Программа «Путешествие в Страну Дизайна»
учебно-методический материал по теме

Овсянникова Елена Викторовна

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию дополнительную общеразвивающую программу "Путешествие в Страну Дизайна" по направлению техническое творчество для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа «город Калининград»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

города Калининграда

Станция юных техников

Дополнительная  общеразвивающая программа

«Путешествие в Страну Дизайна"

по направлению техническое творчество

для детей дошкольного возраста

срок реализации программы один год

Разработчик программы:

педагог дополнительного образования

Овсянникова Е.В.

Калининград 2016


СОДЕРЖАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

2. Ожидаемые результаты: основные требования к ЗУН учащихся

3. Учебно-тематический план (на 1 год обучения)

4. Содержание образовательной программы (на 1 год обучения)

5. Методические рекомендации к программе

6. Список литературы

Пояснительная записка.

Программа  «Путешествие в Страну Дизайна»  основана  на концепции технического и художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель  программы - развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приёмами моделирования и конструирования. Основой программы является  комплексное  использование  всех видов конструирования и художественного труда дошкольников. Программа предназначена для  детей в возрасте от 5 до 7 лет и  предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного развития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одарённых детей. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Программа содержит технологии, с использованием традиционных и нетрадиционных методов и приёмов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему миру. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.

Программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического  и художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие в Страну Дизайна» заключается в востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, а также в применении, полученных знаний, умений и навыков на занятиях техническим и художественным творчеством, в формировании у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским". Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования начальной профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и дизайну.

Новизна предлагаемой программы заключается в объединении двух направлений: технического творчества и дизайна. Программа включает в себя неформальное объединение знаний и умений по техническому конструированию и моделированию, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре, основам дизайна и др., способствующих разностороннему развитию детского мышления, творческого потенциала.

Цель программы: всестороннее развитие учащихся и реализация их творческого потенциала в процессе выполнения  индивидуальных и коллективных творческих проектов.

Программа ориентирована на развитие художественно-творческих способностей детей в едином процессе ознакомления с элементами художественной культуры и дизайна и эстетическими ценностями своего народа. На занятиях техническим творчеством и дизайном по данной программе формируются фундаментальные качества личности ребёнка, необходимые для успешного обучения в школе.
Программа соответствует общеразвивающим системам интегрированного типа. Техническое и художественное творчество детей рассматривается в ней как важнейшее средство воспитания, развития интеллекта и духовно-нравственной сферы личности.
На дошкольном этапе обучения значительное внимание уделяется развитию:

  • наглядно-образного, пространственного, композиционного, колористического мышления;
  • творческого воображения и творческих способностей, самостоятельности;
  • мелкой моторики рук.
    В качестве основных способов освоения программы используются изобразительный, декоративный и конструктивный (изображение, конструирование, украшение), а в качестве основных видов художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация, конструирование и моделирование (из бумаги, природного, текстильного материала, готовых форм и др.).  Многие занятия проводятся по методу интегрирования, что способствует решению комплекса дидактических, методических и воспитательных задач. Основу содержания программы «Путешествие в страну Дизайна»  составляет ознакомление детей с различными материалами и их свойствами  (бумага, картон,  пластилин, нитки, фольга и др.), а также с доступными видами их художественной обработки; знакомство с техниками выполнения заданий, в процессе которых дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира. В соответствии с педагогическими задачами дети воспроизводят образцы, создают собственные творческие работы.

В программе отводится особое место  игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Содержание программы  выстроено в определённой последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса в соответствии с возрастными особенностями и по мере приобретения и развития знаний, умений и навыков у детей, а также степенью сложности обработки материалов. Показателями эффективной реализации содержания дошкольной составляющей программы являются высокий уровень общего развития ребёнка, эстетическое восприятие произведений искусства, проявление интереса к технике, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, овладение простейшими ручными операциями. Эта программа создаёт необходимые условия и предпосылки для дальнейшего развития творческого потенциала ребёнка на более старших ступенях образования, а также для ознакомления с основами художественных ремёсел и элементами дизайна в различных творческих студиях, школе.

Задачи программы " Путешествие в Страну Дизайна ":

Образовательные:

* приобретение умений и навыков конструкторской деятельности

* обучение навыкам работы различными материалами и инструментами

* развитие графической грамотности

*ознакомление воспитанников с первоначальными знаниями по технике и дизайну

Развивающие:

* развитие ассоциативного и образного мышления, пространственного воображения, памяти и фантазии

* развитие интереса к техническому творчеству

* формирование "дизайнерского" типа мышления, развитие интереса  к профессии дизайнера

* стремление к овладению умениями самостоятельно приобретать знания

Воспитательные:

* воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия окружающего мира

* ориентация детей на общечеловеческие ценности

* воспитание общей культуры и культуры труда

* воспитание ответственного отношения к своему здоровью через приобретение навыков здорового образа жизни

Возраст детей: дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Срок реализации программы - 1год. Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1 сентября по 31 мая (аудиторные занятия) и летний период с 1 июня по 31 августа (внеаудиторные занятия).

Формы и режим занятий: Численность одной группы составляет 15 человек.

Учебно-воспитательный процесс включает в себя следующие типы занятий:

занятие – изучение (изучение нового материала)

занятие – закрепление (закрепление и совершенствование ЗУН)

занятие – общение (конкурсы, выставки, экскурсии, встречи и т.д.)

занятие  - опрос (контроль и коррекция знаний, умений и навыков, диагностика, тестирование)

Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. Учебно-тематический план обучения составляет 72 часа.

Учебная нагрузка рассчитана на один учебный год и период школьных каникул. В период школьных каникул (внеаудиторная нагрузка) занятия с детьми в творческом объединении проводятся в разных видах и формах: экскурсии в музеи, на выставки, в парковую зону, участие в работе летнего лагеря, участие в организации праздников и развлечений, самостоятельная работа.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

К концу  обучения учащиеся получат следующие основные знания и умения:

* основные свойства материалов

*материалы и инструменты; правила техники безопасности при работе инструментами

* основные приемы работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание,  склеивание;

* графическая подготовка

* основные средства выразительности

*  основные конструкторско – технологические понятия

* изготовление макетов и моделей технических объектов  из плоских и объёмных деталей: с щелевидным соединением, динамических игрушек, на основе готовых геометрических форм

Контроль выполнения программы осуществляется по следующим параметрам:

  • степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий
  • характер деятельности (репродуктивная, творческая)
  • качество выполняемых работ

Для отслеживания динамики усвоения знаний, умений и навыков, конечного результата и эффективности обучения проводится:

  • входной контроль – проводится в начале года (анкетирование, собеседование, опрос, практические задания)
  • текущий контроль – проводится в течение всего обучения (устный опрос, фронтальная беседа)
  • промежуточный контроль - проводится в середине учебного года (тестирование)
  • Итоговый контроль - проводится в конце обучения: тестирование, итоговая выставка детских работ.

Учебно-тематический план

«Путешествие в Страну Дизайна»

п/п

Тема занятий

      Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

Материалы и инструменты

1

1

2

2

2

4

3.

«Азбука дизайна»

  • начальная графическая подготовка в художественном конструировании
  • конструкторско-технологические понятия

      2

      2

      2

      2

      4

      4

4

4

8

4.

«Волшебная кисточка»

  • композиционные производные дизайна
  • выполнение творческих работ основных видов изобразительного  искусства

2

2

 2

12

 4

14

4

14

18

5.

«Волшебный пластилин»

  • пластилинография: рисуем пластилином
  • лепка: предметная, сюжетная, декоративная

      1

 1

      2

 2

     3

 3

2

4

6

6.

«Из простой бумаги - мастерим как маги!»

  • конструирование из плоских деталей

  • конструирование из объёмных деталей

  •    выполнение творческих работ в техниках: «аппликация»,        «оригами», «квиллинг», «скульптура из бумаги»

     1

     1

     

     2

8

6

   

    12

     9

 7

   

    14

4

26

30

7.

Учебно-воспитательные мероприятия

Участие и проведение (экскурсии, выставки, праздники, конкурсы).

     

     2

     2

      4

8.

Итоговое занятие

2

2

Итого:

18

54

72

Итого за учебный год (аудиторные занятия)

Летний период (внеаудиторные занятия)

Итого за календарный год

18

18

54

24

78

72

24

96

Учебно-тематический план « Путешествие в Страну Дизайна»

1 год обучения – 72 часа

Темы занятий

теоретические

практические

всего

Раздел 1. Введение  

2

2

Вводное занятие. Организация работы группы.   Правила личной гигиены и культуры труда. Правила организации безопасного труда. Диагностика знаний, умений и навыков учащихся. Практическая работа.

1

1

2

Раздел 2. Материалы и инструменты

1

1

2

Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ. Выполнение практической работы «Парусник».

1

1

2

Раздел 3. Азбука дизайна

8

3.1

Начальная графическая подготовка в художественном конструировании. Графические понятия. Изготовление «Геометрического конструктора».

1

1

2

3.2

Выполнение разметки по шаблону, образцу. Изготовление контурной модели «Автомобиль ».

1

1

2

3.3

Конструкторско-технологические понятия. Выполнение аппликации «Грибы на полянке»

1

1

2

3.4

Знакомство с соединительным материалом. Выполнение аппликации «Золотая осень»

1

1

2

Раздел 4. Волшебная кисточка

4

14

18

4.1

Композиционные производные дизайна. Основные средства выразительности. Тематический рисунок «Домик в лесу».

1

1

2

4.2

Понятие о тематическом рисунке. Тематический рисунок  «Морской пейзаж»

1

1

2

4.3

Знакомство с техникой «аппликация». Сюжетная аппликация «Город».

1

1

2

4.4

Основные виды изобразительного искусства: живопись. Тематический рисунок «Моя родина- Калининград»

1

1

2

4.5

Основные виды изобразительного искусства: скульптура. «Скульптура из бумаги»

2

4.6

Основные виды изобразительного искусства: декоративно-прикладное. Коллаж на СД-диске.

1

1

2

4.7

Понятие о натюрморте. Выполнение тематического рисунка по теме натюрморт.

1

1

2

4.8

Понятие о пейзаже. Выполнение аппликации на тему природы.

1

1

2

4.9

Понятие о портрете. Выполнение творческой работы «Портрет мамы»

1

1

2

Раздел 5. Волшебный пластилин

2

4

6

5.1

Пластилинография:рисуем пластилином. Основные приёмы работы с пластилином. Выполнение творческой работы «Цветы».

1

1

2

5.2

Создание более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов. Лепка предметов окружающего мира по образцу.

1

1

2

5.3

Лепка: предметная, сюжетная, декоративная. Лепка представителей животного мира. Свободное творчество.

1

1

2

Раздел 6. Из простой бумаги - мастерим как маги!

4

22

30

6.1

Конструирование из плоских деталей. Знакомство с конструктивными элементами, правилами изготовления и соединения. Изготовление закладки на техническую тему.

1

1

2

6.2

Подвижные и неподвижные и разъёмные и неразъёмные соединения деталей. Изготовление динамической открытки «Медведь на льдине»

1

1

2

6.3

Овладение приёмами конструирования динамических игрушек. Динамическая игрушка «Маша и медведь»

1

1

2

6.4

Изготовление моделей технических объектов с щелевидным соединением и шарнирным соединением деталей. Изготовление динамической модели автомобиля.

1

1

2

6.5

Конструирование из объёмных деталей. Изготовление модели «Вертолёт»

1

1

2

6.6

Сборка различных моделей технических устройств. Изготовление модели  по собственному замыслу «Подъёмный кран»

1

1

2

6.7

Знакомство с основными геометрическими телами: конус, куб, цилиндр. Изготовление игрушки на основе готовых геометрических форм «Снеговик»

1

1

2

6.8

Изготовление игрушек на основе готовых геометрических форм. Изготовление игрушки из пластиковой бутылки «Дед Мороз»

1

1

2

6.9

Выполнение творческой работы  в технике «обрывная аппликация»: «Рыбка».

1

1

2

6.10

Выполнение творческой работы  в технике «объёмная аппликация»:  «Петушок»

1

1

2

6.11

Выполнение творческой работы в технике «сюжетная аппликация»: «Курочка Ряба»

1

1

2

6.12

Выполнение творческих работ в технике оригами. Изготовление аппликации в технике оригами «Кошка с котятами»

1

1

2

6.13

Изготовление открытки в технике «квиллинг». Изготовление открытки в технике «квиллинг»: «Цветы»

1

1

2

6.14

Выполнение творческих работ в технике «скульптура из бумаги». Изготовление творческой работы «Лебедь»

1

1

2

6.15

Изготовление игрушек и сувениров в различных техниках: «Кот» и корзинка с цветами

1

1

2

Раздел 7. Учебно-воспитательные мероприятия

4

7.1

Участие и проведение (экскурсии, выставки, праздники, конкурсы).

1

1

2

7.2

Участие и проведение (экскурсии, выставки, праздники, конкурсы).

1

1

2

Раздел 8. Итоговое занятие.

2

Подведение итогов работы студии за прошедший учебный год. Подведение итогов и анализ наблюдения за учащимися в процессе обучения (диагностика эффективности образовательной деятельности). Проведение выставки творческих работ с целью проверки уровня полученных знаний, умений и навыков.

1

1

2

Итого:

18

54

72

Содержание программы

« Путешествие в Страну Дизайна»

  1. Вводное занятие. 2ч.

Знакомство  с содержанием программы. Организация работы группы.   Правила личной гигиены и культуры труда. Правила организации безопасного труда. Диагностика знаний, умений и навыков учащихся.

  1. Материалы и инструменты. 2ч. 

Общие сведения о видах, свойствах, и применении бумаги и картона. Инструменты, их назначение и применение, правила пользования ими. Инструктаж по технике безопасности. Правила и приёмы выполнения разметки по шаблону, образцу. Техника сгибания, складывания, резания бумаги, картона.

Практические работы: Создание силуэтов технических объектов и объектов природы.

  1. Азбука дизайна. 8ч.
  1.   Начальная графическая подготовка в художественном конструировании.

Понятие о контуре, силуэте. Линии сгиба, контура. Знакомство с понятиями о геометрических фигурах: круг, половина круга, треугольник, прямоугольник. Сопоставление формы окружающих предметов с геометрическими фигурами.

Практические работы: Изготовление «Геометрического конструктора». Создание силуэтов моделей технических объектов из элементов «Геометрического конструктора» способом манипулирования. Выполнение разметки по шаблону, образцу. Создание контурных моделей и игрушек из картона по образцу, рисунку, шаблону, представлению, воображению.

  1.   Конструкторско-технологические понятия.

Знакомство с соединительным материалом: клей, нитки, проволока.

Практические работы: выполнение аппликаций и игрушек из плоских деталей.

  1. Волшебная кисточка.  18ч.
  1.  Композиционные производные дизайна

Основные средства выразительности: цвет, форма, пропорции, линия. Цветовое богатство окружающего мира. Знакомство с понятиями «композиция», «стилизация». Понятие о тематическом рисунке. Виды рисунков: по памяти, по представлению, с натуры, по наблюдению. Знакомство с техникой «аппликация». Виды аппликаций: предметная, сюжетная, орнаментальная, плоская, объёмная и другие.

  1.  Выполнение творческих работ основных видов изобразительного  искусства

Основные виды изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство). Понятие о натюрморте, пейзаже, портрете.

Практические работы: Выполнение тематических рисунков технических объектов и объектов природы. Выполнение аппликаций различных видов.

  1. Волшебный пластилин 6ч.

5.1. Пластилинография: рисуем пластилином

Пластилинография – это нетрадиционная  техника изобразительного искусства, создание из пластилина лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе.

Основные приёмы работы с пластилином.

•    раскатывание

 •    сплющивание

 •    вытягивание

 •    скрепление деталей друг с другом

Создание более сложных композиций (фигурки, пластилинография) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:

•    выполнение декоративных налепов разной формы,

 •    прищипывание,

 •    оттягивание деталей от общей формы,

 •    плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

 •    и даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».

Практические работы: выполнение творческих работ в технике «пластилинография».

5.2. Лепка: предметная, сюжетная, декоративная

Основные приёмы работы с пластилином.

Практические работы: лепка предметов окружающего мира.

  1. Из простой бумаги - мастерим как маги! 31ч. 

  1. Конструирование из плоских деталей

Знакомство с конструктивными элементами, правилами изготовления и соединения. Подвижные и неподвижные и разъёмные и неразъёмные соединения деталей. Овладение приёмами конструирования динамических игрушек.

Изготовление моделей технических объектов и объектов окружающего мира из плоских деталей со щелевидным соединением, с шарнирным соединением деталей.

  1. Конструирование из объёмных деталей

Понятие о стандартных объёмных деталях на примере наборов конструкторов. Сборка различных моделей технических устройств и сооружений из готовых наборов деталей различных типов конструкторов по техническому рисунку, образцу, собственному замыслу. Знакомство с основными геометрическими телами: конус, куб, цилиндр. Изготовление игрушек на основе готовых геометрических форм. Использование бросового материала при изготовлении творческих работ.

  1.  Выполнение творческих работ в техниках: «аппликация», «оригами», «квиллинг», «скульптура из бумаги»

Практические работы: закладки, открытки, аппликации, динамические игрушки, модели из плоских, объёмных и готовых деталей; игрушки и сувениры из нетрадиционных материалов.

  1. Учебно-воспитательные мероприятия 4ч.

Участие и проведение (экскурсии, выставки, праздники, конкурсы).

  1. Итоговое занятие 2ч. 

 Подведение итогов работы студии за прошедший учебный год. Проведение выставки творческих работ с целью проверки уровня полученных знаний, умений и навыков. Поощрение авторов наиболее интересных работ. Подведение итогов и анализ наблюдения за учащимися в процессе обучения (диагностика эффективности образовательной деятельности).

Методическое сопровождение

к дополнительной образовательной программе

«Путешествие в Страну Дизайна»

Программа  «Путешествие в Страну Дизайна» имеет техническую направленность и предусматривает знакомство детей дошкольного возраста 5-7 лет с различными разделами технического творчества и дизайна. Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Старший дошкольный возраст это один их этапов психического развития детей в возрасте 5–7 лет. У детей в данном возрасте игра является основной формой деятельности. 
Игра – особый вид деятельности человека, она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Именно в играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей и тем самым развиваются их творческие способности, которые называются креативность. Под креативностью мы понимаем уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
 Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Таким образом, обучение приёмам художественно-творческой деятельности, изобразительным умениям и техническим навыкам, позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.

Конструирование из бумаги, конструирование моделей из деталей конструктора – это виды детского творчества, которые создают условия для развития логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук; формируют знания о назначении, строении конструкции, и её роли в жизни человека; способствует развитию творческого мышления. Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного

природного материала (мох, ветки, шишки, камни и т.п.).

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на изучение определённого заранее задуманного реального продукта соответствующего его функциональному назначению.

В основу программы «Путешествие в Страну Дизайна» положены принципы:

Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.

Перспективы. Этот принцип позволяет подготовить детей к усвоению более сложного материала, сформировать интерес к изучаемому предмету.

Наглядности. Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.

Прочности овладения знаниями, умениями, навыками. Основное условие реализации этого принципа – точное определение целей занятий. Каждый ребёнок чётко представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.

Систематичности и последовательности. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания и таким образом, чтобы на занятии ребёнок мог закрепить ранее полученные знания и в то же время приобрести элементы новых знаний. Этот принцип требует правильного определения объёма знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе.

Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса: от выбора содержания материала, проблем для обсуждения, видов деятельности до использования технических средств и наглядности.

Основные формы и методы обучения, применяемые на занятиях по программе  

«Путешествие в Страну Дизайна»

Выбор и сочетание методов и приёмов обучения зависит от:

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

- формы организации обучения (педагог выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приёмы);

- оснащённости педагогического процесса;

 - личности педагога.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

Методы обучения, применяемые на занятиях с дошкольниками:

- наглядный (показ иллюстраций, видеоматериалов, наблюдение, работа по образцу и др.)

- словесный (рассказ, беседа, объяснение, диалог и т.д.)

- проблемный (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа, объяснение основных понятий и терминов, создание проблемной ситуации);

- проектно-конструкторский (создание моделей, макетов и других творческих работ, нахождение новых способов решения задач);

- игровой метод  (дидактические, развивающие, познавательные, подвижные игры, игра-конкурс, игра-путешествие; игра-конструктор);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  2. репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  3. эвристичесий (частично-поисковый) - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  4. исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:

  1. фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
  2. коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми
  3. индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  4. групповой - организация работы по малым группам (2-3чел.)
  5. коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
  6. индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

При обучении создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие проводится в зависимости от темы и задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности. На каждом занятии проводятся физкультминутки. Формы подведения итогов по пройденным темам: беседы, выставки, конкурсы, соревнования, викторины. 

Формы организации итоговой аттестации обучающихся в объединении

для обучающихся дошкольного возраста

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения. Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Это-выставка творческих работ, беседа, игра, викторина, путешествие, сказка, соревнование.

Материально-техническое обеспечение.

Успешная реализация  программы и достижения учащихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в учебном кабинете. При организации учебного процесса в объединении  необходимо,  прежде всего, создать в учебном кабинете неформальную и удобную для занятий обстановку.

Учебный кабинет для занятий хорошо освещён (естественным и электрическим светом), оборудован необходимой мебелью: партами, стульями, шкафами. Имеется магнитная доска, мольберты, наборы конструкторов «Лего», полки для демонстрации работ, бумага цветная, картон (белый, цветной), линейки, карандаши, фломастеры, ножницы небольшого размера, кисти для краски, клей ПВА, гуашь и акварельные краски.

Учебно-методическое обеспечение программы

Для проведения занятий используются учебная литература, методические разработки, в том числе собственные, наглядные пособия, технологические карты, дидактические материалы и др.

      Разработка учебно-методических пособий и рекомендаций – один из важнейших компонентов методической работы. При создании учебно–методических пособий и рекомендаций применяются научно-педагогические принципы адекватности системы пособий целям, содержанию, используемым методам и организационным формам обучения, научности, доступности, педагогической технологичности, мотивационной стимуляции.

Учебно-методические пособия и дидактические материалы

п/п

Виды деятельности.

Виды дидактического материала.

Область применения.

Задачи.

1.

Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты.

Образцы проектных работ.

Иллюстративный материал.

Образцы творческих работ.

Источники дополнительной информации.

Учебная литература.

Тест-карты.

Формирование и развитие творческих способностей.

Закрепление навыков  графической и конструкторско - технологической подготовки.

Закрепление и совершенствование навыков работы с чертёжными инструментами.

 Решение творческих задач, развивающих общую готовность к проектной деятельности.

Развитие проблемно-разрешающего

мышления.

Систематизация и обобщение знаний.

Систематизация и обобщение знаний.

2.

Подборка раздаточных материалов дифференцированного обучения.

Отработка ЗУН. Индивидуальная работа с отстающими учащимися.

Индивидуальные работы для одаренных детей и детей с особыми возможностями.

3.

Разработка и создание электронных  демонстрационных материалов.

Мультимедийные презентации по темам:  «Моделирование и дизайн воздушного змея», «Творческий проект « Дом для поросят», «Гербы  и  эмблемы»,  «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение правил дорожного движения», «Открытка папе» и т.д.

 Решение творческих задач, развивающих общую готовность к проектной деятельности.

Формирование и развитие творческих способностей.

Активация познавательной и развивающей деятельности на занятиях изучения нового материала, контроля ЗУН.

4.

Пополнение базы электронных пособий материалами из интернет – ресурсов

Активация познавательной и развивающей деятельности на занятиях изучения нового материала, контроля ЗУН.

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
  3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597
  4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р
  5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей  в Российской Федерации до 2020 года
  6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Список литературы для педагогов.

1. Амелин А.С. Маленькая книга о большой технике – М., ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2006.

2. Ардобьева М.В. Выполнение работ в технике квиллинг. – «Дети, техника, творчество» №5, 2010.

3. Быстрицкая А. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 2011.

4. Букина С., Букин М. «Волшебство бумажных завитков», - «Феникс» 2011.

5. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. Книга для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., ТЦ «Сфера», 2001.

6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн - поделки из бросового материала- М.: Издательство «Скрипторий», 2003.

7. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.- "Просвещение", Москва, 2002.

8. Дженкинс Д. «Трехмерный квиллинг», - «Контент», 2010.

9. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству», Санкт-Петербург 2004.

10. Журавлёва А.П. Что нам стоит флот построить. – М., Патриот, 2008.

11. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: уч. пособие 2-е изд. перераб. и доп.- Омск: изд-во Ом-ГПУ,2003.

12. Иващенко В.И. Труд и развитие личности.- М., Педагогика, 2005.

13. Исиченко Т.М. Летающие модели.- Школа и производство№2, 2009.

14. Исиченко Т.М. Каждому возрасту своё дизайнерское задание.- Дети, техника, творчество№2, 2007.

15. Куликова С.И. Открытки и дизайн.- Дети, техника, творчество №1, 2008.

16. Лежнева С.С. Сказки своими руками.- Минск, Полымя, 2004.

17. Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.

18. Максимов Ю.В. У истоков мастерства.- М., Просвещение, 2004.

19. Малышева А.Н. «Работа с тканью» - Ярославль, Издательство: Академия Развития, 2001.

20. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», - Ярославль: «Академия развития», 1997.

21. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги» - Ярославль: «Академия развития», 2000.

22.Намбина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль, Академия развития, 2000.

23. Новикова И.В. «Квилинг. Бумажные поделки в детском саду», «Академия детства», 2012.

24. Пантелеев Г. Детский дизайн - изд-во: Карапуз, 2006

25. Комплексная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010)

26. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников» Санкт-Петербург 2004.

27. Уолтер Х. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2006.

28.

ht http://doshkolnik.ru/podelki-iz-bumagi.html

29. tp://planetadetstva.net

30. doshvozrast.ru/igra/igradidakt0,5htm

Список литературы для родителей.

1. Цирулик Н.А. Проснякова Т.Н.  Уроки творчества  Изд. дом «Фёдоров» , 2000.

 2. А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995г

3.Образование родителей и школа / воспитание и дополнительное образование детей /

  М., 1999

 4. Айзман Р.И. и другие. Подготовка ребёнка к школе М., 1991

5. Ивашенко В.И. Труд и развитие личности М., 2005

Список литературы для детей.

1. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", М., 1996г.

2. П.Бортон, В.Кэйв. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" М., 1996г.

3. Р.Гибсон, Д.Тайлер. Веселое рождество.- "Росмэн" М., 1996г.

4.Минервин Г. Б. О красоте машин и вещей.- "Просвещение" М., 1981г.

5. Афанасьев С. Каморин С. Триста творческих конкурсов / для детей, подростков, взрослых/ М., 2001

6.  Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги / Справочник / Ташкент 1988

7. Волшебная бумага для девочек. – М.,2011

8. Волшебная бумага для мальчиков. – М.,2011

9.Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.

10. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994.

11. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М., 1987.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Путешествие в страну Геометрию"

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная программа относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательн...

Конкурсная программа: «Путешествие в страну Спортландию»

Целью и задачами  данного мероприятия  является повышение эмоционально-положительного тонуса воспитанников, развитие  и коррекция двигательной активности....

Конкурсная программа: «Путешествие в страну Спортландию»

Целью и задачами данного мероприятия является повышение эмоционально-положительного тонуса воспитанников, развитие  и коррекция двигательной активности....

Конкурсная программа "Путешествие в страну "Будьте здоровы!""

Конкурсная программа разработана для детского оздоровительного лагеря.Можно провести на сцене в дождливую погоду....

Сценарий конкурсно- игровой программы «Путешествие в страну Здоровья»

Сценарий конкурсно- игровой программы «Путешествие в страну Здоровья»...

Игровая программа "Путешествие в страну Доброландию".

Игровая программа проходит по станциям. Проходя по станцим дети идут в страну Доброландию, где их ждет добрый царь.На каждой станции участник или группа участников должны сделать нравственный выбор, з...

Игровая программа "Путешествие в страну дружбы"

Классный час в рамках проведения единого дня профилактики "Дня толерантности"...