Методический семинар.Пояснительная записка.
методическая разработка на тему

Костин Артур Алексеевич

Материал на конкурс "Учитель года-2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.poyasnitelnaya_zapiska.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Костин А. А.,

МОУ «Большеелховская СОШ»

Лямбирского муниципального района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технология развития критического мышления на уроках географии как средство достижения обучающимися метапредметных результатов

    География есть история в пространстве, а история  это география во времени.

Жан Жак Элизе Реклю

Проблема применения технологии развития критического мышления на уроках географии как средства достижения обучающимися метапредметных результатов становится наиболее актуальной в условиях модернизации общего образования, так как Федеральные государственные образовательные стандарты подчеркивают важность метапредметных результатов, «включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории».

Из сказанного следует, что выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности не случаен. Акцент на такой вид деятельности имеет свое объяснение.

Во-первых, в ней отражено одно из приоритетных направлений в достижении результатов, закреплённых в ФГОС. Технология развития критического мышления является одной из современных образовательных технологий, отвечающих требованиям ФГОС, например, на уроке с применением данной технологии основной является деятельность обучающихся (индивидуальная, парная, групповая), а функция учителя координирующая.

Во-вторых, использование технологии развития критического мышления волнует многих учителей, потому что она позволяет обучающимся, в первую очередь, повысить интерес к изучаемому предмету и к процессу обучения, ведь «...чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (А.Франц). У детей развивается умение рационально работать с большим объемом информации, значительно увеличивается время для коммуникации, формируется умение работать в сотрудничестве, принимать отличные от своего мнения, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

В-третьих, целенаправленная систематическая работа педагога по данной теме позволяет осуществить дифференцированный подход к обучающимся, повысить уровень учебной мотивации, самостоятельности. Благодаря разнообразию приемов обучение превращается в совместный творческий увлекательный поиск.

Таким образом, тема «Технология развития критического мышления на уроках географии как средство достижения обучающимися  метапредметных результатов» является актуальной для современной системы образования.

Из вышесказанного следует, что учитель должен детально изучить каждый прием технологии развития критического мышления, активно применять в своей работе уже существующие приемы данной технологии, а также стремится к их усовершенствованию и наиболее продуктивному синтезу, отвечающему интересам учителя и обучающихся, позволяющему выполнить поставленные перед педагогом задачи по достижению обучающимися метапредметных результатов. Следовательно, учителю нужно находиться в постоянном творческом поиске, используя главное достоинство данной технологии  ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и достигать новые образовательные результаты.

Новизна педагогического опыта заключается в теоретически обоснованной и практически подтвержденной целесообразности использования технологии развития критического мышления на уроках географии как средства достижения обучающимися метапредметных результатов.

Цель педагогической работы: показать целесообразность использования технологии развития критического мышления как средства достижения обучающимися метапредметных результатов.

Задачи:

- изучить теоретический материал по данной теме;

- на основе анализа философской, психолого-педагогической, литературы теоретически обосновать сущность, содержание и структуру технологии развития критического мышления в образовательном процессе;

- использовать различные приемы технологии развития критического мышления для достижения обучающимися метапредметных результатов;

- формировать новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;

- развивать такие базовые качества личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, толерантность, ответственность за свой выбор и результат своей деятельности;

- воспитывать в обучающихся самостоятельность, так как особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. 

Технология развития критического мышления возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления, Э. Браун и И.Бек о метакогнитивном учении, гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Последователями западных педагогов стали наши исследователи (М. В. Кларин, С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, Н. В. Богатенкова, Е. И. Казакова и другие). На данный момент  накоплен значительный теоретический опыт, позволяющий эффективно применять приемы развития критического мышления на уроках географии.

Объект педагогической деятельности: обучающиеся                                  МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа».

Предмет педагогической деятельности: технология развития критического мышления на уроках географии как средство достижения обучающимися  метапредметных результатов.

Для достижения поставленной цели в педагогической деятельности применяю следующие технологии: системно-деятельностный подход; технологию  развития критического мышления, исследовательскую и проектную деятельность, ИКТ-технологии.

Особо акцентирую внимание на приемах технологии развития критического мышления.

Данная технология относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия  «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Фазе «вызова» характерны мотивационная, информационная и коммуникационная функции. Ученик на этой стадии вспоминает то, что ему известно по теме, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

На этапе вызова использую такие приемы как: графическая систематизация материала (кластеры, таблицы, верные/неверные утверждения, мозговой штурм, проблемные вопросы, толстые/тонкие вопросы, рассказ по ключевым словам и др.). На этом этапе самое трудное принимать все возникающие у учеников мнения, даже неверные.

Вторая стадия  «осмысление»  содержательная. Реализуются информационная и систематизационная функции. На этой стадии в центре работы находится текст. Ученик читает или слушает его, используя активные методы и приемы, делает пометки или ведет записи по мере осмысления новой информации. При этом понятие «текст» трактуются весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. На этом этапе использую такие приемы, как «Инсерт» (чтение с пометками), «Фишбоун», стратегию «ИДЕАЛ», ведение двойных дневников, бортовых журналов, поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока.

Третья стадия  «рефлексия» (размышления). На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Реализуются коммуникационная, информационная, мотивационная и оценочная функции. На этой стадии возвращаю учеников к первоначальным записям - предположениям. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Возвращаю к заполнению кластеров, таблиц. Даю творческие или практические задания на основе изученной информации: синквейн, диаманта, эссе.

Применение технологии развития критического мышления позволяет моим учащимся творчески развиваться, стремиться достичь определенных результатов в процессе обучения. Все это дает возможность обучающимся участвовать и становиться победителями и призерами Всероссийской предметной олимпиады школьников по географии, праву, экономике и ОБЖ на школьном и  муниципальном уровнях, участниками муниципального конкурса учебно-исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся общеобразовательных учреждений района, победителями и призерами международного «Молодежного чемпионата по географии» и общероссийской предметной олимпиады «Олимпус».

Теоретическая значимость результатов педагогического опыта состоит в том, что положения опыта могут найти применение в педагогической науке, в теории использования технологии развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе, в разработке общей концепции влияния данной технологии на достижения метапредметных результатов.

Практическая значимость результатов педагогического опыта заключается в том, что изложенные теоретические выводы и наблюдения, а также фактический материал могут быть использованы в школьном преподавании географии.

Познавательная значимость результатов педагогического опыта состоит в том, что учащиеся в процессе учебно-воспитательной деятельности посредством использования приемов технологии развития критического мышления делают для себя определенные личностные открытия, учатся мыслить, отбирать из массы предложенного материала только то, что необходимо.

Адресные рекомендации по использованию педагогического опыта.

Материалы с описанием и результатами данного педагогического опыта представлены на личном (http://nsportal.ru/artur-alekseevich-kostin) и школьном (http://elhoschool.ru/html/geo.htm) сайтах.

Для совершенствования своих профессиональных качеств я постоянно нахожусь в творческом поиске.

Мною разработана программа факультатива «Уроки демократии» (2012 г.), программа кружка «Отряд юных пожарников» (2013 г.) для учащихся школы, я являюсь руководителем школьной экспериментальной площадки «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях» (с 2015 г. по настоящее время).

Охотно делюсь опытом своей работы с коллегами, провожу открытые уроки и мероприятия для учителей школы, района, выступаю с докладами на муниципальных и республиканских конференциях, заседаниях, семинарах, активно размещаю материалы своей работы на личном и школьном сайтах, на республиканских, российских и международных Интернет-порталах, обмениваюсь опытом на курсах в МРИО.

За время работы принимал участие в профессиональных конкурсах, в которых добился следующих результатов: победитель Всероссийского дистанционного конкурса с международным участием «Духовно-нравственное воспитание учащихся» (2014 г.), участник конкурса с международным участием «Лучший открытый урок» (2014 г.), участник муниципального профессионального конкурса «Образовательные проекты» (2015 г.), победитель муниципального конкурса «Мастер-класс среди учителей истории, права, обществознания и гражданских дисциплин общеобразовательных учреждений Лямбирского муниципального района» (2016 г.); имею благодарности и благодарственные письма от родителей обучающихся, благодарственные письма и дипломы за организацию и проведение олимпиад и конкурсов разного уровня.

Являюсь депутатом Совета депутатов Большеелховского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, членом постоянной комиссии по социальным вопросам законности и правопорядку при Совете депутатов Большеелховского сельского поселения.  

Используя технологию развития критического мышления необходимо постоянно помнить, что продуктивной работа будет, если правильно выбран информативный материал и метод (отдельный прием или стратегия) занятия, а так как приемов и стратегий очень много, важно чрезмерно не увлечься ими, а думать о глубине содержания урока, о целях и результатах, к которым мы стремимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар.Пояснительная записка

Материал к конкурсу "Учитель года - 2016"...

Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Пояснительная записка.

Тема  представляемого  опыта работы: "Проектно-исследовательская  деятельность  на  уроках  русского  языка  и  литературы  как средство развития...

Методический семинар (пояснительная записка)

Анализ и представление моей педагогической деятельности...

Методический семинар. Пояснительная записка.

Методический семинар. Пояснительная записка....

Конкурсное испытание "Методический семинар" (пояснительная записка)

Пояснительная записка содержит описание педагогического опыта учителя истории Мочаловой Т.И....

"Методический семинар" - пояснительная записка

Конкурское испытание  Всероссийского конкурса "Учитель года России" "Методический семинар" - пояснительная записка к компьютерной презентации с описанием педагогического опыта...