«Сказкотерапия, как один из методов развития личности дошкольника, ее коммуникативных навыков и познавательных способностей»
методическая разработка по теме

Жуковец Анастасия Владимировна

 

Дошкольный возраст – синзетивный, т.е.  наиболее чувствительный для развития этических представлений воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. 

 

Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, героями и превращениями. Учеными доказано, что чтение сказок является необходимым условием для полноценного развития личности ребенка. (Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами, сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями).

Сказкотерапия – интерактивная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связанны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулированием ребенком собственных эмоциональных состояний.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. 

 

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо это «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой. Основными функциями сказкотерапии для дошкольников можно считать: передача ребенку важных знаний о порядке вещей, законах окружающего мира в игровой ненавязчивой форме; необходимость посмотреть на ситуацию «со стороны» (в данном варианте проблема малыша  облекается в сказку героем которой он становится и которую он слушает, видя себя в сказочном сюжете «со стороны»;выявление скрытого потенциала ребенка); моделирование проблемной ситуации (в ходе сказкотерапии одна и та же история, содержащая некую проблему, пересказывается по-разному в поисках альтернативных методов решения). сказкотерапия для дошкольников может стать отличным «буфером» при работе психолога и логопеда с ребенком. Именно сказкотерапия для дошкольников позволяет сгладить первоначальное недоверие и сопротивление ребенка психологу или родителю при попытках решить какую-либо психологическую проблему.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Там, где сплелись ветвями ивы зеленые,

где глухо шумит день и ночь большое зеленое озеро,

там, куда золотые звезды заглядывают по ночам

робко и пугливо. там живет Сказка-королева.

                                                                                                                             Л.А. Черкасская

Актуальность проблемы: Дошкольный возраст – синзетивный, т.е.  наиболее чувствительный для развития этических представлений воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль.

По данным МНО РФ, дошкольные учреждения посещают 5,1 млн. детей, из 30-40% имеют нервно-психические расстройства, а 60% входят в группу риска.

Наверное, многие замечали, что нам порой не хватает времени. Мы торопимся, спешим куда-то. За делами насущными понимаем, что многое не додаем детям: надо бы пообщаться с ребенком, но когда?  Часто нас выручает телевизор. Мультики завоевывают внимание ребенка, и он может подолгу наблюдать за приключениями своего героя. Кроме  мультиков, ребенок может смотреть все передачи подряд, что не лучшим образом сказывается на его эмоциональном состоянии. Недостаток внимания родителей может обернуться для ребенка болезнями, капризами, страхами, повышенной агрессивностью или тревожностью. Это уже проблемы, которые самим родителям не решить. Как быть? Здесь нужна помощь специалистов. Одной из последних разработок в помощи детям, явилось создание метода сказкотерапии. В первую очередь этот метод позволяет обратиться к внутреннему миру ребенка, помогает понять его и найти пути к решению проблем, положительно влияет на психологическое состояние. Дети учатся общаться друг с другом, у них развивается коммуникативность, творческие способности, познавательная активность, речь. Сказки помогают увидеть доброе и светлое в жизни, напитывают радостью и любовью.

Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, героями и превращениями. Учеными доказано, что чтение сказок является необходимым условием для полноценного развития личности ребенка. (Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами, сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями). 

Сказкотерапия – интерактивная деятельность, в которой

действия воображаемой ситуации связанны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулированием ребенком собственных эмоциональных состояний.

В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.

1. Активизация образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2. Самостоятельность.  3. Творчество 4. Эмоциональность 

 5.  Произвольность – оценка собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков, динамическое равновесие исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.    6. Связная речь 

В основе этого проекта лежит работа со сказкой. Нами были выбраны следующие виды сказок:

1. Русские народные сказки: «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» и др.

2. Литературные сказки/рассказы: «Косточка» (Л.Н.Толстой), «Сила – не право» (К.Д. Ушинский), сказки Братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.

3. Авторские сказки: сказки, сочиненные воспитателями, родителями, психологами с диагностической, терапевтической и коррекционной целью)

4. Сказки, созданные другими детьми (групповая и индивидуальная форма работы).

 

Работа над каждой сказкой осуществляется по следующим разделам: развитие творческого мышления и воображения, развитие речи (по всем направлениям), развитие внимания и памяти, развитие экологических и математических представлений, продуктивные виды деятельности, психогимнастические этюды, а так же  реализуются воспитательные задачи (воспитание добрых чувств)

Давайте  мы попробуем выполнить несколько упражнений на «Развитие творческого мышления и воображения».

Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» 

Что было бы, если в сказке дело происходило летом? Наловил бы волк рыбы?  Как лиса могла обмануть волка? А кто мог быть в сказке вместо лисы и волка?

Сказка «Лиса и кувшин» Кого вам жалко в сказке? Лису, бабу, кувшин. А как лиса могла бы избавиться от кувшина? Нравственный урок:  Что посеешь, то и пожнешь.

Сказку про «Колобка» мы придумывали его историю в Новый год. И вывели мораль сказки:  Не верь речам, где меду слишком.

Одной из самых интересных и ярких сказок явилась «Голубая стрела». Во-первых, мы изучали эту сказку под новый год, а во-вторых, детям очень понравилась мораль сказки Ни одна игрушка в мире не заменит живого друга.

Нравственный урок русской потешки «Темнота»  Трус, что заяц, своей тени боится. На основе этой потешки мы с детьми составляли сказку с таким началом: «Однажды мальчик решил встретиться с теми, кто всегда живет в темноте, и отправился…». Разбирали варианты: с помощью каких волшебных средств мальчик мог бы победить драконов, злых волшебников?  

Ваши предположения? Волшебное зеркало, волшебное зелье, волшебная дубинка, таблетки от страха. Лучший друг, родители. На этом примере выявляются дети, которые  в трудной ситуации могут проявить творчество и смекалку,  и тех детей, которым в трудной ситуации нужна помощь родителей – главных защитников.

2.3. Речевым играм. Игра «Один-много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова-друзья» «Слова-родственники»,  пересказ по вопросам, по опорным картинкам; подсказка слова или фразы; разные виды пересказов.

Пословицы:

Знакомство с пословицами и объяснение их смысла: Что посеешь, то и …» Голод – не тётка- … Не рой яму другому, …Зачем козе баян, …

Работа над фразеологизмами: золотые рук, золотое сердце; каменное сердце; приятная усталость;  темно, хоть глаз выколи; душа в пятки ушла и т.п.

Элементарных математических представлений.

«Теремок» - сколько животных собралось жить в теремке? – мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

«Репка» - сколько человек тянуло репку? А сколько животных?

 Воспитание добрых чувтв.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - Мне нравится Аленушка за то, что она… (добрая, ласковая, заботливая... и т.д.)

«Лисичка-сестричка и серый волк» - кого вам больше всего жалко в сказке (старика, волка, хозяйку с блинами…). На каком месте вы бы хотели остановить сказку? Почему? «Колобок» - как помочь колобку?

2.6.Экологическое направление  

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – какие еще копытца могли бы встретиться на пути сестрицы и братца? (коровьи, козлиные, поросячьи, лошадиные).

 «Лиса и кувшин»  –  Почему голова лисы застряла в кувшине? Почему, когда лиса засунула голову в кувшине в воду, она утонула вместе с кувшином? Как бы лиса могла по-другому освободиться от кувшина?

 «Курочка Ряба»  – Эволюционная цепочка развития: курочка – яйцо – цыпленок. Кто ещё из птиц несет яйца? Кто еще может вылупиться из яйца?

«Иван-царевич и серый волк» – Что такое «живая вода»? Какую воду пить полезнее всего?

2.7. Психогимнастика

Использование данного метода позволяет решать две основные задачи:

1.Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний. Например, мы изображали с детьми, какая мордочка была у лисы, когда она застряла в кувшине, а какая была до того? Или эмоциональное состояние добрых солнышек, Кривляк в авторских сказках Шороховой О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"

В  последние годы в  практике  воспитания успешно ис­пользуется  сказкотерапия  методы и приемы психо­терапевтического воздействия на вос­питанников.  В докла...

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника Часть -I. 

Презентация будет полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений .Опыты и эксперименты способствует развитию целостной личности ребенка.В основе экспериментальной деятельности дошкольников...

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности

Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...

Сказкотерапия – как один из методов коррекционной работы в сенсорном развитии ребёнка

Сказкотерапия – как один из методов коррекционной работыв сенсорном развитии ребёнка...