Рабочая программа педагога-библиотекаря
рабочая программа на тему
Рабочая программа состоит из нескольких разделов:
1. Работа с библиотечным фондом
2. Работа с читателями.
3. Профессиональное развитие сотрудника библиотеки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-pedagoga-bibliotekarya-na-16-17-god.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
педагога-библиотекаря
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Жильцова О.В.
педагог-библиотекарь
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Положением о должностных обязанностях педагога-библиотекаря.
- Приказом Минздравсоцразвития от 31.05.2011 г. № 448н г. Москва «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» новой должности «Педагог-библиотекарь».
- Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ Школа № 2088.
Рабочая программа состоит из нескольких разделов:
- Работа с библиотечным фондом
- Работа с читателями.
- Профессиональное развитие сотрудника библиотеки
По каждому разделу разработан перечень мероприятий, необходимых для выполнения того или иного пункта раздела.
Особое внимание заслуживает раздел «Работа с читателями», т.к. именно его выполнение играет существенную роль в достижении главной цели работы школьной библиотеки, а именно: дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры. Кроме того в рабочей программе предусмотрено проведение литературных часов, тематика которых включена в раздел «Пропаганда литературы» и соотнесена со знаменательными датами, связанными с юбилеями книг или именами деятелей литературы, чьи юбилеи отмечаются в этом учебном году.
В целом, вся работа библиотеки направлена на успешное достижение намеченных целей и выполнение поставленных на учебный год задач.
Цели и задачи рабочей программы
Цели и задачи библиотечной работы в 2016-2017 учебном году соответствуют целям учебно-воспитательной работы школы.
Основными задачами библиотеки являются:
1. формирование творческой личности учащегося, способной к самоопределению, посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства;
2. развитие и поддержка в детях привычки и радости чтения и учения, а также потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни;
3. представление возможности для создания и использования информационной базы как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия;
4. формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
5. обучение поиску, отбору и критической оценки информации;
6. обеспечение учебно-воспитательного процесса и проектной деятельности научной, справочной, художественной литературой, аудиовизуальными средствами и информационными материалами на всех видах носителей;
7. оказание содействия в реализации основных направлений школьного образования, являясь центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, приобщения к чтению;
8. предоставление каждому читателю возможности дополнительно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.
9. формирование комфортной библиотечной среды; оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов; работа с педагогическим коллективом;
10. воспитание патриотизма и любви к родине, её истории
11. осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку;
12. оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с книгами согласно датам литературного календаря;
13. воспитание чувства бережного отношения к книге;
14. формирование у детей информационной культуры и культуры чтения.
Основные функции библиотеки
1.Образовательная - содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.
2.Информационная - обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей с использованием, как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем.
3.Культурная - обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культурной деятельности.
4. Досуговая - содействие содержательному проведению свободного времени учащихся.
5.Социальная - библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
6.Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
7.Просветительская - приобщение учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
8.Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
Календарно-тематическое планирование
- Работа с библиотечным фондом
№ | Содержание работы | Срок исполнения | Ответственные |
Изучение состава фонда и анализ его использования. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Оформление подписки на периодику, контроль доставки. | октябрь, апрель | Педагог-библиотекарь | |
Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам. | раз в 5 лет | Педагог-библиотекарь | |
Учет библиотечного фонда. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Выдача документов пользователям библиотеки. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Проверка правильности расстановки фонда. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Работа по сохранности фонда: | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
а) организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности; | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
б) систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий; | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
в) обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителями информации в установленном порядке; | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
г) обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Работа с фондом учебной и учебно-методической литературы | |||
Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление. Работа с Федеральным перечнем учебников на 2016-2017 г. Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия на 2016-2017 учебный год. | май, август, сентябрь | Педагог-библиотекарь Зам.директора Руководители МО | |
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в наступающем учебном году | август, начало сентября | Педагог-библиотекарь | |
Прием и техническая обработка поступивших учебников:
| по мере поступления | Педагог-библиотекарь | |
Прием и выдача учебников. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Организация мелкого ремонта методической литературы и учебников | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Списание фонда учебников и учебных пособий с учетом ветхости и смены образовательных программ | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Изучение и анализ использования учебного фонда. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Проведение работы по сохранности учебного фонда. | в течение года | Педагог-библиотекарь |
- Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа
№ | Содержание работы | Срок исполнения | Ответственные |
Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, карточки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий). | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Выполнение тематических и информационных справок. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Оформление информационного стенда. | в течение года | Педагог-библиотекарь |
- Работа с читателями
№ | Содержание работы | Срок исполнения | Ответственные |
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя; обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Обслуживание читателей на абонементе, работа с абонементом обучающихся, педагогов, технического персонала, родителей. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Обслуживание читателей в читальном зале. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Рекомендательные беседы при выдаче книг. Беседы о прочитанном. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Работа с педагогическим коллективом | |||
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. | в течение года
| Педагог-библиотекарь | |
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи педагогическому коллективу в поиске информации на электронных носителях | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Работа с обучающимися | |||
Обслуживание учащихся школы согласно расписанию | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям). | 1 раз в четверть | Педагог-библиотекарь | |
Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя библиотеки школы. | постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, журналу. | По мере необходимости | Педагог-библиотекарь | |
«Что читать летом»» - подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучать в следующем учебном году. | май | Педагог-библиотекарь Учителя-предметники | |
Рекламная деятельность библиотеки | |||
Создание комфортной среды в библиотеке. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Оформление информационных стендов:
| сентябрь | Педагог-библиотекарь | |
Постоянно обновлять стенд «Новинки периодической печати». | при поступлении | Педагог-библиотекарь | |
Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат» | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Оформление выставки «Литературный герой», посвященный книгам-юбилярам | в течение года | Педагог-библиотекарь |
- Профессиональное развитие сотрудников библиотеки
№ | Содержание работы | Срок исполнения | Ответственные |
Участие в городских мероприятиях для библиотекарей | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей:
| постоянно | Педагог-библиотекарь | |
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. | в течение года | Педагог-библиотекарь | |
Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий:
| в течение года | Педагог-библиотекарь | |
| |||
1. | Библиотечные уроки (по классам): - Продолжаем знакомиться с библиотекой. - Строение книги. Элементы книги. - Книга и её создатели. - История книги 1. - Книга в моём доме. - Что такое каталог? - Книга и её создатели. - Интернет для детей | 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс |
Педагог-библиотекарь |
2. | Познавательно-развлекательная игра «В мире кино» | 6 класс | Педагог-библиотекарь |
«Моя малая Родина» | 2-7 кл. | Педагог-библиотекарь | |
3. | Кинолекторий «С книжкой полки на большой экран» | 5-9кл. | Педагог-библиотекарь |
4. | Беседа-обсуждение «Жил-был сказочник» (о жизни и творчестве Шварца Е.) | 5-7кл. (по классам) | Педагог-библиотекарь |
Библиотечные уроки (по классам): - Как правильно обернуть книгу - Как читать книги - Кто рисует ваши книги? Художественное оформление книги. Иллюстрации. - История книги 2. - Справочная литература. Словари. Справочники. - СБА библиотеки. - Книги по естественным наукам и технике для старших подростков. - Первичные и вторичные документы. | 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс | Педагог-библиотекарь | |
5. | День добрых дел (ремонт книг в библиотеке) | ||
6. | Библиотечные уроки: (по классам) - Строение книги. Элементы книги. - Такие разные книги. - Эти книги знают всё. Энциклопедии отраслевые и универсальные. - Первые и современные библиотеки. - Система библиотечного обслуживания читателей. - Искусство книги. - Периодические издания для старших подростков. | 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс | Педагог-библиотекарь |
7. | Познавательная игра «Про больших и маленьких» (по произведениям Е.Чарушина) | 2-3 кл. | Педагог-библиотекарь |
8. | Видео обзор «Мир детского кино» | 6-8кл. (по классам) |
Педагог-библиотекарь |
9. | Видео урок «Минин и Пожарский» | 7-9кл. (по классам) | Педагог-библиотекарь |
10. | Выпуск газеты «Новогодняя почта» |
| |
11. | Беседа «История появления деда Мороза и Снегурочки» | 5-7кл. | Педагог-библиотекарь |
12. | Библиотечные уроки: (по классам) - Сказки дедушки Корнея. - Болезни книг и их лечение. - Болезни книг и их лечение. - История русского алфавита. - Периодика для подростков. - Со страниц любимых книг в камень, бронзу и гранит. - Сетевой этикет. - Тематический поиск. | 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс | Педагог-библиотекарь |
13. | Библиотечные уроки (по классам) : - Давайте познакомимся! Экскурсия в библиотеку. - Как самому выбрать книгу. - Зачем нужна закладка. - Разноцветные книги С.Маршака. - Крокодил Гена и его друзья. - Кутерьма в стране зверья. - Справочная литература. Энциклопедии. - Итоговое занятие. - Библиотечные термины. Заключительный урок. - Итоговое занятие. Тест-опрос. Итоговое занятие. | 1 класс 1 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс | Педагог-библиотекарь |
14. | Библиотечные уроки (по классам): - Поэзия доброты. - Русские народные сказки. - Викторина «Наши любимые стихи и сказки». - Журнальное и газетное путешествие. - Самый весёлый писатель на свете. - Хвостатые секреты. - В гостях у В. Драгунского. | 1 класс 1 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс | Педагог-библиотекарь |
15. | Праздник «Волшебное путешествие» | 1-4кл. | Педагог-библиотекарь |
16. | Всемирный День чтения вслух Чтение вслух отрывков из произведений писателей-натуралистов «Загляни в глаза природе» | 1-9 кл. | Педагог-библиотекарь |
17. | Библиотечные уроки (по классам): - «Угадай книгу». Заключительный урок. - Загадочный мир книг. Заключительный урок. - Библиотечная мозаика. Заключительный урок. - Библио-опрос. Заключительный урок. | 1класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс | Педагог-библиотекарь |
18. | Конкурс плакатов «Читать – это модно» | 5-9кл. | Педагог-библиотекарь |
19. | Беседа «Матрёшка – символ русской культуры!» | 3-7кл. (по классам) | Педагог-библиотекарь |
20. | Виртуальная экскурсия «Что мы знаем о нашей стране» | 5-7кл. | Педагог-библиотекарь |
Книжные выставки
Дата | Название |
сентябрь-декабрь 2016 | "Книга на экране" |
30 сентября | 110 лет со дня рождения русской писательницы Л.Ф. Воронковой (1906-1976) |
21 октября | 120 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Е.Л.Шварца (1896-1958) |
11 ноября День народного единства | 115 лет со дня рождения русского писателя, художника – иллюстратора Е.И.Чарушина (1901-1965) «Русь многоликая» |
Декабрь | «В гости к матушке Зиме» |
Январь 2017 | Выставка- игра по экологии «Как прекрасен этот мир» |
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самоанализ деятельности педагога-библиотекаря
для библиотекарей...
Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"
Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. ПОМНИ, ДЛЯ БОРЬБЫ С СУИЦИДОМ ДОСТАТОЧНО ОДНОГО Ч...
Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"
Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"...
Программа педагога-библиотекаря
Программа педагога- библиотекаря...
Рабочая программа педагога-библиотекаря на 2017-2018учебный год.
Рабочая программа педагога-библиотекаря на 2017-2018 учебный год....
Программа педагога-библиотекаря на 2022-2023г.
Рабочая программа педагога-библиотекаря МАОУ СОШ № 9 г.Холмска составляется ежегодно....
Рабочая программа педагога-библиотекаря
Рабочая программа педагога-библиотекаря 2023-24 учебный год...