Выступление на тему:" Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся с ОВЗ"
материал на тему

Лобанова Ольга Павловна

   Гражданско-патриотическое воспитание- это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на педагогическом совете

на тему:

"Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся с ОВЗ"

                             Выступил: воспитатель Лобанова О.П.

2016г.

У каждого человека, учившегося в школе, на слуху строчки русского поэта Н.А.Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан...

Однако многие не всегда акцентируют внимание на его последующие:

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Именно о гражданственности учащихся на современном этапе пойдет речь, ибо в общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность.

     Не стоит забывать в таком случае и о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Известно, что у них по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта.  Дети c ОВЗ особо нуждаются в гражданском воспитании, формировании активной жизненной позиции, раскрытии талантов для пользы Родины и ощущения самодостаточности.

Целью гражданского образования является формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию, подготовка юного гражданина к активному включению в самостоятельную жизнь. Источниками социально-гражданского опыта учащихся выступают гуманитарные дисциплины, прежде всего история и литература, которые вводят детей в мир человеческих отношений, в том числе через художественные, исторические образы, и способствуют развитию эмоциональных основ гражданственности личности. Большими потенциальными возможностями в формировании гражданственности обладает литература. Уроки литературы — уроки жизни, уроки истории, где формируется личность и определяются гражданские позиции.   Именно в стенах школы происходит социализация  ребенка. Литература передает нормы и модели гражданского поведения, духовные ценности, мышление автора, героев произведений.   В результате учащиеся  учатся  гражданским ролям, знакомятся с   этапами становления личности. Складывается собственная система представлений о себе самом, о мире и других людях.
     Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны.

 История и культура России имеют глубокие и древние корни. Наша история не обезличена. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.

 Любовь человека к Родине, Отечеству начинается с отношения к самым близким людям (отцу, матери, бабушке, дедушке, брату, сестре), любви к своему дому, улице, городу.  Д.С.Лихачев писал: « Любовь к семье, своему дому, селу, городу, перерастает в любовь к родной природе, к землякам, стране, народу. Отсутствие в этой цепи хотя бы одного звена может сформировать у детей, а затем у подростков абстрактный, далекий от реальности подход к понятию «патриотизма».

 Большая часть воспитанников в группах в которых я работаю это дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в неполных и асоциальных семьях.  

Таким образом, они пострадали от нарушения семейных отношений  поэтому все мое внимание было направлено :


   - на содействие развития у воспитанников самосознания,


   - самовоспитания ценностного отношения к будущей семье;


    - на формирование потребности и умения оказывать знаки внимания членам семьи, заботиться о старших, младших, обустраивать свое жилище, делать его уютным. Воспитанники учатся на примере тех детей, у кого есть родители, на традициях группы, школы.

     Традиционной формой работы являются досуговые мероприятия, например «День именинника», которые призваны не только разнообразить досуг, создать атмосферу праздника , но и подчеркивают уникальность личности героя праздника.



на формирование у подростков знаний, умений, навыков культуры пола, т.е. показать подростка как носителя мужского начала.

     Эта работа заключается в формировании представлений о жизненном предназначении мужчины.

Используются такие формы работы, как :

- вечер вопросов и ответов,

- обсуждение поступков,

- откровенные разговоры,

- беседы.


      В результате всей работы  дети  ориентированы на создание, планирование и сохранение семьи; имеют представление о возможных конфликтах в семье и возможных путях их разрешения; знакомы с вариантами распределения обязанностей в семье; знают морально – этические правила взаимоотношений со старшим поколением.

     Важным средством патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа.

     Важным пластом культурного наследия народа являются праздники. Рассмотрим на примере праздника «Колядки». Проведению праздника предшествует беседа о Рождестве с использованием загадок, элементов викторины, объясняется важность и глубокий смысл этого христианского праздника. За этим следует рассказ о русских народных традициях, связанных со Святками, представлениях наших предков об этом времени. Затем ребята самостоятельно выбирают понравившиеся колядки, разучивают их . Наиболее интересной и доступной формой работы, способствующей формирванию духовно – нравственных, эстетических идеалов, эмоционально – волевой сферы, гражданственности являются заочные экскурсии .

     Ведь именно тогда, когда дети сами соприкасаются с искусством, формируется характер, накапливается опыт добрых дел и поступков, гуманное отношение к сверстникам и взрослым, учатся уважать культурное наследие своей Родины.

     Практические занятия в кружках  помогают не только приобрести конкретные навыки работы с природным материалом. Возвращаясь с занятий, ребята используют свои работы в оформлении группы, дарят их работникам школы и получают удовлетворение от того, что их труд находит положительные отклики. Это способствует развитию трудолюбия, заботы об окружающих, бескорыстия.

     Именно посредством искусства осуществляется в основном передача опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует укреплению связей между поколениями, воспитанию патриотических чувств у подрастающих граждан страны.

Формирование менталитета, мировоззрения подрастающего поколения определяется постижением таких идей, как дух русского народа, особенности русской нации, ее место в истории.

      Контакт с природой, систематическое общение с ней, являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения к ней. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою Родину, но и за всю Планету.

     В содержание деятельности в этом направлении входит осмысление себя как части планеты Земля.

     Формирование ответственного отношения к природе требует включения воспитанников в различные виды деятельности. Работая над данным направлением,  использются различные формы работы.
Теоретические: беседы, диалоги, экскурсии, просмотры и т.д.
Практические: трудовые десанты, конкурсы, выставки, соревнования, показ выступлений, викторины и т.д.

     Целенаправленная реализация идей системного, личностно – ориентированного и деятельного подходов в воспитании формирует ответственное отношение к природе, обогащая детей знаниями о единстве человека и общества с природой.

     Природа издавна занимала важное место в жизни народов нашей страны. Тысячилетиями складывались традиции, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле. Народная педагогика изначально строилась на таких основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных принципах, на уважении к человеку, как носителю народной мудрости. Народная мудрость нашла отражение в героическом эпосе.

     Таким образом, гражданственность как важная составляющая личности совершенно необходима любому ученику, будь здоровому или с ограниченными возможностями. Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был гражданином, обладал высокой политической и демократической культурой, уважал людей других национальностей, был тружеником, любил и берег свою Родину, преумножал ее богатства. Французский писатель и философ Ж. Ж. Руссо главной функцией государства считал воспитание хороших граждан и утверждал, что гражданское воспитание возможно лишь в свободной стране, где дети воспитываются в условиях равенства. Педагогу в формировании гражданственности учащихся следует ориентироваться на духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине, гражданскую активность, следование закону, ответственность за собственные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему Воспитание интереса у учащихся к урокам башкирского языка

Воспитание интереса у учащихся к урокам башкирского языка...

Доклад на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и краеведения"

Уроки истории и краеведения призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловечес...

Обобщение опыта на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"

Национальный колорит способствует патриотическому воспитанию, обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа. Практически  в каждом разделе предмета «Технология»...

«Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся спортивных секций»

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотичес...

Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся Детского объединения «Модница»

Данная статья подготовлена на областную НПК "Воспитательно-профилактическая и профориентационная деятельность в современной образовательной организации" в дистанционном формате в рамках дело...

Выступление на тему: Воспитание патриотических чувст ребенка занятиями музыкой

Статья выступления на районном семинаре педагогов ДО...