КОНЦЕПЦИЯ развития национального образования в Республике Башкортостан
статья на тему
Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_1.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена
Указом Президента
Республики Башкортостан
от « »__________2009 г.
№ УП - _________
КОНЦЕПЦИЯ
развития национального образования
в Республике Башкортостан
Содержание
1. Общие положения.
2. Анализ современного состояния национального образования в Республике Башкортостан.
3. Основные понятия, используемые в Концепции.
4. Цель и основные задачи Концепции.
5. Принципы и приоритетные направления развития национального образования.
6. Модели общеобразовательных учреждений с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
7. Модель выпускника национального общеобразовательного учреждения.
8. Механизмы реализации Концепции.
9. Ожидаемые результаты Концепции.
10. Источники финансирования мероприятий Концепции.
1. Общие положения
Республика Башкортостан – один из самых крупных этнокультурных субъектов в составе Российской Федерации, где проживают более ста народов и народностей. Здесь созданы все условия, позволяющие каждому жителю Башкортостана получать образование на своем родном языке, развивать свою национальную культуру, сохранять и приумножать традиции предков.
В условиях модернизации системы образования страны резко возросло разнообразие образовательных учреждений, учебных планов и базовых принципов системы обучения и воспитания. Это требует сохранения баланса интересов как Российской Федерации в целом, так и каждого ее региона, конкретного образовательного учреждения и обучающегося.
Кроме того, усиленная пропаганда в средствах массовой информации ценностей европейского и американского образа жизни вызывает повышенный интерес современной молодежи к зарубежной поп-культуре, что может привести к лишению народов этнической самобытности и постепенной деформации менталитета. Вместе с тем, утрата родного языка, национальных традиций и культуры ведет к утрате национального самосознания, проявлению у человека негативных качеств. В этих условиях задача общества – формирование национальной духовности и духовной личности с высоким интеллектуальным потенциалом.
Одной из важнейших задач в современных условиях становится обеспечение как межнационального, так и межконфессионального согласия, так как в образовательных учреждениях республики обучаются и воспитываются дети различных национальностей и вероисповеданий.
В республике признается значимость национальных духовных культур в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, уважается право национальных образовательных учреждений на образовательную деятельность на мировоззренческой, духовно-нравственной основе. Свобода убеждений и вероисповеданий обеспечивается в соответствии с нормами законодательства о свободе вероисповеданий. Изучение религиозно-познавательных предметов возможно во внеурочное время в форме получения дополнительного образования. Вместе с тем образовательным учреждениям запрещается сотрудничать с представителями деструктивных сект, навязывающих молодежи чуждые ценности.
Имеющийся опыт обеспечения межнационального и межконфессионального согласия является основой для разработки в Республике Башкортостан документа, определяющего общие принципы и механизмы решения проблем национального образования.
Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан (далее - Концепция) разработана с учетом Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 года № 201, образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом Российской Федерации, и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.
Концепция базируется на двух приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития башкирского языка, как языка коренного населения, и обеспечения равных условий для развития языка и культуры народов, проживающих на территории республики.
В основу Концепции положены ценности современного российского общества: обеспечение социальной справедливости, межнационального мира, развитие благосостояния людей, сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.
Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании», Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации», законов Республики Башкортостан «Об образовании» и «О языках народов Республики Башкортостан», государственной программы «Народы Башкортостана» на 2003-2012 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 декабря 2002 года № 388 (с последующими изменениями), Государственной программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 апреля 2006 года № 83 (с последующими изменениями), государственной программы «Башкиры Российской Федерации» на 2008-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 года № 382 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2009 года № 58), республиканской целевой программы «Русский язык» на 2008-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 16 января 2008 года № УП-3.
Основные идеи и положения Концепции призваны служить ориентиром для всех образовательных учреждений Республики Башкортостан в целях обеспечения конституционных прав на обучение на родном языке и изучение родного языка.
Концепция предполагает обновление и дальнейшее развитие национальных образовательных учреждений, учитывающих этнокультурные и психофизиологические особенности различных народов. Развитие национально-региональных аспектов образования направлено на сохранение и совершенствование национальных культур, приобщение подрастающих поколений к родному языку и культурным традициям, обеспечение стабильности межнациональных отношений, укрепления взаимопонимания между народами.
2. Анализ современного состояния национального образования
в Республике Башкортостан
В Республике Башкортостан организовано обучение на 6 родных языках в 768 общеобразовательных учреждениях из 1990, в том числе в 414 филиалах. Обучаются на родном языке: башкирском - в 447 учреждениях и 276 их филиалах 47908 учащихся (37,8%); татарском - в 234 учреждениях и 82 филиалах 10042 учащихся (8,4%); марийском – в 54 учреждениях и 39 филиалах 2809 учащихся (20,7%); чувашском - в 27 учреждениях и 4 филиалах 921 учащихся (7,7%); удмуртском - в 6 учреждениях и 13 филиалах 248 учащихся (8,6%) (таблица 1).
Таблица 1
Количество общеобразовательных учреждений с обучением на родном языке и количество обучающихся на родном языке в Республике Башкортостан
Языки обучения | Годы | |||||
2007-2008 учебный год | 2008-2009 учебный год | 2009-2010 учебный год | ||||
Кол-во, учреждений, ед. | Кол-во обучаю-щихся, чел. | Кол-во учреждений,ед. | Кол-во обучаю-щихся, чел. | Кол-во учреждений, ед. | Кол-во обучаю-щихся, чел. | |
Русский | 1187 | 395402 | 1126 | 384149 | 1222 | 381064 |
Башкирский | 777 | 52598 | 775 | 50739 | 447(+276ф)[1]∗ | 47908 |
Татарский | 365 | 11325 | 357 | 10957 | 234 (+82ф) | 10042 |
Чувашский | 25 | 794 | 25 | 787 | 27 (+4ф) | 921 |
Марийский | 100 | 3198 | 100 | 3108 | 54 (+39ф) | 2809 |
Удмуртский | 22 | 281 | 22 | 260 | 6 (+13ф) | 248 |
В учреждениях со смешанным национальным составом изучаются несколько родных языков в рамках параллельных классов.
В общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения в качестве самостоятельных предметов изучаются 14 родных языков (таблица 2).
Башкирский язык как государственный преподается во всех учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Таблица 2
Количество общеобразовательных учреждений с изучением родных языков и количество обучающихся, изучающих родной язык как предмет, в Республике Башкортостан[2]∗
Изучаемые языки | Годы | |||||
2007-2008 учебный год | 2008-2009 учебный год | 2009-2010 учебный год | ||||
Кол-во учреждений,ед. | Кол-во обучаю-щихся, чел. | Кол-во учреждений,ед. | Кол-во обучаю-щихся, чел. | Кол-во учреждений,ед. | Кол-во обучаю-щихся, чел. | |
Башкирский | 890 | 78126 | 779 | 78237 | 949 (+91ф) | 78839 |
Татарский | 703 | 64145 | 693 | 55456 | 599 (+47ф) | 54759 |
Чувашский | 101 | 6595 | 97 | 6107 | 93 | 6107 |
Марийский | 117 | 6286 | 100 | 6102 | 77 (+28ф) | 6321 |
Удмуртский | 31 | 1711 | 31 | 1732 | 31 (+3ф) | 1576 |
Мордовский | 13 | 385 | 14 | 407 | 14 | 410 |
Белорусский | 3 | 68 | 3 | 44 | 3 | 45 |
Украинский | 5 | 322 | 5 | 247 | 4 | 189 |
Немецкий | 4 | 254 | 3 | 212 | 3 | 291 |
Латышский | 1 | 26 | 1 | 23 | 1 | 28 |
Польский | 1 | 89 | 1 | 38 | 1 | 89 |
В целом 73 % обучающихся нерусской национальности в республике обучаются на родном языке или изучают его как предмет.
Кроме родных языков в общеобразовательных учреждениях преподаются предметы, учитывающие региональные особенности республики. С 1989 года изучается предмет «Культура Башкортостана», с 1996 года - «История Башкортостана» и «География Башкортостана». С 2008 года для выпускников общеобразовательных учреждений, желающих получить высшее образование, связанное с изучением башкирского языка и литературы, введен единый региональный экзамен по башкирскому языку.
В Башкортостане сформировалась целостная система подготовки педагогических кадров для национального образования. В высших и средних профессиональных образовательных учреждениях готовятся учителя родных языков по 7 специальностям (русскому, башкирскому, татарскому, чувашскому, марийскому, немецкому языкам - с высшим образованием, удмуртскому, мордовскому - со средним специальным образованием). Только в 2009 году педагогическими вузами республики были выпущены 287 учителей башкирского языка, 125 - татарского, 18 - чувашского, 11 – марийского, 10 – удмуртского, 8 – мордовского языков (таблица 3)
Таблица 3
Основные показатели организации изучения родных языков
в Республике Башкортостан
Показатели организации изучения родных языков | Годы | |||
2006-2007 учебный год | 2007-2008 учебный год | 2008-2009 учебный год | 2009-2010 учебный год | |
1. Изучение родных языков обучающимися нерусской национальности, % в том числе | 72,6 | 73 | 73 | 73 |
башкирского | 98,8 | 99,4 | 99,9 | 99,9 |
татарского | 58,6 | 58,8 | 54 | 54,1 |
чувашского | 54,4 | 55,4 | 54 | 58 |
марийского | 62,8 | 65,2 | 65,7 | 67,34 |
удмуртского | 64,4 | 64,6 | 64,4 | 63,3 |
мордовского | 22,3 | 24 | 25,2 | 26,9 |
белорусского | 10,34 | 11,2 | 7,3 | 7,3 |
украинского | 7,5 | 9,8 | 7,8 | 6,5 |
немецкого | 51,8 | 54 | 55,8 | 63 |
латышского | 21,8 | 26,5 | 33,3 | 22,4 |
польского | 16,6 | 20,6 | 57,6 | 57,6 |
2. Изучение башкирского языка как государственного, % | 97,26 | 98,4 | 99,3 | 99,6 |
3. Количество кабинетов родных языков, ед. | 3300 | 3544 | 3456 | 3184 |
4. Подготовка учителей родных языков с высшим образованием, чел. в том числе | 441 | 441 | 441 | |
по башкирскому языку | 287 | 298 | 287 | |
по татарскому языку | 125 | 120 | 125 | |
по марийскому языку | 11 | 11 | 11 | |
по чувашскому языку | 18 | 12 | 18 | |
5. Подготовка учителей родных языков со средним специальным образованием, чел. в том числе | 140 | 226 | 288 | |
по башкирскому языку | 87 | 100 | 161 | |
по татарскому языку | 26 | 88 | 85 | |
по марийскому языку | 15 | 14 | 12 | |
по чувашскому языку | 0 | 13 | 12 | |
по удмуртскому языку | 0 | 11 | 10 | |
по мордовскому языку (дошкольное отделение) | 12 | - | 8 |
Вместе с тем, за последние годы количество обучающихся на своем родном языке уменьшилось на 6 % и составляет сегодня лишь 20 % всех обучающихся нерусской национальности.
В 55% национальных учреждений обучают на родном языке только в начальных классах. В то же время обучение детей нерусской национальности на русском языке зачастую приводит не только к утрате родного языка, но и к отставанию в интеллектуальном и речевом их развитии. Вместо ожидаемого двуязычия они, в конечном счете, не владеют ни русским, ни родным языком.
Имеются определенные проблемы и в подготовке педагогических кадров, которые пока слабо владеют методикой преподавания родных языков и башкирского языка как государственного. В педагогических вузах отсутствуют соответствующие кафедры методики преподавания родного языка и литературы. Не разработана методика преподавания родных языков в условиях русской ассимиляции.
Основными причинами этого являются: сложившаяся демографическая ситуация в стране, малочисленность контингента обучающихся сельских национальных образовательных учреждений, которые не вписались в условия нормативно-подушевого финансирования, проведение единых государственных экзаменов только на русском языке, отсутствие в республике научно-исследовательского центра по проблемам национального образования.
- Основные понятия, используемые в Концепции.
Полиэтничность – историческое проживание представителей разных народов в пределах одного админстративно-территориального образования (республики, области).
Поликонфессиональность – проживание представителей разных конфессий в пределах одного административно-территориального образования (республики, области).
Толерантность – умение взаимодействовать с народами другой культуры и другой религии, способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственного образ жизни, характер, поведение и иные особенности индивидов.
Межэтническая толерантность – уважительное отношение к культуре, образу жизни, языку, традициям и обычаям представителей других народов.
Межкультурная коммуникация – гармоничное общение представителей разных народов посредством языка международного (межнационального) общения с адекватным восприятием их национально-культурного своеобразия.
Билингвизм – параллельное функционирование двух языков в качестве средства общения в различных областях общественного устройства, а также владение этими языками населением определенного региона.
Основным фактором формирования национально-духовных основ личности, осознающей свою этническую принадлежность и включенной в общечеловеческую культуру, выступает родной язык. Русский язык является средством познания достижений русской и мировой культуры и науки, и инструментом межнационального общения.
Национальное образование включает:
методологические основы, идеи, принципы построения, тенденции развития, содержание, средства, методы образовательно-воспитательной деятельности, подготовку педагогических кадров, семейное воспитание;
образовательные учреждения, деятельность которых направлена на реализацию социального заказа общества по обучению и воспитанию всесторонне развитой личности на родном языке, формированию гражданина России, обладающего глубокими знаниями, широким кругозором, духовностью и национальным самосознанием;
образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, разработанные с учетом общемировых и общероссийских тенденций развития образования.
Национальное образование выступает в качестве одного из важнейших индикаторов состояния этнических культур и отражает демографическую, социокультурную и языковую ситуацию в Республике Башкортостан.
Национальное образование – это этнокультурная среда, в которой происходит сохранение и трансляция духовного и культурно-исторического наследия народа, формирование у подрастающего поколения нравственного иммунитета в рамках системы дошкольного, общего образования, а также внешкольного образования детей.
Развитие национального образования – это переход от традиционного национального образования, узко репродуцирующего этническую культуру и язык какого-либо народа, к современному технологически развитому национальному образованию, включенному в ритмы развития цивилизованного общества. В частности, модернизация национального башкирского образования означает проявление внутренних закономерностей развития башкирского этноса, новый этап в его истории как в истории всей цивилизации этого народа.
Национальные образовательные учреждения – это образовательные учреждения (дошкольные, общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи), осуществляющие обучение и воспитание на родном языке и реализующие образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан. Национальными являются не только нерусские, но и русские образовательные учреждения. Общими для них являются идеи формирования личности с ориентацией на национально-региональные и общероссийские требования.
Национальное образовательное учреждение является учреждением бикультурным с высоким удельным весом в содержании образования образовательных программ, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, с широкими возможностями формирования этнического самосознания.
Образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан – это программы, раскрывающие особенности исторического, экономического, географического, культурного и лингвистического своеобразия жизни народов Республики Башкортостан.
Значимость национальных образовательных учреждений особенно возрастает в условиях рыночных отношений, индустриализации и урбанизации общества, сопровождающихся разрушением общечеловеческих нравственных основ, стиранием различий национальных культур, распространением массовой псевдокультуры. Ведь именно эти учреждения призваны передавать из поколения в поколение многовековой опыт народа, его нравственные устои и тем самым противостоять влиянию чуждых псевдокультурных тенденций. Они должны не только формировать у обучающихся первичную систему гуманитарных и естественно-научных знаний, но и воспитывать их по принципу «от этнического - к общечеловеческому».
Национальное образование кроме национальных образовательных учреждений включает также образовательные учреждения с полиэтничным составом учащихся, обучающихся на русском (неродном) языке (дошкольные, общеобразовательные), в которых родные языки изучаются как предмет, и в которых также реализуются образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
Сеть всех образовательных учреждений, в которых реализуются образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, а также учреждений культуры и искусства, деятельность которых направлена на удовлетворение интеллектуальных, духовных, патриотических потребностей всех народов, проживающих в Республике Башкортостан, образует поликультурное образовательное пространство.
Культурологическая модель подготовки учителя – модель, ориентирующая его на трудовую деятельность в поликультурном образовательном пространстве с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей республики.
- Цель и основные задачи Концепции
Цель Концепции – создание благоприятных условий для реализации конституционных прав граждан на обучение и воспитание на родном языке, изучения культурно-исторического наследия народов Башкортостана.
Основные задачи:
развитие национального самосознания, воспитание уважения к своему и другим народам, их истории и культуре;
укрепление гражданских основ общества, гармонизация социальных отношений, обеспечение межнационального и межконфессионального согласия;
развитие государственно-общественных механизмов выработки и реализации национальной образовательной политики Республики Башкортостан, предусматривающих широкое включение в эту деятельность представителей национально-культурной элиты;
обеспечение непрерывности, целостности и системности национального образования;
объединение усилий семьи и образовательных учреждений в процессе обучения и воспитания, повышение этнокультурной компетенции учителей и родителей;
создание благоприятных условий для диалога языков и культур как основы формирования полилингвальной толерантной языковой личности, способной активно развиваться в полиэтнической среде;
воспитание культуры и любви к художественному слову, недопустимость искажения языков, их изучение в тесной связи с культурой и историей народов;
приведение нормативного правового обеспечения национального образования в соответствие с целями и приоритетами государственной национальной политики в Республике Башкортостан;
совершенствование законодательства по нормативному подушевому финансированию образовательных учреждений в Республике Башкортостан с учетом специфики функционирования национальных образовательных учреждений;
разработка на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан);
разработка содержания нового поколения учебников по образовательным программам, учитывающим региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, соответствующих требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов;
изучение и распространение передового педагогического опыта национальных образовательных учреждений;
повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан;
повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации научно-педагогических кадров, обеспечивающих научно-теоретическую и научно-методическую разработку проблем национального образования;
создание системы мониторинга состояния и тенденций развития национального образования в Республике Башкортостан.
5. Принципы и приоритетные направления развития
национального образования
Национальное образование основывается на следующих принципах:
признание роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества;
обеспечение единства образовательного и культурного пространства в Республике Башкортостан, равных прав на сохранение и развитие языков ее народов, защиту и развитие национальных культур и традиций;
воспитание терпимости, уважительного отношения к представителям разных национальностей и религиозных убеждений;
воспитание патриотов с высоким чувством ответственности за судьбу родной республики, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности;
воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе и Родине путем приобщения к литературному и историко-культурному наследию ее народов;
сохранение и приумножение национальной культуры, воспитание у подрастающего поколения стремления познавать и изучать родную культуру;
знание иностранных языков, обеспечение культурологической подготовки обучающихся.
Приоритетными направлениями развития национального образования являются:
а) сохранение этнокультурной направленности образования;
б) повышение качества национального образования путем:
укрепления материально-технической базы национальных образовательных учреждений;
обновления методологии и технологии разработки учебников и образовательных программ этнокультурной направленности;
разработки методических пособий по подготовке и проведению итоговой аттестации обучающихся национальных образовательных учреждений по образовательным программам, учитывающим региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан;
в) создание условий для повышения уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, путем:
разработки требований к подготовке и повышению квалификации соответствующих педагогических кадров;
расширения практики проведения профессиональных конкурсов педагогов, распространения передового педагогического опыта - проведения публичных презентаций, мастер-классов и т.д.
- Модели общеобразовательных учреждений с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности
Республики Башкортостан
Модель 1. Общеобразовательное учреждение
с обучением на русском языке
Обучение и воспитание в данном учреждении осуществляется на русском языке. Родные языки изучаются как предмет. При изучении родных языков класс делится на подгруппы. В младших классах для обучения детей, слабо владеющих родным языком, в учебном плане допускается временное увеличение количества часов на изучение родного языка.
По желанию родителей и обучающихся и инициативе учредителя в этих учреждениях могут быть открыты классы с обучением на родном языке. Изучение образовательных программ, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, в этих образовательных учреждениях обязательно. Одна третья часть внеклассных воспитательных мероприятий должна быть посвящена пропаганде национальных культур, воспитанию толерантной личности.
Модель 2. Общеобразовательное учреждение
с обучением на родном (нерусском) языке
(национальное общеобразовательное учреждение)
Учебно-воспитательный процесс в данном учреждении осуществляется на родном языке с использованием основ этнопедагогики. Создание таких учреждений должно сопровождаться развитием сети дошкольных учреждений с родным языком обучения и воспитания.
Неоднородная этносоциальная и языковая ситуация в районах и городах Республики Башкортостан предполагает развитие различных типов и моделей национальных образовательных учреждений. C учетом дисперсного и компактного характера проживания народов на территории республики такие учреждения могут быть:
с родным (нерусским) языком обучения с 1 по 4 класс (с последующим обучением на русском языке в основной и средней школе);
с родным (нерусским) языком обучения 1 по 9 класс (с последующим обучением на русском языке в средней школе);
с родным (нерусским) языком обучения 1 по 11 класс.
В национальном образовательном учреждении с обучением на родном языке с 1 по 11 класс предметы естественно-математического цикла в 10-11 классах преподаются на двух государственных языках – русском и башкирском. В связи с тем, что башкиры как коренной народ республики занимают стержневое место в поликультурном «соцветии» культур, образовательный процесс во всех национальных образовательных учреждениях должен быть построен в направлении освоения культуры не только своего народа, а в ее единстве и взаимопроникновении с культурой башкирского народа.
Модель 3. Общеобразовательное учреждение
с обучением на родном (нерусском) языке с дополнительной углубленной подготовкой обучающихся по предметам различного профиля (национальное инновационное общеобразовательное учреждение)
Данное учреждение обеспечивает получение общего образования на родном языке с дополнительной (углубленной) подготовкой по предметам различного профиля с использованием позитивного историко-педагогического опыта и современных педагогических технологий.
Базовыми компонентами содержания образования данного учреждения являются:
дополнительная (углубленная) подготовка по предметам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами и основными образовательными программами учреждения;
довузовская подготовка, осуществляемая совместно с вузами;
дополнительное (внешкольное) образование, осуществляемое по нескольким направлениям и удовлетворяющее этнокультурные, интеллектуальные, духовно-нравственные и другие потребности обучающихся.
В национальных инновационных общеобразовательных учреждениях обучение и воспитание с 1 по 9 класс осуществляются на родном языке. В старших классах увеличивается количество предметов, которые могут преподаваться на русском языке. Особое внимание уделяется подготовке обучающихся к сдаче единых государственных экзаменов и других видов итоговой аттестации, поступлению в вузы и получению специальности.
Модель 4. Общеобразовательное учреждение
с обучением на русском и на родном (нерусском) языках
В этих учреждениях преобладают учащиеся нерусской национальности. С учетом реалий сегодняшнего дня может быть создано русско-национальное учреждение для детей, недостаточно хорошо владеющих или вовсе не владеющих родным языком. При этом может быть применена следующая схема обучения и воспитания:
в 1-2 классах все предметы изучаются на русском языке с интенсивным преподаванием родного языка как иностранного;
в 3-4 классах все предметы, кроме русского и иностранного языков, преподаются на родном языке;
в 5-9 классах все предметы, кроме русского языка и литературы, преподаются на родном языке;
в 10-11 классах предметы естественно-математического цикла и предметы, по которым обучающиеся будут сдавать единые государственные экзамены, преподаются на русском языке. Внешкольные мероприятия проводятся на родном языке.
7. Модель выпускника национального общеобразовательного учреждения
Выпускник национального общеобразовательного учреждения - это гражданин, знающий культурно-историческое наследие своего народа, любящий родной край, уважительно относящийся к языку и культуре других народов, населяющих республику и страну.
Национальное общеобразовательное учреждение должно вырабатывать у своего выпускника следующие качества:
овладение нормами культуры поведения и общения;
способность к адаптации и самореализации в современных социально-экономических условиях, готовность к активному участию в жизни республики и страны;
умение сохранять и приумножать самобытное богатство национальной культуры и родного языка в условиях полиэтничной и урбанизированной среды, уважительно относиться к другим народам;
умение сохранять и укреплять свое здоровье и поддерживать высокую работоспособность в труде;
осознанность в выборе профессии с учетом потребностей республики;
умение обеспечивать единство и взаимосвязь традиций и инноваций в учебе, семье и труде;
стремление к непрерывному образованию, самообразованию, устойчивому саморазвитию для достижения успеха, к использованию наукоемких и информационных технологий;
готовность к созданию крепкой и здоровой семьи.
8. Механизмы реализации Концепции
Концепцию предполагается реализовать путем:
обеспечения координации действий Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан и органов исполнительных органов Республики Башкортостан, направленных на совершенствование национального образования;
дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы по вопросам национального образования;
концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений Концепции;
постоянного мониторинга и анализа состояния национального образования в республике;
систематического освещения в средствах массовой информации хода реализации Концепции.
9. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит создать благоприятные условия для реализации конституционных прав граждан на обучение и воспитание на родном языке, изучения культурно-исторического наследия народов Башкортостана.
Кроме того, реализация Концепции обеспечит:
сохранение этнокультурной направленности образования в республике;
укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала национального образования в республике;
совершенствование нормативной правовой базы развития национального образования;
повышение качества национального образования;
обновление содержания и технологий национального образования;
увеличение охвата детей обучением на родном языке.
10. Источники финансирования мероприятий Концепции
Решение задач, поставленных в Концепции, предусматривается осуществить путем увеличения объемов финансирования системы национального образования.
Источниками финансирования расходов на дальнейшее развитие национального образования являются бюджет Республики Башкортостан, бюджеты муниципальных образований республики, средства внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
[1]∗ в скобках указано количество филиалов
[2]∗ Еврейский, армянский и греческий языки изучаются в воскресных школах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"
В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...
Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения
Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального...
Институт развития образования Республики Башкортостан
https://irorb.ru...
Педагогическая сессия. Концепция развития дополнительного образования. Основополагающие моменты развития ДО.
Это первое занятие "Педагогчиеской сессии ГБУДО "ЦРТ" . Презентация кратко знакомит с основными положениями проекта Концепции развития дополнительного образования РФ до 2030 г....
Доклад:"Концепция развития технологического образования в системе образования Российской Федерации"
Концепция развития технологического образования....
Реализация Концепции развития математического образования в МБОУ «Лицей №83-Центр образования» Приволжского района г. Казани
Реализация Концепции развития математического образованияв МБОУ «Лицей №83-Центр образования» Приволжского района г. Казани...