Урок Православная молитва
план-конспект урока на тему

Урок «Православная молитва» к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс» может быть использован  в 4 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavnaya_molitva.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

   

Ражева Надежда Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МОУ СОШ им. Н.А.Некрасова

Некрасовского района

Ярославской области

 Урок № 4

Тема урока: Православная молитва

Цель урока: 

православное отношение христиан к Богу; молитва как разговор человека с Богом, как форма возможного общения человека с Богом.

Задачи урока:

-обучающая: углубить знания учащихся о православной молитве, её видах;

познакомить с понятиями «молитва», «благодать», «святые»;

-развивающая: объяснить учащимся разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать», обогатить и усложнить их словарный запас, формировать способы взаимодействия ученика с учителем, учеников друг с другом;

-воспитательная: помочь учащимся осознать отличие материальных благ от духовных радостей.

Термины и понятия: материальные просьбы, духовные просьбы, православие, молитва, требование, просьба, приказ, благодать, святые.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс», раздаточный материал, учебник, интерактивная доска.

Формы работы: беседа, работа с текстом учебника и дополнительным материалом к уроку.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Доска разделена на две части: на одной написано: материальные просьбы, на второй – духовные.

I. Организационный момент.

II.  Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: Дома вы прочитали в учебнике статью «Человек и Бог в православии». Ответьте на вопросы:

1.Почему верующие люди называют природу Божиим творением?

                      2.Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?

3. Вспомните, что значит быть православным?  (Если дети забыли значение термина «православие», можно открыть учебник на стр.7)   (Слайд 1)

              (Вопрос учителя, пробуждающий интерес к теме)

УЧИТЕЛЬ: Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы         исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?

(Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами:

«А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д.,

можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик»,

можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.)

УЧИТЕЛЬ: Ваши пожелания я записала на доске, распределив их в разные столбики.   Прочитайте, как они названы. Подумайте, почему одни пожелания называются «материальные просьбы», а другие «духовные просьбы»?

(Ученики высказываются)  (Слайд 2)

III. Знакомство с понятием «молитва».

1.УЧИТЕЛЬ: Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к Богу называется молитвой.             (Слайд 3)    (учитель объявляет тему урока)

                      А когда, как вы думаете, человек обращается с молитвой к Богу? (Ученики высказываются)  

                      Послушайте стихотворения русских поэтов. Как поэты отвечают на заданный вопрос? Подчеркните ключевые слова, которые помогут найти ответ на вопрос.

(Слайд 4)  (Стихотворения читают заранее подготовленные ученики.)

                             ***

Когда креста нести нет мочи,                                            Но если вслед за огорчением

Когда тоски не побороть,                                                  Нам улыбнется счастье вновь,

Мы к небесам  возводим очи,                                            Благодарим ли с умиленьем,

Творя молитву дни и ночи,                                                От всей души, всем помышленьем

Чтобы помиловал Господь.                                                Мы Божью милость и любовь?                      

                                                                                                            К. Романов

               Молитва

В минуту жизни трудную                                          Есть сила благодатная

Теснится ль в сердце грусть:                                     В созвучье слов живых,

Одну молитву чудную                                               И дышит непонятная,

Твержу я наизусть.                                                      Святая прелесть в них.

                                                   С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

                                                   И так легко, легко…

                                                   М.Ю. Лермонтов

2.УЧИТЕЛЬ: Прочитайте стихотворения. Определите и подпишите стиль обращения для каждого отрывка.  (Учащиеся работают в группах, выполняя задание на карточках)

1. - Царь! - ответствует мудрец, -

Разочтемся, наконец,

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

Шамаханскую царицу...

А.С. Пушкин

___________________________

2. Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?— Так точно, ясно.

— Ну, так иди скорей.

К. Симонов

__________________________

3. Не смейте забывать учителей.

Ведь лучшее всё в нас —

От их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

А. Дементьев

______________________

4. Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

- Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте...

А. Твардовский

_____________________________


5. Завтра бой…

Шепчет юноша, скорбь затая,

Шепчет молитву.

Завтра утром в кровавую битву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Завтра бой…

Федор Сологуб

_____________________________

Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ.

УЧИТЕЛЬ: Чем, по-вашему, отличается молитва от требования, просьбы, приказа? (Ученики высказываются)  

IV. Работа с учебником.

УЧИТЕЛЬ: Какие бывают молитвы?

(электронное приложение к учебному пособию: урок №4 «Православные молитвы», интерактивная модель «Православные молитвы». Показать первую картинку.)

1.Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

Мы с вами тоже написали много таких просьб.

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ.

Вот что написали мы с вами.

Приведите примеры (из учебника стр.12) просьб духовных благ.

(Чтение и комментирование примера молитвы-просьбы в электронном пособии)

2. (Пояснение молитвы благодарения и «славословия».)

Почему, как вы думаете, один из видов молитв называется молитвой благодарения? За что люди благодарят Бога?

Молитву благодарения люди используют нечасто. Почему?

(Если дети затрудняются ответить на вопрос, найти ответ в учебнике и прокомментировать его.)

Вспомните, в каких ситуациях ваши близкие говорят: «Слава, Богу!»

Связь молитвы «славословия» с радостью. Эта радость немного сродни той, которая возникает от того, что ты ощущаешь, что у тебя есть верный Друг. Слово друг образовано от слова другой. Есть друг, значит, ты не одинок, значит, есть кто-то еще рядом. Такая радость возникает, когда, например, ты кому-то очень помог. Ты вдруг ощутил боль другого человека, забыл о себе, и в сердце появилась радость. Когда же человек ощущает, что он не один, а есть рядом Бог, то это величайшая радость: Бог никогда не предаст, Бог сильнее всех, Бог тебя любит.

(Чтение и комментирование примера молитвы благодарения и «славословия» в электронном пособии).

3. Перечитайте стихотворение Константина Романова «Когда креста нести нет мочи». О каких молитвах напоминает поэт людям? (о молитве-прошении и молитве благодарении).

Как вы поняли выражение «Когда креста нести нет мочи»?

3. По учебнику: пояснение терминов  «благодать», « святой» (стр. 13).

Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья? (он изменяется)

Перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова. Как поэт сказал о великой силе молитвы, её влиянии на человека? (словарная работа: бремя (устаревшее слово) - непосильная ноша)

С души, как бремя, скатится

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

                                                   И так легко, легко…

4. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 13-14.

Скажите, когда и где православный человек может молиться?

V. Знакомство с молитвой «Отче наш»

  УЧИТЕЛЬ: У православных есть такая молитва, которую знают наизусть все без исключения или, если не знают всей молитвы (ещё не запомнили),  хотя бы первые её слова. Послушайте отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». О какой молитве мы будем сейчас говорить?

Г.Х. Андерсен

Снежная королева (отрывок)

…Она побежала вперед что было мочи; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние,- нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под зажигательным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы.

УЧИТЕЛЬ: Герда стала читать молитву «Отче наш» и победила ледяную армию. Как вы считаете, такое бывает только в сказках?  Почему?

Кого люди, живущие в разных странах, могут назвать своим Отцом Небесным - «Отче наш»? (Г.-Х.Андерсен, автор сказки «Снежная королева», жил в Дании).

Чтение учителем молитвы «Отче наш» на стр.14

Молитва звучит на церковно-славянском языке, поэтому не всё в тексте молитвы нам понятно

(Обратить внимание на словосочетания «Отче наш» (Бог позволил людям считать Его их Отцом), «Да приидет Царствие Твое»)

Дома вместе с родителями прочитайте молитву «Отче наш» и выполните задание на карточке. По желанию можете выучить молитву.

VI. Подведение итогов урока.

          (электронное приложение к учебному пособию: урок №4 «Православные молитвы», выполнение заданий «Тренажёр»:

       Какие молитвы произносят христиане в разные моменты жизни?

       «Отче наш» - это………………

       Христиане молятся, потому что…………….

       Молитва может……………………………………)

Учитель: Ответьте на вопросы:

Слово «православие» означает .....

Молитва – это...

Виды молитвы: молитва-..., молитва-..., молитва- …

Каково действие молитвы?

Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?

Какие люди являются святыми?

VII.Домашнее задание.

1. Выполни вместе с родителями задания на карточках (на выбор).

2. Нарисуй ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол – это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?

Задания для домашней работы

Задание 1.    Проведи линии соответствия.

                                        благодарственные

                                        молитвы

        просительные                                                покаянные

        молитвы                                                        молитвы

                «Аллилуия!»                        «Подай, Господи!»

                                                                «Господи, помилуй!»

                                        «Слава Богу!»

Задание 2.   Прочитай молитву «Отче наш», объясни значение выделенных слов.

Отче наш, Иже еси на небесех!

да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Иже еси на небесех ___________________________________________________________

святится _____________________________________________________________________

яко __________________________________________________________________________

даждь _______________________________________________________________________

якоже ________________________________________________________________________

искушение ___________________________________________________________________

от лукаваго ___________________________________________________________________

Задание 3.

Подумай, что означает фраза «и остави нам долги наша...».

О каких долгах идет речь? ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как ты думаешь, есть ли у тебя долги перед другими людьми?

Перед Богом?

Если да, то какие? _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что ты сам(а) готов(а) простить своим друзьям и близким? ___________________________

Задание 4. Для тех, кто хочет знать больше.  Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах:

Попробуй прочитать текст.   Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?

 

Дополнительный материал к уроку

                         Отче наш
Я слышал - в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.   А. С. Пушкин

Василий Великий

Для прочего всему свое есть время, по слову Екклесиаста: «время всякой вещи»; но для молитв и псалмопения пригодно всякое время.

Иоанн Златоуст

Молитва есть великое оружие, сокровище неоскудевающее, богатство никогда неиждиваемое, пристанище неволненное, невозмутимое отишье, — и бесчисленных благ корень и источник и матерь есть молитва: она могущественнее самой царской власти. Молитву же я разумею, не кое-какую, не нерадивую и рассеянную, но пламенную и притрудную, исходящую из души болезнующей и ума глубокособранного. Такая только молитва небовосходна.

Франсуа Мориак

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

                                     

Раздаточный материал

                             ***

Когда креста нести нет мочи,                                            Но если вслед за огорчением

Когда тоски не побороть,                                                  Нам улыбнется счастье вновь,

Мы к небесам  возводим очи,                                            Благодарим ли с умиленьем,

Творя молитву дни и ночи,                                                От всей души, всем помышленьем

Чтобы помиловал Господь.                                                Мы Божью милость и любовь?                      

                                                                                                            К. Романов

               Молитва

В минуту жизни трудную                                          Есть сила благодатная

Теснится ль в сердце грусть:                                     В созвучье слов живых,

Одну молитву чудную                                               И дышит непонятная,

Твержу я наизусть.                                                      Святая прелесть в них.

                                                   С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

                                                   И так легко, легко…

                                                   М.Ю. Лермонтов

Прочитайте стихотворения. Определите и подпишите стиль обращения для каждого отрывка.  (Учащиеся работают в группах, выполняя задание на карточках)

1. - Царь! - ответствует мудрец, -

Разочтёмся наконец,

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

Шамаханскую царицу...

А.С. Пушкин

___________________________

2. Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?— Так точно, ясно.

— Ну, так иди скорей.

К. Симонов

__________________________

3. Не смейте забывать учителей.

Ведь лучшее всё в нас —

От их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

А. Дементьев

______________________

4. Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

- Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте...

А. Твардовский

___________________________


5. Завтра бой…

Шепчет юноша, скорбь затая,

Шепчет молитву.

Завтра утром в кровавую битву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Завтра бой…

Федор Сологуб

_____________________________

Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: "Православная молитва" по предмету ОПК

Урок по предмету "Основы православной культуры", для 4-5 классов. По учебнику ОРКСЭ...

Конспект урока ОПК "Путь к Богу. Православная молитва"

Работа включает в себя конспект урока с презентацией....

Кроссворд "Вертикаль" для урока ОРКСЭ "Православная молитва"

Кроссворд составлен по материалу учебника Андрея Кураева «Основы религиозных культур и светской этики». Кроссворд простой конструкции,  имеющий элемент загадки,   позволяет закре...

Урок по теме "Православная молитва" (ОРКСЭ)

по  модулю "Основы православной культуры"учебник "Основы православной культуры 4-5 кл" Кураева А.В., издательство "Просвещение", 2010...

Интегрированный урок музыки и ОРКСЭ "Православная молитва" 4 класс

Урок может быть использован учителями музыки и ОРКСЭ, как форма интегрированного урока, с целью расширения представления учащихся о православной молитве и её значении в зжизн человека и культуре...

Урок по ОРКСЭ в 4 кл "Православная молитва"

Данная папка содержит конспект урока и презентацию к уроку по ОРКСЭ в 4 кл. (модуль "Основы православной культуры")...

Разработка урока по Основам православной культуры "Православная молитва"

Материал содержит разработку урока для 4 класса "православная молитва"...