Кружок "Выразительное чтение".
материал на тему
Выразительное чтение активизирует художественное восприятие литературных произведений, это воспитание культуры чтения и рассказывания. Выразительными средствами звучащей речи являются повышение и понижение голоса, остановки в речи, сила особого выделяемого, важного по смыслу слова, темп высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazitelnoe_chtenie.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
города Узловая Тульской области
_________________________________________________________ 301608, Тульская область, г. Узловая, ул. Смоленского, д.10, т. 8 (48731) 6-17-37
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 22
__________ М.Ю.Чиркова
Программа
кружка «Выразительное чтение»
Разработчик
Чудина Т.Б., учитель музыки.
Узловая – 2015
Пояснительная записка
Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление. Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, т.е. слова, вызывающие деятельность воображения, эмоциональную оценку изображаемой картины, события действующего лица.
Выразительное чтение активизирует художественное восприятие литературных произведений, это воспитание культуры чтения и рассказывания. Выразительными средствами звучащей речи являются повышение и понижение голоса, остановки в речи, сила особого выделяемого, важного по смыслу слова, темп высказывания.
Выразительное чтение позволяет непосредственно увидеть и почувствовать искусство авторского замысла, а следовательно, и подтекста. Речь без интонации невозможна. Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст. Мастера художественного слова высоко оценивают это средство выразительности, называя интонацию «высшей и самой острой формой речевого воздействия». На занятиях особое внимание уделяется работе по технике речи. В связи с этим предлагается система упражнений для тренировки дыхания, голоса, дикции.
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов)
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга. Так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих– пониманию текста.
Работа над выразительностью речи в начальных классах, является важным этапом становления речи детей. Выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение». Это доказывает актуальность выбранной темы.
Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают даже на самых маленьких ребят глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности. Звучащая речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Но восприятию речи, как и самой речи, детей надо учить. Курс рассчитан на учащихся младших классов.
Цели:
- формирование интереса к художественному образованию
- развитие творческой индивидуальности
- воспитание эстетической культуры
Задачи:
- развивать творческое воображение и образность мыслей
- совершенствовать умение в построении связной речи
- активизировать словарь учеников с помощью разнообразных лексических средств
- воспитывать эстетическую культуру чувств
- способствовать развитию творческого воображения
Средства выразительности устной речи
Правильное, выразительное чтение зависит от технической стороны речи. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия.
Дыхание должно быть свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом.
Большое значение имеет для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Атака звука – это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голос имеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полетность, качество. Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи.
Дикция - одно из важнейших качеств речи. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Дикция – четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.
Неправильные ударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения.
Учителю очень важно знать средства выразительности устной речи и свободно владеть ими. С их помощью педагог передает суть произведения.
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.
Выразительно читать, говорить - это значит“действовать словами”, т.е.воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу над выразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения и грамматики, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Это работа продолжается и при рассматривании картинок, когда собственные мысли детей оформляются в предложение или короткое высказывание. Необходимо в этот период помочь ребятам выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса ребенка было столь же выразительно, как и в жизни.
Литература.
Синицын В.А. «Мастерская выразительного чтения».
ЗАО "Библион - Русская книга"
Синицын В.А. «Чтобы язык не заплетался»
ЗАО «Библион – Русская книга»
Фольклор. Пословицы, поговорки, скороговорки»
М., Просвещение
Тематическое планирование
№ пп | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Учебный материал |
1. | Цели и задачи курса «Выразительное чтение» | 1 | Беседа | Поэзия. Проза. |
2. | Техника речи. | 1 | Отрывки | |
3. | Искусство чтения и дыхания. | 1 | Практикум. | Дыхательные упражнения. |
4. | Дикция. | 2 | Практикум. | Чистоговорки. Скороговорки. |
5. | Индивидуальная работа над дикцией учащихся. | 2 | Практикум. | Пословицы и поговорки |
6. | Мелодика речи. | 1 | Практикум. | Упражнения. |
7. | Разбор и анализ произведения. | 1 | Беседа. | |
8. | Теоретические сведения о логике чтения. | 1 | Беседа. | |
9. | Логические ударения и приемы их практического осуществления. | 1 | Тренировочные упражнения. | Упражнения. |
10. | Разметка текста для выразительного чтения. | 1 | Тренировочные упражнения | Упражнения. |
10. | Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмических пауз. | 1 | Практикум. | Упражнения для четкости произношения. |
11. | Эмоционально-образная выразительность. | 1 | Беседа. | |
12. | Сопереживание. Словесное действие. | 1 | Практикум. | |
13. | Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, поза). | 1 | Практикум. | Упражнения. |
14. | Паузы (психологические, начальные, финальные). | 1 | Практикум. | |
15. | Сценическое искусство. Чтение по ролям. | 2 | Тренировочные упражнения. | Упражнения для развития четкости произношения. |
16. | Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе». | 1 | Конкурс | |
17. | Выразительное чтение прозы. | 1 | Беседа. | |
18. | «Рассказ наоборот». | 1 | Игра | |
19. | Логическое ударение, пауза в тексте. | 1 | Практикум. | |
20. | Предложение сложное. Абзац. | 1 | Тренировочные упражнения. | |
21. | Особенности чтения басни. | 1 | Практикум. | Басни И.С. Крылова |
22. | Чтение басен по ролям. | 1 | Практикум. | Басни И.С. Крылова |
23. | Особенности чтения сказки. | 1 | Практикум. | Сказки. |
24. | Сочиняем сказку. | 1 | Практикум. | |
25. | Чтение сказок по ролям | 2 | Практикум. | Сказки А.С.Пушкина. Русские народные сказки. |
26. | Особенности чтения баллад. | 1 | Практикум. | В.А. Жуковский |
27. | Особенности чтения малых фольклорных жанров. | 1 | Практикум. | Потешки, загадки, заклички |
31. | Конкурс чтецов. | 1 | Конкурс. | Произведения разных литературных жанров. |
32. | Итоговое занятие | 1 | Выразительное чтение любимого произведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Чтение. Виды чтения
Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1. Понимание осн...
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.
Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...