Методический семинар (пояснительная записка)
статья на тему

Аракчаа Шончалай Евгеньевна

Анализ и представление моей педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мой опыт педагогической деятельности

в соответствии с новыми  требованиями ФГОС

(технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог»)

   По требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) образования по иностранным языкам курс английского языка результатом образовательного процесса должно стать формирование компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.

Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком.

Современные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции учащихся. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

Правильно выбранный учебно-методический комплекс, отвечающий специфике школы и класса, соответствующий методическим предпочтениям учителей, во многом определяет выбор педагогических подходов и технологий. МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» с 2016-2017 учебного года перешла на новый для нашей школы УМК «Английский в фокусе» издательства «Просвещение».

Так, данный УМК полностью отвечает требованиям ФГОС нового поколения. Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход. Личностно ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы и я, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).   Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

     С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

    В этом учебном году я работаю с учащимися 7-х классов. Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии, учитывая возрастные особенности детей:

   Проектная технология

    Данная технология направлена на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Обучение посредством активного включения учащегося в процесс обучения, ведет к овладению искусством  коммуникации. Значительно активизируется деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже недостаточно мотивированные учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Использование метода проектной деятельности возможна при изучении отдельных тем курса (Например, «Образ жизни», «Чтение книг», «Внешность и характер», «Средства массовой информации», «Развлечения», «Проблемы экологии» и другие). Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации. В поисках информации мои ученики активно используют журналы для изучающих английский язык и интернет-ресурсы.

Возможно использование как мини – проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть индивидуальными (например, коллаж или альбом “Мой любимый актер”, “Мое село”) и групповыми (“Наша школа”).

Одним из наших самых успешных проектов я считаю создание диафильмов на английском языке (картинка + текст +озвучка). В основу диафильмов вошли тексты сказок о животных. В каждой группе были распределены по способностям и по желанию обязанности: художника, редактора, озвучивателей итд. Самое главное, получив результат – продукт – каждый осознал свою значимость в команде.

Озвучивание фрагментов фильмов, мульфильмов, новостных сюжетов.

Данная технология применяется для того, чтобы помочь учащимся преодолеть психологический и языковой барьеры. В ходе ролевой игры (а это ролевая игра в том числе) учащиеся забывают о своей неуверенности во владении иностранным языком и включаются в групповую работу. Также это отличный прием, чтобы повторить изучаемую лексику или грамматику. Улучшается произношение и техника речи.

Например, по лексической теме «Развлечения» (тематические парки) и грамматической теме «Present Perfect необходимо было озвучить новостной сюжет о том, как люди застряли на американских горках (20 people have stuck on the roller coaster)

Здоровьесберегающие технологии

  При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.

Работая в разных классах и учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

На своих уроках я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Уделяя особое внимание  профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, повышения их работоспособности на уроке, я включаю физминутки, музыкальные паузы, подвижные игры, пение, шутки. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

    На сегодняшний день ИКТ заняли прочное место в учебном процессе. С помощью ИКТ реализуются следующие принципы: наглядности, доступности,  дифференцированного подхода в обучении, практической направленности, системности изложения материала. Данные принципы являются основой обучения, так как содействуют развитию личности каждого отдельного ученика в рамках учебного процесса. Теперь обучение становится увлекательным и интересным, так как перед учеником ставится задача не в традиционном виде, а в современном и привлекательном. Мультимедиа ресурсы помогают сделать каждый урок особенным как для ученика, так и для учителя. В данном случае нужно говорить о степени участия того и другого в моделировании урока. Учитель ставит проблему — ученик ищет способы ее решения, учитель предлагает форму работы и частичное наполнение урока — ученик помогает наполнить урок, например, в виде презентации, и тому подобное.

   Компьютер обладает огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться, и не устраняется в прямом общении с педагогом. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Образный материал копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точность представлений об оригинале. Сочетание слухового восприятия образа со зрительным повышает эффективность обучения. При изучении иностранного языка важно овладение знаниями и выработка умений, доведенных до уровня автоматизма навыков. Это может быть достигнуто лишь многократным повторением. В этом случае компьютер может выступать в качестве бесконечно терпеливого репетитора, учитывая индивидуальные особенности обучаемого. Поскольку язык есть средство коммуникации, общения, а речь есть способ этой коммуникации, то овладение средствами возможно только при создании условий коммуникативных проблемных учебных ситуаций. Обучающий компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приемов. Наиболее часто применяются следующие:

1. Задание на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями, выбирая из предложенных компьютером.

2. Упражнения для самоконтроля владением лексикой. Возможны варианты таких упражнений:

  • компьютер предлагает список слов для перевода;
  • компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары слов в обоих языках;
  • компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
  • компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

 Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.

    Таким образом, современные педагогические технологии это не только использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса, повышающих образовательную эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар.Пояснительная записка

Материал к конкурсу "Учитель года - 2016"...

Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Пояснительная записка.

Тема  представляемого  опыта работы: "Проектно-исследовательская  деятельность  на  уроках  русского  языка  и  литературы  как средство развития...

Методический семинар.Пояснительная записка.

Материал на конкурс "Учитель года-2017"...

Методический семинар. Пояснительная записка.

Методический семинар. Пояснительная записка....

Конкурсное испытание "Методический семинар" (пояснительная записка)

Пояснительная записка содержит описание педагогического опыта учителя истории Мочаловой Т.И....

"Методический семинар" - пояснительная записка

Конкурское испытание  Всероссийского конкурса "Учитель года России" "Методический семинар" - пояснительная записка к компьютерной презентации с описанием педагогического опыта...