Урок: "Православная молитва" по предмету ОПК
методическая разработка (5 класс) на тему
Урок по предмету "Основы православной культуры", для 4-5 классов. По учебнику ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_pravoslavnaya_molitva.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема «Православная молитва»
1.Автор: Андрюхина Зинаида Александровна
2.МОУ «СОШ п. Дубки» Саратовского района Саратовской области
3.Учитель истории, обществознания, МХК
4. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры
5.4 класс
6.Православная молитва, урок № 4
7.Кураев А.В. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений,-М.:Просвещение,2010г.
8.Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
9. Задачи:
Личностные
Учащиеся должны:
Сформировать представление об отечественной религиозно-культурной традиции;
Иметь ценностное отношение к культурному наследию христианства, к русскому языку;
Приобрести первоначальное умение видеть красоту в поведении и в поступках людей;
Метапредметные.
Учащиеся должны:
Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных действий;
Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний;
Овладеть логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметные.
Учащиеся должны:
Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
10. Тип урока: Открытие новых знаний
11. Формы работы учащихся:
Фронтальная, индивидуальная;
Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;
Прослушивание звуковых записей, материала ЭОР, с последующим обсуждением;
Выполнение заданий с творческой направленности.
12 Техническое оборудование:
Мультимедийная установка;
Презентация;
Материалы ЭОР;
Учебная тетрадь;
Раздаточный материал.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (минуты) |
1 | Организационный момент | Настраивает учащихся на работу, организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняя, для чего нужно выполнять эти правила. | 1 |
2 | Актуализация | Обращается с вопросом к опережающему домашнему заданию, где было предложено ответить на вопрос: «Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может, то, как он это делает?». | Отвечают на вопрос, делают вывод. | 2 |
3 | Основная часть Работа с понятиями на основе текста учебника | Знакомит с темой и целью урока, предлагает записать в тетрадь. Пришла пора нам узнать, что означает слово «православие». Прочитайте 1 абзац учебника на с 12. Демонстрирует слайд. Прочитайте теперь 2 абзац и запишите в тетрадь определение слову «молитва». | Читают, отвечают, делают записи в тетрадь | 3 |
3.1 | Работа с ЭОР с литературным произведением) | Многие великие русские поэты, художники, композиторы, обращаются к теме «молитва». Сейчас мы услышим с вами удивительное стихотворение М.Ю. Лермонтова в исполнении артиста М. Казакова. Красивое стихотворение? Давайте поговорим о нем. Можно вспомнить его слова посмотрев учебник на с.14. Вопросы: В какую минуту автор читает молитву? Какие чувства он испытывает после прочтения? Найдите фразу, которая наиболее ярко говорит, об облегчении духовного состояния? Автор говорит название молитвы? | Слушают стихотворение. Учувствуют в обсуждении | 4 |
3.2 | Работа с текстом раздаточного материала, отрывок из повести А.Рогова «Махонька» | М.Ю. Лермонтов сохранил в тайне название молитвы, о которой писал в своем произведении. Но мы сейчас узнаем с вами, что у православных христиан их три вида. Демонстрация слайда. Молитва – «просьба», это прошение у Бога помощи и разных благ, здоровья, успеха, для себя и близких. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных духовных благ. Какие это блага, узнаем в конце урока. Сейчас мы с вами вообразим, что находимся в неком деревенском доме, и подглядываем в приоткрытую дверь, хотя конечно знаем, что этого делать нельзя. Прочитайте, пожалуйста, текст на раздаточном материале. Вопросы? Кого показал нам автор в этом отрывке? Что делает Махонька? Как она молилась. Что увидела Озаровская? Какая молитва у нее была? Для кого она просила благ? Что говорит нам о высокой духовной нравственности старушки? Трудно ли отказаться от своих нужд? | Знакомятся с текстом. Рассуждают, делают вывод. | 7 |
3.3 | Прослушивание фрагментов молитв (из акафиста «Слава Богу за все!» и «Благодарение за любовь Божью») и звуковых записей (отрывки). Хор Саровской пустыни. «Блажен муж, Аллилуя», «Благослови душе моя Господа» | Более редкая молитва - благодарение, потому, что люди чаще просят, чем благодарят, получив желаемое. Так бывает между людьми, так и в отношениях людей с Богом. Молитва –благодоренние может звучать так: «Слава Тебе за праздник жизни; Слава Тебе за благоухание ландышей и роз. Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов; Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы». Самая высока молитва –словословие. Человек просто переживает радость от своей встречи с Богом. Вот, пример, как она звучит. «Милосердный, милостивый, человеколюбивый и благий Боже! Благодарю Тебя, Человеколюбче, из глубины моего сердца за великую Твою, неизреченную, отеческую любовь, которою Ты, любвеобильный Боже и Отче, всегда любил меня». Переход к славословию в православных храмах поют «Аллилуя», что означает «Слава Богу». Чтобы лучше понять красоту молитв обратимся к духовному пению. Попробуем, не вдаваясь глубоко в перевод текста на современный язык, определить какая из спетых молитв, к какому виду относится? Слайд. Как вы поняли слова «Благослови душе моя Господа?» (Благодарение) | Прослушивают пение, отвечают на вопросы. | 5 |
3.4 | Работа с иллюстративным материалом, в последовательности а) Алдохина Н. «Детская молитва»; б) Петров Д. «Молитва матери»; в) Без автора. Вечерняя молитва»; г)П. Рыженко «Молитва». | Вам понравилось пение? Как вы думаете, обычно такое пение, где можно услышать? Вообще, христиане могут молиться в любом месте и про себя вслух, и в одиночестве, и вместе. Обратимся же к живописным произведениям. Слайд. Вопросы: а) Кто изображен на картине? Посчитайте сколько ребятишек? Чем они заняты, особенно старшая девочка? Где находятся? б) Кого мы видим? Автор в названии нам говорит, что это мать, посмотрите внимательнее, как он это показал? в) Как выдумаете, почему девочка молится в кроватке? (болеет) Как вы догадались? г) Это ребята, работа современного нам художника. Вопрос. Первые три картины нам явно говорят, что персонажи молятся, а здесь как автор это показал? | Рассматривают произведения живописи, обсуждают. | 5 |
3.5 | Динамическая минутка | Потянули к солнцу ручки И смахнули с него тучки, С дерева сорвем листочек, Из травы возьмем цветочек. Посмотрели мы направо Посмотрели мы налево И шагаем прямо по дороге смело! | Выполняют упражнения | 1 |
3.6 | Работа с текстом параграфа, по уровням на листах раздаточного материала | Как вы думаете, на этих картинах изображены люди верующие? Открою вам секрет, каждый христианин знает одну молитву, которую по как верят они им даровал сам Бог. Называется она «Отче наш». Вот как она звучит: Отче наш, Иже еси на Небесéх, да святится имя Твоé, да приидет Царствие Твоé, да будет воля Твоя, яко на Небеси´ и на земли´. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам дóлги наша, я´коже и мы оставляем должникóм нáшим; и не введи нас во искушéние, но избави нас от лукаваго. Вам все понятно? Давайте разберемся. Для этого возьмите раздаточный материал, откройте текст учебника на с. 14-15 и выполните задание №1, и по желанию № 2 и №3. Затем мы обсудим ваш результат | Читают, выполняют задание в раздаточном материале. Представляют свой результат. | 7 |
4 | Рефлексия | Ребята, а теперь, поговорим по душам. Ведь есть наверное люди, которых мы обидели, есть и те которые обидели нас? Составите, пожалуйста, кластер «Я готов простить» (друга, близкого человека за…) | Заняты творческой работой. Защищают свои работы, и оцениваю работы других. | 3 |
4.1 | Просмотр и прослушивание видеоролика | Итак, на самом деле научиться прощать не так-то легко, для этого нужно иметь особое духовное качество (дар). Православные христиане, когда понимают, что у них не хватает каких-либо духовных даров, просят их у Бога. В начале урока я вам обещала об этом рассказать, но лучше я покажу вам видеоролик с замечательной песней. Послушайте внимательно слова. Слайд с видеороликом. Вопросы: Ребята, скажите, что для человека важно, кроме здоровья и материальных благ? Как человек должен прожить свою жизнь? Как вы думаете, знания полученные на уроке пригодятся вам в жизни? | Слушают. Делятся мнениями. | 5 |
5 | Домашнее задание на выбор. | 1.Есть выражение «знать как «Отче наш», т.е. очень твердо и точно. Спроси у родителей, что по их мнению, вы должны знать как «Отче наш»; Можно ли прожить жизнь без трудностей? Зачем они посылаются людям?(напиши короткий текст) 6) Узнайте кого называют «святыми» | Записывают | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку православной культуры
Презентация к уроку православной культуры в 9 классе к учебнику В.Д. Скоробогатова,Т.В.Рыжовой...
Интегрированный урок православная культура, литература,живопись
Это православная беседа-исследование образа Исуса Христа. Звучит православная музыка, используются видеоматериалы. Урок был подготовлен к Пасхе....
Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»
Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....
Презентации к урокам православной культуры
Презентации к урокам по учебнику В.Д.Скоробогатова В.Д., Рыжовой Т.В. и Кобец О.Н. "Православная культура"...
Урок православной культуры в 5 классе Тема. Святой Георгий Победоносец.
Цель: дать знания о подвиге, его понимании христианами на примере жизни святого воина Георгия Победоносца, познакомить с памятниками христианской культуры (иконами, храмами), посвященными ...
Урок православной культуры на тему:: Святые благоверные князья, Святители и Преподобные.
Урок православноу культуры, знакомит детей с такими сонмами святых, как Благоверные князья, Святители, Преподобные....
План - конспект урока "Православный храм"
План - конспект урока "Православный храм" . Предмет: Основы православной культуры....