«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »
методическая разработка по физкультуре
В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физического развития, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции учащихся /В.И.Лях,2001 г./.
Острота действия многих факторов постоянно меняется, адекватно должна меняться структура и формы внеклассного направления ФВ школьников . Организация спортивных секций, кружков должна адекватно реагировать на новые, интересные для молодежи виды ФК и спорта (пар-кур, единоборства, танцевальные направления и т.д.).
Все это и определило цель работы: изучить влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ и спорта в школе.
А также определило задачи работы:
1. Изучить изменения уровня физической подготовленности группы учащихся ( за период наблюдения).
2. Оценить изменения успеваемости и уровня здоровья учащихся этой группы.
3. Сопоставить направленность и величину успеваемости, уровня здоровья и показателей физической подготовленности учащихся за период исследования.
4. Изучить возможность оценки формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе.
5. Изучить изменения «структуры здоровья» учащихся под воздействием занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры и внеклассных направления ФВ в школе.
Гипотеза работы:
Влияние физической активности через внеклассные направления (группы ОФП, спортивные секции, плавание, туристическая работа, игры на местности, психологические и нравственные постулаты в детском и юношеском коллективе) в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника – является одними из основополагающими , выявленных в этапных обследованиях в течении учебных годов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyh_a.n._vneurochnaya_deyatelnost_fk_v_shkolet.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме
«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »
Выполнил:
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 34
г.Ставрополь
Ставропольского края
Первых Александр Николаевич
Ставрополь 2020 г.
Содержание :
1.Введение (1-2 стр.)
2.Методы исследования (3 – 5 стр.)
3.Анализ и обсуждение, .Выводы работы (6 - 10 стр.)
4.Литература (11 стр.)
Ведение
В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физического воспитания, одним из основных является «влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе».
Дифференцированный подход к учащимся при занятиях физической культурой и спортом в практике физического воспитания осуществляется чаще всего на основании их принадлежности к основной, подготовительной и специальной медицинской группе.
Однако, в одинаковых возрастных группах наблюдаются большие индивидуальные отклонения в физическом развитии, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции. Имеется существенное несоответствие между учащимися которые занимаются спортом и ФК, и учащимися которые «предоставлены сами себе» - асоциальное поведение( алкоголизм, курение, наркомание и т.д). /Н.И.Миклашевская, В.С.Соловьева, С.З.Годик, А.В.Волкова, 1998 г./.
Поэтому без учета этой особенности школьников нельзя рационально построить процесс воспитания и формирования современной, жизнеутверждающей личности . Нас не может удовлетворить методика рассчитанная на, так называемого, «среднего» школьника. Один из основных принципов обучения и воспитания – учет особенностей каждого ученика в целях выбора адекватных методов педагогического воздействия. Известна мысль: нет двух одинаковых учеников. Эта педагогическая аксиома должна быть ведущим требованием в разработке дифференцированного подхода к учащимся.
Дети школьного возраста самими условиями школьной жизни ограничены в естественной потребности – двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья. Учитель физической культуры, тренер спортивной школы должны быть более всего озабочены повышением оздоровительной роли занятий физическими упражнениями. Повседневную двигательную активность следует рассматривать, как естественную основу накопления резервов здоровья.
Выход из двигательного кризиса видится как в использовании методов комплексного(интегрального) развития физических качеств, так и в повышении интенсивности и объема физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе.
Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и педагогическая деятельность учителя. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока.
1.
Когда учащимся дается одинаковая для всех физическая нагрузка и вид деятельности, то для одних она оказывается оптимальной, для других – недостаточной, для третьих – слишком большой.
В итоге первые работают с достаточным тренировочным и двигательным эффектом, у вторых получается только поддерживающий режим, а третьи реагируют снижением тренировочного эффекта и стойким неприятием физических упражнений.
Следовательно, в практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физического развития, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции учащихся /В.И.Лях,2001 г./.
Острота действия многих факторов постоянно меняется, адекватно должна меняться структура и формы внеклассного направления ФВ школьников . Организация спортивных секций, кружков должна адекватно реагировать на новые, интересные для молодежи виды ФК и спорта (пар-кур, единоборства, танцевальные направления и т.д.).
Все это и определило цель работы: изучить влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ и спорта в школе.
А также определило задачи работы:
1. Изучить изменения уровня физической подготовленности группы учащихся ( за период наблюдения).
2. Оценить изменения успеваемости и уровня здоровья учащихся этой группы.
3. Сопоставить направленность и величину успеваемости, уровня здоровья и показателей физической подготовленности учащихся за период исследования.
4. Изучить возможность оценки формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе.
5. Изучить изменения «структуры здоровья» учащихся под воздействием занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры и внеклассных направления ФВ в школе.
Гипотеза работы:
Влияние физической активности через внеклассные направления (группы ОФП, спортивные секции, плавание, туристическая работа, игры на местности, психологические и нравственные постулаты в детском и юношеском коллективе) в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника – является одними из основополагающими , выявленных в этапных обследованиях в течении учебных годов.
2.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Анализ специальной литературы по проблеме;
- Этапные исследования учащихся (измерения роста, веса тела, частоты пульса, артериального давления, изучение успеваемости и социального поведения);
- Этапные контрольные испытания уровня физической подготовленности учащихся;
- Методы математической статистики.
Новизной проведенного исследования явилось применения оценки функциональных возможностей организма школьников адаптационный потенциал системы кровообращения.
Методы исследования.
Сбор показателей для определения изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе проводился в сентябре – мае 2016,2017, 2018, 2019 года в МОУ СОШ №34 г.Ставрополя. В эксперименте было задействовано 70 юношей и 75 девушек 8-10х классов. Для возрастной однородности в группу были включены уч-ся, хронологический возраст которых на месяц обследования составлял 14-17 лет.
Сбор информации для определения уровня здоровья, успеваемости , социального поведения проводился по общепринятой методике.
После сбора этих показателей проводились контрольные испытания с целью определения физической подготовленности.
- Экспериментальная группа №1 – учащиеся которые заняты внеклассных направлениях ФВ(спортивные секции, кружки, модолежнные движения и д.р.).
-Экспериментальная группа №2 - учащиеся которые «предоставлены сами себе».
В подборе контрольных испытаний и условий их проведения, я опиралась на методические рекомендации, разработанные Л.Б. Корчагиной в своей работе «Таблица оценки физической подготовленности уч-ся общеобразовательных школ г.Москвы». В связи с этим контрольные испытания №1 и №2 каждый год проводились в индинтичных условиях (время, место, содержание, форма одежды и др).
В процессе эксперимента все результаты фиксировались в протоколах.
3.
Протоколы:
1.обследования адаптационного потенциала (АП) системы кровообращении.
2. успеваемости .
3.социального поведения.
Определялся фактический возраст школьников. В обследовании детей это важно в связи с имеющимися погодовыми изменениями признаков физического развития и функционального состояния организма. Индекс А – соотношения систолического давления и диастолического артериального давления с учетом возраста: САД + возраст и ДАД. Определение нормальной массы (НМ) тела осуществлялся по таблице, составленной по стандартам физического развития школьников Ставропольского края в соответствии с возрастом и ростом. После этого определялся избыток или дефицит массы тела(М):
М = т-НМ.
Соотношение массы тела с частотой пульса определяли индекс Б .
Затем вычислялся адаптационный потенциал (АП):
АП =___А__+__Б__
100
При анализе экспериментальных данных и оценке групповых различий я уделял серьезное внимание проблеме математико-статистической обработке данных.
Для сравнения результатов в экспериментальных группах №1 и №2 и показателей достоверности такого сравнения определились: средняя арифметическая величина всех показателей исследования, коэфициэнт корреляции, среднее квадратичное отклонение средней арифметической величины полученной на выборочной совокупности от истинной, которая была-бы получена на генеральной совокупности, достоверность коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Для боле точной оценки достоверности сравниваемых показателей использовался критерий Стьюдента.
Наиболее простым методом определения (уровня здоровья)АП является его вычисление по показателям частоты пульса (ЧП), уровня артериального давления (АД), роста (Р), массы тела (МТ) и возраста (В) по формуле:
АП = 0.004(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) – 0,009(Р) + 0.014(В) – 0.27
САД – систолическое артериальное давление
ДАД – диастолическое артериальное давление
Полученные данные сравниваться с таблицами, приводимым в метод. рекомендациях по оценке АП системы кровообращения школьников,
4.
составленными П.А.Филеши и Н.Н.Сиваковой, Ставрополь ,1989 год.
Определение успеваемости:
В течении проведения исследований по окончанию четверти все оценки заносились в ведомость и подчитывалось средняя арифметическая сумма.(А.ср)
а+б+в - количество оценок «5», «4», «3».
с - количество учащихся экспериментальной группы
* а+б+в
А.ср = ---------
с
*Образец ведомости:
№ группы эксперимента | средняя арифметическая сумма | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 | |||
№2 |
Определение социального поведения:
По истечению четверти во время проведения эксперимента фиксировались все явления анти-социального поведения в ведомость.
Образец ведомости:
№ группы эксперимента | Количество анти-социалных поступков | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 | |||
№2 |
Подведение предварительных итогов по годам эксперимента: Образец ведомости:
Год эксперимента | Уровень здоровья | Уровень успеваемости | Уровень социального поведения |
2016 уч/год | |||
2017 уч/год | |||
2018 уч/год | |||
2019 уч/год |
5.
Анализ и обсуждение полученных данных.
Новизной проведенного исследования явилось применения оценки функциональных возможностей организма школьников (АП системы кровообращения) .
Вычисление адаптационного потенциала (АП):
АП =___А__+__Б__ 100
Содержанием этапных обследований явилось измерение – роста, веса, ЧСС, артериального давления. Контрольные испытания были направлены на определение некоторых показателей физической подготовленности и их изменение в течение наблюдения (челночный бег 3*10м, поднимание туловища из исходного положения лежа – количество раз за 1 мин, прыжок в длину с места). Выбор контрольных тестов обусловлен возможностью их проведения в зале. Испытание проводились по общепринятой методики. Определение Адаптационного потенциала системы кровообращения у каждого уч-ся проводилось по методике предложенной Н.Н.Сиваковой и П.А.Филеши. обследования адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения (методика усовершенствована А.Н.Первых, учитель ФК МБОУ СОШ №34, тренер ВК РБ г.Ставрополь 2007г.).
Следовательно, в практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физического развития, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции учащихся /В.И.Лях,2001 г./.
Острота действия многих факторов постоянно меняется, адекватно должна меняться структура и формы внеклассного направления ФВ школьников .
Полученные данные позволили провести сравнительную оценку изменения средних величин адаптационного потенциала системы кровообращения и проведенных контрольных испытаний., а так же провести сравнительную оценку успеваемости и социального поведения.
Сравнительная характеристика изменения средних величин адаптационного потенциала системы кровообращения и некоторых показателей физической подготовленности уч-ся 14-17 лет за 4 учебных годов /2016-2019 г/.
6.
МБОУ СОШ №34 г.Ставрополь
Юноши и девушки 14-17 лет экспериментальной группы №1
/32 мальчиков + 38 девочек = 70 человек/
Показатели | Разновидность двигательных способностей | 2016-2017 | 2018-2019г | t | Р |
АП |
| 2.70 | 2.84 | 1,924 | >0,05 |
Чел.бег 3*10м (с) | Быстрота | 5.4 | 5.1 | -1.254 | >0,05 |
Поднимание туловища (раз за 30 сек) | Силовые способности | 28 | 30 | -0.054 | >0,05 |
Прыжок в длину с места(см) | Скоростно-силовые | 1.81 | 1.89 | -0.029 | >0,05 |
Потягивание Отжимание (кол-во раз) | Силовые способности | 5 | 8 |
|
|
Юноши и девушки 14-17 лет экспериментальной группы №2 /36мальчиков + 39 девочек = 75 человек/
Показатели | Разновидность двигательных способностей | 2016-2017 | 2018-2019г | t | Р |
АП |
| 1.86 | 1.98 | 1,845 | >0,05 |
Чел.бег 3*10м (с) | Быстрота | 7.9 | 7.6 | -1.005 | >0,05 |
Поднимание туловища(раз за 30 сек) | Силовые способности | 18 | 21 | -0.894 | >0,05 |
Прыжок в длину с места(см) | Скоростно-силовые | 1.64 | 1.66 | -0.580 | >0,05 |
Потягивание Отжимание (кол-во раз) | Силовые способности | 2 | 3 |
|
|
7.
-Как видно из приведенных данных, отсутствие достоверности изменения АП и показателей физ.подготовленности за период исследования в экспериментальной группе №1 указывает на то, что систематические занятия ФК и спортом( спортивных секциях и кружках на базе МБОУ СОШ №34) приводит к повышению АП системы кровообращения., улучшению и сохранению здоровья ребят.
-Увеличение величин АП системы кровообращения за период исследования в экспериментальной группе №2 в моем исследовании, рассматривается как результат накапливающегося утомления – подтверждает отсутствие формирования кумулятивного эффекта, ухудшение состояния здоровья. А выявленные незначительные улучшения средних величин показателей физической подготовленности – я склонен рассматривать как результат естественного роста школьников.
Структура здоровья – является достаточно информационным показателем, который дает разносторонию характеристику группы.
Сравнительная характеристика динамики средних величин АП системы кровообращения и некоторых показателей физической подготовленности уч-ся 14-17 лет за 4 учебных годов /2016-2019/.
Показатели | юноши | девушки | ||
| 2016-2017 | 2018-2019 | 2016-2017 | 2018-2019 |
АП | 1.69 | 1.76 | 1.74 | 1.80 |
Подтягивание, поднимание(кол-во раз | 32 | 34 | 20 | 20 |
Чел.бег 3*10м | 9.2 | 9.03 | 9.5 | 9.4 |
Прыжок в длину с места | 160 | 161 | 149 | 149 |
Определение успеваемости:
В течении проведения исследований по окончанию четверти все оценки заносились в ведомость и подчитывалось средняя арифметическая сумма.(А.ср)
а+б+в - количество оценок «5», «4», «3».
с - количество учащихся экспериментальной группы
* а+б+в
А.ср = ---------
с
8.
*Ведомости успеваемости:
№ группы эксперимента | средняя арифметическая сумма | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 70 | 4,8765 | 84 % | 67+69+71+70/4 = 70 |
№2 75 | 3,00674 | 52 % | 73+72+77+73/4 = 75 |
Определение социального поведения:
По истечению четверти во время проведения эксперимента фиксировались все явления анти-социального поведения в ведомость.
Образец ведомости:
№ группы эксперимента | Количество анти-социалных поступков | % соотношение | Количество учащихся по годам эксперимента |
№ 1 70 | 1+0+2+0=3 | 2.1 % | 67+69+71+70/4 = 70 |
№2 75 | 6+4+12+19=41 | 30.7 % | 73+72+77+73/4 = 75 |
Подведение итогов по годам эксперимента:
Год эксперимента | Уровень здоровья АП системы кровообращения | Уровень успеваемости | Уровень социального поведения | |||
Экспериментальные группы | №1 | №2 | №1 | №2 | №1 | №2 |
2016 уч/год | 2.56 | 1.85 | 76% | 58% | 1 | 6 |
2017 уч/год | 2.70 | 1.86 | 78% | 56% | 0 | 4 |
2018 уч/год | 2.79 | 1.90 | 81% | 55% | 2 | 12 |
2019 уч/год | 2.84 | 1.98 | 84% | 52% | 0 | 19 |
9.
Анализ успеваемости и социального поведения, уровня здоровья двух групп дает возможность сделать вывод:
1.Экспериментальная группа №1 по истечению эксперимента Доказала – достоверный математический вывод, что школьники занимающиеся внеклассными направлениями ФВ уровень успеваемости высок (84 %)., а экспериментальной группе №2 успеваемость низкая (52%).
2. Анализируя подведение итогов социального поведения, экспериментальная группа № 1 имеет ( 2.1% ) нарушения правил социального поведения общества, а экспериментальная группа № 2 имеет (30.7% ) с явно выраженным увеличением к концу эксперимента.
3. -Как видно из приведенных даны, отсутствие достоверности изменения АП и показателей физ.подготовленности за период исследования в экспериментальной группе №1 указывает на то, что систематические занятия ФК и спортом( спортивных секциях и кружках на базе МОУ СОШ №34) приводит к повышению АП системы кровообращения., улучшению и сохранению здоровья ребят.
4. -Увеличение величин АП системы кровообращения за период исследования в экспериментальной группе №2 в моем исследовании, рассматривается как результат накапливающегося утомления – подтверждает отсутствие формирования кумулятивного эффекта, ухудшение состояния здоровья. А выявленные незначительные улучшения средних величин показателей физической подготовленности – я склонен рассматривать как результат естественного роста школьников.
Представленные мною данные дают основание говорить о том, что ухудшение структуры здоровья, ухудшение социального поведения и успеваемости- еще раз подтверждает – как основополагающие влияние физической активности через внеклассные направления ФВ и спорта на формирование потребности в физическом развитии, физической подготовленности, состоянии здоровья (ЗОЖ), интеллектуальном развитии, комунникативности, способностью к активной жизненной позиции современного школьника.
Изложенные данные позволяют считать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
10.
Литература.
- Бахчиева, О.А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] / О.А. Бахчиева // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27-31.
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М. : Просвещение, 2015.
- О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] // Воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 10-16.
- Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2015.
- Шмелькова Л.В., Бурункин Д.А. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 5-11.
- Жиженина, Л. М. Методическая разработка исследовательского занятия по определению адаптационного потенциала системы кровообращения в школьном курсе биологии 8 класса / Л. М. Жиженина, Т. Б. Клокова..
- Алтынова, Н.В. Физиологический потенциал в условиях адаптации к обучению / Н.В. Алтынова, А.В. Панихина, Н.И. Анисимов, А.А. Шуканов // В мире научных открытий. – 2009. – №3-2. – С. 99-103.
- Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1980. – 197 с. Антонюк,
- С.Д. Взаимосвязь показателей нервной системы человека с его морфологическими характеристиками / С.Д. Антонюк, М.В. Хватова // Морфология. - 2004. - Т.126. - №4. - С. 10.
- Бабунц, И.В. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма / И.В. Бабунц, Э.М. Мираджанян, Ю.А. Машаех. – Ставрополь: Принт-мастер, 2002. – 112 с.
- Баданов, А.В. Влияние учебной нагрузки на умственное и физическое состояние / А.В. Баданов // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. - №13. - С. 12
- Определение Адаптационного потенциала системы кровообращения у уч-ся по методике предложенной Н.Н.Сиваковой и П.А.Филеши. Ставрополь 1994г.
11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе
Здоровый образ жизни, спорт, адаптационый потенциал системы кровообращения...
Формирование основ здорового образа жизни у учащихся через проектную деятельность
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, поск...
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности
Важным в определениях здоровья считается отношение к нему самого человека, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.Именно поэтому любое общеобразовательное у...
Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время катастрофическое ухудшение здоровья учащихся становится всё очевиднее. Наряду с неблагоприятными...
Воспитание у обучающихся потребности к здоровому и активному образу жизни в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре
Преодолеть двигательную пассивность, сформировать привычку самостоятельно организовывать и вести здоровый образ жизни призвано физическое воспитание. Но в условиях глобального дефицита двигательной ак...
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности Здоровье – бесценное досто...
«Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности»
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – ...