Конкурсное испытание "Методический семинар" (пояснительная записка)
методическая разработка по теме

Мочалова Татьяна Ивановна

Пояснительная записка содержит описание педагогического опыта учителя истории Мочаловой Т.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Учитель года России» 2018г

муниципальный этап

конкурсное испытание

«Методический семинар»

Мочалова Татьяна Ивановна

учитель истории

МБОУ СОШ №14 с УИОП

г. Балахна

Пояснительная записка

   Общество от образования всегда ожидало формирования личности, способной к самореализации. В настоящее время, по мере всё большего  приближения к информационному обществу, этот социальный запрос приобрёл особую актуальность.

    Современный образованный человек должен обладать определённым набором компетенций: самостоятельно находить необходимую информацию, использовать её для решения возникающих проблем, быть открытым к сотрудничеству с другими людьми. Формирование этих компетенций имеет большое значение, так как оно позволяет учащимся научиться достойно преодолевать те жизненные трудности, для решения которых нет готового алгоритма действий. Наши ученики должны получить навыки преодоления всех вызовов судьбы.  

   Целью своей педагогической деятельности считаю  создание условий для творческого развития личности.

     Задачи деятельности:

  • использовать проектную технологию для развития УУД
  • вовлечь учащихся в проектную деятельность
  • формировать навыки самостоятельной работы учащихся с учебным материалом с использованием средств ИКТ
  • осуществлять мониторинг мотивационного уровня учащихся
  • создать благоприятные условия для развития познавательного интереса к истории, обществознанию

-1-

Достижению цели и реализации задач способствуют применяемые мною в педагогической деятельности различные образовательные технологии (как традиционные, так и инновационные):

  • личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская), направленного на развитие индивидуальности ученика, формирование его познавательной мотивации
  • развивающего обучения (В.В. Давыдов), позволяющего формировать у  учащихся систему научных понятий, мышления, умственных действий
  • проблемного обучения  (А.М. Матюшкин, И.И. Махмутов), способствующего возрастанию уровня творческой активности школьников
  • обучения в сотрудничестве (Р. Славин), обеспечивающего достижение высокого уровня усвоения знаний через организацию совместных действий учащихся
  • информационно-образовательные, помогающие реализовать дифференцированный подход к ученикам через специальные технические информационные средства   

   Любая педагогическая технология держится на «3х китах - вопросах»: 1) Чему учить?  2) Зачем учить?  3) Как учить результативно?  Среди множества образовательных технологий, применяемых мною в педагогической деятельности,  особое место занимает технология проектного обучения как образец  активного обучения, позволяющего вовлечь учащихся в процесс глубокого, вдумчивого постижения учебного материала, закрепить и обобщить полученные знания. В условиях внедрения ФГОС второго поколения это очень актуально. Главная цель ФГОС ООО - это развитие личности учащегося, формирование у него УУД (универсальных учебных действий).  Он должен приобрести умения учиться, стать не просто учеником знающим (что немаловажно), а ещё и учеником умеющим (что ещё важнее). Проектная деятельность обучаемых помогает формировать у них широкий спектр УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных). Навыки распознавать проблему, преобразовывать её в цель деятельности, работать по составленному плану, добывать информацию, анализировать её, оценивать результат своей работы успешно осваиваются в ходе проектной деятельности.

-2-

   Ведущая педагогическая идея:

Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам!!!

   Условиями возникновения и становления педагогического опыта стали:

  1. Изучение  теоретических положений системно-деятельностного подхода (Л.Выготский, А. Леонтьев, Д. Эльконин, П. Гальперин), изучение литературы по технологии проектного обучения (Д.Дьюи, У.Килпатрик, Е.Полат, С.Шацкий, А.Асмолов)
  2. Изучение содержания ФГОС ООО
  3. Руководство ШМО учителей истории, экономики и обществознания
  4. Участие в работе РМО
  5. Работа над темой самообразования «Использование современных технологий обучения на уроках истории и обществознания»
  6. Прохождение курсов повышения квалификации по внедрению ФГОС ООО
  7. Преподавание обществознания и права на профильном уровне
  8. Личный интерес к обозначенной теме

     Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного обучения заключается в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания из различных источников, учатся пользоваться этими знаниями, приобретают навыки коммуникативной деятельности и общения, способствуют взаимодействию в коллективе (группе), приобретают исследовательские умения (анализ, построение, гипотез, сбор информации, наблюдение). 

   Основные теоретические положения проектного метода:

  1. Обучающийся находится в центре внимания с целью развития его творческих способностей.
  2. Образовательный процесс сводится не к содержанию учебного предмета, а к логике деятельности, что повышает мотивацию учащегося.
  3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития.

-3-

  1. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося.

    Проекты бывают:

  1. мини-проекты (на одном уроке)
  2. краткосрочные (4-6 уроков)
  3. долгосрочные (до нескольких месяцев)

   Мини-проектами, создаваемыми на уроках истории и обществознания, могут быть

  1. кроссворды
  2. викторины по теме
  3. исторические сочинения
  4. заполненные таблицы
  5. контурные карты

   Краткосрочные и долгосрочные проекты подходят для участия школьников в НОУ, блочного изучения исторического и обществоведческого материала. Результатом их выполнения может стать

  1. виртуальная экскурсия (например, по краеведческому музею Балахны или по памятным местам Крыма)
  2. исследовательская работа (например, «Сокровища и клады», «Состояние преступности несовершеннолетних в г. Балахне за 2008-2010 гг.», «Крах династии Романовых: закономерность или стечение обстоятельств»)
  3. макет исторического объекта (например, макет средневекового замка, Нижегородского Кремля)

-4-

Формирование УУД на разных этапах создания проекта

Этап урока

Этап создания проекта

Формируемые УУД

формулировка                          темы урока и                проблемы                                  

                                       

 проблема

+

планирование

Личностные УУД - проявляют уровень своей мотивации, т.е. отношения к учёбе (смыслообразование)

Регулятивные УУД - определяют цель учебной деятельности,    учебную задачу (целеполагание)

практическая часть урока (ученики работают по заданному плану)

поиск информации

+

продукт

Регулятивные УУД – организуют свою учебную деятельность (составляют план действий, следят за временем)

Познавательные УУД – ищут и обрабатывают необходимую информацию

Коммуникативные УУД – взаимодействуют с учителем и одноклассниками (коммуникация как интеракция)

закрепление материала, первичный контроль, рефлексия

 презентация

Коммуникативные УУД – проявляют умение выражать свои мысли в устной форме  (коммуникация как интериоризация)

Личностные УУД – дают нравственную оценку изучаемого события

Регулятивные УУД – оценивают свои действия и действия своих одноклассников


-5-

                                                                                                                     

   Опыт моей работы в применении проектного метода

  • позволяет соотнести проектный метод с ФГОС ООО
  • охватывает не только историю и обществознание, он может применяться и при изучении других предметов школьного курса
  • способствует формированию познавательного интереса учащихся
  • снижает уровень школьной тревожности, т.к. ученики разных способностей могут проявить себя в проектной деятельности

       Область применения педагогического опыта

  • урок
  • система уроков
  • отдельная педагогическая ситуация

   Данный материал рекомендован как опытным педагогам, работающим в профильных классах и имеющим достаточное количество времени для отработки соответствующих навыков, так и начинающим учителям, использующим элементы проектного метода в качестве дополнительных заданий.

   Результативность профессиональной педагогической деятельности проявляется в    

  1. высоком уровне качества обученности  учащихся
  2. успешном участии в НОУ, в муниципальном туре предметных олимпиад
  3. активном участии обучаемых в дистанционных олимпиадах, интернет – олимпиадах, творческих конкурсах

-6-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар.Пояснительная записка

Материал к конкурсу "Учитель года - 2016"...

Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Пояснительная записка.

Тема  представляемого  опыта работы: "Проектно-исследовательская  деятельность  на  уроках  русского  языка  и  литературы  как средство развития...

Методический семинар (пояснительная записка)

Анализ и представление моей педагогической деятельности...

Методический семинар.Пояснительная записка.

Материал на конкурс "Учитель года-2017"...

Методический семинар. Пояснительная записка.

Методический семинар. Пояснительная записка....

"Методический семинар" - пояснительная записка

Конкурское испытание  Всероссийского конкурса "Учитель года России" "Методический семинар" - пояснительная записка к компьютерной презентации с описанием педагогического опыта...