Предпрофессиональная программа по фитнес-аэробике для СОГ
рабочая программа на тему
Спортивно оздоровительная программам для занятий фитнес-аэробикой младшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sog_po_fitnes-aerobike.docx | 93.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
г. Усинска
(МБУДО «ДЮСШ»)
«Томуловлöн спорт школа»
Усинск карса содтöд тöдöмлун сетан
муниципальнöй сьöмкуд учреждение
(«ТСШ» УКСТС МСУ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ДЮСШ»
_______________П.Н. Кузменко
«_____»____________20_____г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ПО ВИДУ СПОРТА ФИТНЕС - АЭРОБИКА
Срок реализации весь период
Разработчик программы:
__________________________
Тренеры – преподаватель (и)
_____Фоменко О.А.________
Рецензенты программы:
___________________________
Программа одобрена:
Тренерским советом
МБОУ ДОД «ДЮСШ»
Протокол №_____
«_____»___________20_____г.
г. Усинск 2015
Содержание
- Раздел 1. Пояснительная записка………………………………….2.
- Раздел 2. Учебный план…………………………………………....7.
- Раздел 3. Методическая часть……………………………………..10.
- Раздел 4. Система контроля и зачетные требования……………..15.
- Раздел 5. Перечень информационного обеспечения…………….17.
Раздел 1. Пояснительная записка.
Данная программа ориентирована на цели физического воспитания личности, выявления одарённых детей, получения ими начальных знаний о физической культуре и спорте и овладение основами фитнес - аэробики как избранном виде спорта. Приказ Министерства спорта России № 1125 от 27.12.2013 года установил возможность разработки и реализации, дополнительных общеразвивающих программ исключительно для спортивно-оздоровительного этапа подготовки.
Программа предусматривает комплектование учебных групп и тренировочную нагрузку на спортивно-оздоровительном этапе, которые регламентируются Приказом Министерства спорта России от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
Настоящая программа является основным документом определяющим направленность и содержание дополнительного образования на отделении фитнес-аэробики МБОУ ДОД «ДЮСШ» в группах спортивно-оздоровительного этапа.
Нормативная и правовая база для составления данной программы:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
- Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации,
- Устав МБОУ ДОД «ДЮСШ».
Теоретической основой составления программы послужили программа «Фитнес-аэробика» для системы дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных Детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), разработанная коллективом авторов Федерации Фитнес-аэробики России (ФФАР). Москва 2009 г.
Общеразвивающая программа предназначена для детей с 6 лет. Срок реализации программы - весь период.
Настоящая программа является основным документом определяющим направленность и содержание дополнительного образования на отделении фитнес - аэробике МБОУ ДОД «ДЮСШ» в группах спортивно-оздоровительной направленности.
Актуальность программы определяется потребностью образования и развития у детей творческих качеств. Фитнес-аэробика может предложить современному подростку:
двигательную активность, разнообразие движений, увлекательную познавательную деятельность, здоровый образ жизни, спортивные достижения.
Основная цель программы:
Создание условий для самореализации личности ребёнка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, формирование и совершенствование их двигательных способностей, приобщение обучающихся к здоровому образу жизни. Создание единого направления в учебно-тренировочном процессе для спортивного развития воспитанников.
Основные задачи:
1.Образовательные:
- совершенствование техники выполнения физических упражнений;
- освоение техники выполнения движений в фитнес-аэробике.
2. Воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению;
- воспитание воли, дисциплины и трудовых навыков;
- воспитание нравственных, морально-волевых и эстетических качеств;
- воспитание силы и яркости воображения, пробуждение активной заинтересованности учащихся в публичных выступлениях.
3. Развивающие:
- развитие способностей каждого учащегося в активном тренировочном процессе,
- развитие музыкальности под влиянием многообразных и ярких впечатлений,
- развитие личностно-творческого отношения путем активной спортивной деятельности, любви к публичным выступлениям, ответственность отношения к своему здоровью.
4. Оздоровительные: сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В основе решения поставленных задач, лежит оздоровление и приобщение детей к занятиям спорта. Общеразвивающая программа по фитнес-аэробике представляет собой организацию и проведение, физкультурно-спортивной и тренировочной деятельности обучающихся, по общей физической подготовке, специализированной подготовке в избранном виде спорта.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по программе, учащиеся должны:
знать:
- основные понятия, термины фитнес-аэробики,
- роль физической культуры и спорта в здоровом образе жизни,
- историю развития фитнес-аэробики,
- правила соревнований в избранном виде спорта
уметь:
- применять правила техники безопасности на занятиях,
- владеть основами гигиены,
- выполнять основные технические действия, предусмотренные программой,
- применять изученные технические действия в соревновательных условиях.
Способы определения результативности.
Проверка знаний и умений проводится на каждом занятии. Итоговые испытания технической подготовленности учащихся проводятся в процессе тренировочной деятельности и соревнованиях.
Уровень общей физической подготовленности определяется при сдаче контрольных нормативов по ОФП и СФП, проводимых в начале и конце учебного года.
Критериями успешности обучения служат - положительная динамика уровня общей физической подготовленности, определяемая по результатам контрольных нормативов по ОФП и СФП, результаты участия в соревнованиях и желание продолжить обучение на следующем этапе подготовки.
Фитнес – аэробика пользуется широкой популярностью среди детей младшего, среднего и старшего возраста, молодежи и взрослого населения.
Фитнес – аэробика – один из самых молодых видов спорта. Это командный вид спорта, собравший всё лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики.
Бурный рост числа сторонников фитнес – аэробики обеспечил её выход на международную арену, и в настоящее время по данному виду спорта проводятся крупнейшие соревнования, включая чемпионаты Европы и Мира, международные турниры среди детей, подростков и молодежи.
Доступность и увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие двигательных действий и функциональные нагрузки позволяют использовать данный вид спортивной деятельности, как одно из средств физического и психического развития спортсменов.
Несмотря на относительную простоту и доступность для широких масс населения, фитнес-аэробика достаточно сложный в координационном и физическом отношении вид спорта. Соревновательные комбинации отличаются быстрым темпом, резкой сменой положения тела, позиций.
Инициатором развития этого вида спорта является ФИСАФ (FISAF) – Международная федерация спорта, аэробики и фитнеса. С целью популяризации данного вида спорта на Чемпионаты Мира и Европы допускаются по три команды в каждом виде от страны.
Фитнес-аэробика – это один из наиболее «здоровых» видов спорта, в котором, прежде всего, оценивается красота, гармония и совершенство.
Отличительные особенности
Если сравнивать фитнес-аэробику с другими видами спорта, то фитнес-аэробика один из самых наиболее безопасных и доступных видов спорта. Однако предъявляются довольно высокие требования к внешнему виду спортсменов. Фитнес-аэробика развивает координацию, выносливость, ловкость, дисциплинирует человека, совершенствуя его тело, учит владеть им красиво и грациозно, укрепляет чувство уверенности в себе, умение работать в команде, что очень важно в сегодняшнем мире.
Главная методическая особенность фитнес-аэробики заключается в особой роли музыки при исполнении упражнений и обучении им.
Движения, из которых состоит любое упражнение, можно показать, описать и объяснить, изобразить графически. Однако такие существенные стороны движения, как скорость и сила (степень мышечных усилий), резкость, а также эмоциональная окраска выполнения, объяснить очень трудно, а иногда и невозможно. Эти стороны движений и их особенности наиболее характерны для основных упражнений фитнес-аэробики.
Для формирования представлений о них и последующего усвоения в фитнес-аэробики используется музыка. В процессе занятий музыка участвует в формировании определенного стереотипа нервных процессов. При исполнении упражнения она упорядочивает действия спортсменок, приводит их в систему и одновременно воздействует на их физическое и эмоциональное состояние.
Не менее важна роль музыки в овладении техническим мастерством, в достижении высоких спортивных результатов. При этом устанавливается и закрепляется связь между музыкой и движением.
Необходимо научить спортсменок не только слушать, но и «слышать» музыку. Следует развивать их восприимчивость к музыке и умение разбираться в ней. Они должны знать и различать средства музыкальной выразительности и конкретизировать их восприятие в движениях.
Ведущую роль в формировании связей движения с музыкой играет правильная последовательная постановка двигательных задач при обучении упражнениям с учетом подготовленности занимающихся.
Специфика организации тренировочного процесса
Запись в отделение аэробики осуществляется в начале учебного года на основании заявления родителей, добровольного волеизъявления ребенка, на основании медицинского заключения о состоянии физического здоровья.
Группы комплектуются из числа обучающихся женского пола дошкольного среднего и старшего школьного возраста (6-18 лет) по результатам тестирования. В процессе обучения все воспитанницы проходят два раза в год медицинский осмотр по программе Министерства здравоохранения Российской Федерации, предусмотренный для допуска к занятиям спортом и участию в соревнованиях. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме групповых занятий тренера – преподавателя с учащимися.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных (благоприятных) фаз возрастного развития физических качеств. Программа рассчитана на весь период.
Учебно-тренировочный процесс на этапе спортивного-оздоровления проводится в соответствии с годовым учебным планом из 38 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях учреждения.
Недельная нагрузка на этапах подготовки распределена следующим образом:
- на спортивно-оздоровительной этапе – 6 часов в неделю;
Набор детей в спортивно-оздоровительные группы обучения производится, как правило, с 6 -7 лет. Подготовка учащихся по данной программе может продолжаться до достижения ими 18 лет.
Занятия проводятся в учебно-тренировочных группах, наполняемость которых составляет не более 18 человек на всех этапах обучения.
Возраст зачисления учащихся и нормативно-классификационные требования к учащимся при зачислении в спортивно-оздоровительную группу.
Год обучения | Год реализации программы | Возраст учащихся | Число учащихся в группе | Разрядные требования на конец учебного года | Недельный режим учебно-тренировочной работы (час) | Годовой режим работы (час) |
Без ограничений | Весь период | 6-18 лет | до 18 | ОФП, СФП | 6 | 228 |
Учебно-тренировочный процесс, в спортивно-оздоровительных группах, планируется как подготовительный период, направлен на гармоническое развитие внешних форм и функций организма занимающихся, воспитание морально – волевых и нравственно – эстетических качеств, формирования потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;
- формирование устойчивого интереса к занятиям фитнес-аэробикой;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств (силы, гибкости, координации, прыгучести, быстроты, равновесия, выносливости);
- формирование правильной осанки и аэробного стиля (школы) выполнения упражнений;
- начальная техническая подготовка – освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов и шагов фитнес-аэробики;
- развитие эстетических качеств (музыкальность, танцевальность, выразительность, артистизм);
- начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классического, историко-бытового и народного танцев;
- изучение теоретического материала, знакомство с основами техники фитнес - аэробики.
- воспитание интереса к регулярным занятиям фитнес - аэробикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности;
- участие в показательных выступлениях и соревнованиях.
Раздел 2.Учебный план
Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах проводится на основании учебного плана и годового графика распределения учебных часов, которые предусматривают организацию тренировочных занятий по предметным областям.
Учебно-тематический план,
продолжительность и объемы реализации
по предметным областям.
Название группы, год обучения | СОГ |
(количество часов в неделю) | 6 ч |
Т Е О Р И Я | 6 |
Общая физическая подготовка | 84 |
Специальная физическая подготовка | 70 |
Техническая подготовка | 60 |
Контрольные нормативы | 4 |
Соревнования | по календарному плану спортивно-массовых мероприятий |
Инструкторская и судейская практика | в процессе занятий в сетке часов |
Психологическая подготовка | в процессе занятий в сетке часов |
Врачебный контроль | 4 |
Всего часов в год | 228 |
Спортивная подготовка в фитнес-аэробике – круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся.
В содержание спортивной подготовки выделяют следующие виды: физическую, техническую, психологическую, тактическую, теоретическую, интегральную.
Физическую подготовку подразделяют на:
- общую физическую подготовку (ОФП), которая направлена на повышение общей работоспособности;
- специальную физическую подготовку (СФП), направленную на развитие специальных физических качеств;
- хореографическую – обучение элементам классического, , народного и современного танцев;
- специально-двигательную подготовку, направленную на развитие координационных способностей, скорости реакции.
- функциональную, направленную на «выведение» обучающихся на высокий объём и интенсивность тренировочных нагрузок.
В технической подготовке целесообразно выделять:
- беспредметную – обучение технике упражнений без предмета;
- предметную – обучение технике упражнений с предметами;
- музыкально-двигательную – обучение элементам музыкальной грамоты, развитие музыкальности и выразительности;
- композиционную – составление соревновательных программ.
В психологическую подготовку входят:
- базовая – психологическое развитие, образование и обучение;
- тренировочная – формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам;
- соревновательная – формирование состояния готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.
Тактическая подготовка может быть:
- групповой – составление групповой соревновательной программы, определение ударных видов, распределение сил, тактика поведения,
подбор и расстановка спортсменок, тактика поведения;
- командной – формирование команды, определение командных и личных задач;
- личной – индивидуальная работа с отдельными спортсменками над отдельными элементами соревновательной программы или тренировочного материала.
Теоретическая подготовка – формирование у обучающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в фитнес-аэробике. Может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.
Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надёжности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при соблюдении трёх групп принципов:
1. Общепедагогические (дидактические) принципы: воспитание и обучение сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования;
2. Спортивные: направленности к высшим достижениям, специализации и индивидуализации, единства всех сторон подготовки, непрерывности и цикличности тренировочного процесса, максимальности и постепенности повышения требований, волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
3. Методические:
- опережения – опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке, раннее освоение сложных элементов, создание перспективных программ;
- многомерности – формирование высокой и в равной степени эффективной техники владения всеми базовыми элементами фитнес-аэробики;
- соразмерности – оптимальное и сбалансированное развитие физических качеств;
- сопряжённости – поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач, например, сочетать техническую и физическую подготовку;
- избыточности – применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные в 2-3 раза, освоение и включение в соревновательные комбинации больше, чем требуется, трудных перестроений и оригинальных элементов;
- моделирования – широкое использование различных вариантов моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе;
Педагогические средства восстановления:
- Рациональное распределение нагрузок;
- Создание четкого ритма и режима учебно-тренировочного процесса;
- Рациональное построение учебно-тренировочных занятий;
- Использование разнообразных средств и методов тренировки;
- Соблюдение рациональной последовательности упражнений, чередование нагрузок по их направленности;
- Индивидуализация тренировочного процесса;
- Адекватные нагрузкам интервалы отдыха;
- Упражнения для активного отдыха, на расслабление и восстановление дыхания.
Психологические средства восстановления:
- Организация внешних условий и факторов тренировки;
- Формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировкам;
- Идеомоторная тренировка;
- Отвлекающие мероприятия: чтение книг, слушание музыки, посещение музеев, выставок, театров.
Гигиенические средства восстановления:
- Рациональный режим дня;
- Оптимальная продолжительность ночного сна не менее 8-9 часов в сутки, дневной сон (1 час) в период интенсивной подготовки к соревнованиям;
- Время тренировочных занятий преимущественно в благоприятное время суток: после 8 часов утра и до 20 часов. Тренировочные занятия в неблагоприятное время суток с целью волевой подготовки допустимы и целесообразны в подготовительном периоде;
- Сбалансированное рациональное питание;
- Гигиенические процедуры;
- Удобная тренировочная и соревновательная обувь и одежда.
Навыки в других видах спорта
Для подготовки спортсменок по фитнес-аэробике используют навыки из других видов спорта и не только, развиваются следующие виды качеств
- силовые способности и скоростные качества (быстрота реакции, чистота шагов, быстрота начала движения и быстрота набора скорости)
- гибкость
- выносливость
- координационные способности
- элементы пантомимы;
- элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
- ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
- хореография
Раздел 3. Методическая часть
Методическая часть учебной программы по фитнес-аэробике включает учебный материал по основным предметным областям, его распределения по годам обучения и в годовом цикле; рекомендуемые объёмы тренировочных и соревновательных результатов по годам обучения, а также содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению тренировочных занятий.
Этапы подготовки
и объёмы максимальных тренировочных нагрузок
№ | Этапы | Возраст | Требования к подготовке | Кол-во соревнований в год | Кол-во тренировок в неделю | Кол-во комбинаций в день | Продолжительность тренировок в мин. |
1 | Спортивно – оздоровительный | 6-18 лет | Выполнение контрольных нормативов, юношеских разрядов, групповых упражнений, музыкально-танцевального тренинга, показательных выступлений. | 2 | 3 | До 8 | 90 |
Цель: выявить способных детей, создать прочную основу для воспитания здорового, гармонично развитого ребёнка.
Задачи: укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, повышение функциональных возможностей занимающихся, формирование базовых умений.
Средства: различные виды шагов, ходьбы и бега, партерная разминка с элементами фитнес-аэробики, ОФП и СФП, беспредметная подготовка, «обучающие» уроки с предметами, подвижные и музыкальные игры, простейшие танцевально-спортивные комбинации, соревнования по ОФП, СФП, групповым упражнениям.
При планировании и проведении занятий в спортивно-оздоровительных группах с детьми 6 - 8 лет необходимо учитывать их возрастные особенности и строго нормировать физические нагрузки. В занятия следует включать упражнения преимущественно комплексного воздействия, в том числе упражнения для формирования мышечного корсета, обеспечивающие поддержание нормальной осанки. Следует также уделять внимание знакомству с основами техники видов, фитнесс - аэробики, так как организм детей в этом возрасте вполне подготовлен к освоению элементарных форм движений. Это возможно в силу достаточного развития зрительного и двигательного анализаторов, имеющимися возможностями управлять отдельными движениями, координировать движения рук и ног.
Т.к. основу спортивно-оздоровительных групп составляют дети 6-ти летнего возраста, то в соответствии с их возрастными особенностями и строятся учебно-тренировочные занятия (урок). В этом возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы Дети быстро и легко запоминают показанные им движения. Однако, для закрепления и совершенствования усвоенного необходимо многократное повторение. Причем, очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у детей, так как исправлять их очень трудно.
Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей еще не окончено. Костная система характеризуется не завершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение, поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, предупреждая возникновение деформаций позвоночника.
Скелетная мускулатура ребенка характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Мышцы живота развиты слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения Хорошо развиты крупные мышцы туловища конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему в этом возрасте необходимо следить за осанкой ребенка. Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить, что деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий. Учитывая быструю утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений и менять виды деятельности каждые 20 - 30 минут.
Типы физических занятий для спортивно-оздоровительных групп
Учебно-тренировочные занятия.
Подразумевают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков, в нашем случае характерных для фитнес-аэробики. Такой тип уроков должен составлять не менее 50 % всех занятий.
Комплексное занятие.
Оно направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.
Игровое занятие.
Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр эстафет и т.д. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и способности участвовать в коллективных играх и т.д.
Контрольное занятие.
Проводится в конце каждого квартала (полугодия) и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности и физического развития спортсменов.
Хореографическое занятие.
Основная задача — формирование правильной осанки, развитие мышечного корсета, устойчивости и гибкости.
Структура занятий
Существует типовая структура занятия. Но не следует относиться к ней как к незыблемому постулату. Типовая структура это лишь ориентир, которым следует руководствоваться при решении поставленных задач.
Подготовительная часть.
Вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и преподавателем. Детский организм подготавливается к выполнению предстоящей физической нагрузке, т. е к выполнению более сложных упражнений основной части урока. Для содержания первой части урока характерны строевые и порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег. прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту и точность реакции, на внимание и другие Главная задача этой части урока - четкая организация детей, приобретение ими навыков коллективного действия; эти упражнения воспитывают дисциплину, повышают внимание. Не стоит в один урок включать много строевых упражнений и нельзя давать все время одни и те же движения.
Основная часть.
Задача основной части урока — овладение главными, жизненно необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению спортивного вида «фитнес аэробика» Также предусматривает развитие, и совершенствование ориентировки во времени и пространстве, координации движений, силы, быстроты, устойчивости, самостоятельности и других психофизических качеств. Наиболее характерны для этой части урока не только такие традиционные упражнения как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, упражнения для развития быстроты и точности, дыхательные упражнения, но и специальные упражнения, характеризующие такие виды как классическая аэробика степ-аэробика, фитбол - аэробика и др. Обязательно используются упражнения у хореографического станка, у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой, с фитболом, степ - платформой и другим фитнесс – инвентарем. Кроме упражнений для развития общей выносливости, мышечной памяти, музыкальности, применяются упражнения, развивающие творческое мышление. Не следует перегружать урок большим количеством нового учебного материала. Это быстро утомляет детей, рассеивает их внимание. Так как программа рассчитана на детей 6-ти летнего возраста, смена деятельности должна быть каждые 20 - 30 минут. Заканчивать эту часть урока целесообразно эмоциональными играми, главным образом спортивно-соревновательного характера.
Заключительная часть.
Ее продолжительность 5-10 минут Задачи этой части урока завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние Основные средства медленная ходьба, упражнения на восстановления дыхания.
Техника безопасности
1.К занятиям допускаются:
Девочки в возрасте от 6 лет и старше, имеющие справку от врача с указанием основной группы здоровья и допуск к занятиям художественной гимнастикой. А также прошедшие медицинскую комиссию в физкультурно-спортивном диспансере.
2. Занимающиеся должны соблюдать следующие нормы поведения:
- приходить в помещение для занятий за 10-15 минут до начала занятий, со сменной обувью.
- переодеваться в спортивную форму разрешается только в специально отведенных для этого местах (раздевалках).
- перед тренировкой необходимо снимать с себя часы, цепочки, кольца, браслеты, и другие жесткие или мешающие предметы. Занимающиеся должны заниматься в чистой, опрятной спортивной одежде, позволяющей свободно выполнять различные двигательные действия. Форма должна быть без молний, пуговиц, застёжек и других жёстких или мешающих элементов, облегать тело.
- При переходе из раздевалки в спортивный зал, необходимо спокойно идти за преподавателем, не отставая и не перегоняя группу и тренера. Сменная обувь должна быть на нескользящей подошве.
- Вход в спортивный зал возможен только при наличии тренера-преподавателя. Запрещено находиться в зале, если там нет тренера. Зал – место повышенной опасности.
- В случае опоздания или прихода раньше, в зал входить только с разрешения тренера.
- Не разрешается посещать занятия при физических недомоганиях, переутомлениях, травмах и различных заболеваний. В случае травм и физических заболеваний предупредить педагога о причине невозможности посещения занятия. После предоставить медицинскую справку, с указанием диагноза и разрешением к посещению занятий.
- Бережно относиться к спортивному инвентарю, оборудованию залов и других помещений, поддерживать чистоту и порядок в раздевалках и подсобных помещениях.
- Уважительно относиться ко всем членам группы, персоналу, тренерам работающим в ДЮСШ.
3. При проведении занятий:
- занимающиеся должны знать правила пожарной безопасности.
- занимающиеся должны выполнять все требования и команды педагога.
- занимающимся запрещается выполнять различные физические и технические действия без указания на это педагога.
- без разрешения педагога занимающиеся не имеют право самостоятельно выходить из спортивного зала.
- занимающиеся должны уважать своих товарищей по секции и умышленно не причинять им моральных и физических травм.
- занимающиеся при выполнении физических и технических действий должны быть внимательными к своему товарищу, а так же к самому себе с целью избежание физических травм.
- при выполнении упражнений в группе соблюдать дистанцию и интервалы, необходимые для предотвращения столкновения даже в случае неправильного выполнения упражнения (падение, остановка, возврат в исходное положение и т.п.) любым из членов группы.
- запрещается кричать и громко разговаривать.
- запрещается отвлекаться и отвлекать других во время выполнения упражнения.
- запрещается перебегать от одного места занятий к другому.
4. При несчастном случае, получении травмы, пострадавший или очевидец случившегося обязан немедленно сообщить об этом тренеру или любому находящемуся в зале преподавателю для принятия неотложных мер по оказанию первой доврачебной помощи.
5. При возникновении чрезвычайной ситуации:
- Занимающиеся должны выполнять все указания педагога, а при невозможности получения таких указаний следовать указаниям старшего группы или другого ответственного лица.
- При невозможности получения указаний от ответственных лиц, каждый занимающийся должен самостоятельно или с группой лиц принять все возможные меры и усилия с целью сохранения своей жизни и здоровья.
6.Окончание занятий.
По окончании занятий следует убрать в отведённое место спортивный инвентарь и привести в порядок место тренировок и раздевалки.
7.Родителям.
- родители или другие лица не должны приводить ребёнка задолго до начала занятий и тем более не оставлять его одного в холле ДЮСШ.
- родители должны доводить ребёнка непосредственно до входа в спортивный комплекс или школу.
- не разрешается приводить ребёнка на занятия при физических недомоганиях, переутомлениях, травмах и различных заболеваниях.
- в случае травм и физических заболеваниях заблаговременно предупредить педагога о причине невозможности посещения занятий. После предоставить медицинскую справку с указанием диагноза и разрешением к посещению занятий.
- при получении ребёнком травмы непосредственно до, во время или после занятий (при нахождении в месте проведения занятий) после осмотра тренера и медсестры, в случае необходимости будет вызвана скорая помощь, о чём немедленно будут оповещены родители занимающегося. В случае отказа от медицинской помощи, родитель должен написать записку об отказе.
- если в дальнейшем профессиональная медицинская помощь понадобилась, необходимо срочно оповестить об этом тренера. После выздоровления спортсмена, необходимо предоставить - справку с диагнозом из травм - пункта, а также справку с разрешением врача посещать занятия.
Раздел 4. Система контроля и зачетные требования
Контрольные и переводные испытания проводятся в соответствии с календарно – тематическим планом на учебный год по нормативам, приведенным в таблице настоящей программы.
Контрольно-переводные нормативы по ОФП и СФП для Спортивно-оздоровительных групп.
Упражнения | 6-10 лет | 11-14 лет | 15-18 лет | |||||||||
Результаты и оценка | Результаты и оценка | Результаты и оценка | ||||||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||||
Бег на 30 м. | 6,4 | 6,7 | 6,9 | 6,2 | 6,5 | 6,7 | 5,9 | 6,2 | 6,5 | |||
Прыжки в длину с места | 130 | 120 | 115 | 150 | 145 | 140 | 170 | 165 | 160 | |||
Челночный бег 3х10 | 10,5 | 11,0 | 11,5 | 10,0 | 10,5 | 11,0 | 10,0 | 10,5 | 11,0 | |||
Отжимание от пола | 9 | 7 | 5 | 13 | 11 | 9 | 15 | 13 | 11 | |||
Пресс за 1 мин. | 7 | 5 | 3 | 11 | 9 | 7 | 15 | 13 | 11 | |||
Прыжки через скакалку за 30 сек. | 25 | 20 | 15 | 30 | 25 | 20 | 45 | 30 | 25 | |||
Поднимание ног на 90 градусов в висе на гимнаст. Стенке (кол./раз) | 9 | 8 | 7 | 10 | 9 | 8 | 11 | 10 | 9 | |||
Шпагаты | ||||||||||||
Упражнения | баллы | |||||||||||
10 | 9,0 | 8,0 | 7,0 | |||||||||
Отлично | Хорошо | Удовл-но | ||||||||||
Шпагат прямой | Голени и бедра прилегают к полу | Голени и бедра касаются пола, но не достаточно плотно | Голени и бедра прилегают к полу. Ноги разведены на 170* | Ноги разведены на 145* и касаются пола лодыжками | ||||||||
Шпагат на правую ногу | Голени и бедра прилегают к полу | Голени и бедра касаются, колено прилегает недостаточно плотно | Ноги разведены на 170* | Ноги разведены на 145* | ||||||||
Шпагат на левую ногу | Голени и бедра прилегают к полу | Голени и бедра касаются, колено прилегает недостаточно плотно | Ноги разведены на 170* | Ноги разведены на 145* |
СОГ – спортивно - оздоровительная группа
Основные требования к контролю:
1.Контроль подготовки обучающихся предусматривает регистрацию и анализ основных количественных характеристик тренировочного процесса – тренировочных и соревновательных нагрузок, а так же тех необходимых дополнительных параметров, которые своей информационной значимостью отражает специфику подготовки в виде спорта.
2. Контрольные тесты и нормативы подготовленности обучающихся определяются задачами этапа их подготовки и устанавливаются для оценки динамики физического развития.
3. Этапные нормативы подготовленности представляют обязательные требования к общей физической подготовленности юных и квалифицированных спортсменов, являются основанием для перевода обучающихся на следующий этап многолетней подготовки и приоритетными на всех этапах.
4. Контроль подготовки на этапах годичного цикла проводится не реже 2 раза в год с целью выявления динамики физического развития, оценки общей и специальной подготовленности занимающихся.
5. При проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся учитываются результаты освоения программы по каждой предметной области.
Все контрольные упражнения указаны для соответствующего периода подготовки, и их успешная сдача дает право перейти на следующий этап (период) подготовки (исключение составляют требования к спортивным результатам: обучающийся переходит на следующий этап (период) подготовки проходит только в случае выполнения необходимого разряда для данного этап (периода).
Для досрочного перехода на этап (период) подготовки необходимо успешно сдать требования предшествующего данному этапу (периоду) подготовки.
Раздел 5. Перечень информационного обеспечения
Список литературы:
1.Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
2. Примерная программа по фитнес-аэробике для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / составители: Слуцкер О.С., Сиднева Л.В., Зайцева Г.А., Сахарова М.В. – М.: Федеральное агентство по физ. культ. и спорту, Федерация аэробики России, 2007. – 53 с.
3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес-данс». Учебное пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
4. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
5.Аэробика: теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 304 с.
6.Гимнастика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: АКАДЕМИЯ, 2001. – 444с.
7. Лисицкая Т.С. Фитнес-аэробика: методическое пособие / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. – М.: Федерация аэробики России, 2003. – 89с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
9. Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта Куб АФК. Т.З./КубГАФК; под ред. В.А. Якобашвили, А.И. Погребного – Краснодар, 2000г.-306 с.
10. Как готовить чемпионов: Теория и техлогия подготовки гимнастов высшей квалификации /Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин – М: Физкультура и спорт, 2004г. – 325с. Ил. – Библиогр.: с.315-321.
11. Дюжина С.А. Инновационная методика поэтапного обучения гимнастическим упражнениям студентов факультета физической культуры: автореф, дис. Канд.пед. наук / С.А. Дюжина – Смоленск, 2007-22с; ил – Библиогр,: с 21-22.
12. Романова Т.В. Совершенствование координационных способностей высококвалифицированных спортсменок в видах борьбы средствами аэробики: автореф. дис. кандидат педагогических наук / Т.В. Романова; РГУФК, ВНИИФК _ М, 2006 – 22с, ил. – Библиогр.: 22с.
13. Сморнов Ю.И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности; дис. доктор педагогических наук / Ю.Н. Смирнов; МОГИФК – М 1991 – 371с.
14. Гавердовский Ю.К. Аэробика или дискотека: (полемические заметки) / Ю.К. Гавердовский; Рос. Гос. акад. физ. культуры/ Теория и практика физической культуры, - 2001. - № 9, - 52-58.
15. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н.Г. Озолин – М:
ООО « Издательство Астрель»; ООО «издательство АСТ», 2003 – 863с
Интернет-ресурсы
1. http://www.fitness-aerobics.ru/ru/ffar/ - Сайт Федерации Фитнес-аэробики России.
2. http://www.minsport.gov.ru/ministry/ - Министерство спорта Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по фитнес-аэробике для 8 класса (для девушек)
Данная программа составлена на основе “Программы для общеобразовательных школ по физической культуре для 1–11-х классов” под редакцией А.П.Матвеева, Т.В.Петровой, 2005 г., и предназначена ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЕКЦИИ «ФИТНЕС-АЭРОБИКА» для девочек 5-9 классов
Занятия аэробикой и шейпингом способствует гармоничному развитию детей, учат их красоте и выразительности движений, формируют их фигуру, развивают физическую силу, выносливость, ловкость и смелость....
Программа по фитнес-аэробике
Цель работы: развитие и коррекция физических качеств средствами оздоровительной фитнес-аэробики и формирование навыков здорового образа жизни.Заниматься на занятиях оздоровительной аэробики могу...
Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта: "Фитнес-аэробика"
Начальная подготовка до 1 года обучения...
Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта фитнес-аэробика
Дополнительная предпрофессиональная программа во виду спорта фитнес - аэробика разработана для обучающихся ДЮСШ 7-17 лет...
Рабочая программа на фитнес-аэробику
Рабочая программа на фитнес-аэробику...
Презентация к открытому занятию "Здоровьесберегающие технологии при реализации программы по фитнес-аэробике"
ull;Что такое «здоровьесберегающие технологии»?• Принципы здоровьясбережения.• Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.• Комплексное использо...