Обзор Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разных групп обучающихся с недостатками слуха
статья на тему
В данной статье рассмотрены ФГОС НОО для детей с недостатками слуха. Дана краткая характеристика каждого варианта АООП НОО для разных групп обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savina_o.a._pechatat.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обзор Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разных групп обучающихся с недостатками слуха
С сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Он представляет собой совокупность обязательных требований к адаптированным образовательным программам, которые предлагают школы и другие организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Стандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Стандарт учитывает особые образовательные потребности обучающихся, диапазон их возможностей в освоении образовательных Программ в различных условиях обучения. Образование обучающихся может быть организовано совместно со слышащими обучающимися.
Стандарт направлен на обеспечение:
- равных возможностей получения обучающимися с нарушениями слуха качественного НОО;
- вариативности содержания образовательных программ начального образования;
- возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Стандарт является основой для разработки примерной Программы коррекционной работы для обучающихся с нарушениями слуха, осваивающих вместе со здоровыми сверстниками основную образовательную программу начального общего образования. ФГОС для детей с нарушениями слуха рассматривается как неотъемлемая часть стандарта общего образования.
Дети с нарушениями слуха – неоднородная по составу группа обучающихся. По времени снижения слуха выделяют ранооглохших и позднооглохших детей, по характеру – неслышащих и слабослышащих. Также дети отличаются по уровню общего и речевого развития и наличию/отсутствию дополнительных нарушений. Кроме того, в последнее время выделена группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации.
Многообразием нозологических форм нарушений слуха и условиями последующей медицинской и педагогической реабилитации определяется выбор образовательного маршрута детей с недостатками слуха, в том числе и имплантированных.
Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с нарушением слуха.
Категория с детей Варианты программ ФГОС НОО
недостатками слуха обучающихся с ОВЗ
Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Слабослышащие дети 2.1, 2.2, 2.3
Варианты адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся.
АООП НОО, вариант 1.1:
- адресован глухим детям (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, обязательно наличие положительного опыта общения со здоровыми сверстниками;
- глухой ребёнок с аппаратами и/или имплантами получает образование, сопоставимое по конечным достижениям, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники;
- обязательными являются: создание условий для реализации особых образовательных потребностей, специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции (включая навыки коммуникации).
АООП НОО, вариант 1.2:
- глухие дети обучаются в условиях специального класса для детей со сходным состоянием здоровья по слуху и сходными образовательными потребностями. в специальной школе для детей с нарушением слуха или другой образовательной организации при обязательном соблюдении всего комплекса условий и необходимого ресурсного обеспечения;
- возможно временное подключение тьютора (ассистента или помощника).
АООП НОО, вариант 1.3:
- для глухих обучающихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития и другими нарушениями в развитии;
- содержание образования обучающихся (вариант 1.3) не идентично образовательной программе для глухих детей, осваивающих содержание общего образования в полном объёме, хоть и в более пролонгированные календарные сроки (вариант 1.2).
Специальный класс организуется при специальной школе для детей с нарушением слуха или при другой образовательной организации при обязательном соблюдении всего комплекса условий и необходимого ресурсного обеспечения.
АООП НОО, вариант 1.4 (индивидуальный уровень):
- предназначен для обучающихся с глухотой, имеющих тяжелые множественные нарушения развития;
- для обучающихся по четвертому варианту стандарта единственно возможной является специальная индивидуальная образовательная программа, выстраиваемая в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с глухотой и множественными нарушениями;
- возможно обучение на дому или в медицинских учреждениях.
Варианты адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
АООП НОО, вариант 2.1:
- обучающийся получает образование полностью соответствующее по итоговым достижениям образованию нормально развивающихся сверстников;
- дети достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками;
- обучающиеся полностью включены (не более 1-2 человек в классе) в общий образовательный поток (инклюзия);
- в структуру ООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии, коррекцию слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении ООП.
АООП НОО, вариант 2.2:
- обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование сопоставимое по итоговым достижениям с образованием нормально развивающихся сверстников;
- может быть создано несколько учебных планов или индивидуальный учебный план с учётом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с нарушением слуха.
- вариант 2.2 может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
АООП НОО, вариант 2.3:
- обучающийся с интеллектуальной недостаточностью получает в пролонгированные календарные сроки образование несопоставимое по итоговым достижениям с образованием нормально развивающихся сверстников;
- вариант 2.3 может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Выбор варианта АООП НОО осуществляется на основе рекомендаций ПМПК и с учётом пожеланий родителей (законных представителей).
Итак, в чем же особое значение нового образовательного стандарта для детей с недостатками слуха? Это:
- введение в образовательный процесс всех детей с нарушением слуха вне зависимости от тяжести их проблем, т. е. исключение самой возможности определения ребенка как «необучаемого»;
- обеспечение ребенку с нарушением слуха, имеющему вынужденные ограничения контактов с миром, не только овладения академическими данными, но и жизненными компетенциями. Поэтому в структуре содержания образования впервые четко выделяются его взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненной компетенции»;
- создание специальных коррекционных программ;
- гарантированное оказание систематической специальной помощи детям с нарушением слуха, которые обучаются в массовой школе.
Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Литература:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся. - М., 2017. С.410.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся. - М., 2017. С.263.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2017. С.404.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания музыки на первом этапе обучения в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования
Особенности преподавания предмета "Музыка" в начальной школе, инновационный подход к преподаванию предмета, применение новых методов развития школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Анализ работы по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 25»
Анализ работы школы по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для УМК «Английский язык» И. Н. Верещагиной для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов....
Тематическое планирование для 2 класса с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
целью является формирование у учащихся 2 класса основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности....
Приказ об утверждении плана работы по организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательног
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...
Готовность образовательного учреждения к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
В связи с переходом на стандарты нового поколения, проблема готовности школы к внедрению этой инновации волнует всех руководителей, учителей, родителей учащихся....
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...