Турнир знатоков истории: известная неизвестная война 1812г.
классный час (7, 8, 9 класс) на тему

Тлебова Сауле Катрановна

Это внеурочное занятие посвящено событиям Отечественной войны 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_1812.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения разновозрастного внеклассного мероприятия

«Турнир знатоков истории: известная  неизвестная война  1812 года»,

для учащихся 7-9 классов.

 

Цель мероприятия: формирование у учащихся чёткой гражданской позиции, национального самосознания; воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну.

Задачи:

 1. Обучающие:  расширить представление обучающихся об Отечественной войне 1812 года;  обобщить знания по истории войны 1812 года.

 2. Развивающие:  развитие умений   обучающихся использовать материал при анализе новых  знаний, фактов;  развитие коммуникативных умений и навыков  (высказывать свою точку зрения, уметь слушать товарища);  развитие логического мышления.

3. Воспитательные: воспитание уважения к истории страны, патриотизма, чувства гордости за Родину, формирование духовно-нравственных ценностей и стремления  воплощать их в повседневной жизни.

Форма работы: турнир.

Место проведения: кабинет истории и обществознания.

Оборудование: мультимедийная установка,  компьютер.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте! История страны – это история людей. Именно граждане государства создают основу процветания. Но не только трудом добиваются стабильности и благополучия в стране, бывают моменты, когда надо  взять в руки меч и отстоять независимость своей Родины. Народ России очень часто был вынужден защищать свою Родину от врагов. Как говорится в одной песне – это наша судьба. Печенеги, монголо-татары, рыцари, литовцы, поляки, французы – «все побывали тут». История России - это история героев. Данное  мероприятие посвящено героической страницы нашей страны.

Звучат  песня «Генералам  двенадцатого года».

Вопрос: О каком событии идет речь? (звучат ответы учеников, что это война 1812 года)

Учитель: совершенно верно, данная песня посвящена героям 1812 года.  Отечественная война 1812 года  была величайшим испытанием для страны. И в тоже время это был год необыкновенного подъема патриотических чувств  всех россиян. Почему войну 1812 г. Называют  Отечественной? (звучат ответы детей)

Учитель: об этой войне написано, рассказано очень много, казалось, мы все о ней знаем. Герои войны еще при жизни становились легендами, им посвящали стихи, писали о них песни.  Но все же, даже в известном можно найти неизвестное.

Сегодня мы с вами поучаствуем в турнире знатоков истории. От каждого класса необходимо выставить по одному представителю. Он будет защищать честь класса. Остальные могут помогать лидеру. Задания будут разбиты на группы, в каждой по 4-5 вопросов. По итогам выполнения каждой подводятся итоги. Победитель награждается грамотой. Итоги подводит  непредвзятое жюри.

Задание №I «Литература»

1.О ком строки только что исполненной песни? Кому они посвящены? ( звучат ответы детей)

Учитель: небольшое лирическое отступление.

Сообщение учащегося: это стихотворение Марины Цветаевой «Генералам  двенадцатого года» посвящено оно братьям Тучковым.  Их было пятеро: Николай, Сергей, Павел, Алексей, Александр – были генералами и все (за исключением Алексея – предводителя Звенигородского уезда) находились  в действующей армии. Старшего Николая Алексеевича, генерал-лейтенанта называли Тучков – 1. В Бородинском бою его сражался с корпусом Понятовского около д.Утица. был смертельно ранен, скончался в Ярославле. Погиб в Бородинском сражении и командир 4–й бригады Александр Алексеевич Тучков 4-й. он со знаменем в руках повел солдат, которые остановились, вперед. Картечь попала ему в грудь.  Двое суток искала  его  на поле жена Маргарита Михайловна, но так и не нашла. Около Семеновских флешей лежало около двадцати тысяч убитых. Позднее Маргарита Михайловна построит здесь церковь Спаса Нерукотворного – первый памятник воинам, погибшим при Бородине.

Павел Алексеевич Тучков  3-й защищал Смоленск. Был тяжело ранен, попал в плен. На отважного генерала посмотреть захотел сам Наполеон. Отдавая должное мужеству русского генерала, он приказал вернуть Тучкову шпагу.

Сергей Алексеевич Тучков 2-й прошел всю войну, был в заграничном походе русской армии.

2  Скажи-ка, дядя, ведь не даром

    Москва, спаленная пожаром,

    Французу отдана?

    Ведь были ж схватки боевые…

Кто написал данные строки? О каком событии  войны 1812 г. идет речь?

3 «Послушай-ка, сосед,—
Тут ловчий перервал в ответ,—
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».

Кто автор этих строк? Кто здесь ловчий, а кто волк?

4. Толпою тесною художник поместил

   Сюда начальников народных наших сил,

   Покрытых славою чудесного похода

   И вечной памятью двенадцатого года.

Что это за портреты и где они висят?

Подведение итогов  жюри.

Учитель: пока жюри работает, мы прослушаем еще одно сообщение.

Сообщение ученика:

Чем дальше продвигалась наполеоновская армия, тем организованнее становилось сопротивление населения. Повсеместно разгоралась партизанская война. Войсковые партизаны доставляли много неприятностей и тревог Наполеону. Ему пришлось отвлечь на охрану дорог из Москвы значительные силы. Но все усилия были тщетны. Кутузов имел все основания сообщать царю, что "партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля, отняв все способы продовольствия". Прославились партизанские отряды Дениса Давыдова, Ивана Дорохова, Василисы Кожиной, Александра Сеславина. Война поистине приобретала народный характер.

 Задание №II «Герои войны»

1.В начале войны 1812 года русское дворянство избрало его начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. После отступления русских войск из Смоленска под нажимом общества император был вынужден назначить его Верховным главнокомандующим русской армией. Назвать имя этого человека.

2.Партизанский отряд состоял из женщин и подростков  окрестных деревень вблизи Смоленска. Из  оружия: топоры, косы, вилы. Но отряд стал грозой для французских солдат. Командир отряда получил военную медаль за боевые заслуги. Назовите имя ?  

3.Русский генерал, прикрывая отход армии Багратиона, в самый решительный момент боя, когда дрогнули русские солдаты, сошел с коня и вместе с 16- и 11- летними сыновьями повел русские полки в атаку.

4.Первая в России женщина – офицер, кавалерист – девица. Назовите имя.

Подведение итогов.

Задание № IV «Архитектура»

Памятников, посвященных Отечественной войне 1812 года огромное множество.  Именами героев названы улицы и площади городов. Одна из самых почетных воинских наград – орден Кутузова.   Перед вами изображения главных памятников этой войны.  Назовите их.

Задание № V: «Города, деревни, высоты.»

1.У стен этого города французы собрали все свои главные силы под руководством маршала Нея.  Город атаковали много раз. Но город стоял. Наполеон приказал стереть город с лица земли. 300 пушек ударили одновременно. Но город устоял. Французы потеряли около 30000 человек. Назовите город.

2. У этой деревни в 46 километрах от Смоленска армию Наполеона задержали на целые сутки.

3. Бородинское сражение  началось 26 августа утром(7 сентября) но за день  до него 24 августа прошла «генеральная репетиция», битва за ……. За что сражались 24 августа?

4. Перед какой битвой солдаты русской армии услышали такие слова: «Вам придется  защищать родную землю. Каждый полк будет потреблен в дело. Вас будут сменять как часовых каждые два часа.»

5. «Каждый день, проведенный нами в этой позиции,- вспоминал позднее Кутузов,- был золотым днем для меня и для армии, и мы хорошо воспользовались им.» Где отдыхала русская армия? Можно обосновать.

Подведение итогов, выявление победителя, вручение грамоты.

Учитель: любая война заканчивается. Приходит мир. Но каким будет мир, зависит только от людей, живущих на этой земле. Либо мир рабский, либо свободный от врагов. В войну 1812 года россияне доказали, что хотят быть свободными, что народ России способен отстоять свою независимость несмотря ни на что. Сейчас спустя двести с лишним лет после той войны, мы должны гордиться подвигом своих предков. Я надеюсь, что сегодня на мероприятии вы узнали что-то новое,   что позволит вам сказать: «Я горжусь своей страной!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир знатоков истории средних веков.

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по истории «Турнир знатоков истории средних веков» предназначена для учащихся 6-х классов и старшеклассников. Цель игры - закрепить знания ...

Блиц - турнир знатоков истории 5-9 кл.

Задачи: - повышение интереса к дисциплинам общественно-гуманитарного цикла;- расширение и углубление знаний и умений по дисциплине «История»;- реализация на практике основных принципов личн...

конспект внеклассного мероприятия по истории"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года"

"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года" проводится в форме "своей игры". В игре были затронуты самые разные темы войны, начиная от дат, имен, городов, сражений, народной мудрости...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Турнир знатоков истории средневековья

Внеклассное занятие по истории в 6 классе. Презентация немного сокращена, т.к. не проходит по размеру....

Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)

Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца  19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...

Турнир знатоков истории

Турнир  знатоков историиТема: "Великая Отечественная война 1941-1945"Цели и задачи:повышение интереса к истории и расширение кругозора учащихся;развитие навыков коллективной работы и познавательн...