"Методический семинар" - пояснительная записка
статья по теме
Конкурское испытание Всероссийского конкурса "Учитель года России" "Методический семинар" - пояснительная записка к компьютерной презентации с описанием педагогического опыта, инновационной методики и технологий, направленных на реализацию ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_-_poyasnitelnaya_zapiska.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к компьютерной презентации на тему
учителя МБОУ СШ №12 Денежкиной Юлии Викторовны
Интеграция на уроках английского языка
как средство реализация системно - деятельностного подхода
в формировании коммуникативной компетенции
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности и творческой инициативой. Обществу нужна думающая, ищущая, творческая личность. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
На современном этапе развития школьного образования становятся весьма актуальными межпредметные связи. Совершенствование образования идет по пути интеграции знаний. Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого. В обучении она может осуществляться путем слияния в одном синтезированном курсе учебных предметов, суммирования основ наук, раскрытия комплексных учебных тем и проблем.
Необходимость изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Стремительное вхождение Российской Федерации в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры поднимают проблему взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Таким образом, особую актуальность в современной методике приобретает проблема обучения английскому языку как средству общения.
Данная потребность нашла свое отражение в ФГОС НОО и ООО, которые определи основной целью обучения английскому языку - формирование коммуникативной компетентности.
Однако существует ряд противоречий - отсутствие связи полученных знаний с реальной жизнь, которые говорят о неэффективности традиционных форм обучения и необходимости поиска новых.
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов в обучении иностранному языку является системно - деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Основная идея заключается в том, чтобы подготовить учащихся к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. При обучении иностранному языку термин системно-деятельностный подход дополняется словом коммуникативный– это изучение языка в процессе общения.
Цель моей работы как учителя английского языка – научить общению как свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях.
Перед собой ставлю следующие задачи:
- Заинтересовать учащихся в изучении английского языка.
- Вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс посредством организации интегрированного обучения.
- Развивать интеллектуальную инициативу.
Ведущая педагогическая идея - создание условий для формирования у учащихся коммуникативной компетенции на основе системно-деятельностного подхода.
Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию, необходимо структурировать содержание курса, отобрать оптимальные методы и формы, разработать интегрированные уроки коммуникативной направленности.
Важнейшая особенность системно-деятельностного подхода – взаимосвязь всех структурных компонентов урока и внеурочного занятия: их целей и задач, этапов проведения, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся. Учитель - организатор деятельности учащихся, консультант, помощник, создаёт условия для формирования у них осознанных знаний и умений, УУД.
Формированию коммуникативной компетенции способствует активное участие учащихся во внеурочной деятельности: олимпиады, Интернет – проекты, фестиваль, научное общество, научно-практическая конференция, внеклассные мероприятия, неделя иностранных языков.
В основе отобранных мной методов и форм лежат принципы деятельностного подхода. На уроках я применяю:
Проблемное обучение
- самостоятельное определение темы урока по картинке, схеме-опоре, отрывку из видео;
- проблемные ситуации: “Как бы вы отреагировали на жалобу подростка, если бы вы были: родителем, учителем, психологом, врачом, другом подростка”.
Здоровьесберегающие технологии–динамические минутки и паузы.
ИКТ - на каждом уроке используются тематические презентации, видео-уроки, интерактивные тесты, проекты учащихся, слайды, видео-словари, картинные диктанты, песни-караоке, фильмы.
Очень эффективны методики парной и групповой работы:
Методика взаимотренажа эффективна при организации процессов повторения, закрепления, тренировки.
Методика взаимопроверки - ученики, работая в парах, отвечают на вопросы, высказываются по теме + формирование навыков объективной оценки и самооценки на основе предъявленных критериев с комментированием.
Метод «учимся вместе» - учащиеся работают над единой учебной темой.
Метод «разрезанной информации» - учащимся предоставляется частичная информация единой темы и далее в ходе взаимообмена идет процесс «научившись сам, обучаю другого».
Одним из эффективных средств реализации коммуникативного системно-деятельного подхода является интеграция в обучении иностранному языку. Овладение иноязычной деятельностью с опорой на межпредметные связи позволяет учитывать индивидуальные особенности и склонности обучаемых, что, безусловно, создает наиболее благоприятный режим для практического использования языка как средства общения.
По мнению А.А. Темербековой интеграция– это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. Это объединение возможно и при условии логической близости изучаемых тем. Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося.
Особенностью иностранного языка, как учебной дисциплины, является то, что он по определению И.А. Зимней «беспредметен». Он изучается как средство общения, а тематика речи привносится извне. Иностранный язык открыт для использования содержания из различных областей знаний. В методической науке отмечается целесообразность интегрирования иностранного языка с родным языком, а также со многими другими предметами: история, география, обществознание, математика, физика, МХК. Интеграция в учебном процессе помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интегрированные уроки интенсифицируют учебный процесс, включают учащихся в новые виды деятельности, способствуют рождению новых качественных знаний, взаимообогащая предметы.
Успешной реализации задач интегрированного обучения способствует метод проектов. По мнению Е.С. Полат, проекты:
- помогают органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы,
- дают возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи,
- способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы,
- повышает качество образования.
Изучив учебные планы дисциплин “МХК” и “Английский язык” УМК English авторов Кузовлева В. П., Лапа Н. М., Перегудовой Э. Ш., мы нашли ряд тем, которые можно изучать интегрировано. Интегрированные уроки, построенные на широкой литературной, музыкальной, искусствоведческой информации, дают многомерное понимание действительности и роли английского языка как элемента культуры.
Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире. Интегрированные уроки относятся к нетрадиционным формам урока, требуют подготовки и творческой инициативы группы учителей разных предметов. Мной разработан ряд интегрированных уроков: “Защитим родной город” – английский язык и экология 7 класс, “Мюзикл” – английский язык и музыка 9 класс, “США” – английский язык и география 10 класс, «Политическая система России и Великобритании: где больше демократии?»- английский язык и обществознание 10 класс.
В рамках семинара заместителей директоров общеобразовательных учреждений г.о.г. Выкса совместно с учителем МХК Липовой Е.А. нами был разработан интегрированный урок “Город, смотришь глазами прудов в синеву, в небеса…” – 8 класс. Тема урока – красота родного края в произведениях искусства. Цель урока – формирование познавательного интереса через художественные образы. На уроке учащиеся познакомились с творчеством выксунских художников, изображающих природу Выксы и английских, воспевающих красоту Озерного Края. Все задания носят коммуникативный и личностно-ориентированный характер. На уроке используются все формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, аудио и видеоматериалы, раздаточный материал. В соответствии с целями урока были выбраны следующие технологии: проблемное обучение, проектное обучение, ИКТ. В качестве рефлексии учащимся было предложено запустить свою бабочку в небо на постере. Как доказательство того, что урок понравился ребятам, на небе появилось много красивых бабочек.
Стабильные высокие результаты качества знаний учащихся доказывают эффективность отобранных форм и методов формирования коммуникативной компетенции на основе интеграции как средства реализации системно - деятельностного подхода.
Учебные результаты признаются профессиональным сообществом:
На муниципальном уровне:
- Благодарность управления образования – 2015 г.
- Грамота Управления образования администрации г.о.г. Выкса за подготовку победителей муниципального этапа научно-практической конференции – 2015 г.
- Благодарность Управления образования администрации г.о.г. Выкса за подготовку и проведение муниципального фестиваля "Праздник языков" - 2016г.
- Благодарность Управления образования администрации г.о.г. Выкса за организацию и проведение муниципального "Слета юных интеллектуалов" - 2016
- Благодарность Управления образования администрации г.о.г. Выкса за добросовестный труд в системе образования - 2017г.
- Диплом победителя муниципального конкурса профессионального мастерства классных руководителей "Самый классный классный" 2017
- Грамота Управления образования администрации г.о.г. Выкса лауреату муниципального фестиваля-панорамы методических идей по иностранным языкам - 2017
- Почетная грамота Управления образования администрации г.о.г. Выкса за добросовестный и творческий труд в системе образования – 2017
Интернет-проекты:
- Дипломы победителей интернет - проектов для учащихся и педагогов.
- Свидетельства о подготовке победителей в международных дистанционных олимпиадах по английскому языку.
- Благодарности за активное участие в работе социальных сетей работников образования.
Коммуникативный системно-деятельностный подход – это не просто совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Успешной реализации задач коммуникативного системно-деятельного подхода способствует интеграция на уроках английского языка как средство активизации процесса обучения.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар.Пояснительная записка
Материал к конкурсу "Учитель года - 2016"...
Методический семинар (пояснительная записка)
пояснительная записка...
Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Пояснительная записка.
Тема представляемого опыта работы: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития...
Методический семинар (пояснительная записка)
Анализ и представление моей педагогической деятельности...
Методический семинар.Пояснительная записка.
Материал на конкурс "Учитель года-2017"...
Методический семинар. Пояснительная записка.
Методический семинар. Пояснительная записка....
Конкурсное испытание "Методический семинар" (пояснительная записка)
Пояснительная записка содержит описание педагогического опыта учителя истории Мочаловой Т.И....