Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка Маниной Нины Кузьминичны
Вы знаете, мне по – прежнему верится, Что если останется жить Земля, Высшим достоинством Человечества Станут когда- нибудь учителя. Р.Рождественский. Россия, Родина, родной край.… До боли знакомые каждому человеку слова. Они у нас на устах с раннего детства. Но почему эти необходимые и дорогие для каждого человека слова ушли на второй план? Забывать мы стали наши традиции, пустились в погоню за чем-то новым, европейским. Может быть, остановимся, оглянемся, вернемся к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням? А ведь эти корни питали множество поколений, которые берегли и умножали Древо Мудрости, Добра, Любви мордовского народа. Актуальность и перспективность опыта Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня педагогическую общественность в каждом регионе России. Школа, как образовательное учреждение, выполняет основную часть работы в этнокультурном воспитании. Бесспорно, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к национальной культуре, традициям и обычаям своего народа. Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое проблемное поле руководства духовным саморазвитием учеников. Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа. В своей работе считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. И вот поэтому работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей учащихся в возрождении и сохранении национальных традиций на уроках родного языка и литературы с применением новых информационных технологий». Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа. За время своей работы накопила немало интересного материала. Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе ознакомление с лексико-семантической системой мордовского языка. Мордовский (эрзянский) язык наряду с русским должен быть активно включены в структуру сознания и деятельности учащихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности. В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой. Моя проблема актуальна тем, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, интереса к национальному языку и национальной культуре, отсутствие национального ориентира. В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей. Обучение эрзянскому языку имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края. Воспитание бережного отношения к национальному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем эрзянского языка. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свой национальный язык, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей. Современный этап общественного развития наглядно показал, что народная культура составляет важную часть содержания образовательного процесса. Мордовский народ, пройдя многовековой исторический путь, сумел сохранить свою самобытность, традиции и обычаи, пронизанные идеями гуманизма и уважением к культурам других народов. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к национальному языку и национальной культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный процесс изучения эрзянского языка? Как повысить качество знаний учащихся? Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, поэтому на своих уроках стараюсь создать условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения. Таким образом, актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, усвоение знаний не произойдет. В своей работе стараюсь формировать у детей интерес к национальной культуре, расширять знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю Всё это позволяет моим учащимся принимать активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а значит, способствует подготовке успешной личности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащихся коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур. Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического. Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность. Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно - поисковому творчеству. Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа. Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся. Новизна моего опыта в том, что разработаны уроки воспитания нравственности средствами произведений мордовской литературы с использованием ИКТ (презентации). Они развивают самостоятельность мышления, воображение, способствуют нравственной стабильности личности, выработке нравственных идеалов, позволяющие воспитывать у детей национальную память, то есть формировать у них внимание к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа необходимо потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие, этические и эстетические нормы. Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников. В связи с этим новизна моего опыта состоит и в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения эрзянскому языку, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся. Проделана следующая работа: 1) внесены изменения в календарно-тематическое планирование в соответствии с Программой; 2) проанализированы методические рекомендации ученых-лингвистов Д.В.Цыганкина, М.В.Мосина, А.П.Феоктистова, М.Т.Бибина, О.В. Кочеваткиной; 3) большое внимание уделяется работе со словами. Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов: -игровых технологий; -информационных технологий. -личностно-ориентированного обучения.
Теоретическая база опыта Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов (А.П.Феоктистова, М.В.Мосина, М.Т.Бибина, Д.В.Цыганкина), Так через все труды Д.В.Цыганкина проходит мысль о том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что изучать его - значит вместе и развивать духовные способности учащегося». Имея в виду соотношение, язык – речь, ученые - методисты сделали такой вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации. По убеждению ученых, изучение языка лишь как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов. В течение всего времени преподавания эрзянского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов. На своих уроках постоянно пользуюсь статьями и разработками журналов «Народное образование РМ», «Сятко», «Чилисема». Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, кружковых занятий, большое количество дидактического материала, в том числе к проверочным и тестовым работам, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий, которые проводились на уровне района и республики. На заседания районного методического объединения учителей эрзянского языка готовила выступления и доклады. Также выступала с докладами в МРИО на курсах при проведении круглого стола с учителями родного языка и литературы РМ и учителями диаспоры (обмен опытом) с темой: «Родной язык как основа развития духовной культуры учащихся», на научно-методическом семинаре «Национальный учебник: история, современность, перспективы»,на межрайонной видеоконференции «Этнокультурная направленность системы образования в сельской школе»,которая проведена в рамках Месячника родного языка. Ежегодно с 2008 года участвую во Всероссийской научно-практической педагогической конференции с международным участием «Этнокультурное образование: опыт и перспективы». Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.
Технология опыта Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. Внедрение ИКТ на уроках эрзянского языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Ведь компьютер-это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. В своей практике я использую конспекты-презентации. На уроках эрзянского языка с помощью информационных и коммуникационных технологий возможно организовать выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять. Для привлечения внимания учащихся к неправильно написанной или вставленной букве я использую вставленную букву другого шрифта. Мной были составлены презентации к уроку «Существительнойтнень теевемаст», 6 класс, «Валрисьмень прявт пелькстнэ», 5 класс. Использование компьютера в обучении мокшанскому языку позволяет развить у учащихся зрительную память, а также значительно расширить словарный запас. Основные упражнения и методические приемы, которые я использую при работе с компьютером следующие: Вопросно-ответный диалог. Диалог с выборочным ответом. Упражнения на заполнение пропусков. В своей деятельности большую роль отвожу работе с родителями. Провожу с ними индивидуальные беседы, посещаю семьи учащихся, провожу « День открытых дверей». В год два раза домашним заданием делаю диктанты для родителей, которые проверяют их дети. Посещаю общешкольные и классные родительские собрания, где выступаю с докладами.
Анализ результативности На уроках эрзянского языка и литературы создаю комфортную психологическую атмосферу, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов: - у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения эрзянского языка и литературы, национальной культуры;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие; - обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах не только муниципального, но межрегионального уровней. Проводимая мною работа позволяет получать неплохие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на районных и межрегиональных предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами различных конкурсов. Победители и призеры муниципальных предметных олимпиад: Адушкин Ярослав (11 класс) – победитель предметной олимпиады по родному языку декабрь 2013г. Храмов Артем (11 класс) - победитель предметной олимпиады по родной литературе декабрь 2013г Исаева Ольга (8 класс) - победитель предметной олимпиады по родной литературе декабрь 2013г Аношкин Владимир (9 класс) – призёр предметной олимпиады по родной литературе ноябрь 2014г Ларькина Татьяна (9 класс) - победитель предметной олимпиады по родному языку ноябрь 2014г Елисеева Ольга (10 класс) - победитель предметной олимпиады по родному языку ноябрь 2014г Атемасова Анастасия (10 класс) - победитель предметной олимпиады по родной литературе ноябрь 2014г Ишуткин Александр (10кл)- победитель предметной олимпиады по родной литературе ноябрь 2015г Елисеева Ольга (11 класс) - победитель предметной олимпиады по родному языку ноябрь 2015г
Победители и призеры межрегиональных предметных олимпиад: Адушкин Ярослав (11 класс) – призёр межрегиональной олимпиады по родному языку 19.02. 2013г Елисеева Ольга (10 класс) – призёр межрегиональной олимпиады по родному языку 20.02. 2014г Атемасова Анастасия (10 класс) - призёр межрегиональной олимпиады по родной литературе 21.02. 2014г Ишуткин Павел (10 класс) - участник межрегиональной олимпиады по родной литературе в секции «Творческая» 21.02.2014г. Ишуткин Александр (11класс) - призёр межрегиональной олимпиады по родной литературе 21.02. 2016г Ишуткин Александр - призёр межрегиональной олимпиады по родной литературе в секции «Творческая» 20.02.2016г. Дудникова Юлия (9класс)- призёр межрегиональной олимпиады по родной литературе 21.02. 2016г Члены драматического кружка «Вайгельне» (8-11 классы) в республиканской Открытой творческой олимпиаде «Искусство слова» отмечены Грамотой за профессиональное обращение к национальной драматургии. Члены Совета школьного краеведческого музея в республиканском этапе Всероссийского конкурса образовательных организаций, развивающих ученическое самоуправление заняли 1 место. На научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность» ученица 11 класса Ромашкина Алена два подряд (2015г., 2016г.) становилась призёром. Также принимают участие в научно – образовательном форуме обучающихся РМ «Шаг в будущее» в секции «Родное слово», в республиканском конкурсе творческих работ учащихся ОО РМ «Край родной, навек любимый!». С 2008 года в школе под моим руководством работает творческая группа учителей по программе: «Этнокультурное образование и воспитание как средство формирования нравственных и патриотических качеств личности учащихся», во внеурочное время работает кружок «Вайгельне» («Голосок»). Участвую в составе народного фольклорного ансамбля «Эрзяночка» («Мордовочка»).
Победители и призёры предметных олимпиад по родному языку и литературе ежегодно получают путевки в Межрегиональный образовательно-оздоровительный этнокультурный лагерь «Живи, родной язык!». В лагере дети принимали активное участие в конкурсах и отмечены Дипломами участника межрегионального этнокультурного лагеря «Живи, родной язык!». Учащиеся публикуют свои небольшие произведения в журнале «Чилисема». Информация о деятельности школы по этнокультурному воспитанию неоднократно транслировалась по телевидению Мордовии. (10 канал, Мордовия «Кулят»), отражена на страницах газеты «Эрзянь правда». В школе имеется хорошо оборудованный кабинет родного языка. В нем есть все для проведения работ различного характера, предусмотренных программой, наработан большой дидактический материал для проведения уроков родного языка и литературы любых типов 5 - 11 классов.
Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания. Трудности и проблемы при использовании данного опыта заключаются в том, что контингент обучающихся русскоязычный, следовательно, учителю сразу очень тяжело выявить «сильных» и «слабых». Трудность опыта состоит и в том, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям, ведь, по словам Л.Г. Петерсона: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Адресность опыта
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами. Провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю на педсоветах и методических объединениях, на районных и республиканских августовских конференциях. Весь накопленный мною опыт размещён на сайте МБОУ «Шугуровская СОШ» http/www.sh.edurm.ru Pedagogi /mnk.html Наглядное приложение: фрагмент видеоурока
Директор школы /Ларькин И.Ф./
|