Программа «Путешествие в Страну Дизайна»
учебно-методический материал по теме
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию дополнительную общеразвивающую программу "Путешествие в Страну Дизайна" по направлению техническое творчество для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Путешествие в страну дизайна" | 73.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа «город Калининград»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Калининграда
Станция юных техников
Дополнительная общеразвивающая программа
«Путешествие в Страну Дизайна"
по направлению техническое творчество
для детей дошкольного возраста
срок реализации программы один год
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования
Овсянникова Е.В.
Калининград 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Ожидаемые результаты: основные требования к ЗУН учащихся
3. Учебно-тематический план (на 1 год обучения)
4. Содержание образовательной программы (на 1 год обучения)
5. Методические рекомендации к программе
6. Список литературы
Пояснительная записка.
Программа «Путешествие в Страну Дизайна» основана на концепции технического и художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель программы - развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приёмами моделирования и конструирования. Основой программы является комплексное использование всех видов конструирования и художественного труда дошкольников. Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет и предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного развития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одарённых детей. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Программа содержит технологии, с использованием традиционных и нетрадиционных методов и приёмов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему миру. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.
Программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического и художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие в Страну Дизайна» заключается в востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, а также в применении, полученных знаний, умений и навыков на занятиях техническим и художественным творчеством, в формировании у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским". Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования начальной профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и дизайну.
Новизна предлагаемой программы заключается в объединении двух направлений: технического творчества и дизайна. Программа включает в себя неформальное объединение знаний и умений по техническому конструированию и моделированию, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре, основам дизайна и др., способствующих разностороннему развитию детского мышления, творческого потенциала.
Цель программы: всестороннее развитие учащихся и реализация их творческого потенциала в процессе выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов.
Программа ориентирована на развитие художественно-творческих способностей детей в едином процессе ознакомления с элементами художественной культуры и дизайна и эстетическими ценностями своего народа. На занятиях техническим творчеством и дизайном по данной программе формируются фундаментальные качества личности ребёнка, необходимые для успешного обучения в школе.
Программа соответствует общеразвивающим системам интегрированного типа. Техническое и художественное творчество детей рассматривается в ней как важнейшее средство воспитания, развития интеллекта и духовно-нравственной сферы личности.
На дошкольном этапе обучения значительное внимание уделяется развитию:
- наглядно-образного, пространственного, композиционного, колористического мышления;
- творческого воображения и творческих способностей, самостоятельности;
- мелкой моторики рук.
В качестве основных способов освоения программы используются изобразительный, декоративный и конструктивный (изображение, конструирование, украшение), а в качестве основных видов художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация, конструирование и моделирование (из бумаги, природного, текстильного материала, готовых форм и др.). Многие занятия проводятся по методу интегрирования, что способствует решению комплекса дидактических, методических и воспитательных задач. Основу содержания программы «Путешествие в страну Дизайна» составляет ознакомление детей с различными материалами и их свойствами (бумага, картон, пластилин, нитки, фольга и др.), а также с доступными видами их художественной обработки; знакомство с техниками выполнения заданий, в процессе которых дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира. В соответствии с педагогическими задачами дети воспроизводят образцы, создают собственные творческие работы.
В программе отводится особое место игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Содержание программы выстроено в определённой последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса в соответствии с возрастными особенностями и по мере приобретения и развития знаний, умений и навыков у детей, а также степенью сложности обработки материалов. Показателями эффективной реализации содержания дошкольной составляющей программы являются высокий уровень общего развития ребёнка, эстетическое восприятие произведений искусства, проявление интереса к технике, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, овладение простейшими ручными операциями. Эта программа создаёт необходимые условия и предпосылки для дальнейшего развития творческого потенциала ребёнка на более старших ступенях образования, а также для ознакомления с основами художественных ремёсел и элементами дизайна в различных творческих студиях, школе.
Задачи программы " Путешествие в Страну Дизайна ":
Образовательные:
* приобретение умений и навыков конструкторской деятельности
* обучение навыкам работы различными материалами и инструментами
* развитие графической грамотности
*ознакомление воспитанников с первоначальными знаниями по технике и дизайну
Развивающие:
* развитие ассоциативного и образного мышления, пространственного воображения, памяти и фантазии
* развитие интереса к техническому творчеству
* формирование "дизайнерского" типа мышления, развитие интереса к профессии дизайнера
* стремление к овладению умениями самостоятельно приобретать знания
Воспитательные:
* воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия окружающего мира
* ориентация детей на общечеловеческие ценности
* воспитание общей культуры и культуры труда
* воспитание ответственного отношения к своему здоровью через приобретение навыков здорового образа жизни
Возраст детей: дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Срок реализации программы - 1год. Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1 сентября по 31 мая (аудиторные занятия) и летний период с 1 июня по 31 августа (внеаудиторные занятия).
Формы и режим занятий: Численность одной группы составляет 15 человек.
Учебно-воспитательный процесс включает в себя следующие типы занятий:
занятие – изучение (изучение нового материала)
занятие – закрепление (закрепление и совершенствование ЗУН)
занятие – общение (конкурсы, выставки, экскурсии, встречи и т.д.)
занятие - опрос (контроль и коррекция знаний, умений и навыков, диагностика, тестирование)
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. Учебно-тематический план обучения составляет 72 часа.
Учебная нагрузка рассчитана на один учебный год и период школьных каникул. В период школьных каникул (внеаудиторная нагрузка) занятия с детьми в творческом объединении проводятся в разных видах и формах: экскурсии в музеи, на выставки, в парковую зону, участие в работе летнего лагеря, участие в организации праздников и развлечений, самостоятельная работа.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения учащиеся получат следующие основные знания и умения:
* основные свойства материалов
*материалы и инструменты; правила техники безопасности при работе инструментами
* основные приемы работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, склеивание;
* графическая подготовка
* основные средства выразительности
* основные конструкторско – технологические понятия
* изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских и объёмных деталей: с щелевидным соединением, динамических игрушек, на основе готовых геометрических форм
Контроль выполнения программы осуществляется по следующим параметрам:
- степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий
- характер деятельности (репродуктивная, творческая)
- качество выполняемых работ
Для отслеживания динамики усвоения знаний, умений и навыков, конечного результата и эффективности обучения проводится:
- входной контроль – проводится в начале года (анкетирование, собеседование, опрос, практические задания)
- текущий контроль – проводится в течение всего обучения (устный опрос, фронтальная беседа)
- промежуточный контроль - проводится в середине учебного года (тестирование)
- Итоговый контроль - проводится в конце обучения: тестирование, итоговая выставка детских работ.
Учебно-тематический план
«Путешествие в Страну Дизайна»
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2. | Материалы и инструменты | 1 | 1 | 2 |
2 | 2 | 4 | ||
3. | «Азбука дизайна»
| 2 2 | 2 2 | 4 4 |
4 | 4 | 8 | ||
4. | «Волшебная кисточка»
| 2 2 | 2 12 | 4 14 |
4 | 14 | 18 | ||
5. | «Волшебный пластилин»
| 1 1 | 2 2 | 3 3 |
2 | 4 | 6 | ||
6. | «Из простой бумаги - мастерим как маги!»
| 1 1
2 | 8 6
12 | 9 7
14 |
4 | 26 | 30 | ||
7. | Учебно-воспитательные мероприятияУчастие и проведение (экскурсии, выставки, праздники, конкурсы). |
2 | 2 | 4 |
8. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 18 | 54 | 72 | |
Итого за учебный год (аудиторные занятия) Летний период (внеаудиторные занятия) Итого за календарный год | 18 18 | 54 24 78 | 72 24 96 |
Учебно-тематический план « Путешествие в Страну Дизайна»
1 год обучения – 72 часа
№ | Темы занятий | |||
теоретические | практические | всего | ||
Раздел 1. Введение | 2 | 2 | ||
Вводное занятие. Организация работы группы. Правила личной гигиены и культуры труда. Правила организации безопасного труда. Диагностика знаний, умений и навыков учащихся. Практическая работа. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 2. Материалы и инструменты | 1 | 1 | 2 | |
Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ. Выполнение практической работы «Парусник». | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 3. Азбука дизайна | 8 | |||
3.1 | Начальная графическая подготовка в художественном конструировании. Графические понятия. Изготовление «Геометрического конструктора». | 1 | 1 | 2 |
3.2 | Выполнение разметки по шаблону, образцу. Изготовление контурной модели «Автомобиль ». | 1 | 1 | 2 |
3.3 | Конструкторско-технологические понятия. Выполнение аппликации «Грибы на полянке» | 1 | 1 | 2 |
3.4 | Знакомство с соединительным материалом. Выполнение аппликации «Золотая осень» | 1 | 1 | 2 |
Раздел 4. Волшебная кисточка | 4 | 14 | 18 | |
4.1 | Композиционные производные дизайна. Основные средства выразительности. Тематический рисунок «Домик в лесу». | 1 | 1 | 2 |
4.2 | Понятие о тематическом рисунке. Тематический рисунок «Морской пейзаж» | 1 | 1 | 2 |
4.3 | Знакомство с техникой «аппликация». Сюжетная аппликация «Город». | 1 | 1 | 2 |
4.4 | Основные виды изобразительного искусства: живопись. Тематический рисунок «Моя родина- Калининград» | 1 | 1 | 2 |
4.5 | Основные виды изобразительного искусства: скульптура. «Скульптура из бумаги» | 2 | ||
4.6 | Основные виды изобразительного искусства: декоративно-прикладное. Коллаж на СД-диске. | 1 | 1 | 2 |
4.7 | Понятие о натюрморте. Выполнение тематического рисунка по теме натюрморт. | 1 | 1 | 2 |
4.8 | Понятие о пейзаже. Выполнение аппликации на тему природы. | 1 | 1 | 2 |
4.9 | Понятие о портрете. Выполнение творческой работы «Портрет мамы» | 1 | 1 | 2 |
Раздел 5. Волшебный пластилин | 2 | 4 | 6 | |
5.1 | Пластилинография:рисуем пластилином. Основные приёмы работы с пластилином. Выполнение творческой работы «Цветы». | 1 | 1 | 2 |
5.2 | Создание более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов. Лепка предметов окружающего мира по образцу. | 1 | 1 | 2 |
5.3 | Лепка: предметная, сюжетная, декоративная. Лепка представителей животного мира. Свободное творчество. | 1 | 1 | 2 |
Раздел 6. Из простой бумаги - мастерим как маги! | 4 | 22 | 30 | |
6.1 | Конструирование из плоских деталей. Знакомство с конструктивными элементами, правилами изготовления и соединения. Изготовление закладки на техническую тему. | 1 | 1 | 2 |
6.2 | Подвижные и неподвижные и разъёмные и неразъёмные соединения деталей. Изготовление динамической открытки «Медведь на льдине» | 1 | 1 | 2 |
6.3 | Овладение приёмами конструирования динамических игрушек. Динамическая игрушка «Маша и медведь» | 1 | 1 | 2 |
6.4 | Изготовление моделей технических объектов с щелевидным соединением и шарнирным соединением деталей. Изготовление динамической модели автомобиля. | 1 | 1 | 2 |
6.5 | Конструирование из объёмных деталей. Изготовление модели «Вертолёт» | 1 | 1 | 2 |
6.6 | Сборка различных моделей технических устройств. Изготовление модели по собственному замыслу «Подъёмный кран» | 1 | 1 | 2 |
6.7 | Знакомство с основными геометрическими телами: конус, куб, цилиндр. Изготовление игрушки на основе готовых геометрических форм «Снеговик» | 1 | 1 | 2 |
6.8 | Изготовление игрушек на основе готовых геометрических форм. Изготовление игрушки из пластиковой бутылки «Дед Мороз» | 1 | 1 | 2 |
6.9 | Выполнение творческой работы в технике «обрывная аппликация»: «Рыбка». | 1 | 1 | 2 |
6.10 | Выполнение творческой работы в технике «объёмная аппликация»: «Петушок» | 1 | 1 | 2 |
6.11 | Выполнение творческой работы в технике «сюжетная аппликация»: «Курочка Ряба» | 1 | 1 | 2 |
6.12 | Выполнение творческих работ в технике оригами. Изготовление аппликации в технике оригами «Кошка с котятами» | 1 | 1 | 2 |
6.13 | Изготовление открытки в технике «квиллинг». Изготовление открытки в технике «квиллинг»: «Цветы» | 1 | 1 | 2 |
6.14 | Выполнение творческих работ в технике «скульптура из бумаги». Изготовление творческой работы «Лебедь» | 1 | 1 | 2 |
6.15 | Изготовление игрушек и сувениров в различных техниках: «Кот» и корзинка с цветами | 1 | 1 | 2 |
Раздел 7. Учебно-воспитательные мероприятия | 4 | |||
7.1 | Участие и проведение (экскурсии, выставки, праздники, конкурсы). | 1 | 1 | 2 |
7.2 | Участие и проведение (экскурсии, выставки, праздники, конкурсы). | 1 | 1 | 2 |
Раздел 8. Итоговое занятие. | 2 | |||
Подведение итогов работы студии за прошедший учебный год. Подведение итогов и анализ наблюдения за учащимися в процессе обучения (диагностика эффективности образовательной деятельности). Проведение выставки творческих работ с целью проверки уровня полученных знаний, умений и навыков. | 1 | 1 | 2 | |
Итого: | 18 | 54 | 72 |
Содержание программы
« Путешествие в Страну Дизайна»
- Вводное занятие. 2ч.
Знакомство с содержанием программы. Организация работы группы. Правила личной гигиены и культуры труда. Правила организации безопасного труда. Диагностика знаний, умений и навыков учащихся.
- Материалы и инструменты. 2ч.
Общие сведения о видах, свойствах, и применении бумаги и картона. Инструменты, их назначение и применение, правила пользования ими. Инструктаж по технике безопасности. Правила и приёмы выполнения разметки по шаблону, образцу. Техника сгибания, складывания, резания бумаги, картона.
Практические работы: Создание силуэтов технических объектов и объектов природы.
- Азбука дизайна. 8ч.
- Начальная графическая подготовка в художественном конструировании.
Понятие о контуре, силуэте. Линии сгиба, контура. Знакомство с понятиями о геометрических фигурах: круг, половина круга, треугольник, прямоугольник. Сопоставление формы окружающих предметов с геометрическими фигурами.
Практические работы: Изготовление «Геометрического конструктора». Создание силуэтов моделей технических объектов из элементов «Геометрического конструктора» способом манипулирования. Выполнение разметки по шаблону, образцу. Создание контурных моделей и игрушек из картона по образцу, рисунку, шаблону, представлению, воображению.
- Конструкторско-технологические понятия.
Знакомство с соединительным материалом: клей, нитки, проволока.
Практические работы: выполнение аппликаций и игрушек из плоских деталей.
- Волшебная кисточка. 18ч.
- Композиционные производные дизайна
Основные средства выразительности: цвет, форма, пропорции, линия. Цветовое богатство окружающего мира. Знакомство с понятиями «композиция», «стилизация». Понятие о тематическом рисунке. Виды рисунков: по памяти, по представлению, с натуры, по наблюдению. Знакомство с техникой «аппликация». Виды аппликаций: предметная, сюжетная, орнаментальная, плоская, объёмная и другие.
- Выполнение творческих работ основных видов изобразительного искусства
Основные виды изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство). Понятие о натюрморте, пейзаже, портрете.
Практические работы: Выполнение тематических рисунков технических объектов и объектов природы. Выполнение аппликаций различных видов.
- Волшебный пластилин 6ч.
5.1. Пластилинография: рисуем пластилином
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, создание из пластилина лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе.
Основные приёмы работы с пластилином.
• раскатывание
• сплющивание
• вытягивание
• скрепление деталей друг с другом
Создание более сложных композиций (фигурки, пластилинография) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:
• выполнение декоративных налепов разной формы,
• прищипывание,
• оттягивание деталей от общей формы,
• плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
• и даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».
Практические работы: выполнение творческих работ в технике «пластилинография».
5.2. Лепка: предметная, сюжетная, декоративная
Основные приёмы работы с пластилином.
Практические работы: лепка предметов окружающего мира.
Из простой бумаги - мастерим как маги! 31ч.
Конструирование из плоских деталей
Знакомство с конструктивными элементами, правилами изготовления и соединения. Подвижные и неподвижные и разъёмные и неразъёмные соединения деталей. Овладение приёмами конструирования динамических игрушек.
Изготовление моделей технических объектов и объектов окружающего мира из плоских деталей со щелевидным соединением, с шарнирным соединением деталей.
Конструирование из объёмных деталей
Понятие о стандартных объёмных деталях на примере наборов конструкторов. Сборка различных моделей технических устройств и сооружений из готовых наборов деталей различных типов конструкторов по техническому рисунку, образцу, собственному замыслу. Знакомство с основными геометрическими телами: конус, куб, цилиндр. Изготовление игрушек на основе готовых геометрических форм. Использование бросового материала при изготовлении творческих работ.
- Выполнение творческих работ в техниках: «аппликация», «оригами», «квиллинг», «скульптура из бумаги»
Практические работы: закладки, открытки, аппликации, динамические игрушки, модели из плоских, объёмных и готовых деталей; игрушки и сувениры из нетрадиционных материалов.
- Учебно-воспитательные мероприятия 4ч.
Участие и проведение (экскурсии, выставки, праздники, конкурсы).
Итоговое занятие 2ч.
Подведение итогов работы студии за прошедший учебный год. Проведение выставки творческих работ с целью проверки уровня полученных знаний, умений и навыков. Поощрение авторов наиболее интересных работ. Подведение итогов и анализ наблюдения за учащимися в процессе обучения (диагностика эффективности образовательной деятельности).
Методическое сопровождение
к дополнительной образовательной программе
«Путешествие в Страну Дизайна»
Программа «Путешествие в Страну Дизайна» имеет техническую направленность и предусматривает знакомство детей дошкольного возраста 5-7 лет с различными разделами технического творчества и дизайна. Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Старший дошкольный возраст это один их этапов психического развития детей в возрасте 5–7 лет. У детей в данном возрасте игра является основной формой деятельности.
Игра – особый вид деятельности человека, она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Именно в играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей и тем самым развиваются их творческие способности, которые называются креативность. Под креативностью мы понимаем уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Таким образом, обучение приёмам художественно-творческой деятельности, изобразительным умениям и техническим навыкам, позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.
Конструирование из бумаги, конструирование моделей из деталей конструктора – это виды детского творчества, которые создают условия для развития логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук; формируют знания о назначении, строении конструкции, и её роли в жизни человека; способствует развитию творческого мышления. Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного
природного материала (мох, ветки, шишки, камни и т.п.).
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на изучение определённого заранее задуманного реального продукта соответствующего его функциональному назначению.
В основу программы «Путешествие в Страну Дизайна» положены принципы:
Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.
Перспективы. Этот принцип позволяет подготовить детей к усвоению более сложного материала, сформировать интерес к изучаемому предмету.
Наглядности. Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
Прочности овладения знаниями, умениями, навыками. Основное условие реализации этого принципа – точное определение целей занятий. Каждый ребёнок чётко представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.
Систематичности и последовательности. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания и таким образом, чтобы на занятии ребёнок мог закрепить ранее полученные знания и в то же время приобрести элементы новых знаний. Этот принцип требует правильного определения объёма знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе.
Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса: от выбора содержания материала, проблем для обсуждения, видов деятельности до использования технических средств и наглядности.
Основные формы и методы обучения, применяемые на занятиях по программе
«Путешествие в Страну Дизайна»
Выбор и сочетание методов и приёмов обучения зависит от:
- содержания учебного материала;
- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);
- формы организации обучения (педагог выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приёмы);
- оснащённости педагогического процесса;
- личности педагога.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Методы обучения, применяемые на занятиях с дошкольниками:
- наглядный (показ иллюстраций, видеоматериалов, наблюдение, работа по образцу и др.)
- словесный (рассказ, беседа, объяснение, диалог и т.д.)
- проблемный (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа, объяснение основных понятий и терминов, создание проблемной ситуации);
- проектно-конструкторский (создание моделей, макетов и других творческих работ, нахождение новых способов решения задач);
- игровой метод (дидактические, развивающие, познавательные, подвижные игры, игра-конкурс, игра-путешествие; игра-конструктор);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- эвристичесий (частично-поисковый) - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
- коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой - организация работы по малым группам (2-3чел.)
- коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
При обучении создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие проводится в зависимости от темы и задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности. На каждом занятии проводятся физкультминутки. Формы подведения итогов по пройденным темам: беседы, выставки, конкурсы, соревнования, викторины.
Формы организации итоговой аттестации обучающихся в объединении
для обучающихся дошкольного возраста
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения. Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Это-выставка творческих работ, беседа, игра, викторина, путешествие, сказка, соревнование.
Материально-техническое обеспечение.
Успешная реализация программы и достижения учащихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в учебном кабинете. При организации учебного процесса в объединении необходимо, прежде всего, создать в учебном кабинете неформальную и удобную для занятий обстановку.
Учебный кабинет для занятий хорошо освещён (естественным и электрическим светом), оборудован необходимой мебелью: партами, стульями, шкафами. Имеется магнитная доска, мольберты, наборы конструкторов «Лего», полки для демонстрации работ, бумага цветная, картон (белый, цветной), линейки, карандаши, фломастеры, ножницы небольшого размера, кисти для краски, клей ПВА, гуашь и акварельные краски.
Учебно-методическое обеспечение программы
Для проведения занятий используются учебная литература, методические разработки, в том числе собственные, наглядные пособия, технологические карты, дидактические материалы и др.
Разработка учебно-методических пособий и рекомендаций – один из важнейших компонентов методической работы. При создании учебно–методических пособий и рекомендаций применяются научно-педагогические принципы адекватности системы пособий целям, содержанию, используемым методам и организационным формам обучения, научности, доступности, педагогической технологичности, мотивационной стимуляции.
Учебно-методические пособия и дидактические материалы
№ п/п | Виды деятельности. Виды дидактического материала. | Область применения. Задачи. |
1. | Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты. Образцы проектных работ. Иллюстративный материал. Образцы творческих работ. Источники дополнительной информации. Учебная литература. Тест-карты. | Формирование и развитие творческих способностей. Закрепление навыков графической и конструкторско - технологической подготовки. Закрепление и совершенствование навыков работы с чертёжными инструментами. Решение творческих задач, развивающих общую готовность к проектной деятельности. Развитие проблемно-разрешающего мышления. Систематизация и обобщение знаний. Систематизация и обобщение знаний. |
2. | Подборка раздаточных материалов дифференцированного обучения. | Отработка ЗУН. Индивидуальная работа с отстающими учащимися. Индивидуальные работы для одаренных детей и детей с особыми возможностями. |
3. | Разработка и создание электронных демонстрационных материалов. | Мультимедийные презентации по темам: «Моделирование и дизайн воздушного змея», «Творческий проект « Дом для поросят», «Гербы и эмблемы», «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение правил дорожного движения», «Открытка папе» и т.д. Решение творческих задач, развивающих общую готовность к проектной деятельности. Формирование и развитие творческих способностей. Активация познавательной и развивающей деятельности на занятиях изучения нового материала, контроля ЗУН. |
4. | Пополнение базы электронных пособий материалами из интернет – ресурсов | Активация познавательной и развивающей деятельности на занятиях изучения нового материала, контроля ЗУН. |
Нормативные правовые акты
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597
- Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р
- Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Список литературы для педагогов.
1. Амелин А.С. Маленькая книга о большой технике – М., ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2006.
2. Ардобьева М.В. Выполнение работ в технике квиллинг. – «Дети, техника, творчество» №5, 2010.
3. Быстрицкая А. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 2011.
4. Букина С., Букин М. «Волшебство бумажных завитков», - «Феникс» 2011.
5. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. Книга для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., ТЦ «Сфера», 2001.
6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн - поделки из бросового материала- М.: Издательство «Скрипторий», 2003.
7. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.- "Просвещение", Москва, 2002.
8. Дженкинс Д. «Трехмерный квиллинг», - «Контент», 2010.
9. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству», Санкт-Петербург 2004.
10. Журавлёва А.П. Что нам стоит флот построить. – М., Патриот, 2008.
11. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: уч. пособие 2-е изд. перераб. и доп.- Омск: изд-во Ом-ГПУ,2003.
12. Иващенко В.И. Труд и развитие личности.- М., Педагогика, 2005.
13. Исиченко Т.М. Летающие модели.- Школа и производство№2, 2009.
14. Исиченко Т.М. Каждому возрасту своё дизайнерское задание.- Дети, техника, творчество№2, 2007.
15. Куликова С.И. Открытки и дизайн.- Дети, техника, творчество №1, 2008.
16. Лежнева С.С. Сказки своими руками.- Минск, Полымя, 2004.
17. Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.
18. Максимов Ю.В. У истоков мастерства.- М., Просвещение, 2004.
19. Малышева А.Н. «Работа с тканью» - Ярославль, Издательство: Академия Развития, 2001.
20. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», - Ярославль: «Академия развития», 1997.
21. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги» - Ярославль: «Академия развития», 2000.
22.Намбина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль, Академия развития, 2000.
23. Новикова И.В. «Квилинг. Бумажные поделки в детском саду», «Академия детства», 2012.
24. Пантелеев Г. Детский дизайн - изд-во: Карапуз, 2006
25. Комплексная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010)
26. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников» Санкт-Петербург 2004.
27. Уолтер Х. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2006.
28.
ht http://doshkolnik.ru/podelki-iz-bumagi.html
30. doshvozrast.ru/igra/igradidakt0,5htm
Список литературы для родителей.
1. Цирулик Н.А. Проснякова Т.Н. Уроки творчества Изд. дом «Фёдоров» , 2000.
2. А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995г
3.Образование родителей и школа / воспитание и дополнительное образование детей /
М., 1999
4. Айзман Р.И. и другие. Подготовка ребёнка к школе М., 1991
5. Ивашенко В.И. Труд и развитие личности М., 2005
Список литературы для детей.
1. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", М., 1996г.
2. П.Бортон, В.Кэйв. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" М., 1996г.
3. Р.Гибсон, Д.Тайлер. Веселое рождество.- "Росмэн" М., 1996г.
4.Минервин Г. Б. О красоте машин и вещей.- "Просвещение" М., 1981г.
5. Афанасьев С. Каморин С. Триста творческих конкурсов / для детей, подростков, взрослых/ М., 2001
6. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги / Справочник / Ташкент 1988
7. Волшебная бумага для девочек. – М.,2011
8. Волшебная бумага для мальчиков. – М.,2011
9.Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.
10. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994.
11. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Путешествие в страну Геометрию"
В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная программа относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательн...
Конкурсная программа: «Путешествие в страну Спортландию»
Целью и задачами данного мероприятия является повышение эмоционально-положительного тонуса воспитанников, развитие и коррекция двигательной активности....
Конкурсная программа: «Путешествие в страну Спортландию»
Целью и задачами данного мероприятия является повышение эмоционально-положительного тонуса воспитанников, развитие и коррекция двигательной активности....
Конкурсная программа "Путешествие в страну "Будьте здоровы!""
Конкурсная программа разработана для детского оздоровительного лагеря.Можно провести на сцене в дождливую погоду....
Сценарий конкурсно- игровой программы «Путешествие в страну Здоровья»
Сценарий конкурсно- игровой программы «Путешествие в страну Здоровья»...
Игровая программа "Путешествие в страну Доброландию".
Игровая программа проходит по станциям. Проходя по станцим дети идут в страну Доброландию, где их ждет добрый царь.На каждой станции участник или группа участников должны сделать нравственный выбор, з...
Игровая программа "Путешествие в страну дружбы"
Классный час в рамках проведения единого дня профилактики "Дня толерантности"...