Уроки музыки как метод развития личности
статья по теме

Шишкина Марина Борисовна

Статья «Уроки музыки как метод развития личности» опубликована в научно-практическом журнале «Современное образование»  - №1 (15) 2016, ЧОУ ДПО «Центр современного образования», Краснодар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_muzyki_kak_metod_razvitiya_lichnosti.docx19.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОКИ МУЗЫКИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Шишкина Марина Борисовна,

учитель музыки, МБОУ СОШ № 39, Славянский район

Урок музыки в нашем муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 39 Славянского района хутора Галицына является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. В основном музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.

На своих уроках я стараюсь охватить как можно больше культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, всё это усиливает понимание детьми содержания музыкального произведения.

Во время уроков дети неоднозначно воспринимают множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках и это хорошо, потому что дети все разные. Мои уроки способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Уроки музыки и музыкотерапия являются интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Я считаю, что многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой. Я, как учитель музыки, иду в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арт- терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, становится эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще заметны у учащихся. Поэтому на своих уроках музыки я не только обучаю, воспитываю, но и излечиваю душу ребёнка. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердоустановленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
  • повышает и понижает мышечный тонус;
  • стимулирует появление эмоций;
  • -улучшает вербальные и арифметические способности;
  • стимулирует процессы восприятия и памяти;
  • активизирует творческое мышление.

На своих уроках музыки я ставлю такие цели, как:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • -развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Ставлю задачи:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров - простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также творческих способностей детей.

Я уверена, что моя профессия учителя музыки очень важна, потому что излечивает душу ребёнка, а как говориться «В здоровом теле - здоровый дух». После уроков они кто весел, кто бодр, а кто успокаивается и идёт на следующий урок.

Детям порой очень сложно включиться на уроке в работу после контрольной или самостоятельной работы, но я это предвижу и успокаиваю их, говоря: «Вдыхаем хорошее настроение, а плохое выдыхаем» или « Я вас очень хорошо понимаю, поэтому предлагаю послушать на вашем телефоне любимую мелодию». После таких приёмов ребёнок забывает об усталости и урок продолжается. Для того, чтобы заинтересовать детей, повысить их внимание, я в начале урока говорю: «У нас сегодня на уроке будет такое...». И младший школьник уверен, что сейчас произойдёт чудо, поэтому я должна оправдать его ожидания.

Когда дети слушают музыку, допускаю свободную посадку за партой, использую приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки.

После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление.

Я уверена, что общаясь друг с другом, с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности, ребёнок находит для себя что- то очень важное и недостающее.

Я не сомневаюсь, что каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Учитель музыки не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря общению с коллективом малышей и подростков процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения. Я очень стараюсь осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, пробудить в нем неповторимую личность.

Положительный результат моей работы будет виден тогда, когда через несколько лет дети придут в школу и скажут: «Как нам хочется к Вам на урок!». Это очень дорогого стоит. Пусть наша работа хлопотная, отнимает много время, но это так интересно!!! Когда маленький человек превращается в личность, то ты и сам становишься личностью, которая знает, умеет и делает свою работу с душой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"

В  последние годы в  практике  воспитания успешно ис­пользуется  сказкотерапия  методы и приемы психо­терапевтического воздействия на вос­питанников.  В докла...

«Сказкотерапия, как один из методов развития личности дошкольника, ее коммуникативных навыков и познавательных способностей»

Дошкольный возраст – синзетивный, т.е.  наиболее чувствительный для развития этических представлений воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликать...

Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор развития индивидуальности личности/

На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих...

Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор развития индивидуальности личности/

На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих...

Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор развития индивидуальности личности/

На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих...

Проектная деятельность-эффективный метод развития личности учащегося

Чтобы у учащегося  развивалось творческое мышление, необходимо,чтобы он сам прошел путь познания.Одним из эффективных способов формирования познавательной деятельности является проектный метод об...

ЕduScrum – обучение как метод развития личности и улучшения учебных результатов.

В статье кратко описаны особенности  ЕduScrum – обучения....