.Шостаковича «Вальс» - музыка Д.Кабалевского «В пещере горного короля» - музыка Э.Грига «Шествие гномов» - музыка Э.Грига «Зима» - музыка А.Вивальди «Вальс – шутка» - музыка Д.Шостаковича «Болезнь куклы» - музыка П.И.Чайковского «Новая кукла» - музыка П.И.Чайковского «Итальянская полька» -музыка С.Рахманинова «Песня жаворонка» -музыка П.И.Чайковского «Жаворонок» -музыка М.Глинки | «Лиса по лесу ходила» - р.н.м. «Ёжик и бычок» «Осень « - музыка Арутюнова «Чудо – Осень» - музыка М.Сидоровой «Горошина» - музыка В.Карасёвой «Ехали медведи» - музыка М.Андреевой «Моя Россия» - музыка Г.Струве «Ручеёк» - р.н.м. «Пестрый колпачок» - музыка Г.Струве «Труба» - музыка Е.Тиличеевой «Новогодний хоровод» -музыка Т.Попатенко «Новогодний хоровод» - музыка А.Филиппенко «Василёк» - р.н.м. «Зимняя песенка» Музыка М.Красева «Два кота» - польская нар. Мелодия «Бравые солдаты» - музыка А.Филиппенко «Нужные слова» - музыка В.Иванникова «В школу» - музыка Е.Тиличеевой «Веснянка» - укр. Мелодия, обр.С.Полонского | «Большие крылья» - арм. мелодия «Поднимай и скрещивай флажки» - анг.мелодия «Хороводный шаг» - р.н.м. «Парная пляска» - карельская мелодия «Теремок» - р.н.п. «Чунга –чанга» - музыка В.Шаинского «Марш» - музыка М.Робера «Кто лучше скачет»- музыка Т.Ломовой «Приставной шаг» - р.н.м. «Парный танец» - хорватская мелодия «Плетень» - р.н.м. «Подарки Осени» - «Осенний парк» - музыка Е.Дога «Прыжки» - музыка Л.Шитте «Упражнение для рук» - музыка Вилькорейской. «Боковой галоп» - музыка Ф.Шуберта «Спокойная ходьба с изменением направления» - анг.мелодия «Танец утят» - финская полька «Алый платочек» - чешская мелодия «Мячик» - музыка М.Минкова «Смелый наездник» - музыка Р.Шумана «Пружинки» - р.н.м, обр. Т.Ломовой Упражнение для рук «Мельница» -музыка Т.Ломовой «Боковой галоп» - музыка А.Жилина «Танец вокруг ёлки» - чешская мелодия «Танец снежинок» - музыка Д.Шостаковича «Дед Мороз и дети» - музыка И.Кишко «Кукляндия» - музыка П.Овсянникова «Шаг с акцентом и лёгкий бег» - венгерская мелодия «Ходьба змейкой» - немецкая нар.мелодия «Прыжки и ходьба» - музыка Е.Тиличеевой. «Полька» - музыка И.Штрауса «Как на тоненький ледок» - р.н.п. «Нежные руки» - музыка Д.Штейбельта «Ручеёк» - р.н.м. «Медведи» - музыка М.Красева «Бабка – ёжка» - музыка Т.Морозова «Ищи» –музыка Т.Ломовой «Танец моряков» - музыка О.Газманова «Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба» - музыка М.Чулаки «Нежные руки» - музыка Д.Штейбельта «Тройной шаг» - латвийская мелодия «Петушок» «Птички польку танцевали» - музыка А.Рыбникова «Танец с ложками» - р.н.м. «Полянка» «Заря – заряница» | «Танцуем и импровизируем «Рич – рач» - финская полька «Гусеница» «Горн» «Хвостатый – хитроватый» «Весёлые палочки» «Аты – баты» Фантазируем и озвучиваем «Ранним утром» - стихи И.Бурсова «Ручеёк» «Андрей – воробей» - р.н.п. «Латвийская полька» «С барабаном ходит ёжик» «Гусеница» «Аты – баты» «Шарманка» - музыка Д.Шостаковича «Загадка» «эхо» «Две гусеницы» «Три весельчака» «Изучаем длительности» «Работа с ритмическими карточками» «Горошина» Играем в оркестре «Полька» - музыка М.Глинки «Комар» «Сделай так» «Эхо» «Вальс – шутка» - музыка Д.Шостаковича | Музыкально – дидактические игры: «Громко – тихо запоём» «Песня – танец – марш» «Угадай, какая матрёшка поёт?» «Назови композитора» «Узнай произведение по музыкальному фрагменту» «Собери букет» |
Апрель Май | "Москва - столица России" (1-я неделя) "День космонавтики" (2-я неделя) "В мире сказок" (3-4-я недели) "День Победы" (1-я неделя) "До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа! (2-4-я недели)" | «Подснежник» - музыка П.И.Чайковского «Рассвет на Москве – реке» - музыка М.Мусоргского Времена года «Весна» - музыка А.Вивальди «Менуэт» - музыка С.Майкопора «Во поле берёза стояла» - р.н.м. | «Горошина» - музыка В.Карасёвой «Вёснушка – Весна» -музыка З.Роот «Вечный огонь» - музыка А.Филиппенко «Песенка о светофоре» - музыка Н.Петровой «До свиданья, детский сад» - музыка Г.Левкодимова | «Дождик» - музыка Н.Любарского «Разучивание шага польки» - чешская мелодия «Упражнение с цветами» - «Вальс» «Танец придворных» - музыка Л.Боккерини. «Синий платочек» - музыка Г.Петербургского «Московская кадриль» - музыка В.Темнова «Бездомный заяц» - р.н.м. «Вёснушка – весна» - музыка З.Роот «Ходьба с остановкой на шаге» - венгерская мелодия «Бег и подпрыгивание» - музыка И.Гуммеля «Цирковые лошадки» - музыка М.Красева «Полька с хлопками» -музыка М.Дунаевского «Светит месяц» - р.н.м. «Замри» - анг. Мелодия «Кто скорее?» - музыка Л.Шварца | «Две гусеницы» «Дирижёр» «Ворота» «Волшебные колокольчики» - музыка В.Моцарта «Ритмические карточки» «Сорока» «Аты – баты» «В нашем оркестре» «Итальянская полька» - музыка С.Рахманинова | «Определи по ритму» «Букеты» |
Июнь Июль Август | «Менуэт» - музыка И.С.Баха «Менуэт» - музыка С.Майкопара «Лето» - музыка А.Вивальди «Камаринская» - музыка П.И.Чайковского | «А я по лугу» - р.н.м. «Вальс» - музыка Е.Тиличеевой «На мосточке»- музыка А.Филиппенко | «Упражнение с лентами» - шведская мелодия» «Матрёшки» - музыка Ю.Слонова «Если б я был» - финская мелодия «Каждая пара пляшет по своему» - р.н.м. «Танец с ложками» - р.н.м. «Пойду ль выйду ль я» - р.н.м. «Упражнение с лентой» - музыка И.Кишко «Байновская кадриль» Т.Суворова «Мы в зелёные луга пойдём» -музыка Н.Леви |
Методическое обеспечение.
Вид музыкальной деятельности | Учебно-методический комплекс |
1. Восприятие: |
- сюжетные картины; - пейзажи (времена года);
|
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
2. Пение: музыкально-слуховые представления | 1. «Птица и птенчики» 2. «Мишка и мышка» 3. «Чудесный мешочек» 4. «Курица и цыплята» 5. «Петушок большой и маленький» 6. «Угадай-ка» 7. «Кто как идет?» | 1. Музыкальное лото «До, ре, ми» 2. «Лестница» 3. «Угадай колокольчик» 4. «Три поросенка» 5. «На чем играю?» 6. «Громкая и тихая музыка» 7. «Узнай какой инструмент» |
- ладовое чувство | 1. «Колпачки» 2. «Солнышко и тучка» 3. «Грустно-весело» | 1. «Грустно-весело» 2. «Выполни задание» 3. «Слушаем внимательно» |
- чувство ритма | 1. «Прогулка» 2. «Что делают дети» 3. «Зайцы» | 1. «Ритмическое эхо» 2. «Наше путешествие 3. «Определи по ритму» |
Вид музыкальной деятельности | Наглядно-иллюстративный материал |
3. Музыкально-ритмические движения | 1.Буренина "Ритмическая мозаика" комплект на 4 CD дисках. 2. Буренина "Ритмическая мозаика" учебно-методический видеофильм на DVD диске. 3. Разноцветные шарфы ,султанчики, листья, искусственные цветы, ветки деревьев, флажки, снежинки, венки, ёлочки и.т.д. 4. Разноцветны платочки, косынки. 5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, бабочки. 6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух, птицы, ромашка, подсолнух; солдатские пилотки. 7. Костюмы для взрослых и детей. |
4. Игра на детских музыкальных инструментах | Детские музыкальные инструменты: 1. Музыкальные инструменты шумового оркестра; 2. Ударные инструменты: бубен; барабан ; деревянные ложки ;трещотка ; треугольник ; колотушка ; коробочка; музыкальные молоточки ; колокольчики ; металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ; 3. Духовые инструменты: свистульки; дудочка; губная гармошка. 4. Струнные инструменты: гитара, балалайка. |
Литература
- Антипова А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Сфера, 2003. - 128с.
- Бекина С.И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. - сост. С.И. Бекина и др. – М.: Просвещение, 1981. -158с.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб.: РЖ "Музыкальная палитра", 2012. - 192 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981 -240ст.
- Ветлугина Н.А., Кенеман А.В.Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1983. - 225 с.
- Журнал Музыкальная палитра гл. ред. Буренина А.И.
- Журнал Справочник музыкального руководителя гл. ред. Бодякина Т.П.
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006 - 96 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный мир» изд. «Композитор» Санкт – Петербург 2007г.-74с.
- Коммисарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании детей» Москва «Просвещение 1986г-144с.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: Просвещение,1990 -159с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 352 с.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с. (3).
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 280 с. (1).
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 240 с. (2).
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Природа и музыка. - М.: ТЦ Сфера, 2010. -176 с. (4).
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 208 с. (5).
- Радынова О.П. Слушаем музыку. Учебное пособие к программе "Музыкальные шедевры" с методическими рекомендациями. - М.: 2009.
- Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб., 2001.- 120с.
- Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1986. -144 с.
- Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5 -6 лет; 6 – 7 лет авт. – сост. С.И. Бекина и др. - М.: 1986. - 143с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 7-9 классов в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования
Рабочая программа по физике для 7-9 классов в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса (в соответствии с требованиями ФГОС)
Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК «English-5» (4-й год обученя) авторов ...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса (в соответствии с требованиями ФГОС)
Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК «English-5» (4-й год обученя) авторов ...
Разработка рабочей программы по русскому языку в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС,
Разработка рабочей программы по русскому языку в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС,...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечения для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой
Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев*) и составляет вместе с ней описание непр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике в 7 классе (разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике в 7 классе (разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО)...
Рабочие программы по технологии для 5-7 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распростра...