Тренинговое занятие для педагогов
методическая разработка на тему
Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.
Задачи: - создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества; - познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции; - научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг для педагогов | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Скоблякова Анна Станиславовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа»
a.skoblyakova@mail.ru
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ»
Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.
Задачи:
- создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;
- познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции;
- научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».
Организация тренинга: группа педагогов от 10 до 15 человек.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.
Продолжительность – 1 час 30 минут.
Ход тренинга
Вводная часть
1. Упражнение «Комплимент по кругу»
Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.
Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка. В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты подаренные ему.
Анализ:
Трудно ли было написать (подарить) комплимент?
Что лучше дарить или получать?
Ваше состояние после выполнения упражнения?
2. Упражнение «Портфель настроения»
Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия.
Инструкция: У меня в руках рисунок портфеля. Вам необходимо заполнить его настроением. Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.
Основная часть
Каждый человек должен уметь расслабляться, а особенно люди профессий «Педагог», «Учитель». Вам свойственно педагогическое «выгорание», сильное эмоциональное напряжение, стрессы. Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укрепить психологическое и физическое здоровье.
3. Упражнение «Самомассаж»
Цель: развитие навыков самомассажа.
Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:
· межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
· задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;
· челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
· плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;
· ступни ног: если Вы устали ходить то, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.
4. Упражнение «Дыхание на счет 7-11»
Цель: снятие напряжения, усталости.
Инструкция: Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале Вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.
5. Упражнение «Руки».
Цель: снятие напряжения, усталости.
Инструкция: У Вас закончился урок и есть несколько минут свободного времени, уделите себе это время.
Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдите по классу.
Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.
6. Упражнение «Поплавок в океане»
Цель: расслабление, снятие эмоционального напряжения, усталости.
Инструкция: Закройте глаза и вообразите, что Вы маленький поплавок в огромном океане. У Вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут Вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть Вас, но Вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда Вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?
7. Упражнение «Стряхни»
Цель: снятие нервно-психического напряжения, усталости.
Инструкция: Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из Вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовить работу» Кто-то настраивает себя на то, что не выполнит хорошо работу и наделает кучу ошибок. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный как другие. Что мне зря стараться?».
Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с Вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой.
Будет еще полезнее, если Вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки….
Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает и Вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.
Анализ:
Ваше самочувствие после выполнения упражнения?
8. Упражнение «Голова».
Цель: снятие нервно-психического напряжения.
Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
9. Упражнение «Прощай, напряжение!»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Инструкция: Сейчас мы посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.
Анализ:
Как вы себя чувствуете?
Расстались ли вы со своим напряжением?
Ощущения до и после упражнения?
10. Упражнение «Я в лучах солнца»
Цель: обучить методике повышения самооценки.
Инструкция: На листе нарисуйте солнце с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Иногда добавляйте лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что Вы ни на что не способны, достаньте и рассмотрите его, вспомните все то хорошее, что написано на Вашем солнышке.
Заключительная часть
11. Упражнение «Портфель настроения»
Цель: оценка своего эмоционального состояния в конце занятия.
Инструкция: Я держу в руках портфель. Как и в начале занятия его необходимо заполнить настроением, которое характерно Вам на данный момент. Выберете привлекательный для Вас цвет и прикрепите его на рисунок портфеля.
12. Упражнение «До следующей встречи!»
Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания.
Инструкция: У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Я предлагаю Вам передавать его друг другу и делиться впечатлениями о занятии, дарить свои пожелания участникам группы.
Анализ:
Что вам дало сегодняшнее занятие? Что нового узнали? Что будете использовать в дальнейшей жизни?
Завершающее слово педагога-психолога: Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу! До новых встреч!
Использованная литература:
1. Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001
2. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000
3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.
4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.
5. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом (второе издание). – М.: Универс, 1993.
6. Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996
7. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003
Использованные интернет ресурсы:
- psy.1september.ru/article.php?ID...
- syntone.ru/library/books/content...
- rudocs.exdat.com/docs/index-...
- psyoffice.ru/4-0-3912.htm
- psyoffice.ru/4-0-3871.htm
- psylesson.ru/node/48
- rudocs.exdat.com/docs/index-...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога с родителями и учащимися».
Тренинговое занятие направлено на изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного ...
Тренинговое занятие с педагогами "Мои профессиональные мотивы""
Тренинговое занятие с классными руководителями «Мои профессиональные мотивы» Цель. Осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь классным руководителям в налаживании эффект...
"Совершенству предела не существует!" Тренинговое занятие для педагогов
Мероприятие подготовлена с целью активизации процесса самопознания у педагогов; формирования адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний....
тренинговое занятие для педагогов
Занятие направлено на обучение педагогов методам снятия сильного эмоционального и мышечного напряжения....
Тренинговое занятие для педагогов
Тренинговое занятие для психологов.Цель: сплочение коллектива, создание позитивного настроения.Задачи: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении, формировать навыки неве...
"Позитивное мышление." Тренинговое занятие для педагогов, родителей или старшеклассников.
"Позитивное мышление." Тренинговое занятие для педагогов, родителей или старшеклассников. Материала о позитивном мышлении на страницах интернета очень много. Каждый психолог разрабатывая эту тему дела...