Рефлексия как часть деятельности педагога
статья на тему
Педагогическая рефлексия- сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рефлексия как часть деятельности педагога | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЧАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Современная школа находится в процессе развития. Он включает в себя такие компоненты, как изменение содержания образования, взаимодействия педагогов и обучающихся, широкое внедрение разнообразных технологий. Но центральной фигурой остается учитель, основным содержанием деятельности которого становится проектирование процесса обучения. В современных условиях это означает постановку цели педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, подбор необходимых методических приемов, последующий анализ происходившего на уроке и корректирование дальнейшей работы. На первый план выходит педагогическая рефлексия. Ее можно определить как «процесс мысленного (предваряющего и ретроспективного) анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно-ограниченное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения». [2, 63]. В центре процесса сам педагог, его представление о себе, система его ценностей, уровень общей и коммуникативной культуры. Последний аспект представляется особенно важным, поскольку обучение происходит в системе учитель-ученик. Педагог должен содействовать интеллектуальному и личностному развитию ученика, а это возможно только при условии, если педагог испытывает к нему чувство эмпатии, способен понять его мысли и действия. Для этого он должен наблюдать за ним, задумываться, что движет ходом его мыслей, его поступками и с учетом этого реализовывать цели обучения. «Зная интересы и потребности детей, их индивидуальные особенности и рефлексивно отражая в своем сознании, учитель выстраивает гибкий сценарий урока, учитывающий способы удержания учеников и привлечение их к активному участию в совместной деятельности». [2, 72]. Процесс педагогической рефлексии имеет следующие стадии:
1. Рассмотрение опыта. Важно здесь не делать выводов, а зафиксировать максимально подробно то, что происходило в прошлом и те мысли и ощущения, которые были связаны с опытом. 2. Понимание. Необходимо сформулировать, какого рода проблемы возникли в результате опыта, что не получилось, выявить причинно-следственные связи. 3. Планирование. Поиск альтернативных способов разрешения существующих проблем и планирование дальнейшей деятельности. 4. Действиe. Осуществление разработанного плана с целью получения нового опыта.
Как видно из вышесказанного, процесс рефлексии носит циклический характер. Каждый цикл дает педагогу возможность выйти на более высокий уровень профессиональных знаний и навыков при условии, что каждая стадия внутри цикла будет максимально соответствовать реальной ситуации и поставленным целям. Необходимо учитывать противоречия, которые возникают в процессе, рефлексии- например, между представлением человека о самом себе и тем, каким его представляют другие; между тем, что человек реально делает и тем, как воспринимает свои действия; между вербальным и невербальным поведением. Ибо «рефлексия подобна системе зеркал, многократно отражающих друг друга как для диады взаимодействующих друг с другом людей, так и для одного человека. Это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга». [ 3,32 ]. Рефлексия предполагает наблюдение за своими чувствами у педагога и его наблюдение за чувствами учеников; осознание причин ситуации, возникающей в процессе педагогического общения; анализ действий, приведших к данной ситуации; прогнозирование результата, который педагог хочет получить. В процессе планирования альтернативных способов для достижения необходимой цели следует помнить, что использование даже самых новаторских наработок других педагогов без рефлексивного их осмысления в контексте обстоятельств и особенностей своей личности, как правило, не приносит желаемого успеха. Таким образом, признаками развитой педагогической рефлексии являются:
- Осознание педагогом особенностей своей личности, самонаблюдение, стремление понять, как его личность влияет на учеников (с учетом их индивидуальных особенностей);
- Соотнесение педагогом смыслов и ценностей своей деятельности с тем, что происходит на уроке;
- Умение анализировать и делать выводы из своего опыта;
- Самостоятельный поиск педагогом альтернативных решений, способных изменить неблагоприятный ход событий.
Использование рефлексии педагогом- это важная составляющая осознания своего места в профессии, установления контакта с учениками, создания атмосферы сотрудничества на уроке, соотнесения целеполагания педагога с интересами и потребностями учеников и, в конечном итоге, путь к повышению эффективности его работы.
Список литературы.
1. Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция./ В.Н. Белкина, Ревякина И.И. // Ярославский педагогический вестник. - Том II(Психолого-педагогические науки).- №3.- 2010.- С. 203-206. 2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. -Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. - 216с. 3. Лидак Л.В., Погребная О.С. Рефлексия как условие формирования адекватной «Я-конценции» педагога: Монография/ Л. В. Лидак, О.С. Погребная. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. - 128с. 4. Пискунова Е.В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога./ Е. В. Пискунова. // Вестник ТГПУ.- Выпуск 1(45).- С. 62-66.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
В данной работе еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной миров...
Дидактический разбор урока физики в 7 классе по теме: «Золотое правило» механики» методом рефлексии профессиональной деятельности педагога
Разработка урока по физике в 7 классе...
Создание ситуации успеха учащегося – неотъемлемая часть педагогической и социализирующей деятельности педагога
Выступление на педагогическом совете, 2021 г....
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
В данной работе подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой к...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»
laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...
Методическая разработка «Аналитико-рефлексивная деятельность педагогов с целью совершенствования содержания ДООП и педагогических средств реализации программ в части содействия профессиональному самоопределению обучающихся
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования. Ее актуальность обусловлена необходимостью для педагога: систематизировать свои представления о направлениях и компонентах про...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»
laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...