Музыка плюс театр
статья по истории
Школьный театр является некой универсальной обучающей моделью, способной обеспечить как объединение разных видов искусств, литературу, мировую художественную культуру и пр., так и учебную и внеурочную деятельность, и ребенок получает возможность проявить индивидуальность, свободу выбора, возможность формирования уникальных качеств личности. Что значит театр в жизни ребенка? Как занятия в творческом коллективе единомышленников меняют внутренний мир подростка? А если в театре наравне с другими персонажами равноправно присутсмтвует музыка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_plyus_teatr.doc | 40 КБ |
kultura_epohi_velikih_reform_epoha_aleksandra_ii.doc | 55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В школьной практике давно существует междисциплинарное направление, называемое театральной педагогикой. Известно, что школьный театр существовал еще во времена Средневековья.
Ребенку предстоит жить в непростом и противоречивом мире, следовательно, мы, взрослые, должны вооружить его некими универсальными навыками, которые позволят ему сориентироваться в этом мире. Помочь изучить взаимодействие человека и мира может театр, причем посредством игры.
Театральная деятельность очень быстро раскрепощает ребенка, снимает зажатость, формирует способность к образному восприятию окружающей действительности. Традиционное рациональное познание окрашивается чувственным, личностным. Ребенок понимает, что мир можно познать не только посредством логики, но и через эмоциональную сферу. Но самое главное – это пришедшее понимание того, что каждый человек имеет право на собственное мнение, свой взгляд, что не существует абсолютных истин для всех, у каждого своя правда. Отсюда – толерантность к окружающим и уверенность в себе, первые попытки преобразовать мир, основываясь на понимании собственной значимости для социума, коллектива. Участие в театральных постановках может научить ребенка думать, чувствовать других людей, сопоставлять факты и выражать художественными средствами собственное отношение к явлениям и событиям жизни, а в конечном итоге – в любой сфере жизни проявлять творческую активность.
Театральная студия «СКАТ» ГБОУ СОШ №546 Красносельского района Санкт-Петербурга начала свою работу в сентябре 2013 года. Репертуар коллектива составляют произведения классической литературы. Особенность театра – спектакли с включением музыкальных номеров: песен, танцев. Первая постановка (2013 год) – мюзикл Ю. Кима по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль», в 2014 году зрителю представлен музыкальный спектакль «Предложение» по пьесе А.П. Чехова. Также созданы литературно-музыкальные композиции по творчеству А.А. Ахматовой и к юбилею Победы в Великой Отечественной войне («Память стучится в наши сердца»). В 2015-2016 учебном году студия представила свою новую работу: спектакль по мотивам второй пьесы Д.И. Фонвизина «Бригадир».
В первый год работы студии актерами стали те, кого удалось уговорить. Но уже после премьеры количество желающих заниматься в театральной студии значительно возросло. Причина в том, что юные зрители увидели своих одноклассников в новом качестве: их школьные товарищи, обычные ребята, умеют что-то такое, чего не умеют другие. Наверное, кто-то подумал: «Почему я не могу, если смогли они?»
Студия открыта для всех желающих, кастинга нет. Кто-то пришел сам, так как почувствовал, что ему это необходимо, кто-то пришел с другом скоротать время и увлекся, кого-то направили учителя или психолог, так как есть проблемы в сфере коммуникации. Но из студии никто не уходит. Поэтому на одну роль по два, а то и по три дублера. Ребята учатся друг у друга, что-то привносят в характер персонажа от себя, и такие находки бывают удивительно интересными и точными. Не все дети одинаково одарены, есть робкие, скованные, зажатые, есть дети с плохой дикцией. Задача руководителя – помочь ребенку избавиться от этих проблем, поверить в себя, вселить уверенность, помочь овладеть навыками сценического поведения, отработать дикцию, научить петь и танцевать, – одним словом, раскрыть талант юного актера и развить его.
Мировоззрение студийцев формирует социальная направленность спектаклей: они учат видеть пороки, сопереживать персонажам, откликаться на доброе отношение, глубже анализировать те или иные явления. Для того, чтобы передать характер изображаемого героя, необходимо понять его, вжиться в образ и, конечно, добавить личные переживания, прожить роль. Только в этом случае зритель поверит тому, что происходит на сцене. И, безусловно, драматургия спектакля заставляет сделать выводы не только актеров, но и зрителей. Занятия театральной деятельностью буквально переворачивают душу ребенка. Примеров тому немало.
Существование на сцене – колоссальная эмоциональная нагрузка. Прежде всего, надо преодолеть волнение перед зрительным залом, да еще и полностью отдаться воплощаемому образу. Бывает, девочки буквально рыдают после спектакля: сказывается напряжение. Но – трудится душа. Ребятам по-новому открываются произведения литературы, исполняемые на сцене. Прожитые судьбы других, пережитые эмоции, детальный разбор мотивов поведения героев делают эти произведения близкими, любимыми. Часто студийцы читают на уроках свои монологи, проигрывают фрагменты спектаклей. Готовя спектакль, мы погружаемся в изображаемую эпоху: изучаем культуру, искусство, нравы, моду. Все это пригодится на уроках истории, МХК, других предметах художественно-эстетического цикла.
Приобретая актерские навыки, умение держаться на сцене и раскрепощенность, юные театралы становятся ведущими школьных праздников, участниками различных литературных и творческих конкурсов, и это еще более обогащает их внутренний мир, придает еще большую уверенность в себе. В жизни вполне могут встретиться ситуации, аналогичные тем, что проигрывались на сцене, и молодой человек сможет перенести сценический опыт на действительность.
В копилке наград коллектива – Гран-при городского социально ориентированного открытого фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Будущее за нами!» (2016), этой наградой ребята особенно гордятся: выступления конкурсантов оценивало профессиональное жюри, актеры театра и кино. Были Гран-при городского конкурса «Святки в Смольном» (2014), призовые места на городских и районных конкурсах, выступления на международном семинаре с участием эстонских друзей, показ спектаклей в рамках Всероссийской акции «Библионочь» (2015, 2016), Всероссийского конкурса «Живая классика» (2014, 2015)…
Хочется перечислить имена участников театральной студии «СКАТ», тех, кто так предан театральному искусству. Это Татьяна Рубан, Юлия Рогинкина, Анна Смирнова, Дарья Федорова, Алексей Ершов, Дмитрий Курган, Умар Ашуров, Григорий Штеренберг, Глеб Рушнов и другие.
Впереди – новые постановки, новые роли, новые радостные встречи с лучшими образцами классической литературы. Снова будут репетиции, которых каждый студиец будет ждать с нетерпением. Будут чаепития после премьеры и по случаю закрытия очередного театрального сезона...
Радуешься, видя, как меняются дети, приобретая определенный социальный опыт, который останется с ними навсегда. Театр для ребят становится не дополнительным образованием, формирующим определенные универсальные учебные действия, а самым что ни на есть основным – воспитанием Человека.
Предварительный просмотр:
Груздева Марина Борисовна,
Неверко Алена Евгеньевна,
ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ
Формирование гражданской позиции и чувства патриотизма у школьников является приоритетным направлением государственной политики. В.О. Ключевский называл историю великой наставницей жизни. Историческая память формирует мировоззрение человека.
Новое содержание и новая структура образования ставят перед учителем задачи по формированию у обучающихся российской гражданской идентичности – первой среди личностных образовательных результатов, формированию общекультурных компетенций.
ФГОС последнего поколения основного общего образования требуют от учителя такой организации работы ученика, которая будет способствовать его самоизменению и саморазвитию. Важно не просто передавать знания обучающимся, а способствовать формированию потребности самостоятельно определять цели и задачи, строить образовательный маршрут, оценивать свои результаты.
Ярким примером в воспитании патриотизма является эпоха Александра II. В России в этот период произошли наиболее успешные либеральные реформы. С 1861 по 1870-е годы были проведены такие реформы как аграрная, земская, городская, университетская, судебная, бюджетная, военная, банковская и другие. Не случайно эти года вошли в историю России как период Великих реформ. В это же время была создана культура, которая до сих пор воспринимается в мире как классическая русская культура. Её создателем и носителем была интеллигенция, вовлёкшая в культурное творчество не только европейские идеи и собственный опыт просвещения, но и народную традицию.
Реформы способствовали развитию духовной жизни общества за счёт модернизации всей социокультурной среды. Изменялось национальное сознание, а, следовательно, и смена культурной модели.
В период либерально-демократических реформ происходит новый подъём общественного движения. Появляются надежды на изменение ситуации в стране. Русская интеллигенция пыталась понять, в чём причина тяжёлого состояния, в котором оказалась страна, и как выбраться из тяжёлого кризиса. В литературе и общественной мысли возникает поколение «шестидесятников». Нежелание мириться со старыми порядками объединяло людей, готовых разрушить устои общества, казавшегося им безнадёжно больным.
Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» говорил, что нравственные болезни можно вылечить, исправив общество. Образ Евгения Базарова молодёжью того времени воспринимался как пример для подражания. Интеллигентская идеология выдвинула против всемогущего государства независимую личность. А.И. Герцен по-своему ответил на вопрос о роли литературы в российском обществе. Он увидел в литературе залог национального пробуждения, инструмент преодоления самодержавной системы. В литературном творчестве появляется такое направление как реализм т.е. изображение действительности без прикрас. К этому направлению в русской литературе можно отнести творчество Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова и других русских писателей и поэтов.
Лидерство литературы сделало её настоящей кладовой сюжетов и образов для живописи, музыки и других областей творчества. Самое главное влияние она оказывала через комплекс идей, которые выражали новые ценности общества.
На основе нового понимания целей искусства и задач художника в 1860 –1870-е гг. возникло движение за формирование культуры высокой общественной значимости. Оно возникло в среде художников и выразилось в форме передвижных художественных выставок. Живопись должна была выразить общую устремлённость к обновлению. Установка передвижнической живописи на диалог со зрителем формировала новый художественный язык. Как и в литературе, реализм изобразительного искусства не означал простое копирование натуры, он вдохновлялся определённой социальной идеей. Художники реалистической школы часто сравнивали свои картины с распахнутым окном. Зритель видел в этом «окне» жизнь глазами художника, вдохновлённого «критическим отношением» к действительности.
Изменения коснулись и музыкальной культуры, привнеся в нее новые черты. Вторая половина XIX века рождает талантливых композиторов и музыкантов. Развиваются профессиональное музыкальное образование, музыкальная наука и музыкальная критика. Открываются Московская и Петербургская консерватории, в Петербурге открыта Бесплатная музыкальная школа. Русское музыкальное общество проводит регулярные концерты симфонической музыки для широкого круга слушателей. Ведется работа по популяризации русской музыки. Появляются новые профессиональные музыкальные сообщества: московское, возглавляемое П.И. Чайковским (Аренский, Калинников, Рахманинов, Танеев и др.), и петербургское – «Могучая кучка» (Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Кюи) с М.А. Балакиревым во главе. «Кучкисты» подняли на свой флаг принцип «народности», особую роль в своих произведениях отводя истории, фольклору, психологии народного сознания. Любимые жанры этого периода – опера, программная симфония, романс, позже – концерт для солирующего инструмента, камерный ансамбль, многочастный симфонический цикл, музыка для балета, светское хоровое пение. Музыка рисует психологические портреты героев, реализм становится главенствующим художественным методом, искусство носит острую социальную направленность, теперь оно социально значимо.
Музыка пореформенной России отмечена двумя особенностями: интересом к фольклору и вниманием к теме социального напряжения в обществе в разные исторические эпохи.
Музыкальный критик В.В. Стасов ставит вопрос о разработке исторической темы в искусстве музыки. В творчестве композиторов «Могучей кучки» народ – главное действующее лицо; взаимоотношения народа и царя, народа и власти становятся основой драматургического конфликта. В качестве иллюстрации этого направления можно рассматривать оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (конфликт между стремлением к самодержавию и недовольством народа в период смуты) и «Хованщина» (стрелецкие бунты при Петре I, конфликт старого и нового укладов жизни). В опере «Псковитянка» Н.А. Римский-Корсаков описывает конфликт между монархом Иваном Грозным и народом города Пскова, сцены татарского нашествия в опере «Сказание о невидимом граде Китеже». Московская Русь предстает перед слушателями в опере «Царская невеста». Тема социальной трагедии, конфликта наместника власти с народом выражена в операх П.И. Чайковского «Чародейка» и «Опричник».
Ведущее место среди симфонических жанров во второй половине 19 века занимает симфония. П.И. Чайковский и А.П. Бородин, создатели русской симфонии, в своих произведениях показали конфликт между внешним миром, ставшим враждебным человеку, и внутренним миром человека, стремящегося к счастью. Героический народный эпос выходит на первый план.
Историческая тема ярко представлена в операх «Мазепа», «Орлеанская дева», кантате «Москва», симфонической фантазии «1812 год» Чайковского, симфонических произведениях «Кремль», «Стенька Разин», «Из средних веков» А.К. Глазунова, «Суворовском марше» А.С. Аренского и других.
Фольклор, наряду с произведениями профессиональных композиторов, также отображает происходящие в обществе изменения. Крестьянский фольклор отреагировал на крестьянскую реформу 1861 год: в новых условиях труда появляется рабочий фольклор. Исконные традиции разных народов многонациональной России представлены в народном творчестве. Фольклор необыкновенно востребован композиторами, которые обращаются к народным мелодиям, инструментам и голосам. Последователи М.И. Глинки включают в свои произведения интонационные цитаты, а нередко – и народные произведения целиком. Сочинения наполнены массовыми народными сценами.
Композиторы записывают, обрабатывают и аранжируют мелодии народных песен. Народные мелодии мы слышим в увертюре к опере Мусоргского «Борис Годунов», в опере А.С. Даргомыжского «Русалка», в песнях Леля и сцене проводов Масленицы у Римского-Корсакова, в операх «Снегурочка» и «Сказка о царе Салтане», во многих других произведениях русских композиторов этого периода.
Широко известны сборник «Сто русских народных песен» для голоса в сопровождении фортепиано Н.А. Римского-Корсакова, сборник «50 русских народных песен, положенных для фортепиано в 4 руки» П.И. Чайковского; А.К. Лядов сделал обработки более 200 народных песен, популярна его сюита «Восемь русских народных песен для оркестра». Балакирев, Мусоргский, Бородин и другие не только цитируют народные мелодии, но и сочиняют музыку в народном стиле, стилизуют звучание оркестра под звучание народных инструментов.
В неизмененном виде былинные напевы включены Римским-Корсаковым в музыку оперы «Садко», в опере «Сказание о невидимом граде Китеже» звучат народные исторические песни.
Музыку песен других народов России в свои симфонические сочинения включает Чайковский (Четвертая симфония, Первый струнный квартет). Украинский гопак нашел яркую оркестровую жизнь у Римского-Корсакова в опере «Майская ночь», у Чайковского – в опере «Мазепа», у Мусоргского – в опере «Сорочинская ярмарка».
Восточная тема также очень востребована. Композиторы вдохновлены музыкой арабских стран, Кавказа, Средней Азии. Римский-Корсаков сочиняет симфоническую сюиту «Шехеразада»; на основе тем Востока Бородин рисует половецкий стан в опере «Князь Игорь», Римский-Корсаков в опере «Золотой петушок» – Шемаханскую царицу; подлинная тема грузинской лезгинки звучит у А.Г. Рубинштейна в опере «Демон».
Главная особенность музыкальной жизни России того времени – ее демократизация. Теперь концертные залы и театры стали доступны широкому кругу любителей музыки, музыка вышла из узкого камерного круга, став доступной новому контингенту: чиновникам, рабочим, студентам.
Пореформенная Россия подарила миру целое поколение композиторов, чьи имена вписаны золотыми буквами в мировую музыкальную сокровищницу. Русская классическая школа, начиная с основоположника М.И. Глинки, подняла русскую музыку на небывалую высоту, и она, став одной из ведущих, заняла достойное место среди европейских музыкальных культур.
Подводя итог сказанному, хочется вспомнить слова Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений". /Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году /.
Примерные вопросы и задания для обучающихся:
1. Назовите главную задачу царствования Александра II.
2. Назовите причины роста общественного движения в 1860-е гг.
3. Как вы думаете, почему период Великих реформ в обществе породил бурный творческий подъем в искусстве?
4. Рассмотрите картины художников-передвижников и определите, на каких из них изображены современные им события, на каких – исторические.
5. Рассмотрите картины художников-передвижников и определите, кто преимущественно является героем произведений.
6. Прочитайте стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник» и ответьте на вопрос: о каких трудностях обучения крестьянских детей рассказывается в произведении.
7. Почему во второй половине XIX века интерес к народному творчеству не только не угас, но и многократно возрос?
8. Послушайте увертюру к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и определите, что указывает на интонационную связь музыки композитора с народной музыкой.
9. Послушайте, как звучит гопак у Римского-Корсакова в опере «Майская ночь», у Чайковского в опере «Мазепа», у Мусоргского в опере «Сорочинская ярмарка». Определите, что объединяет три обработки и какими новыми чертами наделил каждый композитор народный танец?
10. Подберите ритмический аккомпанемент к любимой народной песне. Исполните ее в новой обработке.
Список литературы:
1. Березовская Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. – Москва: Русское слово, 2013. 320 с.
2. Никитина, Л.Д. История русской музыки: популярные лекции / Л.Д. Никитина. - Москва: Академия, 1999. 272 с.
3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – Москва: Тк Велби, 2003. 520 с.
4. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века» - Москва: Владос, 2001. 384 с.
5. Стрелова О.Ю. Воспитание историей как формирования ценностей личности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №7. Стр. 66-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...
104. Тема 25 Камерная музыка, музыка для театра и кино Уроки 46-47
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
Урок музыки в 5 классе «Музыка в театре, в кино, на телевидении» по ФГОС
Технологическая карта урока«Музыка в театре, в кино, на телевидении»Учитель – составитель урокаМунатова Наталья АлександровнаПредметМузыкаОбразовательная программа«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д КритскаяК...
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...
Конспект урока музыки в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении"
по программе ФГОС...
Конспект урока музыки «Музыка в театре, кино и на телевидении», 5 класс.
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – с...
План конспекта урока музыки в 5 классе «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Показать важное значение музыки в разных видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария....