Модель ученического самоуправления "Школа - которую делаем сами!"
статья на тему

Макарова Любовь Николаевна

Модель ученического самоуправления "Школа-которую делаем сами!", успешно реализуемая в рамках воспитательной деятельности ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoupravlenie_oosh28.doc820.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №28 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

446015, Самарская область, г.Сызрань, ул.Коммунистическая, д.21-А;

Телефон\факс: 8(8464)34-21-01

E-mail: school28-a@rambler.ru

Адрес сайта:http//scool28syz.ucoz.ru

Директор: Тюкова Ольга Юрьевна

Сызрань 2012

                               Пояснительная записка.

Одной из первостепенных задач современной педагогики становится содействие самореализации ребёнка и развитие качеств, способствующих его социальному становлению. Это требует значительного усиления внимания к личности как биологическому  индивиду и как социальной единице – личности с неповторимой индивидуальностью, которая не допускает искусственного расчленения процесса его формирования на отдельные составляющие, как по содержанию, так и по временным отрезкам.

Актуальность развития ученического самоуправления очевидна, ибо именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

         Участие подростков в работе органов самоуправления - это способ получения практики  жить в социальном пространстве прав  обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Ученическое самоуправление - одноа из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие  их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

        Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также умелое педагогического руководства.

Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, но и осознание ответственности за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.

Модель ученического самоуправления.

Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений для достижения общественно значимых целей.

Создавая структуру ученического самоуправления, мы ставили перед собой  чёткие  цели:

а) сформировать высоконравственную творческую, активную личность на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, а также усвоения социальных норм через участие в общественной жизни школы.

б) обеспечение управления школьными делами учителями и обучающимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Структура органов самоуправления ГБОУ ООШ№28 гибкая и вариативная - учитывает периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфику, возможности и традиции каждого конкретного класса, этапы его развития, основывается на взаимодействии разных органов.

Деятельность органов ученического самоуправления строится и опирается на следующие приоритетные  принципы:

  1. добровольности
  2. демократизма
  3. гуманизма
  4. социальной направленности
  5. творчества
  6. разновариативности
  7. самостоятельности.

Для достижения поставленной цели, ставятся и реализуются конкретные задачи:

  1. Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива.
  2. Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы.
  3. Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через предоставление широкого выбора направлений видов деятельности.
  4. Формирование активной жизненной позиции, развитие творчества и инициативы,  и организаторских качеств.

        Педагогический коллектив школы активно работает над формированием и развитием системы  школьного самоуправления в школе, четко помня о том, что эффективность системы определяется тем, как мы воспитываем лидеров, ярких личностей, развиваем их организаторские способности, ответственность, неравнодушие к общественным проблемам, гражданские качества.

Наряду с педагогическим коллективом орган ученического самоуправления активно сотрудничает с родительским комитетом школы, «Советом отцов» школы. Родительская общественность активно участвует в жизни школы: мероприятиях, акциях, праздниках, вечерах, дискуссиях, встречах за круглым столом, участвуют в диагностических опросах. Между ученическим и родительским коллективами существует обратная связь: пожелания детей по организации горячего питания, ремонту классных комнат, приобретению спортивного инвентаря выполняются родительским комитетом школы. Родительская общественность вносит предложения по организации и проведению новогодних мероприятий, классных часов, вечеров, поездок в драматический театр, музеи, на выставки.

                     Нормативно-правовая база.

Правовой основой ученического самоуправления являются:

Всеобщая декларация прав человека

Статья 20. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

Воля народа должна быть  основой власти правительства; это воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которых должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования.

Конвенция о правах ребенка

Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и иные идеи любого рода, независимо от границ.

Статья 15. Государства – участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом.

Статья 29. Государства – участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

  1. воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
  2. подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.

Конституция Российской Федерации

Статья 17. Основные права и свободы человека  неотчуждимы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человек и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Гарантируется свобода массовой информации.

Статья 30. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируются.

Статья 31. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственного, так и через свойх представителей.

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Статья 2. Государственная политика в области образования основыватся на следующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человек, свободного развития личности;
  2. воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;
  3. свобода и плюрализм в образовании.

Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоличия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Статья 2. Местное самоуправление:

  1. Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемые и ганатируемая Конституцией самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
  2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Закон РФ «Об общественных  объединениях»

Статья 3. Содержание права граждан на объединение. Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.

Статья 18. Создание общественных объединений. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц.

Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении

Статья 49. Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей) работников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом актами.

Cтатья  50. «Права и социальная защита обучающихся» гарантирует обучающимся право «на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободе совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

Положения ГБОУ ООШ№28

«Положение о совете обучающихся»

«Правила поведения обучающихся»

Структура модели самоуправления.

Высший орган ученического самоуправления  конференция, которая проводится по мере необходимости, но не реже двух раз в год. На неё собираются представители 5-9 классов.

Задачи конференции:

  1. конференция избирает школьный Совет обучающихся;
  2. определяет основные задачи деятельности;
  3. утверждает правила, памятки и другие документы для органов ученического самоуправления;
  4. заслушивает отчёты Совета;
  5.  даёт оценку его деятельности.

Решения конференции  учащихся обязательны для всех органов ученического самоуправления и всех учащихся ОУ.

В период между конференциями высшим органом является Совет обучающихся.

Совет обучающихся 

  1. готовит и проводит школьные конференции;
  2. планирует и организует повседневную работу;
  3. формирует постоянные рабочие органы (отделы) по различным направлениям деятельности;
  4. даёт общественные поручения, задания классам, заслушивает отчеты об их выполнении.

Органы самоуправления  учащихся в школе  реализуют  демократические отношения между педагогами и учениками, защищают права учащихся, организуют повседневную жизнь школьного ученического коллектива.

Членам Совета обучающихся предоставлены права обращаться к любому работнику школы с вопросами и предложениями.

Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц.

Из числа членов Совета избираются его председатель и заместитель.

Гласность работы Совета обучающихся, оперативность всех его решений обеспечивается через стенную печать.

Совет коллектива взаимодействует с органами ученического самоуправления, первичными коллективами учащихся (классами), педагогами, родителями, внешкольными учреждениями.

В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной работы Совет обучающихся образует отделы. Отделы планируются по принципу « Каждому направлению работы свой отдел ».

  1. Знаний
  2. Трудовой
  3. Культмассовый
  4. Спортивный
  5. Информационный.

Отделы возглавляются председателем отделов.

Отделы и их функции:

  1. Отдел знаний
  1. взаимопомощь в учении
  2. участие в организации и проведении предметных олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам
  3. ходатайство о поощрении или наказании учащихся перед Педсоветом или Попечительским советом.
  1. Трудовой
  1. активное участие в организации трудового воспитания и допрофессиональной трудовой подготовке
  2. участие в профориентационной работе
  3. развитие самообслуживания
  4. бережное отношение к общественной собственности
  5. воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся
  6. выполнение правил внутреннего трудового распорядка
  7. создание трудовых объединений обучающихся
  8. благоустройство школьной территории
  1. Культмассовый
  1. подготовка и проведение  КТД
  2. поведение совместных с общественностью мероприятий
  3. организация концертов, культурных программ, шоу-программ дискотек
  1. Спортивный
  1. проведение спортивных мероприятий на уровне школы
  2. участие в спортивных мероприятиях города и района

  1.  Информационный
  1. получение и обмен информацией с помощью компьютерных сетей
  2. создание средств массовой информации внутри школы
  3. осуществление связи со СМИ города
  4. информирование коллектива учащихся по различным вопросам деятельности
  5. доведение до сведения учащихся решений органов самоуправления

Функционируют органы  ученического самоуправления и в первичных коллективах учащихся ( классах).

Самоуправление в классе формируется путём функционирования микроколлективов -  учебных секторов. Именно они являются постоянным движущим рабочим коллективом, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учеником с учётом его  склонностей и интересов.

Высшим органом ученического самоуправления в классе  является классное собрание-собрание всех учащихся класса, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Классное собрание избирает Классный ученический совет, его председателя и заместителя.

Классный совет обучающихся выполняет следующие функции:

  1. выполняет решения  классного собрания учащихся;
  2. организует дежурство по классу, самообслуживание, питание;
  3. организует внеклассные мероприятия;
  4. готовит и проводит классные собрания;
  5. организовывает участие класса в школьных ученических делах.

Классный совет обучающихся состоит из следующих секторов:

  1. учебный сектор: его задача состоит во взаимопомощи в учении, участии в организации и проведении предметных олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам.
  2. трудовой сектор: его задача состоит в активном участии в организации трудового воспитания.
  3. физкультурный сектор: его задача состоит в проведении спортивных мероприятий на уровне ОУ и участии в спортивных мероприятиях города и района.
  4. сектор культурно-массовых дел: его задача состоит в подготовке и проведении КТД.
  5. информационный сектор: его задача состоит в получении и обмене информацией с помощью компьютерных сетей; в создании средств массовой информации внутри ОУ.

Решения классного ученического совета обязательны для выполнения учащимися после их утверждения классным собранием.

Документация и отчётность Советов.

  1. Заседания Советов обучающихся протоколируются.
  2. План работы Советов составляется на учебный год, исходя из плана воспитательной работы ОУ.
  3. Анализ деятельности Советов представляется заместителю директора по УВР в конце учебного года.

     В соответствии с Положением « Об ученическом самоуправлении» педагогический коллектив:

  1. создаёт систему преемственности « поколений активистов», чтобы при уходе из ОУ ребят была равноценная замена, готовая продолжать традиции ученического самоуправления;
  2. способствует обновлению методов подготовки школьного ученического актива;
  3. создаёт институт  «Советников» из заинтересованных педагогов;
  4. оказывает помощь органам ученического самоуправления, но не подменяет их;
  5. проявляет выдержку, и готовность поддержать идеи рубят, их инициативу, развивает их безусловный успех.

                     

Организация деятельности ученического самоуправления.

Работа ученического самоуправления строится на основе теории управления и представляет собой рабочий управленческий цикл: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ, данные функции реализуются в течение определенного промежутка, чаще всего - месяц, и повторяются при подготовке и проведении очередного КТД. Сбор информации и её анализ осуществляются на всех уровнях школьного самоуправления. После проведенного КТД в классных коллективах проводится анализ проведенного дела, учащиеся анализируют и оценивают деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На заседаниях Совета обучающихся проводится обобщенный анализ КТД, разбираются причины недочетов, подводятся итоги. Анализ по каждому направлению деятельности в отдельности (на заседаниях актива) и на заседаниях совета. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

  1. Планирование.

В планировании участвуют: все члены классных коллективов - классные органы на общешкольном уровне - общешкольные органы самоуправления. Планирование деятельности органов самоуправления, КТД происходит чаще всего к проектной деятельности. Результат планирования - это ответ на вопрос «Что делать и как делать?» Что делать в классе и что делать в школе?

  1. Организация

Организация, то есть подготовка учащихся к деятельности. После защиты проекта инициативная группа распределяет обязанности между классами. Представители классных коллективов знакомят класс с планом проведения КТД, проводят инструктивно-методическую работу. В начале года, четверти (при смене членов самоуправления) педагоги - консультанты проводят учебу актива. Как только учащиеся, руководители органов общешкольного ученического самоуправления адаптируются к новой социальной роли, консультативная деятельность сочетается с собственной инициативой и, наконец, сами учащиеся готовы самостоятельно проводить заседания общешкольных органов ученического самоуправления. Суть деятельности по организации состоит в том, чтобы подготовить самих учащихся, определить время, ответственных.

  1. Контроль.

Эта функция осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов ученического самоуправления. Цель получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы. Основной метод контроля в работе органов самоуправления - наблюдение, которое позволяет выявить отклонения в работе самоуправления или, наоборот, отметить его нормальное функционирование. Применяются и другие методы: анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.

  1. Регулирование и коррекция

Регулирование и коррекция - это внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через учащихся, руководителей тех или иных органов самоуправления. Педагоги-консультанты общешкольных ученических органов и классные руководители оказывают влияние на них, а они, в свою очередь, - на членов своих служб, члены служб - на членов коллектива. Влияние оказывается простыми способами, например, вниманием, беседой, помощью, организацией взаимопомощи.

  1. Метод проектов

Метод проектов созвучен методике КТД, поэтому может использоваться и как часть её (на этапе планирования) и самостоятельно. Он позволяет гармонично сочетать лучшие педагогические традиции «пионерской методики», закрепившиеся в массовой школе, с идеями обновления воспитывающей деятельности современной школы:

  1. воспитание в коллективе с самоопределением личности,
  2. полезное практическое дело с задачей школы пробуждать интерес к знаниям;
  3. познавательный результат в воспитании с актуализацией идеи воспитывающего обучения;
  4. активную позицию ребенка с позицией сопровождения педагога;
  5. самоорганизации, последовательность организаторской деятельности с идеями технологического образования современной школы.

Выбирая данную технологию, как соответствующую целям и задачам ученического самоуправления, мы руководствовались следующими особенностями метода проектов:
1. Цель проекта — добиться желаемого и планируемого результата, т.е. ориентация на успех.

2. Проект можно составлять как группой, так и индивидуально, что позволяет учитывать интересы детей.

3. Проект позволяет решать как познавательные, так и социально значимые и практические задачи .

4. Проект позволяет усложнить или упростить обстоятельства его применения в зависимости от сформированности у детей необходимых навыков, от способностей детей и их личного выбора.

Обучение детей методу проектов проводилось в процессе проведения конкретных дел, причем, если сначала мы обязательно делили учащихся на проектировщиков, аналитиков, экспертов и главным был для нас процесс проектирования, то впоследствии деление на группы производилось не всегда, упор делался на практическую реализацию проекта.

Ученическим самоуправлением школы был разработан проект «Спортивная площадка детям!»,  с которым ребята достойно выступили на окружном этапе областного конкурса социальных проектов «Гражданин». В рамках работы над данным проектом, ребята активно сотрудничали с общественностью, проанализировали проблему строительства спортивных детских площадок на уровне города, неоднократно встречались с депутатом Гильмановым Э.Г.

                           

                             

Заключение.

Школьное  самоуправление действует в ГБОУ ООШ №28 уже 2 года. За эти годы апробировались различные системы организации школьного самоуправления, формы проведения выборов (свободные демократические выборы председателя всеми учащимися и педагогическими работниками, выборы председателя среди лидеров, выявленных с помощью диагностического тестирования и выдвинутых классными коллективами, выборы председателя среди классов). Менялись названия и содержание деятельности комиссий, уточнялись обязанности председателя. За это время в школе сложились свои хорошие традиции:

  1. День Здоровья;
  2. Конкурс «Самый зеленый  участок»;
  3. Конкурс на звание «Самый лучший класс»;
  4. Акция «Посади дерево»;
  5. Акция «Герои-воины – живут рядом»;
  6. Акция «Солнечные лучики».

    Начинается новый учебный год с проведения общешкольной ученической конференции. Куда приходят делегаты от классов, уполномоченные принимать ответственные решения. Они оценивают деятельность Совета обучающихся, называют лучшие мероприятия, акции, праздники, вносят предложения по планированию работы на будущий год, высказывают пожелания в работе заместителю директора по учебно-воспитательной работе, директору школы,  работникам школьной столовой.  На конференции выбирают избирком и его президента для организации и проведения выборов председателя на новый учебный год. Избирком назначает сроки избирательной кампании, вводит правила ведения агитации, регистрирует кандидатов. Избирательная кампания – яркая игровая деятельность, в которую вовлекаются все учащиеся, педагоги. В этом году приняли участие в избирательной кампании и самые маленькие жители нашей школы, и председатель родительского комитета школы.

        Ученическое самоуправление оживляет и разнообразит школьную внеурочную деятельность новыми традициями. Но и старые традиции поддерживаются и продолжаются: День Учителя – общешкольный праздник, который полностью берет на себя школьное самоуправление. В этот день председатель школьного самоуправления становится дублером директора школы, заместитель  председателя становится заместителем директора, набираются штаты дублеров-педагогов, уроки ведутся по расписанию, а 9 класс по традиции готовит праздничную программу для педагогов.

        Система школьного самоуправления живет, развивается. Вырастают дети, на их место приходят другие, а в школе остается память о ярких звездочках, зажигающих искорки на школьном небосклоне, остаются новые традиции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Описание модели ученического самоуправления

Пояснительная запискаВ отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых у...

Модель Ученического Самоуправления ГБОУ СОШ № 647

  Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам.  Самоуправление в школе го...

Модель ученического самоуправления

Что такое самоуправление? В чём смысл ученического самоуправления? Кто такой лидер и т.д. можно узнать прочитав данный материал....

презентация "Модель ученического самоуправления"

В презентации представлена модель ученического самоуправления "Лестница к успеху". В 2006 году модель - дипломант 2 Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления....

Школьная Автономная республика – модель ученического соуправления.

Выступление на семинаре городского профессионального объединения педагогов-организаторов....

Конспект внеклассного занятия по швейному делу «Самая, самая, самая…..»

Конспект внеклассного занятия по швейному делу«Самая, самая, самая…..»...