Методическая разработка внеурочной деятельности "Закулисье"
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме
Методическая разработка внеурочной деятельности "Закулисье" ГБОУ Гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга включает в себя основные этапы создания учебного проекта в формате фото, видео цифровой обработки. От замысла до презентации проекта ученики знакомятся с основами фото, видео искусства, а также мультипликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка внеурочной деятельности "Закулисье" | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия 116 Приморского района города Санкт-Петербург
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗАКУЛИСЬЕ»
Возраст учащихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель: Белобородов А. С., педагог-организатор
Г. Санкт-Петербург, 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая.
Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у детей разного возраста. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.
Цифровая графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).
Данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.
В кружок принимаются учащиеся с 6 по 11 класс, желающие научиться самостоятельно, пользоваться современной цифровой фототехникой. Фотокружок прививает учащихся любовь к технике, развивает наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана 136 часов в год и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков, последующих для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 4 часа в неделю.
При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий.
Актуальность программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность.
Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у детей разного возраста.
Новизна данной программы в том, что она предназначена для обучения с нулевого уровня школьников среднего и старшего возраста нескольким видам деятельности: цифровым технологиям получения и обработки изображения наряду с изучением традиционных процессов в фотографии. По целевым установкам и прогнозируемым результатам она относится к образовательным.
Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия по общеобразовательной программе «Закулисье» способствуют развитию коммуникабельности, целеустремленности, собранности, усидчивости, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.
Данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.
Основной целью изучения курса является формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентация учащихся.
С этой целью целесообразно проводить походы, экскурсии на природу, на предприятия, где фото репортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.
Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.
Цели и задачи курса:
Образовательные:
- Привлечь детей к занятию фотографией.
- Повышать уровень мастерства учащихся.
- Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
- Укрепление дружбы между учащимися.
Развивающие:
- Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ
- Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации
- Развивать у детей усидчивости, умения реализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств
Воспитывающие:
- Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
- Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией
- Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
- Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки;
- Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач
- Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда
Отличительные особенности программы в том, что общеобразовательная программа «Закулисье» разработана с учётом особенностей детей. Занятия по данной программе оказывают положительное успокаивающее действие на нервную систему ребёнка, являясь источником положительных эмоций; развивают мелкую моторику, координацию движений. В процессе занятий проводится терминологическая работа, что развивает лексический запас, развивается память. Смена видов деятельности (работа в помещении, съемки на улице, участие в конкурсах, посещение выставок и музеев) способствует развитию коммуникабельности, оптимизма. Также, программа способствует эстетическому развитию учащихся. Посещение выставок фотографии и изобразительного искусства, изучение таких тем, как композиция, правила гармонии, сочетаемость цветов, форм и линий; знакомство с историей искусств, основными направлениями и стилями современного искусства – всё это расширяет художественный кругозор подростков, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.
На занятиях кружка реализуются следующие образовательные технологии:
- - личностно-ориентированные;
- - здоровьесберегающие;
- - игровые.
Условия реализации программы
Запланированная работа по программе предъявляет повышенные требования к охране жизни и здоровья детей в связи с тем, что данная программа отдаёт приоритет практическим работам. На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приёмы и только в том объёме, в котором они будут использоваться в последующей практической работе.
Занятия должны проводиться в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Основные методы работы с группой – это лекции и кураторская работа на индивидуальной основе по разработке и выполнению учащимися иллюстрированных собственными работами рефератов, презентаций, слайд-фильмов, разработок уроков в помощь руководителю. Всё это позволяет приучить ребят к самостоятельной работе со специальной литературой и компьютерными программами.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 11-15 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов – 4 учебных часа в неделю (2 занятия)
За год (34 недель) - 68 занятий.
Наполняемость групп:
10 – 12 человек.
Формы занятий:
- практическое;
- теоретическое (лекция, беседа);
- выставка;
- конкурс;
- открытое занятие;
- творческая встреча;
- итоговое занятие.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- трудовая;
- беседы.
Методы обучения:
- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, рассказ, анализ проделанной работы, информирование, инструктаж);
- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы);
- практические (наблюдения, самостоятельная работа, инициатива ребенка, творческая работа, решение поставленной проблемы);
- поисковые;
- творческие методы: путем мышления и фантазии;
- Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (аудио-, видео-, компьютерные презентации).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу обучения воспитанники:
- сформируют положительное отношение к профессиям, которые связаны с фотографией;
- приобретут знания из истории фотографии;
- имеют представления о компьютерной графике;
- приобретут понимание основ фото и видео съемки;
- будут знать, какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
- уметь использовать знания о выразительных средствах;
- будут знать, как сделать отличную фотографию;
- будут знать о правовых и этических нормах работы с информацией.
Предметная диагностика проводится в форме:
- опросов, зачетов;
- анкетирования;
- творческих заданий;
- тестов;
- самоанализа;
Педагогическая диагностика предполагает:
- метод педагогического наблюдения;
- анкетирование;
- личные беседы с детьми и их родителями;
- анализ продуктов индивидуальной деятельности обучающихся;
- анализ продуктов коллективной деятельности обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение конкурса;
- зачетные работы по разделам;
- проведение итоговой выставки;
Материально-техническое обеспечение программы:
- мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
- классное помещение;
- цифровая фото и видео техника;
- стулья и парты по числу учащихся;
- доска или стенд для крепления наглядного материала;
Работа с особыми категориями детей
Одаренные | Слабоуспевающие | «Группа риска» |
Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся | Консультация с социальным педагогом, психологом и классными руководителями об учащихся состоящих в «группе риска». | |
Проведение мониторинга обще учебных умений учащихся | ||
Проведение мониторинга уровня интеллектуальных способностей учащихся на основе тестирования | ||
Использование вариативных домашних заданий повышенного уровня сложности, творческих заданий | Обучение работе со справочной, дополнительной литературой, интернет - ресурсами | |
Организация участия детей в школьных, районных фотоконкурсах | Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | |
Организация научно-исследовательской работы учащихся | Выявление пробелов в знаниях и организация индивидуальной работы по их ликвидации. Формирование групп учащихся для дополнительных занятий. | |
Создание условий для реализации творческих способностей одаренных детей: проведение творческих конкурсов, викторин, выставок, организация развлекательно-познавательных игр | Организация контроля за выполнением домашних заданий совместно с классными руководителями. Организация участия во внеклассных школьных, районных мероприятиях, в школьных фотоконкурсах |
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
В результате обучения, учащиеся смогут получить опыт
- проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных цифровых средств;
- коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
Учебно-тематический план.
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | Вводное занятие | 4 | 4 | |
II | История фотографии | 10 | 10 | |
III | Работа с фотоаппаратом | 24 | 10 | 14 |
IV | Выразительные средства | 18 | 6 | 12 |
V | Фотографические жанры | 16 | 2 | 14 |
VI | Работа с программами по обработке фотографий | 16 | 6 | 10 |
VII | Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографиям) | 16 | 6 | 10 |
VIII | Расширение и применение знаний и умений. | 22 | 22 | |
IX | Подведение итогов кружка | 10 | 4 | 6 |
Всего:68 занятий | 136 | 48 | 88 |
Содержание программы.
Вводное занятие (4ч).
Цели и задачи, план работы кружка
История фотографии (10ч).
Свойства света. Камера-обскура. История открытия фотографии. Фотография сегодня. Цифровая фотография.
Работа с фотоаппаратом (24ч).
Основные части фотоаппарата. Сенсоры цифровых фотоаппаратов. Устройство цифрового фотоаппарата. Жидкокристаллические дисплеи и система управления фотоаппарата. Фотооптика. Экспозиционная автоматика. Фотовспышки. Установка цвета и света. Память цифрового фотоаппарата. Электропитание цифрового фотоаппарата. Первая съемка.
Выразительные средства (18ч).
Композиция. Перспектива. Ракурс. Светотень. Смысловой центр. Колорит. Контрасты. Точка и момент съемки. Освещение.
Фотографические жанры (16) ч.
Пейзаж и архитектура. Репортаж. Портрет. Спортивный. Фотографический натюрморт. Фотоэтюд. Специальные виды съемки. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра, конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки.
Работа с программами по обработке фотографий (16) ч.
Основы компьютерной графики. Обзор других программ по обработке фотографий. Программа Adobe Photoshop. Обсуждение, просмотр снимков. Изучение программ. Изучение программы, создание коллажей. Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки.
Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографиям) (16ч).
Основы цифрового видео. Программа Windows Movie Maker. Программа Pinnacle Studio. Изучение программы, создание роликов.
Расширение и применение знаний и умений (22ч).
Посещение фотовыставок. Подготовка работ к выставке. Работа для школы, класса.
Подведение итогов кружка (10ч).
Анализ работы.
Воспитательная работа
Развитие у детей усидчивости, умения реализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств.
При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по четырем уровням:
оптимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель всероссийских, областных, районных конкурсов, выставок и т.д.);
достаточный – усвоение программного материала в полном объеме; воспитанник имеет достижения на уровне района, области.
средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в выставках, конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества.
недостаточный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в выставках на уровне коллектива.
При оценке работ учащихся обращается внимание на соответствие применённого приёма или эффекта характеру произведения в целом, оригинальности содержания работы.
Реализация программы позволяет решить многие назревшие проблемы воспитания подрастающего поколения, причём не только профессионального, но и социального, нравственного, гражданского характера.
Экскурсии, фотосъёмки станицы позволяют ребятам лучше познакомиться со своим населенным пунктом, понять его многообразие, определить для себя эстетическую и историческую ценность родного края.
Такие экскурсии развивают и чувство коллективизма: они учат подростков компромиссно разрешать конфликт между интересами отдельной личности и всего коллектива, между личной свободой и задачами коллектива.
Выполнение правил техники безопасности, дисциплинарных норм и правил, умение правильно обращаться со сложным оборудованием – это основное условие посещения занятий со временем формирует самодисциплину, организованность.
Вселить в ребят уверенность, воспитывать в них настойчивость в достижении «большой» цели позволяет знакомство с жизнью и творчеством знаменитых людей в искусстве.
Формы подведения итогов реализации
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, программированного, алгоритмический метод, проектный, метод взаимного обучения, метод скоростного эскиза, метод информационной поддержки, дизайн-анализ. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
фотографии с изображением пейзажа,
фотографии с изображением натюрморта,
фотографии с изображением портрета,
материалы для проверки освоения программы:
выставки,
диагностические карты по теме «Техника безопасности» и др.;
тесты на узнавание,
кроссворды, и др.
Применение технологии создания успеха дает ребенку возможность осознать свою творческую ценность, продвигает к новым высотам творческих достижений.
Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
В образовательный процесс следует включать всевозможные экскурсии, встречи с мастерами фотоискусства, что развивает у детей умение отличать настоящее искусство от его суррогатов, приходить к правильному эстетическому суждению.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
- как сделать отличную фотографию;
- какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
- что такое светочувствительность, баланс белого, диафрагма и т.д. методы;
- способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
- способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
- назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
Редактировать изображения в растровом графическом редакторе:
- выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов
- перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
- редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
- сохранять выделенные области для последующего использования.
В конце изучаемого курса учащиеся могут:
- защитить реферат, доклад;
- представить свои портфолио;
- представить обработанные фотографии;
- оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.
Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике, получение секреты фотографов-репортажников. Постоянное участие всех учеников в учебном процессе.
Список литературы для педагогов
- Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.
- Закон РФ об образовании. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.
- Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2003.
- Практический курс. AdobePhotoshop 4.0. – Пер. с англ. – М.: КУбК-а, 1997.
- Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.
- Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006.
- Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2006.
- Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
- Фрост Л. Современная фотография. - М.: АРТ-РОДНИК, 2003.
- Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М.: ACT: Мн.: Харвест, 2005.
Литература для обучающихся и родителей
1. Артюшин Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 1986.
2. Демин В. Цветение земли. – М.: Искусство, 1987.
3. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 1988.
4. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.
5. Луински Х., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. – М.: Планета, 1991.
6. Малышев В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985.
7. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989.
8. Морозов С. Творческая фотография. – М.: Планета, 1986.
9. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. – М.: Искусство, 1982.
10. Престон-Мэфем К. Фотографирование живой природы. – М.: Мир, 1985.
11. Родионов Н.А. Вечное движение. – М.: Планета, 1972.
12. Хейлин Р. Светофильтры. – М.: Мир, 1988.
13. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. – М.: Искусство, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"
1. Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2. В методической разработке предс...
Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса
Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....
Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотической направленности
Данная методическая разработка внеурочного мероприятия основана на исторических событиях прошлого посёлка Краснозерское Новосибирской области. Она явилась результатом проектного исследования по ...
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"
В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....
Методическая разработка внеурочного мероприятия Интеллектуальная викторина «20 лет Российской Конституции»
Уважаемые коллеги! Рад вам представить методическую разработку внеурочного мероприятия Интеллектуальная викторина "20 лет Российской Конституции" (участвовала в конкурсе "20 лет Конституции РФ") Может...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....