Алгоритм работы над итоговым сочинением в 11 классе
консультация (11 класс) на тему
методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_raboty_nad_sochineniem.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы над сочинением
- Выбор и обдумывание темы сочинения.
- Выявление ключевых слов темы сочинения.
- Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.
- Определение главной мысли сочинения (мой тезис).
- Подбор литературного материала.
- Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.
- Написание текста сочинения на черновике.
- Редактирование, переписывание сочинения на бланк.
- Работа с орфографическим словарём.
Аргументы к сочинению
- Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;
- факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;
- общеизвестные исторические факты;
- результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.
Рекомендации ФИПИ
«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума».
Возможные формулировки тем сочинений
Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?
«За криком души часто не слышно голоса разума».
Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?
Почему сложные решения рекомендуют принимать «с холодной головой»?
Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)
Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?
Определение понятий
Из толкового словаря
«Разум –
1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.
2. Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания».
«Чувства –
- способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
- Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями.
- Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни».
Слова-синонимы
Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.
Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.
Произведения
разум | чувства |
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна – ее муж - Онегин) | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев-Гринев) |
Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич) | А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса) |
И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова) | А.Н. Островский «Гроза» (Катерина) |
Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина) | Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» |
А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич) | Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова) |
Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства) | И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская) |
А.И. Куприн «Олеся» (Олеся) | |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита) | |
М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт) |
Универсальные тезисы
Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.
Фирдоуси, персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».
У. Шекспир, английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.
Н. Шамфор, французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти».
Г. Флобер, французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны».
Л. Фейербах, немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь».
А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».
Н.В. Гоголь, русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».
В.Г. Белинский, русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой».
Л.Н. Толстой, русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум».
М.М. Пришвин, русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства».
М.М. Пришвин, русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».
Э.М. Ремарк, немецкий писатель: «Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав».
Ключевые слова по теме: «внутренний мир человека», «гармония разума и чувства», «внутренний конфликт», «нравственный выбор».
Универсальное вступление
Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля.
Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…
Основная часть. Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир»
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между велением чувства и подсказкой разума».
По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича Болкон-ского, «… есть только две добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующую армию, старый князь даёт ему напутствие: «Пом-ни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспи-тывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды из жизни толстовского героя.
Сначала – тщеславие, увлечение идеями наполеонизма. Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы, хочу быть извест-ным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.
Что же дальше? Деятельность на благо России, работа под началом Сперанского. Но опять разо-чарование: реформы, задуманные Сперанским, далеки от насущных интересов народа.
«Надо жить, надо любить, надо верить», - говорит князю Андрею его приятель Пьер Безухов. И молодой Болконский, вняв этому мудрому совету, постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, весь отдаваясь этому новому, искреннему, такому непривычному для него чувству. Простота, естественность, открытость Наташи, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Но неожиданно в отношения героев вмешивается светский щёголь Анатоль Курагин, который так же, как и наша героиня, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?». Запутавшись в своих чувствах, Наташа не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. Молодые люди в восприятии эмоциональной Наташи сливаются в один образ. И героиня, доверяя чувствам, а не разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье.
Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но мы помним, что в Болконском преобладает разум над чувствами. Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение.
И опять новый жизненный виток – Бородинское сражение. Сражаясь против своего бывшего кумира Наполеона, князь Андрей наконец-то понимает, что стремиться нужно не к личной славе. Главное для офицера, дворянина - любовь к Отечеству. Чувство патриотизма объединяет Болконского с простыми солдатами, потому что он пришёл к важному жизненному выводу: исход битвы зависит не от действий главнокомандующего, а от «духа войска». И он, обычный полковой командир, может этот боевой дух создать. Но в сражении князь Андрей смертельно ранен. Перед смертью герой обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить, прощать людей, сострадать им. То есть Болконский постигает смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал».
Заключение
Давайте подведём итоги своим размышлениям. Анализируя поступки толстовского героя, мы выяснили, что человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства, смиряет желания. С такой же меркой он подходит к окружающим, осуждая их за излишнюю открытость, эмоциональность, любовный порыв. Именно это и произошло с «правильным героем» Андреем Болконским. На мой взгляд, важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. От выбора между разумом и чувством зависят поступки, отношения с людьми, судьба человека в целом. Умный Болконский, герой с холодным сердцем, слишком поздно понял эту жизненную мудрость. Именно поэтому Л.Н. Толстой не делает князя Андрея счастливым, а «убивает» его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм подготовки к итоговому сочинению
Материал представляет собой пошаговую подготовку к итоговому сочинению....
Алгоритм работы над выпускным сочинением по литературе
Алгоритм работы над выпускным сочинением по литературе...
Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров
Алгоритм работы над итоговым сочинением разных жанров....
Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров
Алгоритм работы над итоговми сочинениями разных жанров....
Опыт работы над итоговым сочинением по литературе
Предлагаю вниманию коллег обощение опыта работы над итоговым сочинением по литературе. Предлагаю практические материалы, которые помогут научиться писать итоговое сочинение....
Из опыта работы над итоговым сочинением
образцы сочинений...
Работа над итоговым сочинением
Сочинение по литературе позволяет ученику проявить себя творчески, поделиться своим видением мира. Но чтобы справиться с этим заданием, необходимо соблюдать определенные правила. Эти правила прописаны...