Программа "Музыкальный театр плюс"
рабочая программа на тему

Финенко Кристина Сергеевна

 

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДИИ «ТЕАТР-ПЛЮС»

 

     Программа дополнительного образования студии «Театр-Плюс» ГКОУ ЦИО «Южный»    разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ и детей с ментальными нарушениями,  запросов обучающихся с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет и их семей.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы: конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (часть 1 статья 75), приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р, Концепция развития дополнительного образования детей, план мероприятий на 2015-2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ 24 апреля 2015 г. № 729-р, Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41, далее – СанПиНа 2.4.4.3172-14), другими законодательными и нормативными актами, Положение об организации ОДО в Центре, Устав ГКОУ  «ЦИО «Южный».

 

Направление программы: художественная направленность

Контингент:  Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (обучающиеся по основным адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, со сложными дефектами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в развитии,  с различными степенями умственной отсталости).

Возраст: 7-18 лет

Срок реализации: 1 год. 

Программа предусматривает одно занятие в неделю, проведение занятий в мини-группах по 2-8 человек (в зависимости от особенностей психофизического и психического состояния обучающихся), продолжительностью 35-60 минут.

Данная программа  дополнительного образования, реализуемая в студии «Театр-Плюс» определяет содержание и организацию образовательного процесса  в студии. Она представляет собой систему приемов и методов, каждый из которых  

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована на занятия с детьми с ОВЗ (ограниченные возможностями здоровья), детей-инвалидов.

Данная программа разработана на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной,  Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина.

Данная программа дополнительного образования студии «Театр-Плюс» состоит из  четырёх разделов: актёрское мастерство, ритмопластика, фольклор и сценический грим.

 

Целью реализации дополнительной программы студии «Театр-Плюс» является:

- развитие творческих и эстетических способностей, эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ, овладение навыками общения посредством музыкально-театрального искусства, активизация познавательных интересов, гармонизация отношения ребенка с окружающим миром, создание психологического комфорта.

 

Задачи реализации программы:

- помощь детям с ОВЗ овладеть навыками общения и коллективного творчества;

- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка;

- обучение ребенка с ОВЗ, инвалида саморегуляции и самоконтролю;

- развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ;

- развитие чуткости к сценическому искусству;

- развитие внимания, фантазии, памяти, воображения, образного мышления,

  развитие наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, инициативности и выдержки;

- развитие личностных качеств: отзывчивости, эмпатии, доброты, целеустремленности

  добросовестности, любознательности;

- развитие способности создавать образы с помощью жеста и мимики;

- обучение использовать интонации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния;

- социализация и адаптация детей с ОВЗ в современном обществе.

 

Актуальность программы

      Главная линия программы заключается в творческой самореализации ребенка. Она дает воспитанникам и педагогу возможность избрать свободный путь познания музыкально-театрального искусства. Активизация и развитие творческих   способностей   детей,   являются   неотъемле­мой   частью образовательного процесса. За год обучения для воспитанников преду­смотрены творческие задания, это развивает инициативу, творчество, способствует самоактуа­лизации личности. Программа направлена на бесконечный творческий поиск, позволяя одномоментно осуществлять три части педагогического воздействия - воспитание, обучение, оздоровление. Занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Программа составлена с учетом прогнозирования конечных результатов деятельности педагога и ребенка: развитием способностей детей, повышением престижа студии у родителей и коллег; повышения социальной адаптации обучающихся. Театральное, танцевальное искусство, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.  Танец и театр, является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.

  

В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы:

-  Раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов.

-  Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.

                        - Обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.

Ожидаемый конечный результат:

1. Умение использовать полученные знания в области сценического искусства.

2. Владение навыками танцевального, музыкально-актерского мастерства: взаимодействие с партнерами, действие в предлагаемых обстоятельствах,              импровизация и общение со зрителем.

3. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, танца, фольклора, вокала, литературой.

4. Чувство раскованности, уверенного поведения на сцене.

5.  Умение  ценить труд коллектива.

6.  Ощущение потребности в творчестве и самовыражении.

 

Техническое оснащение:

 Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:  - оборудование помещения   и его оснащение;

Кабинет (студии) дополнительного образования: раковина,  шкафы для пособий, парты, стулья, компьютерный стол, компьютер, принтер, доска, освещение над доской, ящики для игрушек, ковёр, мягкие модули.

- специальные приспособления для обучения детей-инвалидов.

 

Список рекомендуемой методической и учебной литературы:

1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

 2. Альшиц Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009

 3. Бажанова Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49

4. Венецианова М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства).

5. Владимиров С. В. Действие в драме. – 2 изд., доп. – Санкт-Петербург: Изд- во СПб ГАТИ, 2007

 6. Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

7. Гительман Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия: хрестоматия / Л. И. Гительман. – Санкт-Петербург: 2002

 8. Жабровец М. В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008

9. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008

10.Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2008 60 11.Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008 12.Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. – Москва: ЗАО "БММ"

13.Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)

14.Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

 15.Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва: ГИТИС, 2005

16. Андреева Л.Д. Мир Терпсихоры.- М.: Музыкальная литература, 1980 .

17.Ваганова А.Я. Классический танец.- М.: Музыкальная литература, 1973.

18. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Труд, игры, творчество, праздники года. – С.-Пб: «Дамаск» 1999. – 176с., н.

19. Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. - М.: изд. ЭКСМО, 2005.

20. Захаров Р.С. Композиция, постановка танца.- М.: Музыкальная литература, 1989.

21. Климов А.А.Русский народный танец.  Выпуск  1.  Учебное пособие. Изд. При участии ТООО «Либерея». 1996.

22. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки общеобр­азо­вательных школ. - М.: Мнемозина, 1996.

23. Ордакулис А. А. В мире стэпа.- М.: Музыкальная литература, 1999.

24. Праздники народов России. Энциклопедия /Бронштейн М. М. , Жуковская Н.Л. и др. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.

25. Резникова З.П. Приглашение к танцу.- М.: Музыкальная литература,1996.

26. Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. М. 1983

27.Мельников М.Н. Русский детский фольклор М. 1987.

28.Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия М.1971.

29.Михайлова М. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Ярославль 2001.

30.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.1998.

31.Русское народное поэтическое творчество / Под. Ред. А.М.Новиковой. М.1986.

32.Хрестоматия по истории русской фольклористике. М. 1973.

33.Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / Под. Ред. Орловой Л.К. Владимир 1995.

34.Брыкина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению // Дошкольное воспитание №7- 1980.

35.Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание, № 9- 1991.

36.Комарова Т. Народное искусство в интеллектуально- эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание № 7- 1998.

37.Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // Дошкольное воспитание №8-2000.

38.Новицкая М. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание № 9- 1993.

39.Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // Дошкольное воспитание №11- 2000.

40.Остроух Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей //Дошкольное воспитание №9,10 – 1994.

41.Ветрова А. Визажист, стилист, косметолог. – Р-н.Д: Издательство «Феникс»- 2003.- 224 ч.

42.Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически.- М.: Издательство: Высшая школа, Академия. – 2000.- 192с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programa_finenko.doc153 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа дополнительного образования студии «Театр-Плюс» ГКОУ ЦИО «Южный»    разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ и детей с ментальными нарушениями,  запросов обучающихся с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет и их семей.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы: конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (часть 1 статья 75), приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р, Концепция развития дополнительного образования детей, план мероприятий на 2015-2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ 24 апреля 2015 г. № 729-р, Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41, далее – СанПиНа 2.4.4.3172-14), другими законодательными и нормативными актами, Положение об организации ОДО в Центре, Устав ГКОУ  «ЦИО «Южный».

Направление программы: художественная направленность

Контингент:  Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (обучающиеся по основным адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, со сложными дефектами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в развитии,  с различными степенями умственной отсталости).

Возраст: 7-18 лет

Срок реализации: 1 год.  

Программа предусматривает одно занятие в неделю, проведение занятий в мини-группах по 2-8 человек (в зависимости от особенностей психофизического и психического состояния обучающихся), продолжительностью 35-60 минут.

Данная программа  дополнительного образования, реализуемая в студии «Театр-Плюс» определяет содержание и организацию образовательного процесса  в студии. Она представляет собой систему приемов и методов, каждый из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающее направление деятельности студии;  обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие студии в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в  «Федеральном законе  об образовании»  № 273 ФЗ от 29.12.2012 года, а именно:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
  • формирование у обучающегося с ОВЗ адекватной современному уровню знаний и ступеням обучения картины мира;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В период психологической адаптации детей с ОВЗ, детей-инвалидов к обучению в образовательной организации у 67 – 69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. В последнее время возросло количество детей эмоционально неблагополучных, детей с заниженной самооценкой, гиперактивных или наоборот медлительных, заторможенных, а также тревожных, беспокойных. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения самоконтролю, саморегуляции, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театрализованная, сценическая деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский)

Театр как вид искусства не только является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия театрализованной сценической деятельностью вводят детей в мир прекрасного,  пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В музыкально-театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.

Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, вокала музыкальный театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение  нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована на занятия с детьми с ОВЗ (ограниченные возможностями здоровья), детей-инвалидов.

Данная программа разработана на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной,  Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина.

         Данная программа дополнительного образования студии «Театр-Плюс» состоит из  четырёх разделов: актёрское мастерство, ритмопластика, фольклор и сценический грим.

Целью реализации дополнительной программы студии «Театр-Плюс» является:

- развитие творческих и эстетических способностей, эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ, овладение навыками общения посредством музыкально-театрального искусства, активизация познавательных интересов, гармонизация отношения ребенка с окружающим миром, создание психологического комфорта.

Задачи реализации программы:  

- помощь детям с ОВЗ овладеть навыками общения и коллективного творчества;

- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка;

- обучение ребенка с ОВЗ, инвалида саморегуляции и самоконтролю;

- развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ;

- развитие чуткости к сценическому искусству;

- развитие внимания, фантазии, памяти, воображения, образного мышления,

  развитие наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, инициативности и выдержки;

- развитие личностных качеств: отзывчивости, эмпатии, доброты, целеустремленности

  добросовестности, любознательности;

- развитие способности создавать образы с помощью жеста и мимики;

- обучение использовать интонации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния;

- социализация и адаптация детей с ОВЗ в современном обществе.

Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-научить воспринимать танец, театр,  музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности. 

Метапредметные результаты: 

-развитие художественного восприятия, размышлять о танце, театре,  как о способе выражения духовных переживаний человека;

-формировать художественно-образное восприятие и мышление;

-научить правилам и особенностям выступления, поведения на сцене;

-развить усидчивость, выносливость, координацию движений, терпение и трудолюбие;

-научиться трудиться в коллективе, приобрести навыки нравственного поведения и отношения к товарищам, подчинять свои личные интересы деятельности коллектива, знать о правилах поведениях на сцене и за кулисами;

-научить реализовать собственный творческий потенциал, применяя свои знания и представления о музыкальном, танцевальном и театральном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Актуальность программы

      Главная линия программы заключается в творческой самореализации ребенка. Она дает воспитанникам и педагогу возможность избрать свободный путь познания музыкально-театрального искусства. Активизация и развитие творческих   способностей   детей,   являются   неотъемлемой   частью образовательного процесса. За год обучения для воспитанников предусмотрены творческие задания, это развивает инициативу, творчество, способствует самоактуализации личности. Программа направлена на бесконечный творческий поиск, позволяя одномоментно осуществлять три части педагогического воздействия - воспитание, обучение, оздоровление. Занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Программа составлена с учетом прогнозирования конечных результатов деятельности педагога и ребенка: развитием способностей детей, повышением престижа студии у родителей и коллег; повышения социальной адаптации обучающихся. Театральное, танцевальное искусство, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.  Танец и театр, является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.

 На занятиях  подход к каждому ребёнку индивидуальный и с каждым ребёнком выстраиваются свои отношения. Творческий подход для достижения желаемого результата, не уходя и не уклоняясь от основных педагогических правил общения и поведения с учеником и обучающего процесса. Данная программа ориентирует  на работу с детьми, учитывая  психофизические  особенности  детей, независимо от наличия у них специальных физических данных. Контингент центра отличается  слабым уровнем развития эмоциональной сферы, инфантилизмом, психоэмоциональной неустойчивостью. Их можно разделить на категории:

1.Это дети, у которых, эмоционально-волевая сфера находиться на более ранней ступени развития. Эмоции непосредственные и яркие, повышенный фон настроения, наличие творчества и инициативы в игре;

2.Снижен общий и психический тонус, неуверенность, робость, астеничность, капризность.

3.Отсутствие чувства долга, ответственности, неумение тормозить свои эмоции, импульсивность, повышенная внушаемость. При гиперопеке – эгоизм, эгоцентризм, слабая воля, отсутствие трудолюбия, самостоятельности. При травме – робость, боязливость, отсутствие инициативы, активности, уверенности в себе.

4.Замедленное развитие ходьбы, речи, опрятности, игры, эмоционального развития. Дети не заинтересованы в общении, в оценке, у них бедное воображение. Низкая работоспособность, медлительны, плохо переключаются, страдает двигательная координация.

                            УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

Название раздела

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Актёрское мастерство

4

5

9

3

Ритмопластика

4

10

14

4

Сценический грим

3

5

8

5

Фольклор

2

4

6

ИТОГО

14

24

38

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОФИЛЯ    

1.Вводное занятие:

1.1. Вводное занятие.

Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о музыке, танце, театре.

Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий в театральной студии. Требования к знаниям и умениям.

Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

2.Актёрское мастерство:

Актёрское мастерство — набор упражнений, направленный не на освоение навыков  актёрского мастерства, а развитие психофизического аспекта человека. Благодаря такой тренинговой программе ребёнок учится раскрываться миру, избавляется от страхов и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой. Он становится прекрасным оратором, у него налаживаются отношения со всеми людьми, он идёт по жизни легко и играючи.

Начинаются занятия со знакомства с собой. Этот этап позволяет открыть в себе своё творческое "я", свободно и естественно выражать эмоции. И начинается курс с голосомВзволнованный голос выдаёт внутреннее состояние человека. Преподаватели помогут зазвучать голосу в полную силу, расширят его диапазон, улучшат тембр. Затем следует работа с речью, где разрабатываются органы речи с целью чёткого произношения. Это делают через различные пословицы, поговорки и др. Важную роль в речи играет интонация, придающая неповторимую окраску предложению.

Затем следуют упражнения по пластике тела, помогающие избавиться от зажимов, которые мешают свободно ощущать себя в пространстве. Но тело всего лишь отображает состояние души человека. Поэтому на курсе идёт глубокая проработка этого аспекта.

Также изучается на этом этапе импровизацияВедь невозможно общаться и жить по шаблону. Импровизация учит человека искренне реагировать на события. Психотехника поможет понять, откуда берутся страхи, негативные эмоции, даст человеку вдохновение и переступить через страх.

На курсе большое значение придаётся развитию воображения и внимания. Ведь, как правило, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят.

Теория (Артистическая этика. Объекты внимания. Управление вниманием. Органы чувственного восприятия.)

Практика (Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных и согласных звуков. Упражнение на сочетание звуков. Упражнения с текстами скороговорок. Резонаторные упражнения. Упражнения на развитие силы и посыла звука. Упражнения на освобождение мышц. Игры и упражнения на развитие сценического внимания и  зрительной памяти. Игры и упражнения, развивающие воображение и фантазию. Игры и упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления. Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Упражнения на достижение эмоционального раскрепощения, открытости. Упражнения на действия с реальными предметами в условиях вымысла.)

2.1.Театр, как вид искусства.

Школа жизни — самая древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая великая школа, — вот что такое театр.  

2.2.Декорации, костюмы, реквизит, схема зала -  (демонстрация фото и  видео материала).

Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене.  

2.3.Речь, мимика – (голоса, дикция, интонация, дыхание; выражения лица, диагностика эмоций по лицевой экспрессии, виды мимики, базовые эмоции, взгляд, визуальные характеристики партретов).

Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Входит в основной курс обучения актёрскому мастерству.

2.4.Жесты, пантомима – (классификация жестов, жестикуляция, народы и жесты, галерея жестов, телодвижение, жест лжи, агрессии, флирта; пантомима в театре, современная пантомима, в языке тела).

2.5. Выбор, анализ сценического материала .

Выбор и анализ драматургического материала. Изучение источников и материалов эпохи, отраженной в драматургии.

2.7. Работа над эпизодами.

Четкое и подробное исполнение конкретного задания, поиск логики поведения в заданном действии с предметами.

2.8. Репетиция сценки.

Творческие пробы. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

2.9. Итоговое занятие.

Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.

3.Ритмопластика: 

На занятиях по ритмопластике ребенок не только овладевает разнообразными двигательными навыками и умениями, но и приобретает навыки творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.

Теория (Танец, как вид искусства. Танцевальные направления. Понятия – темп, ритм. Видеодемонстрация материала. )

Практика (Упражнения на память физических действий. Упражнения на «общение» и «взаимодействие». Упражнения на развитие чувства ритма внутреннего и коллективного. Импровизация под музыку. Работа над этюдами на действия с реальными предметами в условиях вымысла, на память физических действий, развивающие воображение, наблюдательность, последовательность и точность действий в сценическом пространстве. Разбор и обсуждение ошибок.)

3.1.Танец, как вид искусства.

Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.  

3.2.Темп, ритм и музыкальные акценты – (танцевальные упражнения  в разных ритмических рисунках и темпах).

3.3.Основные танцевальные шаги.

Полупальцы, маршевый шаг, шаг с акцентом колена, шаг с каблука, шаг по первой позиции ног, лёгкий бег, галоп, подскок.

3.4.Игровой танец.

Весёлая пляска; заяц и охотники; лягушата; соседи; черячки; хоровод; Лавата; мы на- лево повернулись; буги-вуги; давайте делать, как я;

3.5.Сюжетный танец.

Сложные задачи встают перед педагогом, когда он берется за постановку сюжетного танца. 

3.6.Пластический образ персонажа.

Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Развитие индивидуальности. Рождение пластического образа. Музыка и движение. Пластический образ живой и неживой природы

3.7.Перестроение в колонну, линии, пары.

Круг, линия, колона, диагональ, два круга, шахматный порядок.

3.8.Парные танцы.

Полька: основной шаг, перестроения, повороты.

3.9.Танцевальные элементы разных народов.

На этом занятии учеников знакомят с разными народами, их обычаями и традициями.  

3.10.Постановка танцевальной зарисовки.

Музыкальный образ и его воплощение в хореографическом тексте.

3.11.Рисунок-схема танца.

Логика развития танцевального рисунка и распределение его по сценической площадке.  

3.12.Основные танцевальные элементы.

Своеобразие и отличительные черты танцевальной лексики различных народностей. Хореографический текст (танцевальные движения, жесты, позы, ракурсы). Место хореографического текста в композиции танца.  

3.13.Работа над характером танца.

Сценический хореографический образ – это синтез многочисленных внешних и душевных внутренних движений и их психологических нюансов, тембровых окрасок. Любая избранная тема требует сценического воплощения в образах.  

3.14.Итоговое занятие.

Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.

4. Сценический грим: 

Сценический грим, это не только непосредственное преображение лица исполнителя: старение или, наоборот, омолаживание лица; наложение бороды, удлинение носа и т.д  

Теория (История сценического грима. История возникновения, развитие в течение времени.)

Практика (гримирование лица. Наложение вазелина, подготовка лица к наложению общего тона. Подбор красок, смешение их.  

4.1.Гримировальные наборы, спецкосметика, парики.

Грим - искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др

4.2.Виды грима.

Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический).  

 4.3.Техника нанесения грима.

Некоторые правила нанесения грима, которые легли в основу сценического макияжа, могут пригодиться не только гримерам в профессиональных театральных труппах, а и тем, кто занимается в школьных либо любительских театрах.  

4.4. Грим – сказочные герои.

Практическое занятие – нанесение грима поэтапно (видео и фото образец)

4.5.Грим – весёлый, грустный.

Практическое занятие – нанесение грима поэтапно (видео и фото образец)

 4.6.Грим – образ животных.

Практическое занятие – нанесение грима поэтапно (видео и фото образец)

4.7. Сценический макияж.

Сцена – место воплощения самых смелых идей, в том числе и в образах артистов. Наряды, прически и сценический макияж всегда очень яркие, выделяющиеся даже с дальнего расстояния.  

4.8.Итоговое занятие.

Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.

5.Фольклор: 

Теория (Жанры фольклора. Обычаи и обряды. Потешки, попевки, скороговорки – с видео и аудио демонстрационным материалом.)

Практика (Песни, пляски, хороводы.)

5.1.Фольклор – жанры.

5.2.Зимние и весенние календарные обычаи и обряды.

5.3.Летние и осенние календарные обычаи и обряды.

Летние обряды.

5.4.Хороводные песни и пляски.

5.5.Скороговорки, попевки, потешки - (аудио и видео материал для прослушивания и ознакомления)

5.6.Итоговое занятие.

Подведение итогов; закрепление материала; оценка уровня усвоения материала.

Методика и технология преподавания.

Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой.

Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве.

Любой ребенок, желающий получить представление о театральном сценическом искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной программе в детской студии сценического искусства.

Данная программа обучения основам сценического искусства направлена, прежде всего,  на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я».

Весь процесс обучения строится на использовании театральной сценической педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных  для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач.

При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей.

В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы:

-  Раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов.

-  Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.

                        - Обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.

        Это значит, что все занятия направлены на   развитие следующих качеств: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, партнерских отношений в коллективе, умение формулировать свои мысли, умение донести свои идеи и ощущения до зрителя.

В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности детей, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей.

На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого–возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.

     Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:

  • От постановки творческой задачи  до достижения творческого результата.
  • Вовлечение в творческий процесс всех учеников.
  • Смена типа и ритма работы.
  • От простого к сложному.
  • Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.

Основной формой занятий 1 года обучения являются танцевальные, музыкально-театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей с ОВЗ, детей-инвалидов и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства.

Ожидаемый конечный результат:

1. Умение использовать полученные знания в области сценического искусства.

2. Владение навыками танцевального, музыкально-актерского мастерства: взаимодействие с партнерами, действие в предлагаемых обстоятельствах,              импровизация и общение со зрителем.

3. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, танца, фольклора, вокала, литературой.

4. Чувство раскованности, уверенного поведения на сцене.

5.  Умение  ценить труд коллектива.

6.  Ощущение потребности в творчестве и самовыражении.

Техническое оснащение:

 Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:  - оборудование помещения   и его оснащение;

Кабинет (студии) дополнительного образования: раковина,  шкафы для пособий, парты, стулья, компьютерный стол, компьютер, принтер, доска, освещение над доской, ящики для игрушек, ковёр, мягкие модули.

- специальные приспособления для обучения детей-инвалидов.

Список рекомендуемой методической и учебной литературы: 

1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

 2. Альшиц Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009

 3. Бажанова Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49

4. Венецианова М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства).

5. Владимиров С. В. Действие в драме. – 2 изд., доп. – Санкт-Петербург: Изд- во СПб ГАТИ, 2007

 6. Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

7. Гительман Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия: хрестоматия / Л. И. Гительман. – Санкт-Петербург: 2002

 8. Жабровец М. В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008

9. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008

10.Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2008 60 11.Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008 12.Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. – Москва: ЗАО "БММ"

13.Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)

14.Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

 15.Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва: ГИТИС, 2005

16. Андреева Л.Д. Мир Терпсихоры.- М.: Музыкальная литература, 1980 .

17.Ваганова А.Я. Классический танец.- М.: Музыкальная литература, 1973.

18. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Труд, игры, творчество, праздники года. – С.-Пб: «Дамаск» 1999. – 176с., н.

19. Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. - М.: изд. ЭКСМО, 2005.

20. Захаров Р.С. Композиция, постановка танца.- М.: Музыкальная литература, 1989.

21. Климов А.А.Русский народный танец.  Выпуск  1.  Учебное пособие. Изд. При участии ТООО «Либерея». 1996.

22. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ. - М.: Мнемозина, 1996.

23. Ордакулис А. А. В мире стэпа.- М.: Музыкальная литература, 1999.

24. Праздники народов России. Энциклопедия /Бронштейн М. М. , Жуковская Н.Л. и др. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.

25. Резникова З.П. Приглашение к танцу.- М.: Музыкальная литература,1996.

26. Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. М. 1983

27.Мельников М.Н. Русский детский фольклор М. 1987.

28.Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия М.1971.

29.Михайлова М. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Ярославль 2001.

30.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.1998.

31.Русское народное поэтическое творчество / Под. Ред. А.М.Новиковой. М.1986.

32.Хрестоматия по истории русской фольклористике. М. 1973.

33.Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / Под. Ред. Орловой Л.К. Владимир 1995.

34.Брыкина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению // Дошкольное воспитание №7- 1980.

35.Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание, № 9- 1991.

36.Комарова Т. Народное искусство в интеллектуально- эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание № 7- 1998.

37.Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // Дошкольное воспитание №8-2000.

38.Новицкая М. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание № 9- 1993.

39.Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // Дошкольное воспитание №11- 2000.

40.Остроух Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей //Дошкольное воспитание №9,10 – 1994.

41.Ветрова А. Визажист, стилист, косметолог. – Р-н.Д: Издательство «Феникс»- 2003.- 224 ч.

42.Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически.- М.: Издательство: Высшая школа, Академия. – 2000.- 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над творческими проектами (из опыта работы театра моды "87 плюс")

Театр моды вызывает у учеников интерес и желание совершенствоваться, стремления пополнить свои знания в профессиональном направлении. Трудолюбие и прочные знания, полученные на занятиях в театре моды,...

Школьный театр моды "87 плюс" - дорога к профессии.

Приобретенные знания и навыки на урокках технологии и занятиях театра моды,тесно связаны с одной из престижных областей, с которой мечтают связать свою жизнь многие молодые люди - это создание модной ...

Программа Хореографического коллектива Шоу-театр «Плюс»

Цели и задачи программы Хореографического коллективаШоу-театр  «Плюс» ...

Награды коллектива "ШОУ-ТЕАТР "ПЛЮС"

Материалы к аттестации...

Музыка плюс театр

Школьный театр является некой универсальной обучающей моделью, способной обеспечить как объединение разных видов искусств, литературу, мировую художественную культуру и пр., так и учебную и внеу...

Классный час по профилактике негативных проявлений: «Курение: минусы и мнимые плюсы» «Энергетические напитки: плюсы и минусы.» Для учащихся 7-12-ых классов

Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос...

Конспект занятия «Кот, плюс, пёс, плюс я – мы друзья?!»

Конспект занятия разработан для учащихся 5 - 7 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) по теме нравственное развитие. Конспект написан по новым требованиям ФГОС. Данный материал учавствовал в облас...