Конкурсное задание "Методический семинар"
материал на тему

Киселева Наталья Александровна

Задание на конкурс "Учитель года - 2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx51.13 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Н. А. Киселева,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Ялгинская СОШ»

г. Саранск, Республика Мордовия

Обучение русскому языку в школе с использованием        

индивидуальных образовательных траекторий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная школа со всеми ее достоинствами и недостатками - место уникальное. Уникальное потому, что именно здесь растет будущее страны. И это «будущее»  должно быть всесторонне развито. Всестороннее развитие  – это в первую очередь качественное образование. Как вооружить ребенка качественными знаниями по русскому языку, как подготовить его к жизни?

Современная образовательная ситуация ставит учителя перед необходимостью дифференцированного подхода к учащимся, важность которого ранее ощущалась, но не так остро и отчетливо. Элементы дифференциации в той или иной мере всегда присутствовали в отечественной методике обучения русскому языку,  когда «слабым» ученикам давали задания одного типа и характера, а более «сильным», «отличникам» – несколько иные.

Однако в последние годы образовательная ситуация резко изменилась. И это было связано, прежде всего, с интеграционными процессами в школьном обучении, предполагающими интеграцию в один, общий образовательный процесс и детей обычных, и детей со слабой задержкой психического развития. В результате дети с различными индивидуальными и психологическими возможностями оказывались в одном учебном коллективе.

Такая ситуация коренным образом отлична от той, что была раньше.

Некоторые дети, обучающиеся в одном коллективе, не просто ленятся, не хотят учиться наравне с другими, а просто не могут, не способны по ряду не зависящих от них причин делать это. Обучение таких детей (как, собственно, и обычных детей с разными образовательными возможностями) традиционным образом ведет не к интеграции их в общий образовательный процесс, а к социальной изоляции. Один из путей обеспечения доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями и возможностями – реализация вариативных моделей социальной и педагогической интеграции, индивидуальных образовательных моделей и программ.

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».        

Именно такой подход и предполагает разработанная мной и успешно апробированная технология индивидуальных образовательных траекторий (применительно к урокам русского языка), которая возникла в рамках индивидуально-дифференцированного обучения, но постепенно преодолевшая его рамки, поскольку не сводится к обычной дифференциации знаний и упражнений в зависимости от уровня успеваемости учащихся, но предполагает разработку и постоянное, последовательное применение индивидуальных программ обучения в одном учебном коллективе.

Цель исследования – описать технологию индивидуальных образовательных траекторий на уроках русского языка в условиях современной школы.

Индивидуальная образовательная  траектория обучения (ИОТ) - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося  в образовательном процессе. То есть - это  та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в  процессе изучения русского  языка  с учетом своих способностей, уровня знаний.

С чего же учителю-предметнику начать свою работу, чтобы правильно построить индивидуальные образовательные  траектории для нуждающихся в этом детей?

Начало работы – диагностический этап в течение I четверти, т.е. условное деление детей учителем на группы. Критериями деления учащихся на группы являются объём имеющихся знаний по предмету, диагностические контрольные работы, уровень познавательной активности, способность к абстрактному мышлению, умение анализировать и обобщать, утомляемость от интеллектуальной деятельности, уровень самостоятельности, уровень работоспособности (желание и умение учиться).

Таких групп в «моих» классах (я преподаю в VI-VII классах) несколько:

  1. сильные ученики, отличники, обладающие креативным мышлением и интересом к нестандартным, проблемным учебным задачам, продуктивной деятельности в целом;
  2. сильные ученики, в большей мере ориентированные на решение типовых задач, репродуктивную деятельность;
  3. «хорошисты», общий уровень подготовки и учебных способностей – средне-высокий;
  4. учащиеся со средне-низкой успеваемостью;
  5. учащиеся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями;
  6. учащиеся с особыми образовательными потребностями.

Деление учащихся на эти группы условно и динамично. Границы групп проницаемы и подвижны, число учащихся в них не регламентировано. «Переход» учащихся из одной группы в другую осуществляется, если меняется уровень успеваемости ученика по предмету, или он начинает показывать желание решать сложные учебные задачи, брать индивидуальные задания и т. д.

После этапа диагностики перехожу к этапам построения и реализации ИОТ в рамках учебного процесса. Для каждой группы к каждому уроку разрабатывается ИОТ, включающая как систему дифференцированных заданий практической направленности, так и сведений теоретического характера при обязательных общих компонентах, являющихся базовыми и отраженных в учебниках. В качестве основного учебного средства дифференциации выступают индивидуальные учебные карточки, специфические для каждой группы учащихся.

Например, при повторе сведений о глаголе как части речи учащимся я предлагаю следующие задания:

1) для группы сильных учеников с креативным мышлением:

– Что в старину обозначало слово глаголить? Как это слово соотносится с названием одной из частей речи? Предположите, почему именно так она называется, учитывая значение слова глаголить?

2) для группы сильных учеников с ориентацией на решение типовых задач и репродуктивную деятельность в целом:

        – Сопоставьте слова, обозначающие действия: бег – бежать, лет – лететь, ход – ходить и т. д. Какие из них являются глаголами? Какие из них не являются глаголами и почему? Аргументируйте свою точку зрения.

3) для группы учащихся с хорошей успеваемостью:

– Составьте алгоритм определения принадлежности слова к такой части речи, как глагол.

4) для группы учащихся со средне-низкой успеваемостью:

– Перечислите основные признаки глагола как части речи (смысловые, грамматические).

5) для группы учащихся с низкой успеваемостью, но обычными образовательными возможностями:

– Расскажите, что вы знаете о глаголе как части речи. Чем она отличается от других знаменательных (самостоятельных) частей речи?

6) для группы учащихся с особыми образовательными потребностями:

– Объясните, почему слово бежать является глаголом?

Чтобы получить положительный результат, необходимо создать условия, при которых прослеживается даже самая малая динамика в обучении. Важно, чтобы обучающийся сам осознал свои успехи, проанализировал, сделал выводы, запланировал, что еще он должен выучить. Используется такая схема самоанализа: знаю что - знаю как - знаю зачем - знаю я.

Таким образом, ТИОТ предполагает создание многоуровневой образовательной системы с учетом условий современного школьного обучения, объединения в одной учебной группе ребят с различными образовательными возможностями и потребностями.

Все это, безусловно, требует дополнительного времени, равно как и сама организация и подготовка каждого занятия, предусматривающего составление рабочих программ и опорных конспектов для сразу нескольких образовательных траекторий, т. е. очень трудоемко для учителя, однако результаты, общая высокая продуктивность каждого урока для всех учащихся без исключений в полной мере оправдывают такой подход. Он обеспечивает весьма активную, интенсивную работу всех учащихся (не исключая детей с особыми образовательными возможностями) на протяжении каждого урока, поскольку содержание работы в каждой группе учащихся сообразно их возможностям, создает благоприятную атмосферу, обеспечивает необходимый психологический комфорт, так как от учащихся не требуется делать то, чего они не могут сделать. Все это ведет к повышению продуктивности обучения русскому языку в условиях современной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"

"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Информационно-педагогический модуль «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку» ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Обоснование актуальност...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы...