Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Путешествие в страну Геометрию"
рабочая программа по теме
В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная программа относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательных способностей учащихся, воспитания успешного поколения граждан страны, работающих на развитие собственных творческих возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_puteshestvie_v_stranu_geometriya.docx | 107.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Смирновская средняя школа»
.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ПУТЕШЕСТВИЕ
В СТРАНУ ГЕОМЕТРИЮ»
Программу разработала: Киселева Г.А.,
учитель математики.
Возраст участиков:10-11 лет
Срок реализации: 1 год
с. Смирново
2015 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли.
Решить задачу – это значит пережить приключение.
В. Произволов
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников представлен современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная программа относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательных способностей учащихся, воспитания успешного поколения граждан страны, работающих на развитие собственных творческих возможностей.
Основными документами, на основании которых составлена программа Путешествие в страну Геометрию», являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”».
4. Основная образовательная программа МОУ «Смирновская СШ».
обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основной профессиональной деятельностью. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и пространственного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Программа позволяет пятиклассникам ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики на данном этапе обучения, расширить представление о геометрии как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, ИКТ-компетенции, а также совершенствовать у детей навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.
Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Педагогическая целесообразность программы. Программа внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрию» предназначена для учащихся 5 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся (умение поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновенность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения) и коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию. В ходе решения системы геометрических задач у пятиклассников могут быть сформированы следующие способности:
– рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
– целеполагать (ставить и удерживать цели);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
– проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Цель кружка: развитие пространственного воображения и логического мышления с помощью ознакомления со свойствами геометрических фигур, знакомство с геометрией как с инструментом познания и преобразования окружающего мира, формирование информационной геометрической грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
- обучающих:
1. Познакомить с геометрической терминологией и символикой, сравнением и измерением геометрических величин.
2. Научить видеть геометрические формы в окружающих предметах исходя из опыта наблюдений.
3. Прививать навыки работы с различными чертежными инструментами.
4. Формировать потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
- развивающих:
1. Развивать творческие способности учащихся.
2. Развивать активный познавательный интерес.
3. Способствовать расширению кругозора учащихся.
- воспитательных:
1. Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и
нормативного поведения в социуме.
2. Формировать гражданскую позицию учащихся.
3. Способствовать воспитанию патриотических чувств через знакомство с научными работами ученых –математиков.
Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ данного направления.
Программа кружка «Путешествие в страну Геометрию» является программой раннего изучения предмета «Геометрия» в основной школе и предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. У пятиклассников появляется желание отказаться от образца, проявить самостоятельность, что способствует развитию у них сообразительности и любознательности. Программа обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей. В дальнейшем учитель может использовать опережающее обучение геометрии в 7 классе или перераспределить время для ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Содержание программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы общего образования, в которой предусмотрено духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 34 ч.
Сроки реализации программы: 1 год.
Количество учащихся – 10-12 человек
Особенности возрастной группы детей. Программа учитывает возрастные особенности пятиклассников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая усиливает умственную работу. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, физкультминутки, предусмотрено передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий и участия в игровых ситуациях, рекомендуется проведение парковых занятий (занятия на свежем воздухе).
Формы проведения занятий
По количеству учащихся: индивидуальные и групповые.
По видам деятельности:
Учебная деятельность | Воспитательная деятельность | Деятельность, демонстрирующая конечный результат |
Теоретическое занятие | Тренинги по психологии общения и осознанию ценности личности. | Участие в творческих конкурсах, фестивалях, конференциях |
Практическое занятие | Проекты | |
Деловые игры, тренинги. | Творческие работы | |
Сбор материала для исследований | Практические работы | |
Социологические исследования | ||
Проектная деятельность | ||
Экскурсии |
Примерная структура занятия:
- Организационный момент - 2 мин.
- Разминка – 5 мин.
- Основная часть (теоретическая или практическая) - 13-15 мин.
- Физкультминутка - 5 мин, или динамическая пауза – 7 мин.
- Работа по группам - 12-14 мин.
- Релаксация – 4 мин.
- Подведение итогов – 2 мин.
Ожидаемые результаты обучения и критерии их оценки
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
• готовность и способность учащихся к саморазвитию;
• мотивация деятельности;
• самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
•навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
•этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
• развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
• формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;
• развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
• овладение геометрическим языком, развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира;
• развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
• усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять систематические знания о них для решения простейших геометрических и практических задач;
• формирование умения изображать геометрические фигуры на бумаге.
Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примерами таких технологий являются игровые технологии.
Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика с учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.
Осуществляется приобретение школьниками:
• знаний о геометрии как части общечеловеческой культуры, как форме описания и методе познания действительности, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
• знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
• знаний о правилах конструктивной групповой работы;
• навыков культуры речи.
Результат выражается в понимании сути наблюдений, исследований, умении поэтапно решать простые геометрические задачи и достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта («педагог – ученик»).
Для достижения третьего уровня организуется творческая мастерская по изготовлению многогранников. Красочные тематические, сюжетные кубики найдут применение на уроках начальной школы или занятиях дошкольников. На школьном сайте размещаются информационные сообщения, результаты выполненных проектов, творческих работ кружковцев, занимательные задания, викторины для учащихся и т. д. (осуществление популяризации кружка). Дети приобретают первоначальные профессиональные навыки журналистики и пиар-менеджмента.
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
• В сфере личностных универсальных учебных действий у детей будут сформированы умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
• В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
• В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
• В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся планировать и координировать совместную деятельность (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Система оценки освоения программы
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:
– письменные и устные проверочные и лабораторные работы;
– проекты, практические и творческие работы;
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
– результаты достижений учеников с оформлением на стенде, в виде устного сообщения или индивидуального листа оценки;
– использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
– использование новых форм контроля результатов: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками и действий и качеств по заданным параметрам).
Программа кружка по геометрии поможет школьникам более успешно справляться с заданиями математической олимпиады, международной игры «Кенгуру», предметных олимпиад «Олимпус».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы « Путешествие в страну Геометрия»
Программа предусматривает проведение итогового занятия в форме защиты индивидуального творческого проекта.
Примерный список проектов учащихся:
• «Истории геометрических инструментов»;
• «Народное творчество и геометрические фигуры»;
• «История возникновения геометрии»;
• «Геометрические сказки»;
• «Биографии великих геометров»;
• «Геометрия в стихах и прозе»;
• «Геометрия в архитектуре и искусстве».
2. Учебно-тематический план
Тема учебного занятия | Всего | Содержание | |
Теоретическая часть | Практическая часть | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | |
Геометрические фигуры на плоскости. | 13 | ||
Точка, линия, прямая | 1 | 1 | |
Виды углов | 1 | 1 | |
Окружность. Круг | 1 | 1 | |
Лабораторная работа №1 | 1 | 1 | |
Рисуем на асфальте | 1 | 1 | |
Измерение углов | 1 | 1 | |
Лабораторная работа № 2 | 1 | 1 | |
Биссектриса угла | 1 | 1 | |
Смежные углы | 1 | 1 | |
Вертикальные углы | 1 | 1 | |
Лабораторная работа №3 | 1 | 1 | |
Треугольники | 2 | 2 | |
Симметрия. | 4 | ||
Осевая симметрия | 1 | 1 | |
Центральная симметрия | 1 | 1 | |
Симметрия вокруг нас | 2 | 2 | |
Орнамент и бордюр. | 3 | 1 | 2 |
Решение занимательных | 3 | 1 | 2 |
Геометрия вокруг нас | 10 | 2 | 8 |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
3. Содержание программы.
Вводное занятие (1 ч).
Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.
Геометрические фигуры на плоскости (13ч).
История возникновения и развития геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость. Виды углов, умения обозначения, различения. Классификация углов. Биссектриса угла. Величина угла. Вертикальные и смежные углы. Построение окружности. Работа с понятиями «центр», «радиус», «диаметр», «хорда». Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам.
Симметрия (4ч).
Осевая и центральная симметрия. Определение фигур, обладающих осью симметрии. Построение симметричных фигур. Использование симметрии в жизни человека. Симметрия в природе (парковые занятия).
Орнамент. Бордюр (3ч).
Понятия «орнамент», «бордюр». Выполнение орнаментов, бордюров. Расширение знаний учащихся о практическом применении геометрии. Орнамент в народном художественном ремесле. Орнаменты и узоры.
Занимательная геометрия (3ч).
Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на разрезание. Простейшие многогранники (прямоугольный параллелепипед, куб), изготовление моделей простейших многогранников.
Геометрия вокруг нас (10ч).
Участие во внеклассных мероприятиях предметной недели. Выпуск газеты. Проектно-исследовательская деятельность. Защита творческих заданий, проектов.
- Методическое обеспечение программы
Система занятий кружка построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая запас знаний, приобрел навыки самостоятельной исследовательской работы. С этой целью предусматриваются следующие формы работы:
- Теоретическое занятие
- Практическое занятие
- Участие в творческих конкурсах
- Тренинги по психологии общения и осознанию ценности собственной личности.
- Деловые и ролевые игры.
- Сбор материала для исследований.
- Проекты.
- Экскурсии.
- Социологические исследования.
- Свободная творческая дискуссия и др.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Во время занятий используются следующие методы:
По источнику познания:
- словесный;
- практический;
- наглядный.
По степени продуктивности:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
На основе структуры личности:
- методы формирования сознания, понятий, взглядов, идеалов, убеждений (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа и т.д.);
- методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение и т.д.);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.).
Приемы организации работы:
- Решение проблемных задач
- Тренинги
- Исследования
- Показ приемов работы с инструментами
- Практические упражнения
- Лабораторные работы
- Презентация
- Опрос
- Анализ, обобщение и систематизация материалов при работе над проектами и др.
5. Дидактический материал
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Тема: Отрезок. Луч. Окружность.
Цель: научиться чертить отрезки, лучи и окружности.
Оборудование: карандаш, линейка, циркуль, цветные карандаши.
Ход работы
1. Делайте так:
1. Отметьте какие-нибудь точки А и О.
2. Соедините их линейкой.
3. Соедините еще двумя другими линиями.
4. Выберите из всех изображенных линий, соединяющих точки А и О, самую короткую и проведите ее красным карандашом.
5. Изображен ли у вас самый кратчайший путь из точки А в точку О? Если нет, то изобразите его.
Вывод: кратчайшее расстояние между двумя точками – это... (Отрезок АО.)
6. Измерьте длину отрезка АО.
7. Изобразите еще два отрезка, каждый из которых равен отрезку АО.
8. Начертите два отрезка, каждый из которых равен отрезку АО, так, чтобы точка А была бы общим концом.
9. Соедините отрезком их другие концы и найдите его длину.
10. Сравните его длину с длиной отрезка АО.
11. Придумайте, как построить два равных отрезка с общим концом в одной точке, чтобы отрезок, соединяющий их другие концы, был равен им.
2. Выполните самостоятельно:
1. Отметьте точки D и Е и проведите луч ЕD. Начертите прямую MN:
а) пересекающую луч ED и прямую KР;
б) пересекающую прямую KР, но не пресекающую луч ED.
2. Начертите окружность с центром в точке О и радиусом 4 см. Отметьте на ней точки А и D. Отметьте точки T и S, которые не лежат на окружности.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Тема: Угол.
Цель: научиться строить углы по заданной угловой мере и измерять углы с помощью транспортира.
Оборудование: карандаш, линейка, транспортир, треугольник.
Ход работы
1. Делайте так:
1. Начертите на отдельном листе бумаги острый угол.
2. Убедитесь, что угол действительно острый (это можно сделать при помощи транспортира или чертежного треугольника).
3. Придумайте способ построения угла, равного данному, и выполните построение в тетради. (Либо положите рисунок на лист бумаги и обведите чертеж, либо выполните путем перегибания бумаги и др.)
4. Выполните построение, используя транспортир.
5. Продлите одну из сторон изображенного угла за его вершину и измерьте транспортиром градусную меру образовавшегося на рисунке тупого угла.
6. Подумайте, как, используя лишь линейку и карандаш, изобразить тупой угол, имеющий такую же градусную меру.
7. Начертите прямую. Отметьте на ней точку и постройте тупой угол с вершиной в этой точке, причем одна сторона должна лежать на этой прямой.
8. Нет ли на чертеже острого угла?
9. Убедитесь, что указанный вами угол действительно острый.
2. Выполните самостоятельно:
1. Постройте:
• угол ВАС, равный 32°;
• угол МРK, равный 145°;
• угол СОD, равный 90°.
2. Начертите два угла: острый и тупой. Обозначьте и измерьте их. Запишите результаты измерений.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Тема: Сравнение углов.
Цель: научиться обозначать, строить и сравнивать углы.
Оборудование: угольник, линейка, карандаш.
Ход работы
1. Используя чертежный треугольник, постройте:
• два прямых угла;
• два острых;
• два тупых.
2. Начертите в тетради три угла и сравните их.
3. Начертите луч ОА и постройте три угла со стороной ОА:
• прямой угол АОВ;
• острый угол АОС;
• тупой угол АОD.
4. Начертите прямую а и отметьте на ней точку Р. По одну сторону от прямой а постройте три угла – прямой, острый и тупой с вершиной в точке Р, одна сторона которого принадлежит прямой а.
5. Начертите прямую с, отметьте на ней точки А и В. Постройте три угла со стороной АВ:
• прямой АВС;
• острый АВМ;
• тупой АВK.
6. Отметьте точку А и начертите прямой угол с вершиной в точке А. Постройте острый угол, тупой в вершине точки А. Обозначьте стороны угла. Выпишите названия острого угла, тупого угла.
7. Отметьте в тетради точку K и начертите острый угол, с вершиной в этой точке. Постройте тупой угол, одна сторона которого проходит между сторонами прямого угла. Запишите названия тупых углов, получившихся на чертеже.
Упражнения на развитие пространственного мышления
1. Укажи пары фигур, из которых можно составить квадрат.
1 2 3
4 5 6
2. Укажи пары фигур, из которых можно составить круг.
1 2 3
4 5 6
3. Сколько треугольников изображено на рисунках?
4. Сколько квадратов на рисунке?
Решая занимательные задачи, головоломки, логические задания, школьники готовятся к участию к олимпиаде, математическому марафону. Дети с удовольствием занимаются коллективным выпуском математической газеты «Путешествие в страну Геометрию».
Диагностика и методика
Игровые методики – одна из форм решения воспитательных задач.
Задача педагога во время проведения игр – внимательно наблюдать за членами группы (за их поведением, действиями, эмоциональным состоянием, степенью активности, межличностными отношениями и т. д.).
Игры для знакомства членов группы удобно проводить на первом занятии при первом знакомстве кружковцев.
Математика знакомства
Сидящие по кругу называют цифры от одного до пяти. Каждый пятый, вместо того чтобы сказать «пять», называет свое имя и встает (он больше не участвует в игре). И так далее, пока каждый не представится.
Снежный ком
Это самая распространенная методика знакомства. Все участники по часовой стрелке называют свои имена, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что число имен растет, как снежный ком.
Методика имеет несколько вариаций:
• Можно называть не только имя, но и качество характера, которое начинается на ту же букву, что и имя (например, Ольга – обаятельная, Светлана – своенравная, Николай – надежный и т. д.).
• Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас и т. п.).
Карета
(игра на взаимодействие группы, выявление лидера, сплочение)
Группе необходимо построить «карету» из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания педагогу необходимо наблюдать за поведением детей: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» при строительстве «кареты» себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:
• «крыша» – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
• «двери» – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
• «сиденья» – это люди не очень активные, спокойные;
• «седоки» – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
• «лошади» – это трудяги, готовые везти на себе любую работу;
• «кучер» – это обычно лидер, умеющий вести за собой**.
Лист «Настроение»
Данную методику желательно применять после каждого занятия кружка (этап рефлексии). Заранее готовятся листочки, на которых изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученик выбирает ту рожицу, которая соответствует его настроению в начале занятия и в конце, подчеркивает ее.
Страна Геометрия
Данную методику можно использовать в начале, а потом в конце завершения обучения в кружке. Учащимся предлагается немного пофантазировать и отправиться в путешествие в страну Геометрию. Ребята должны рассказать о том, что они увидели во время путешествия, ответив на следующие вопросы:
– Как выглядит страна Геометрия?
– Какие фигуры есть в данной стране?
– Кто самый главный?
– Какие инструменты ты захватишь, отправляясь в страну Геометрию? И т. д.
Фантазируя и составляя рассказ о путешествии, ученик передает свои ощущения и свое восприятие процесса, который он переживает сам. Если он описывает события негативно, то тем самым сигнализирует педагогу о своих проблемах и неудачах в реальной школьной жизни.
Наблюдения во время проведения занятий заносятся в таблицу:
Лист наблюдений
Ф. И. О. учащегося | Результат ответов | Число вопросов ученика | Стиль поведения в обсуждении (вежливость, грубость, внимание/невнимание к чужому мнению) | Действия в конфликтной ситуации, столкновения мнений и интересов (реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т. п.) |
Иванов Ваня | Большинство | Задает много вопросов | Внимателен, вежлив | Идет на компромисс |
Оценка отдельных личностных результатов проводится на основе анкет и методик (см. далее представленные анкеты).
Анкета 1
Диагностика уровня развития коммуникативных склонностей
На каждый вопрос есть два варианта ответа: «Да» или «Нет». Поставить «+» (если ответ на вопрос «Да») и «–» (если ответ «Нет») рядом с номером вопроса.
№ п/п | Вопрос | Результат |
1 | Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься? | |
2 | Если тебя кто-то обидел, долго ли ты обижаешься? | |
3 | Нравится ли тебе знакомиться с новыми людьми? | |
4 | Правда ли, что тебе больше понравилось бы остаться дома | |
5 | Легко ли ты общаешься с людьми, которые намного старше тебя | |
6 | Трудно ли тебе общаться с малознакомыми ребятами? | |
7 | Легко ли ты можешь познакомиться с незнакомыми ребятами? | |
8 | Трудно ли тебе осваиваться в новом коллективе (например, | |
9 | Если ты захочешь познакомиться с кем-то, подойдешь ли ты знакомиться первым? | |
10 | Часто ли тебе хочется побыть одному? | |
11 | Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей? | |
12 | Стесняешься ли ты, когда тебе приходится первым знакомиться? | |
13 | Любишь ли участвовать в коллективных играх? | |
14 | Чувствуешь ли ты себя неуверенно среди малознакомых людей? |
Обработка результатов: по окончании заполнения анкеты подсчитывается количество совпадений с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл. Затем все баллы суммируются.
Ключ
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ | + | – | + | – | + | – | + | – | + | – | + | – | + | – |
Вывод:
• 11–14 совпадений: 15 баллов – высокий уровень развития коммуникативных склонностей;
• 7–10 совпадений: 10 баллов – средний уровень развития коммуникативных склонностей;
• 0–5 совпадений: 5 баллов – низкий уровень развития коммуникативных склонностей.
Анкета 2
Диагностика уровня воспитанности
Выбрать один из вариантов ответа (а, б или в) на каждое утверждение и подчеркнуть букву выбранного ответа.
№ п/п | Утверждение | Ответ |
1 | Я веду себя уважительно по отношению к окружающим | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
2 | Я соблюдаю правила поведения в школе | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
3 | Я всегда соблюдаю чистоту на улицах города | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
4 | Я бережно отношусь к природе, соблюдаю правила поведения в лесу | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
5 | Я всегда аккуратен и опрятен | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
6 | Я бережно отношусь к вещам | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
7 | Я поддерживаю чистоту в классе и в школе | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
8 | Я всегда добр в отношениях с людьми | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
9 | Я всегда говорю «волшебные» слова: «здравствуйте», | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
10 | Я всегда уступаю место в транспорте пожилым людям | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
11 | Я люблю посещать выставки, музеи | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
Обработка результатов: за каждый выбранный ответ под буквой а учащийся получает 3 балла; за ответ под буквой б – 1 балл; за ответ под буквой в – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимальное количество баллов – 33.
Вывод:
• 25–33 положительных ответа: 15 баллов – высокий уровень воспитанности, культуры;
• 17–24 положительных ответа: 10 баллов – средний уровень воспитанности, культуры;
• 0–16 положительных ответов: 5 баллов – низкий уровень воспитанности, культуры.
Анкета 3
Диагностика уровня самостоятельности
Выбрать один из вариантов ответа (а, б или в) на каждое утверждение и подчеркнуть букву выбранного ответа.
№ п/п | Утверждение | Ответ |
1 | Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
2 | Я стараюсь самостоятельно выполнять задания | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
3 | Я слежу за опрятностью своей одежды | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
4 | Я самостоятельно собираюсь в школу (приготавливаю | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
5 | Я люблю самостоятельно ухаживать за животными, | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
6 | Я помогаю родителям по дому | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
7 | Я стараюсь самостоятельно преодолевать трудности | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
8 | Я заранее планирую свои дела | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
9 | Я получаю удовольствие, когда помогаю родителям | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
10 | Родители мне доверяют несложные поручения (сходить | а) Да; б) и да, и нет; в) нет |
Обработка результатов: за каждый выбранный ответ под буквой а учащийся получает 3 балла; за ответ под буквой б – 1 балл; за ответ под буквой в – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимальное количество баллов – 30.
Вывод:
• 23–30 положительных ответов: 15 баллов – высокий уровень самостоятельности;
• 15–22 положительных ответа: 10 баллов – средний уровень самостоятельности;
• 0–14 положительных ответов: 5 баллов – низкий уровень самостоятельности.
Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце учебного года) с целью отслеживания динамики развития.
Средства, необходимые для реализации программы:
- Справочники и энциклопедии.
- Наглядный материал: таблицы по геометрии для 7 класса, плакаты, схемы, подборка ЦОР, презентации и видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации, модели геометрических фигур.
- Тетрадь, ручка, карандаш, ластик.
- Чертежные инструменты.
- Просторное, светлое помещение с естественным и искусственным освещением.
- Стол и стул для педагога, стулья и столы по количеству учащихся.
- Доска.
- Мел.
Оборудование и программное обеспечение
Оборудование: Компьютер, сканер, принтер, проектор, веб-камера, фотокамера, интерактивная доска.
Программное обеспечение: Scribus, Gimp, Inscape, Open Office, Publisher, Photoshop и др. Подключение к сети Интернет.
Формы представления результатов: участие в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах; защита индивидуального творческого проекта.
6.Литература
В процессе обучения в кружке используются следующие учебные и энциклопедические пособия:
Литература для педагога
1. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский [и др.] ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
3. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
4. Кузнецова, Л. В. Обучение математике в 5 классе с недостаточной математической подготовкой : пособие для учителя / Л. В. Кузнецова [и др.]. – М. : Галс, 1993.
5. Панчищина, В. А. О концепции и содержании экспериментальной программы «Геометрия для младших школьников» : вводный курс геометрии / В. А. Панчищина. – Томск : Томский государственный университет, 1998.
6. Панчищина, В. А. Обогащающая модель обучения в проекте МПИ. Организация работы на уроках геометрии : метод. указания : кн. для учителя / В. А. Панчищина. – Томск : Томский государственный университет, 2001.
7. Пикан, В. В. Из опыта обучения геометрии в 6 классе : к учебному пособию «Геометрия. 6–10» А. В. Погорелова / В. В. Пикан [и др.]. – М. : Просвещение, 1983.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
11. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Литература для учащихся
1. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.-сост. Н. Е. Кордина. – Волгоград : Учитель, 2014.
2. Волина, В. В. Праздник числа. Занимательная математика для детей : кн. для учителей и родителей / В. В. Волина. – М. : Знание, 1992.
3. Волкова, С. И. Математика и конструирование. 5 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина. – М. : Просвещение, 2010.
4. Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер ; сокр. пер. с англ. В. С. Бермана ; под ред. Г. Е. Шилова. – М. : Наука, 1978.
5. Гельфман, Э. Г. Геометрия для младших школьников : учеб. пособие / Э. Г. Гельфман [и др.]. – Томск : Томский государственный университет, 2001.
6. Едуш, О. Ю. Геометрия. 7 класс. Подсказки на каждый день / О. Ю. Едуш. – М. : Владос, 2001.
7. Колягин, Ю. М. Наглядная геометрия в начальных классах / Ю. М. Колягин, О. В. Тарасова // Начальная школа. – 1996. – № 9. – С. 70–73.
8. Лебединцева, Е. А. Математика. 5 класс. Тетради № 1, 2 : задания для обучения и развития учащихся (дополнение к учебнику Н. Я. Виленкина «Математика. 5 класс») / Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова. – М. : Интеллект-Центр, 2007.
9. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев [и др.] ; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2010.
10. Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев [и др.] ; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2010.
11. Рабинович, Е. М. Геометрия. 7–9 классы. Задачи и упражнения на готовых чертежах : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е. М. Рабинович. – М. : Илекса, 2010.
12. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку : учеб. пособие для 5–6 классов общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М. : Просвещение, 2006.
13. Шарыгин, И. Ф. Наглядная геометрия. 5–6 классы : пособие для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. – М. : Дрофа, 2010.
Интернет-ресурсы.
1. Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Режим доступа : http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : www.school-collection.edu.ru
3. Математика : учеб.-метод. газ. – М. : ИД «Первое сентября», 1999, 2003, 2004. – Режим доступа : http://mat.1september.ru
4. Методики игровой педагогики. – Режим доступа : http://summercamp.ru
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
6. Физкультпаузы на уроках и дома. – Режим доступа : http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата план. | Дата факт. | Количество часов | Примечания | |
Теория | Практика | |||||
1/1 | Вводное занятие «Путешествие в страну Геометрию» | 1 | ||||
Геометрические фигуры на плоскости (13ч) | ||||||
2/1 | Точка, линия, прямая. | 1 | ||||
3/2 | Виды углов. | 1 | ||||
4/3 | Окружность. Круг. | 1 | ||||
5/4 | Лабораторная работа №1 Тема: «Отрезок. Луч. Окружность». | 1 | ||||
6/5 | Рисуем на асфальте. | 1 | ||||
7/6 | Измерение углов. | 1 | ||||
8/7 | Лабораторная работа № 2 Тема: «Угол». | 1 | ||||
9/8 | Биссектриса угла. | 1 | ||||
10/9 | Смежные углы. | 1 | ||||
11/10 | Вертикальные углы. | 1 | ||||
12/11 | Лабораторная работа №3 Тема: «Сравнение углов». | 1 | ||||
13/12 | Треугольники. | 1 | ||||
14/13 | Виды треугольников. | 1 | ||||
Симметрия (4ч) | ||||||
15/1 | Осевая симметрия. | 1 | ||||
16/2 | Центральная симметрия. | 1 | ||||
17/3 | Симметрия вокруг нас. | 1 | ||||
18/4 | Мир симметрии и асимметрии. | 1 | ||||
Орнамент и бордюр (3ч). | ||||||
19/1 | Орнамент. | 1 | ||||
20/2 | Бордюр. | 1 | ||||
21/3 | Создание собственной композиции. | 1 | ||||
Решение занимательных | ||||||
22/1 | Занимательные | 1 | ||||
23/2 | Решение занимательных | 1 | ||||
24/3 | Решение исторических | 1 | ||||
Геометрия вокруг нас (10ч) | ||||||
25/1 | Геометрия вокруг нас. | 1 | ||||
26/2 | Мир геометрических фигур. | 1 | ||||
27/3 | Геометрические сказки. | 1 | ||||
28/4 | Выбор темы проекта. | 1 | ||||
29/5 | Обоснование темы проекта. | 1 | ||||
30/6 | Подбор материала для исследования. | 1 | ||||
31/7 | Работа над проектом. | 1 | ||||
32/8 | Анализ полученных результатов. | 1 | ||||
33/9 | Подготовка к защите проекта. | 1 | ||||
34/10 | Защита творческих проектов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли....
Программа внеурочной деятельности по математике для 5-6 кл. "Путешествие в Страну Геометрию"
Программа кружка "Путешествие в Страну Геометрию" относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Программа позволяет ознакомиться со многими важне...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Путешествие в страну Геометрию" для обучающихся 5, 6 классов...
Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"
Программа внеурочной деятельности базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций и видов деят...
Рабочая программа по Внеурочной деятельности "Путешествие в страну геометрию "
Внеурочная деятельность. Элективный курс по геометрии...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в страну добра» - школа юного волонтёра при НРМОБУ «Сингапайская СОШ».
Программа «Путешествие в страну добра» (школа юного волонтёра) рассчитана на реализацию в НРМОБУ «Сингапайская СОШ» в период летних каникул в рамках работы пришкольного лагеря....