Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
методическая разработка по психологии на тему

 

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоровье и способность к адаптации. Общество ожидает от учителя умения: корректировать различные социальные проблемы (алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение детей и подростков и др.), вооружить  учащихся знаниями, умениями и навыками, удовлетворять потребности детей с особенностями развития и содействовать моральному и этическому их развитию.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Профилактика этой проблемы педагога может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста. Именно поэтому вашему вниманию представлена разработка занятия с элементами тренинга для педагогов. Данная разработка была неоднократно мной апробирована на педагогах Республики Алтай в рамках выездных методических  семинаров по заявкам от образовательных учреждений. Имеются отзывы участников о занятиях. Ожидаемые результаты: умение педагогов владеть приемами  и способами саморегуляции и восстановления себя; снижение «эмоционального выгорания» у педагогов; повышение уровня эмоциональной культуры педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedevoy_o.m._razrabotka_s_pedagogami.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Республики Алтай

Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Занятие с элементами тренинга для педагогов:

«Эмоциональное выгорание учителей. Психологическая помощь педагогам и коллегам-психологам»

СОСТАВИЛА:

Медведева Оксана Михайловна

Методист, педагог-психолог

Стаж работы по специальности 4,5 года

г.Горно-Алтайск

2010

Пояснительная записка

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоровье и способность к адаптации. Общество ожидает от учителя умения: корректировать различные социальные проблемы (алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение детей и подростков и др.), вооружить  учащихся знаниями, умениями и навыками, удовлетворять потребности детей с особенностями развития и содействовать моральному и этическому их развитию.

От здоровья педагога во многом зависит и здоровье ученика. Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к педагогическим кризам, истощению и выгоранию самого педагога. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Е. Орел, А.А. Реан).

Профессия педагога относится к классу профессий типа "субъект- субъект", которые наиболее подвержены влиянию психического выгорания.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Профилактика этой проблемы педагога может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста. Именно поэтому вашему вниманию представлена разработка занятия с элементами тренинга для педагогов. Данная разработка была неоднократно мной апробирована на педагогах Республики Алтай в рамках выездных методических  семинаров по заявкам от образовательных учреждений. Имеются отзывы участников о занятиях. Ожидаемые результаты: умение педагогов владеть приемами  и способами саморегуляции и восстановления себя; снижение «эмоционального выгорания» у педагогов; повышение уровня эмоциональной культуры педагога.

Занятие с элементами тренинга для педагогов:

«Эмоциональное выгорание учителей. Психологическая помощь педагогам и коллегам-психологам».

Цель занятия:  Актуализировать знания о приемах саморегуляции.

Задачи:

  1. Научить приемам  и способам саморегуляции и восстановления себя.
  2. Проговорить новые способы и методы снятия психоэмоционального напряжения.
  3. Повысить уровень эмоциональной культуры педагога.

Материалы к занятию: стулья по количеству участников, листы бумаги по количеству участников, ручки, карандаши, музыка релаксационная.

Ход занятия:

1. Приветствие.

 Ведущий: Поздороваться, представиться группе участников. Рассказать немного о себе.

2. Упражнение «Половинка к половинке».

Цель: активизировать участников, погрузить в рабочую атмосферу.

Участники группы садятся в круг. Им предлагается улыбнуться друг другу и группе в целом. Затем каждый по очереди говорит половину того слова, которым он хотел бы поприветствовать группу. Например: «При-вет», «Здоро-во». Рядом сидящий говорит вторую половину слова, а затем половинку своего приветствия соседу слева и т.д.

Теперь в обратную сторону. Воспоминание из детства. Например: «Ма-ма», «Ка-ша» и.т.д.

Теперь посмотрите на лица друг друга, что вы видели  - «Улыбки».

3. После того как все поприветствовали друг друга, ведущий рассказывает о цене улыбки (по Д. Карнеги).

Цена улыбки

Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею

одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!

Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!

Итак, если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь.
Участники группы делятся впечатлениями и обсуждают услышанное.

4. Упражнение «ФИО — алфавит».

Цель: сплочение коллектива, узнать дополнительную информацию друг о друге.

1 часть. Участники делятся на 4 подгруппы, каждой из которых предлагается построиться по алфавиту по первой букве фамилии.

2 часть. Участники делятся на 2 подгруппы, каждая из которых строится по первой букве имени.

3 часть. Все участники строятся по первой букве отчества.
В заключение ведущий говорит: «Мы стоим так близко друг к другу, что ощущаем тепло каждого и плечо друга, который всегда поможет, не бросит в трудную минуту, не оставит в беде. Дорога к финишу была нелегка, но мы не только справились с этой задачей, но и больше узнали друг о друге. Теперь вся наша группа — это одно целое, единое родство душ!»

5. Тест «Мое самочувствие».

Инструкция: Вам следует ответить «Да» или «Нет» на утверждения, которые я вам сейчас зачитаю. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация, которую вы получите, нужна, прежде всего, вам.

За каждый ответ «ДА» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

  1. У меня часто плохое настроение, я плачу.
  2. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему в глаза.
  3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным.
  4. Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.
  5. Я почти не интересуюсь тем, что для других является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих).
  6. Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.
  7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь близким и знакомым.
  8. В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам.
  9. Я говорю, как правило, очень тихо, так, что меня с трудом понимают собеседники.
  10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.

Ключ к тесту:

0-3 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.

4-7 балла. Ваше отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталость. Не рано ли?

8-10 баллов. Вам необходима помощь специалиста, не нужно терять времени, а необходимо начинать работать над собой. Удачи!  

6. А знаете ли вы как можно улучшить настроение за 3 минуты? И что предпринимаете Вы?

Цель: узнать, на сколько, участники информированы, познакомить более подробно с некоторыми новыми техниками.

  1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
  2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, улыбнитесь, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
  3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.
  4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.
  5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1–2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
  6. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: побегайте, попойте, покричите. Секрет этого способа прост: любая деятельность в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
  7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
  8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
  9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: коллегой, соседом. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
  10. Выпятите грудь колесом. Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в психотравмирующей, стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам было легче дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите все это 4–5 раз, затем снова глубоко вдохните. Повторите всю последовательность 4 раза.
  11. Путешествие в прошлое. Вспомните тот период времени, когда вы были совершенно спокойны, расслаблены, ощущали гармонию с самим собой и с окружающими. Вспомните все в мельчайших подробностях. Например, речь может идти о путешествии на море, о походе в горы, об экскурсии. Вспомните ваши ощущения относительно всех каналов восприятия информации: визуальный (что вы видите), аудиальный (какие звуки вам вспоминаются), кинестетический (что вы ощущаете). Каждый раз при воспоминании у вас возникают соответствующие ощущения. Скажите себе: этот образ вызывает во мне состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности. Пусть путешествие в прошлое продолжается до тех пор, пока оно доставляет вам удовольствие. Осуществляйте такие путешествия как можно чаще, когда вам нужно отдохнуть после серьезной травмирующей ситуации или перед трудным делом.
  12. Техника расслабления мышц. Суть метода — последовательное расслабление всех мышц тела от пальцев ног до макушки. Представляйте себе, как при расслаблении из вашего тела постепенно уходит напряжение. Для этого можно использовать визуальный образ вашего тела, собранного из воздушных шаров. Вы последовательно открываете клапаны и начинаете медленно выпускать воздух до тех пор, пока шары не превратятся в полоски. Сначала открывается клапан на ногах, затем на груди, на руках, на шее, на голове. Полностью расслабившись, медленно и глубоко вздохните.
  13. Горячий воздушный шар. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картину как можно подробнее. Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

7. Массажный комплекс  «Караван».

Это комплекс для спины. Участникам необходимо встать в круг друг за другом и выполнять действия, которые зачитывает ведущий.

 - Шел по пустыне караван (складываем пальцы обеих рук в кулаки и имитируем ими шаги вдоль спины).

 - На одном верблюде ехал падишах АХ (сильно поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая  каждое движение глубоким вздохом «АХ»).

 - На другом верблюде ехала красавица ОХ (легко поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение вздохом «ОХ»).

 - А за ними бежала любимая собачка красавицы – ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги, сопровождая их звуками «ИХ-ИХ»).

 - Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево (гладим спину кистями рук в указанных направлениях).

 - Ветер стал таким сильным (движения становятся быстрее и интенсивнее), что в глаза всадникам начал попадать песок (выполняем пальцами точечные нажимы на спину).

 - И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рук имитируем быстрые шаги вдоль спины), потом красавица ОХ (выполняем те же движения, но легче), затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).

 - Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом (кулаками обеих рук имитируем столкновения).

 - Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и справа налево), но как, же все устали… (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями сверху вниз).

 - Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживаем ладонями плечи, а затем сверху вниз спину).

 - После отдыха все развеселились, стали шутить (щекочем) и улыбаться (улыбаемся).

8. Нервно-мышечная релаксация.

Нервно-мышечная релаксация необходима по следующим причинам:

- стресс и тревога связаны с мышечным напряжением;

- уменьшая мышечное напряжение, вы тем самым значительно снижаете уровень стресса и тревоги;

- расслабление мышц легче достигнуть и почувствовать его при сравнении с напряжением.

Приёмы релаксации позволяют полностью расслабиться и обрести душевное равновесие.

Полное расслабление приёмами релаксации – это вырабатываемый навык, и он требует упорной тренировки. Для достижения успеха, нужны практика и терпение.

Предварительная инструкция

Место для занятия – спокойное с приглушенным освещение. Сесть в удобное кресло, освободиться от стесняющей одежды – жмущих поясов, галстуков, тяжёлой верхней одежды, тесной обуви и т.д. Снять очки или вынуть контактные линзы (если есть неудобства).

Система релаксационных упражнений предполагает напряжение с последующим расслаблением каждой группы мышц в течение 5 с., что повторяется дважды, если чувствуете остаточное напряжение в мышцах ,то можно увеличить количество сокращений мышечных групп до 7 раз. Если чувствуете боль в мышцах, непроизвольное дрожание, подёргивание и т.д., лучше сократить время релаксации или релаксировать меньшее число мышечных групп.

Во время выполнения упражнений не задерживать дыхание. Дышите нормально, или, если так удобнее, вдыхайте во время напряжения и выдыхайте при расслаблении мышц.

Основная инструкция

Расположитесь как можно удобнее, пусть ничто не стесняет и закройте глаза. Обратим внимание на дыхание. Следите внимательно, как воздух попадает в ноздри и дальше проходит в легкие. По мере  того, как вы вдыхаете, живот и грудная клетка расширяются, при выдохе они сужаются. Сосредоточьтесь на вашем дыхании (пауза 30 с.)

Грудная клетка

По сигналу, и не раньше – сделать очень-очень глубокий вдох. Попытайтесь вдохнуть весь воздух который вас окружает. Готовы? Начали! Сделайте очень глубокий вдох! Самый глубокий вдох! Глубже! Глубже! Задержите воздух… и расслабьтесь. Теперь выдохните весь воздух из лёгких и перейдите к нормальному дыханию. Почувствовали ли вы напряжение в грудной клетке во время вдоха? Заметили ли вы напряжение после выдоха? Запомните это ощущение, осознайте его.

Повторим упражнение: Готовы? Начали!

Вдохните глубоко: Очень глубоко! Глубже чем прежде! Глубже чем когда либо! Задержите вдох и расслабьтесь. Быстро выдохните и вернитесь к нормальному дыханию. Почувствовали теперь напряжение? Почувствовали расслабление? Попытайтесь сосредоточиться на разнице ваших ощущений, чтобы еще с большим успехом повторить всё снова. (между упражнениями паузы 5-10 секунд).

Нижняя часть тела

Обратимся к ступням ног и икрам. Поставьте ступни плотно на пол. Пальцы ног оставили на полу, а пятки обе поднять так высоко, насколько это возможно. Готовы? Начали! Поднимите ваши пятки! Поднимите их обе очень высоко! Ещё выше! Задержите их в таком положении и расслабьтесь. Пусть они мягко упадут на пол. Должны почувствовать напряжение в икрах. Повторите это упражнение. При расслаблении могли почувствовать покалывание в икрах, некоторую тяжесть, что соответствует расслабленному состоянию.

Теперь советуем оставить обе пятки на полу, а пальцы поднять как можно выше. Готовы? Начали! Поднимите пальцы ног! Выше! Ещё выше! Задержите их! И расслабьтесь. Повторить это упражнение. Готовы? Начали!

Поднимите пальцы ног высоко! Выше! Ещё выше! Ну ещё чуть-чуть! Задержите! Расслабьтесь. Можете почувствовать покалывание в ступнях. Ваши мышцы сейчас расслаблены. Пусть мышцы становятся всё тяжелее и расслабленнее. (пауза 20 сек).

Бедра и живот

Сосредоточим внимание на мышцах бедер. Надо вытянуть прямо перед собой обе ноги: если так не удобно, то можно вытягивать по одной ноге. Готовы? Начали!

Выпрямляйте обе ноги перед собой! Прямо! Ещё прямее! Прямее, чем было! Задержите! И … расслабьтесь! Пусть ноги мягко упадут на пол. Почувствовали ли вы напряжение в бедрах? Повторить это упражнение.

Чтобы расслабить противоположную группу мышц, представьте, что вы на пляже зарываете пятки в песок. Готовы? Начали!

Зарывайте пятки в пол! Твёрже! Ещё твёрже! Твёрже, чем было! Твёрже! Ещё твёрже! И расслабьтесь. Повторите ещё раз это упражнение. Готовы? Начали!

Зарывайте пятки в пол! Твёрже! Ещё твёрже! Твёрже, чем было! Ещё! И расслабьтесь. Дайте мышцам расслабиться ещё больше! Ещё! Сосредоточьтесь на этом ощущении (пауза 20 секунд).

Кисти рук

Перейдем к рукам. Одновременно обе руки очень крепко сжать в кулаки. Сожмите оба кулака насколько это возможно. Готовы? Начали! Сожмите кулаки очень крепко! Крепче! Ещё крепче! Крепче, чем до сих пор! Задержите! И – расслабьтесь. Повторим. Готовы? Начали!

Для расслабления противоположной группы мышц, нужно растопырить пальцы настолько широко, насколько это возможно. Готовы? Начали!

Раздвиньте ваши пальцы широко! Шире! Ещё шире! Задержите их в таком положении! Расслабьтесь. Повторите.

Обратите внимание на ощущения теплоты или покалывания в кистях рук и предплечьях (пауза 20 секунд).

Плечи

Поработаем над плечами. Мысленно попытайтесь достать до мочек ушей вершинами плеч. Готовы? Начали!

Поднимите плечи! Поднимите их выше! Ещё! Выше, чем было! Задержите! Расслабьтесь. Повторите еще раз.

Сконцентрируйте внимание на ощущении тяжести в плечах. Опустите плечи, полностью дайте им расслабиться. Пусть они становятся всё тяжелее и тяжелее (пауза 20 секунд).

Лицо

Перейдем к лицевой области. Начнём со рта. Улыбка. Готовы? Начали!

Улыбнитесь широко! Ещё шире! Шире некуда! Задержите! И расслабьтесь. Повторить упражнение.

Для расслабления противоположной группы мышц сожмите губы (словно, вы хотите поцеловать кого-то) Готовы? Начали!

Сомкните губы вместе! Очень крепко сожмите их! Ещё! Крепче! Сожмите максимально. Крепко и плотно…. Расслабьтесь. Повторите упражнение.

Распустите мышцы вокруг рта – дайте им расслабиться. Ещё более и более расслабляйте их.

Глаза

Очень крепко закрыть глаза! Готовы? Начали! Зажмурьте глаза! Очень крепко! Ещё крепче! Совсем крепко! Задержите! … Расслабьте глаза, откройте их. Повторите это упражнение.

Брови

Максимально высоко поднять брови. Глаза при этом должны быть закрыты. Готовы? Начали! Поднимите брови высоко! Как можно выше! Задержите! Расслабьтесь. Повторите упражнение. (пауза 15 секунд).

Заключительный этап

Сейчас вы расслабили большинство основных мышц вашего тела. Что бы у вас была уверенность в том, что все они действительно расслабились, я буду в обратном порядке перечислять мышцы, которые вы напрягли, а затем расслабили. По мере того,  как я буду  называть их, старайтесь расслаблять их ещё сильнее.  Вы почувствуете расслабление проникающее в ваше тело, как теплая волна.  Вы чувствуете расслабление начиная со лба. Затем оно переходит на глаз и ниже, на щеки. Вы чувствуете тяжесть расслабления, охватывающую нижнюю часть лица, затем оно опускается к плечам, на грудную клетку, предплечья, живот, кисти рук. Расслабляются ваши ноги, начиная с бедер, достигая икр и ступней. Вы чувствуете, что ваше тело стало очень тяжелым, очень расслабленным. Это приятное чувство. Задержите эти ощущения и наслаждайтесь чувством расслабления. (пауза 2 минуты).

Пробуждение

Теперь вы ощущаете себя в окружающем мире. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет вы будете чувствовать, что сознание становиться всё более ясным., а тело более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, откройте глаза,  и вы почувствуете себя лучше. Чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать. Давайте начнём.

Раз, два – вы начинаете пробуждаться.

Три, четыре , пять – появляется ощущение бодрости.

Шесть, семь – напрягите кисти и ступни.

Восемь – потянитесь, вы пробуждаетесь и готовы действовать.

Девять – ваше сознание ясно, ваше тело отдохнуло.

Десять – откройте глаза.

9. Рефлексия.

-что нового открыли для себя?  

-какие чувства вы испытывали?

10. Ритуал прощания «Пожелания». 

Психолог: «Давайте закончим сегодняшнее заня тие тем, что выскажем друг другу пожелания на следующий день. Один из участников выберет другого участника, поздоровается с ним и выскажет ему свое пожелание. И попрощается с ним. Тот, кого выбрал первый уча стник, в свою очередь выберет другого и т. д. до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на следующий день». Например: «Я желаю тебе, чтобы твои планы на завтра  полностью осуществи лись», или: «Я желаю, чтобы ты завтра хорошо отдохнул».

Материалы: мягкая игрушка или мячик.

Литература:

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006, – с. 216 – 222.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Мн.: Попурри, 1998.
  3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.- 469С.
  4. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. — М.: Ось-89, 2002.
  5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  6. Кристан Шрайнер Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты – М.: 1993
  7. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. – №1. - 1995. –  С.36-47.
  8. Луиза Л. Хей Исцели себя сам. – М., 1997
  9. Психология профессионального здоровья. /под ред. Г. С. Никифорова. – Саб: Речь, 2006. – 480с.
  10.  Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  11.  Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя //Вопросы психологии. 1994. №6. с. 54-67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Работа – всего лишь часть жизни»

Получить удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём с полными вёдрами воды. Как сохранить...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Прививка от стресса»

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достато...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Всем известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные затраты: интеллектуальные, эмоциональные и психические. Современные педагоги испытывают стрес...

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Душевный комфорт, умение находить разумный баланс между временем, затраченным на работу и на отдых играют важную роль в работе педагога. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к...

Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»

Основная задача занятия - актуализировать потребность педагогов заботиться о своем психичесом здоровье с целью профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия педагогов информируют о том, как мо...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания

Занятие с элементами тренинга  направлено   на мотивирование педагогов на самосовершенствование,  овладение знаниями, приемами и механизмами по профилактике эмоционального выгорани...

Тренинговые упражнения для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.

Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания включает в себя несколько упражнений, направленных на снятие напряжения, избавления от негативных переживаний на работе,  получения пс...