КОНЦЕПЦИЯ развития национального образования в Республике Башкортостан
статья на тему

Нәсибуллина Алһыу Байтимер ҡыҙы

Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_1.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена

Указом Президента

Республики Башкортостан

от «       »__________2009 г.

№ УП - _________

КОНЦЕПЦИЯ

развития национального образования

 в Республике Башкортостан

Содержание

1. Общие положения.                                                                                        

2. Анализ современного состояния национального образования в Республике Башкортостан.                                                                      

3. Основные понятия, используемые в Концепции.                                      

4. Цель и основные задачи Концепции.                                                          

5. Принципы и приоритетные направления развития национального образования.                                                                      

6. Модели общеобразовательных учреждений с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.                                                                                                                                                                                                                        

7. Модель выпускника национального общеобразовательного учреждения.                                                             

8. Механизмы реализации Концепции.                                                            

9. Ожидаемые результаты Концепции.                                                            

        10. Источники финансирования мероприятий Концепции.                            

     

                               1. Общие положения

Республика Башкортостан – один из самых крупных этнокультурных субъектов в составе Российской Федерации, где проживают более ста народов и народностей. Здесь созданы все условия, позволяющие каждому жителю Башкортостана получать образование на своем родном языке, развивать свою национальную культуру, сохранять и приумножать традиции предков.

В условиях модернизации системы образования страны резко возросло разнообразие образовательных учреждений, учебных планов и базовых принципов системы обучения и воспитания. Это требует сохранения баланса интересов как Российской Федерации в целом, так и каждого ее региона, конкретного образовательного учреждения и обучающегося.

Кроме того, усиленная пропаганда в средствах массовой информации ценностей европейского и американского образа жизни вызывает повышенный интерес современной молодежи к зарубежной поп-культуре, что может привести к лишению народов этнической самобытности и постепенной деформации менталитета. Вместе с тем, утрата родного языка, национальных традиций и культуры ведет к утрате национального самосознания, проявлению у человека негативных качеств. В этих условиях задача общества – формирование национальной духовности и духовной личности с высоким интеллектуальным потенциалом.

Одной из важнейших задач в современных условиях становится обеспечение как межнационального, так и межконфессионального согласия, так как в образовательных учреждениях республики обучаются и воспитываются дети различных национальностей и вероисповеданий.

В республике признается значимость национальных духовных культур в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, уважается право национальных образовательных учреждений на образовательную деятельность на мировоззренческой, духовно-нравственной основе. Свобода убеждений и вероисповеданий обеспечивается в соответствии с нормами законодательства о свободе вероисповеданий. Изучение религиозно-познавательных предметов возможно во внеурочное время в форме получения дополнительного образования. Вместе с тем образовательным учреждениям запрещается сотрудничать с представителями деструктивных сект, навязывающих молодежи чуждые ценности.

Имеющийся опыт обеспечения межнационального и межконфессионального согласия является основой для разработки в Республике Башкортостан документа, определяющего общие принципы и механизмы решения проблем национального образования.

Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан (далее - Концепция) разработана с учетом Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 года № 201, образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом Российской Федерации, и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.

Концепция базируется на двух приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития башкирского языка, как языка коренного населения, и обеспечения равных условий для развития языка и культуры народов, проживающих на территории республики.

В основу Концепции положены ценности современного российского общества: обеспечение социальной справедливости, межнационального мира, развитие благосостояния людей, сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.

Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании», Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации», законов Республики Башкортостан «Об образовании» и «О языках народов Республики Башкортостан», государственной программы «Народы Башкортостана» на 2003-2012 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 декабря 2002 года № 388 (с последующими изменениями), Государственной программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 апреля 2006 года № 83 (с последующими изменениями), государственной программы «Башкиры Российской Федерации» на 2008-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 года № 382 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2009 года № 58), республиканской целевой программы «Русский язык» на 2008-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 16 января 2008 года № УП-3.

Основные идеи и положения Концепции призваны служить ориентиром для всех образовательных учреждений Республики Башкортостан в целях  обеспечения конституционных прав на обучение на родном языке и изучение родного языка. 

Концепция предполагает обновление и дальнейшее развитие национальных образовательных учреждений, учитывающих этнокультурные и психофизиологические особенности различных народов. Развитие национально-региональных аспектов образования направлено на сохранение и совершенствование национальных культур, приобщение подрастающих поколений к родному языку и культурным традициям, обеспечение стабильности межнациональных отношений, укрепления взаимопонимания между народами.

2. Анализ современного состояния национального образования

в Республике Башкортостан 

В Республике Башкортостан организовано обучение на 6 родных языках в 768 общеобразовательных учреждениях из 1990, в том числе в 414 филиалах. Обучаются на родном языке: башкирском - в 447 учреждениях и 276 их филиалах 47908 учащихся (37,8%); татарском - в 234 учреждениях и 82 филиалах 10042 учащихся (8,4%); марийском – в 54 учреждениях и 39 филиалах 2809 учащихся (20,7%); чувашском - в 27 учреждениях и 4 филиалах 921 учащихся (7,7%); удмуртском -  в 6 учреждениях и 13 филиалах 248 учащихся (8,6%) (таблица 1).

Таблица 1

Количество общеобразовательных учреждений с обучением на родном языке и количество обучающихся на родном языке в Республике Башкортостан

Языки обучения

Годы

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

Кол-во, учреждений, ед.

Кол-во обучаю-щихся, чел.

Кол-во учреждений,ед.

Кол-во обучаю-щихся, чел.

Кол-во учреждений, ед.

Кол-во обучаю-щихся, чел.

Русский

1187

395402

1126

384149

1222

381064

Башкирский

777

52598

775

50739

447(+276ф)[1]

47908

Татарский

365

11325

357

10957

234 (+82ф)

10042

Чувашский

25

794

25

787

27 (+4ф)

921

Марийский

100

3198

100

3108

54 (+39ф)

2809

Удмуртский

22

281

22

260

6 (+13ф)

248

В учреждениях со смешанным национальным составом изучаются несколько родных языков в рамках параллельных классов.

В общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения в качестве самостоятельных предметов изучаются 14 родных языков (таблица 2).

Башкирский язык как государственный преподается во всех учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования.

                                                                                                                                                                                                                                                           Таблица 2

Количество общеобразовательных учреждений с изучением родных языков и количество обучающихся, изучающих родной язык как предмет, в Республике Башкортостан[2]

Изучаемые  языки

Годы

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

Кол-во учреждений,ед.

Кол-во обучаю-щихся, чел.

Кол-во учреждений,ед.

Кол-во обучаю-щихся, чел.

Кол-во учреждений,ед.

Кол-во обучаю-щихся, чел.

Башкирский

890

78126

779

78237

949 (+91ф)

78839

Татарский

703

64145

693

55456

599 (+47ф)

54759

Чувашский

101

6595

97

6107

93

6107

Марийский

117

6286

100

6102

77 (+28ф)

6321

Удмуртский

31

1711

31

1732

31 (+3ф)

1576

Мордовский

13

385

14

407

14

410

Белорусский

3

68

3

44

3

45

Украинский

5

322

5

247

4

189

Немецкий

4

254

3

212

3

291

Латышский

1

26

1

23

1

28

Польский

1

89

1

38

1

89

В целом 73 % обучающихся нерусской национальности в республике обучаются на родном языке или изучают его как предмет.

Кроме родных языков в общеобразовательных учреждениях преподаются предметы, учитывающие региональные особенности республики. С 1989 года изучается предмет «Культура Башкортостана», с 1996 года - «История Башкортостана» и «География Башкортостана». С 2008 года для выпускников общеобразовательных учреждений, желающих получить высшее образование, связанное с изучением башкирского языка и литературы, введен единый региональный экзамен по башкирскому языку.

В Башкортостане сформировалась целостная система подготовки педагогических кадров для национального образования. В высших и средних профессиональных образовательных учреждениях готовятся учителя родных языков по 7 специальностям (русскому, башкирскому, татарскому, чувашскому, марийскому, немецкому языкам - с высшим образованием, удмуртскому, мордовскому - со средним специальным образованием). Только в 2009 году педагогическими вузами республики были выпущены 287 учителей башкирского языка, 125 - татарского, 18 - чувашского, 11 – марийского, 10 – удмуртского, 8 – мордовского языков (таблица 3)

Таблица 3

Основные показатели организации изучения родных языков

в Республике Башкортостан

Показатели организации изучения родных языков

Годы

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

1. Изучение родных языков обучающимися нерусской национальности, %

в том числе

72,6

73

73

73

башкирского

98,8

99,4

99,9

99,9

татарского

58,6

58,8

54

54,1

чувашского

54,4

55,4

54

58

марийского

62,8

65,2

65,7

67,34

удмуртского

64,4

64,6

64,4

63,3

мордовского

22,3

24

25,2

26,9

белорусского

10,34

11,2

7,3

7,3

украинского

7,5

9,8

7,8

6,5

немецкого

51,8

54

55,8

63

латышского

21,8

26,5

33,3

22,4

польского

16,6

20,6

57,6

57,6

2. Изучение башкирского языка как государственного, %

97,26

98,4

99,3

99,6

3. Количество кабинетов родных языков, ед.

3300

3544

3456

3184

4. Подготовка учителей родных языков с высшим образованием, чел.

в том числе

441

441

441

по башкирскому языку

287

298

287

по татарскому языку

125

120

125

по марийскому языку

11

11

11

по чувашскому языку

18

12

18

5. Подготовка учителей родных языков со средним специальным образованием, чел.

в том числе

140

226

288

по башкирскому языку

87

100

161

по татарскому языку

26

88

85

по марийскому языку

15

14

12

по чувашскому языку

0

13

12

по удмуртскому языку

0

11

10

по мордовскому языку (дошкольное отделение)

12

-

8

Вместе с тем,  за последние годы количество обучающихся на своем родном  языке уменьшилось на 6 % и составляет сегодня лишь 20 % всех обучающихся нерусской национальности. 

В 55% национальных учреждений обучают на родном языке только в начальных классах. В то же время обучение детей нерусской национальности на русском языке зачастую приводит не только к утрате родного языка, но и к отставанию в интеллектуальном и речевом их развитии. Вместо ожидаемого двуязычия они, в конечном счете, не владеют ни русским, ни родным языком.

Имеются определенные проблемы и в подготовке педагогических кадров, которые пока слабо владеют методикой преподавания родных языков и башкирского языка как государственного. В педагогических вузах отсутствуют соответствующие кафедры методики преподавания родного языка и литературы. Не разработана методика преподавания родных языков в условиях русской ассимиляции.

Основными причинами этого являются: сложившаяся демографическая ситуация в стране, малочисленность контингента обучающихся сельских национальных образовательных учреждений, которые не вписались в условия нормативно-подушевого финансирования, проведение единых государственных экзаменов только на русском языке, отсутствие в республике научно-исследовательского центра по проблемам национального образования.

  1. Основные понятия, используемые в Концепции.

Полиэтничность – историческое проживание представителей разных народов в пределах одного админстративно-территориального образования (республики, области).

Поликонфессиональность – проживание представителей разных конфессий в пределах одного административно-территориального образования (республики, области).

Толерантность – умение взаимодействовать с народами другой культуры и другой религии, способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственного образ жизни, характер, поведение и иные особенности индивидов.

Межэтническая толерантность – уважительное отношение к культуре, образу жизни, языку, традициям и обычаям представителей других народов.

Межкультурная коммуникация – гармоничное общение представителей разных народов посредством языка международного (межнационального) общения с адекватным восприятием их национально-культурного своеобразия.

Билингвизм – параллельное функционирование двух языков в качестве средства общения в различных областях общественного устройства, а также владение этими языками населением определенного региона.

Основным фактором формирования национально-духовных основ личности, осознающей свою этническую принадлежность и включенной в общечеловеческую культуру, выступает родной язык. Русский язык является средством познания достижений русской и мировой культуры и науки, и инструментом межнационального общения.

Национальное образование включает:

методологические основы, идеи, принципы построения, тенденции развития, содержание, средства, методы образовательно-воспитательной деятельности, подготовку педагогических кадров, семейное воспитание;

образовательные учреждения, деятельность которых направлена на реализацию социального заказа общества по обучению и воспитанию всесторонне развитой личности на родном языке, формированию гражданина России, обладающего глубокими знаниями, широким кругозором, духовностью и национальным самосознанием;

образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, разработанные с учетом общемировых и общероссийских тенденций развития образования.

Национальное образование выступает в качестве одного из важнейших индикаторов состояния этнических культур и отражает демографическую, социокультурную и языковую ситуацию в Республике Башкортостан.

Национальное образование – это этнокультурная среда, в которой происходит сохранение и трансляция духовного и культурно-исторического наследия народа, формирование у подрастающего поколения нравственного иммунитета в рамках системы дошкольного, общего образования, а также внешкольного образования детей.

Развитие национального образования – это переход от традиционного национального образования, узко репродуцирующего этническую культуру и язык какого-либо народа, к современному технологически развитому национальному образованию, включенному в ритмы развития цивилизованного общества. В частности, модернизация национального башкирского образования означает проявление внутренних закономерностей развития башкирского этноса, новый этап в его истории как в истории всей цивилизации этого народа.

Национальные образовательные учреждения – это образовательные учреждения (дошкольные, общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи), осуществляющие обучение и воспитание на родном языке и реализующие образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан. Национальными являются не только нерусские, но и русские образовательные учреждения. Общими для них являются идеи формирования личности с ориентацией на национально-региональные и общероссийские требования.  

Национальное образовательное учреждение  является учреждением бикультурным с высоким удельным весом в содержании образования образовательных программ, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, с широкими возможностями формирования этнического самосознания.

Образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан – это программы, раскрывающие особенности исторического, экономического, географического, культурного и лингвистического своеобразия жизни народов Республики Башкортостан.

Значимость национальных образовательных учреждений особенно возрастает в условиях рыночных отношений, индустриализации и урбанизации общества, сопровождающихся разрушением общечеловеческих нравственных основ, стиранием различий национальных культур, распространением массовой псевдокультуры. Ведь именно эти учреждения призваны передавать из поколения в поколение многовековой опыт народа, его нравственные устои и тем самым противостоять влиянию чуждых псевдокультурных тенденций. Они должны не только формировать у обучающихся первичную систему гуманитарных и естественно-научных знаний, но и воспитывать их по принципу «от этнического - к общечеловеческому».

Национальное образование кроме национальных образовательных учреждений включает также образовательные учреждения с полиэтничным составом учащихся, обучающихся на русском (неродном) языке (дошкольные, общеобразовательные), в которых родные языки изучаются как предмет, и в которых также реализуются образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.

Сеть всех образовательных учреждений, в  которых реализуются образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, а также учреждений культуры и искусства, деятельность которых направлена на удовлетворение интеллектуальных, духовных, патриотических потребностей всех народов, проживающих в  Республике Башкортостан, образует поликультурное образовательное пространство.

Культурологическая модель подготовки учителя – модель, ориентирующая его на трудовую деятельность в поликультурном образовательном пространстве с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей республики.

  1. Цель и основные задачи Концепции

Цель Концепции – создание благоприятных условий для реализации конституционных прав граждан на обучение и воспитание на родном языке, изучения культурно-исторического наследия народов Башкортостана.

Основные задачи:

развитие национального самосознания, воспитание уважения к своему и другим народам, их истории и культуре;

укрепление гражданских основ общества, гармонизация социальных отношений, обеспечение межнационального и межконфессионального  согласия;

развитие государственно-общественных механизмов выработки и реализации национальной образовательной политики Республики Башкортостан, предусматривающих широкое включение в эту деятельность представителей национально-культурной элиты;

обеспечение непрерывности, целостности и системности национального образования;

объединение усилий семьи и образовательных учреждений в процессе обучения и воспитания, повышение этнокультурной компетенции учителей и родителей;

создание благоприятных условий для диалога языков и культур как основы формирования полилингвальной толерантной языковой личности, способной активно развиваться в полиэтнической среде;

воспитание культуры и любви к художественному слову,  недопустимость искажения языков, их изучение в тесной связи с культурой и историей народов;

приведение нормативного правового обеспечения национального образования в соответствие с целями и приоритетами государственной национальной политики в Республике Башкортостан;

совершенствование законодательства по нормативному подушевому финансированию образовательных учреждений в Республике Башкортостан с учетом специфики функционирования национальных образовательных учреждений;

разработка на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан);

разработка содержания нового поколения учебников по образовательным программам, учитывающим региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, соответствующих требованиям новых федеральных государственных  образовательных стандартов;

        изучение и распространение передового педагогического опыта национальных образовательных учреждений;

        повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан;

повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации научно-педагогических кадров, обеспечивающих научно-теоретическую и научно-методическую разработку проблем национального образования;

        создание системы мониторинга состояния и тенденций развития национального образования в Республике Башкортостан.

5. Принципы и приоритетные направления  развития

национального образования

Национальное образование основывается на следующих принципах:

признание роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества;

обеспечение единства образовательного и культурного пространства в Республике Башкортостан, равных прав на сохранение и развитие языков ее народов, защиту и развитие национальных культур и традиций;

воспитание терпимости, уважительного отношения к представителям разных национальностей и религиозных  убеждений;  

воспитание патриотов с высоким чувством ответственности за судьбу родной республики, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности;

воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе и Родине путем приобщения к литературному и историко-культурному наследию ее народов;

сохранение и приумножение национальной культуры, воспитание у подрастающего поколения стремления познавать и изучать родную культуру;

знание иностранных языков, обеспечение культурологической подготовки обучающихся.

          Приоритетными направлениями развития национального образования являются:

а) сохранение этнокультурной направленности образования;

б) повышение качества национального образования путем:

укрепления материально-технической базы национальных образовательных учреждений;

обновления методологии и технологии разработки учебников и образовательных программ этнокультурной направленности;

разработки методических пособий по подготовке и проведению итоговой аттестации обучающихся национальных образовательных учреждений по образовательным программам, учитывающим региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан;

в) создание условий для повышения уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан,  путем:

разработки требований к подготовке и  повышению квалификации соответствующих педагогических кадров;

  расширения практики проведения профессиональных конкурсов педагогов, распространения передового педагогического опыта -  проведения публичных презентаций, мастер-классов и т.д.

  1. Модели общеобразовательных учреждений с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности

Республики Башкортостан

Модель 1. Общеобразовательное учреждение

с обучением на русском языке

Обучение и воспитание в данном учреждении осуществляется на русском языке. Родные языки изучаются как предмет. При изучении родных языков класс делится на подгруппы. В младших классах для обучения детей, слабо владеющих родным языком, в учебном плане допускается временное увеличение количества часов на изучение родного языка.

По желанию родителей и обучающихся и инициативе учредителя в этих учреждениях могут быть открыты классы с обучением на родном языке. Изучение образовательных программ, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, в этих образовательных учреждениях обязательно. Одна третья часть внеклассных воспитательных мероприятий должна быть посвящена пропаганде национальных культур, воспитанию толерантной личности.

Модель 2.  Общеобразовательное учреждение

с обучением на родном (нерусском) языке

(национальное общеобразовательное учреждение)

Учебно-воспитательный процесс в данном учреждении осуществляется на родном языке с использованием основ этнопедагогики. Создание таких учреждений должно сопровождаться развитием сети дошкольных учреждений с родным языком обучения и воспитания.

   Неоднородная этносоциальная и языковая ситуация в районах и городах Республики Башкортостан предполагает развитие различных типов и моделей национальных образовательных учреждений. C учетом дисперсного и компактного характера проживания народов на территории республики такие учреждения могут быть:

   с родным (нерусским) языком обучения с 1 по 4 класс (с последующим обучением на русском языке в основной и средней школе);

   с родным (нерусским) языком обучения 1 по 9 класс (с последующим обучением на русском языке в средней школе);

   с родным (нерусским) языком обучения 1 по 11 класс.

   В национальном образовательном учреждении с обучением на родном языке с 1 по 11 класс предметы естественно-математического цикла в 10-11 классах преподаются на двух государственных языках – русском и башкирском. В связи с тем, что башкиры как коренной народ республики занимают стержневое место в поликультурном «соцветии» культур, образовательный процесс во всех национальных образовательных учреждениях должен быть построен в направлении освоения культуры не только своего народа, а в ее единстве и взаимопроникновении с культурой башкирского народа.

Модель 3.  Общеобразовательное учреждение

  с обучением на родном (нерусском) языке с дополнительной углубленной подготовкой обучающихся по предметам различного профиля (национальное инновационное общеобразовательное учреждение)

   Данное учреждение обеспечивает получение общего образования на родном языке с дополнительной (углубленной) подготовкой по предметам различного профиля с использованием позитивного историко-педагогического опыта и современных педагогических технологий.

   Базовыми компонентами содержания образования данного учреждения являются:

   дополнительная (углубленная) подготовка по предметам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами и основными образовательными программами учреждения;

  довузовская подготовка, осуществляемая совместно с вузами;

         дополнительное (внешкольное) образование, осуществляемое по нескольким направлениям и удовлетворяющее этнокультурные, интеллектуальные, духовно-нравственные и другие  потребности  обучающихся.

  В национальных инновационных общеобразовательных учреждениях обучение и воспитание с 1 по 9 класс осуществляются на родном языке. В старших классах увеличивается количество предметов, которые могут преподаваться на русском языке. Особое внимание уделяется подготовке обучающихся к сдаче единых государственных экзаменов и других видов итоговой аттестации,  поступлению в вузы и получению специальности.

 

Модель 4.  Общеобразовательное учреждение

с обучением на русском и на родном (нерусском) языках

В этих учреждениях преобладают учащиеся нерусской национальности. С учетом реалий сегодняшнего дня может быть создано русско-национальное учреждение для  детей, недостаточно хорошо владеющих или вовсе не владеющих родным языком.  При этом может быть применена следующая схема обучения и воспитания:

в 1-2 классах все предметы изучаются на русском языке с интенсивным преподаванием родного языка как  иностранного;

в 3-4 классах все предметы, кроме русского и иностранного языков, преподаются на родном языке;

в 5-9 классах все  предметы, кроме русского языка и литературы, преподаются на родном языке;

в 10-11 классах предметы естественно-математического цикла и предметы, по которым обучающиеся будут сдавать единые государственные экзамены, преподаются на русском языке. Внешкольные мероприятия проводятся на родном языке.  

7. Модель выпускника национального общеобразовательного учреждения

Выпускник национального общеобразовательного  учреждения - это гражданин, знающий культурно-историческое наследие своего народа, любящий родной край, уважительно относящийся к языку и культуре других народов, населяющих республику и страну.  

Национальное общеобразовательное учреждение должно вырабатывать у своего выпускника следующие качества:

овладение нормами культуры поведения и общения;

способность к адаптации и самореализации в современных социально-экономических условиях, готовность к активному участию в жизни республики и страны;

умение сохранять и приумножать самобытное богатство национальной культуры и родного языка в условиях полиэтничной и урбанизированной среды, уважительно относиться к другим народам;

умение сохранять и укреплять свое здоровье и поддерживать высокую работоспособность в труде;

осознанность в выборе профессии с учетом потребностей  республики;

умение обеспечивать единство и взаимосвязь традиций и инноваций в учебе, семье и труде;

стремление к непрерывному образованию, самообразованию, устойчивому саморазвитию для достижения успеха, к использованию наукоемких и информационных технологий;

готовность к созданию крепкой и здоровой семьи.

8. Механизмы реализации Концепции  

Концепцию предполагается реализовать путем:

обеспечения координации действий Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан и органов исполнительных органов Республики Башкортостан, направленных на совершенствование национального образования;

дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы по вопросам национального образования;

концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений Концепции;

постоянного мониторинга и анализа состояния национального образования в республике;

систематического освещения в средствах массовой информации хода реализации Концепции.

9. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит создать благоприятные условия для реализации конституционных прав граждан на обучение и воспитание на родном языке, изучения культурно-исторического наследия народов Башкортостана.

Кроме того, реализация Концепции обеспечит:

  сохранение этнокультурной направленности образования в республике;

укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала национального образования в республике;

совершенствование нормативной правовой базы развития национального образования;

повышение качества национального образования;

обновление содержания и технологий национального образования;

увеличение охвата детей обучением на родном языке.

10. Источники финансирования мероприятий Концепции

Решение задач, поставленных в Концепции, предусматривается осуществить путем увеличения объемов финансирования системы национального образования.

Источниками финансирования расходов на дальнейшее развитие национального образования являются бюджет Республики Башкортостан, бюджеты муниципальных образований республики, средства внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.


[1]  в скобках указано количество филиалов 

[2]  Еврейский, армянский и греческий языки изучаются в воскресных школах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"

В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального...

Педагогическая сессия. Концепция развития дополнительного образования. Основополагающие моменты развития ДО.

Это первое занятие "Педагогчиеской сессии ГБУДО "ЦРТ" . Презентация кратко знакомит с основными положениями проекта Концепции развития дополнительного образования РФ до 2030 г....

Реализация Концепции развития математического образования в МБОУ «Лицей №83-Центр образования» Приволжского района г. Казани

Реализация Концепции развития математического образованияв МБОУ «Лицей №83-Центр образования» Приволжского района г. Казани...