Программа педагога-библиотекаря
рабочая программа на тему

Программа педагога- библиотекаря

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа педагога-библиотекаря249.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР ГБОУ РМШИ

______/___Олзоева Т.В.

 «30 » августа 2018 г.

«Утверждаю»

Директор    ГБОУ РМШИ

______/___Эрдыниева Д.Р.

Приказ № _1_________от

« 30 » августа 2018 г.

ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ

ИТЫГИЛОВА  У.П.

Ф.И.О., категория

г. Улан-Удэ

2018 – 2019 уч. год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
  4. Федеральный закон № 77 от 23.11.1994 г. «О библиотечном деле».
  5. Федеральный закон № 436 от 01.09.2012 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  6. Федеральный закон  Российской Федерации от 27.06.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" .
  7. Устав ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат».
  8. Положение о библиотеке ГБОУ РМШИ.

Программа состоит из следующих разделов:

   1.Пояснительная записка

 2.Работа с читателями.

 3.Профессиональное развитие сотрудника библиотеки.

По каждому разделу разработан перечень мероприятий, необходимых для выполнения того или иного пункта раздела.

Особое внимание заслуживает раздел «Работа с читателями», т.к. именно его выполнение играет существенную роль в достижении главной цели работы школьной библиотеки, а именно: дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры. Кроме того в рабочей программе предусмотрено проведение библиотечных уроков, тематика которых включена в раздел «Пропаганда литературы» и соотнесена со знаменательными датами, связанными с юбилеями книг или именами деятелей литературы, чьи юбилеи отмечаются в этом учебном году. В целом, вся работа библиотеки направлена на успешное достижение намеченных целей и выполнение поставленных на учебный год задач.

                   Цели и задачи рабочей программы

Цели и задачи библиотечной работы в 2018-2019 учебном году соответствуют целям учебно-воспитательной работы школы.

Основными задачами библиотеки являются:

  1. Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе (например);
  2. Формирование творческой личности учащегося, способной к      самоопределению, посредством создания насыщенного библиотечно-информационного  пространства;
  3. Развитие и поддержка у учащихся привычки и радости чтения и учения, а также потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни;
  4. Представление возможности для создания и использования информационной базы как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия;
  5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
  6. Обучение поиску, отбору и критической оценки информации;
  7. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и проектной деятельности научной, справочной, художественной литературой, аудиовизуальными средствами и информационными материалами на всех видах носителей;
  8. Оказание содействия в реализации основных направлений школьного образования, являясь центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, приобщения к чтению;
  9. Предоставление каждому читателю возможности дополнительно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.
  10. Формирование комфортной библиотечной среды; оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов; работа с педагогическим коллективом;
  11. Воспитание патриотизма и любви к родине, её истории

12.Воспитание чувства бережного отношения к книге;

13.Формирование у учащихся информационной культуры и культуры чтения.

      Библиотечно-информационная культура (БИК) – это составная часть общечеловеческой культуры современного общества. В ХХI веке именно от уровня информационной культуры во многом зависит успех во всех сферах деятельности человека. Главным ресурсом общества является человек со своими знаниями, который должен уметь пользоваться всеми информационными ресурсами общества. Будущее  в наших детях и одним из важных моментов воспитания будущего поколения, является формирование культуры чтения и информационной культуры.

     БИК – это воспитываемая с детства потребность в информации; умение находить информацию, необходимую для успешной карьеры и повседневной жизни. Это и способность практически оценивать информацию с позиций ее актуальности, надежности и полноты, умение эффективно использовать информационную  способность создавать качественный, востребованный информационный продукт. Информационная культура  представляет собой способность общества эффективно применять информационные ресурсы и инструменты информационных коммуникаций,  а также использовать прогрессивные ведущие результаты и достижения в сфере развития средств информатизации для этих целей. Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых  им для того, чтобы уверенно ориентироваться в многообразии современных информационных ресурсов, уметь оценить и эффективно использовать их для своей личной пользы и пользы общества, играют важнейшую роль в содержании образования.        

        Информационная культура в школе – это умение привлечь внимание к книге, умение работать с различными видами текстов, и разнообразными источниками информации. Цель работы школьной библиотеки в новых условиях – научить школьников самостоятельно получать знания, научить их работать с различными источниками информации, развить поисковую, научно-исследовательскую деятельность. Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, характеризующих культуру чтения в деятельности общеобразовательных школ, трактуются как общеучебные знания и умения. Они широко используются в учебном процессе и обеспечивают организацию учебной деятельности в целом. Их формирование справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться различными справочными изданиями,

- работать с электронными и карточными каталогами;

- составлять конспект и библиографическое описание источника.

- работать с различными носителями информации (книга, журнал, электронные диски, различные базы данных);

- вести поиск в сетевом режиме (ИНТЕРНЕТ);

- ставить нужные вопросы, создавать массивы вопросов к сообщениям, обмен такими сообщениями и версиями ответов.

                     Основные функции библиотеки

1.Образовательная - содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.

2.Информационная - обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей с использованием, как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем.

3.Культурная - обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культурной деятельности.

4. Досуговая - содействие содержательному проведению свободного времени учащихся.

5.Социальная - библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.

6.Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.

7..Просветительская - приобщение учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.

8.Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.

         Информационная справка о библиотеке :

Помещение библиотеки:  имеется читальный зал,  совмещенный с абонементом площадью 56  кв. м. на 16 посадочных мест, книгохранилище 18  кв.м.

Режим работы: ежедневно с 9.00-17.20, выходной : суббота, воскресенье.

Кадровое обеспечение: 1 ставка педагог-библиотекарь.

Техническое оснащение : 1 компьютер, 1 принтер, 1 проектор,  1 экран.

Компьютер подключен к сети  Интернет и входит в локальную сеть школы. Используется ежедневно.

Объем и состав фонда:   литературно -худож.изд. – 14724 экз.,

 учебники – 9262 экз. Периодические издания – 15 (учителям – 13, учащимся– 2)

Состав читателей:  учащиеся, учителя, воспитатели  и обслуживающий персонал.

Взаимодействие с другими учреждениями: СОШ № 20, городская библиотека

(филиал № 13, детская библиотека им.А.Гайдара


                                Работа с читателями

Содержание работы

Срок исполнения

Ответственные

Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя; обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

в течение года

Педагог-библиотекарь

Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной  и массовой работы.

в течение года

Педагог-библиотекарь

Обслуживание читателей на абонементе, работа с обучающимися, педагогами и др., персоналом школы.

постоянно

Педагог-библиотекарь

Обслуживание читателей в читальном зале.

в течение года

Педагог-библиотекарь

- Использование Интернета и других ресурсов библиотеки для оказания помощи  обучающимся  в учебном процессе.

в течение года

Педагог-библиотекарь

Рекомендательные беседы при выдаче книг.

постоянно

Педагог-библиотекарь

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.

в течение года

Педагог-библиотекарь

 Педагогическим коллективом

Информирование учителей о новой учебной  и методической литературе, педагогических журналах и газетах.

в течение года

 

Педагог-библиотекарь

Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи педагогическому коллективу в поиске информации на электронных носителях

постоянно

Педагог-библиотекарь

Оказание помощи по организации классных мероприятий

Постоянно

Педагог-библиотекарь

    Профессиональное развитие сотрудника библиотеки

Содержание работы

Срок исполнения

Ответственные

Участие в городских мероприятиях для библиотекарей

  • Самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека в школе». Приказы, письма, инструкции  о библиотечном деле. Использование  электронных носителей.

в течение года

Педагог-библиотекарь

Работа по самообразованию с использованием  опыта лучших школьных библиотекарей:

  • посещение семинаров;
  • курсы повышения квалификации.
  • освоение информации

из профессиональных изданий;

  • индивидуальные консультации.

постоянно

Педагог-библиотекарь

Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

в течение года

Педагог-библиотекарь

Повышение уровня ИКТ - компетентности сотрудника библиотеки;

Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий:

  • использование электронных носителей;
  • освоение новых компьютерных программ.

в течение года

Педагог-библиотекарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. ПОМНИ, ДЛЯ БОРЬБЫ С СУИЦИДОМ ДОСТАТОЧНО ОДНОГО Ч...

Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"

Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"...

Рабочая программа педагога-библиотекаря

Рабочая программа состоит из нескольких разделов:1.   Работа с библиотечным фондом2.   Работа с читателями.                    ...

Рабочая программа педагога-библиотекаря на 2017-2018учебный год.

Рабочая программа педагога-библиотекаря на 2017-2018 учебный год....

Программа педагога-библиотекаря на 2022-2023г.

Рабочая программа педагога-библиотекаря МАОУ СОШ № 9 г.Холмска составляется ежегодно....

Рабочая программа педагога-библиотекаря

Рабочая программа педагога-библиотекаря 2023-24 учебный год...