Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"
статья на тему
В статье представлена система формирования культуры чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_literatury.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вельмакова Н.Н..
учитель русского
языка и литературы
МОСШ № 21
Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы
Удивительное свойство художественной литературы заключается в том, что она может решать разные педагогические задачи.
«Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»- эти слова принадлежат великому педагогу В.А. Сухомлинскому. Художественная литература, по его мнению, способствует формированию нравственных чувств, норм нравственного поведения, воспитанию эстетического восприятия.
Поделюсь собственным опытом по теме «Читательские интересы школьников и формирование культуры чтения» Данная тема многообразна и интересна. Начнем с первых летописей. «Книги – реки, напояющие вселенную мудростью», - сказано в «Повести временных лет». Итак, все начинается с книги. Безусловно, она воспитывает как ученика, так и учителя, способствует их взаимному совершенствованию. Обращение к этой теме можно начать с вопроса: а зачем надо читать книги? Однозначных ответов нет. У кого-то несколько любимых книг, кто-то гордится богатой домашней библиотекой, собранной бабушкой, кто-то предпочитает Интернет.
Следующим этапом изучения читательских интересов обучающихся становится тестирование. В него можно включить вопросы типа: «Любишь ли ты читать?», «Книги каких жанров ты предпочитаешь?», «Назови твою любимую книгу, картину, музыкальное произведение, балет, спектакль, а также их авторов», «Книги каких отечественных, зарубежных авторов тебе нравятся?», «Какую книгу ты прочел недавно?». Ученики называют как классические произведения из школьной программы, так и современные.
Анкета
- 1. Какие газеты, журналы читают в вашей семье?
- 2. Какие ты читал книги о детстве?
- 3. Какие кинофильмы тебе особенно понравились?
- 4. Какие спектакли ты видел в театре?
- 5. Какие телепередачи ты смотришь регулярно?
Ответы
- В нашей семье читают «Аргументы и факты», «Местное время».
- В нашей семье ничего не читают, так как у взрослых нет времени.
- Я видела в театре спектакль «Ромео и Джульетта».
- Я регулярно смотрю телепередачу «Галилео», «Самый умный», «КВН».
- Мои любимые сериалы- «Наша Russia», «Счастливы вместе», «Рассвет мертвецов».
Данные анкетирования обработаны, вырабатываем стратегию. Обязательно оглашаются данные анкетирования - фамилий не называются, делаются выводы, даются рекомендации. Учитель может порекомендовать для чтения книги, для знакомства – произведения искусства, фильмы, музыкальные произведения. С удовольствием потом отмечаешь, что среди своих любимых книг школьники называют те книги, которые были им рекомендованы.
Очень важно на уроках литературы формировать культуру чтения. Это может быть грамотное, выразительное чтение вслух или наизусть произведений разных жанров, комментированное чтение, пересказ, а также анализ. По окончании изучения произведения возможно проведение проверочных работ. Содержание работы может быть таким: «Узнайте героя по его портрету, по его высказыванию, по высказыванию о нем другого героя» (например: из людей, «известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан..» - Манилов). «Определите, в чьем доме (в какой ситуации) вы находитесь» (например: «Вошедши на двор, увидели там всяких собак… Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай…» - у Ноздрева на псарне), «Узнайте писателя по его произведению,» (например: «На какое произведение была написана эта эпиграмма: Здесь в воду бросилась… невеста - / Топитесь, девушки, в пруду довольно места. – Н.Карамзин «Бедная Лиза»), При завершении изучения творчества литературной эпохи можно провести интегрированную игру по истории, литературе, культуре. Форма проведения – любая. В качестве примера назову самые традиционные этапы: 1. Вступительное слово учителя об эпохе. 2. Представление команд. 3. Разминка по вопросам (например: «Восемнадцатилетний Оленин, увидев эту пьесу, потрясенный, засел за учебу, перестал гонять голубей и бегать по девичьим. Благодаря своему усердию впоследствии стал президентом Академии художеств и директором публичной библиотеки в Петербурге. Назовите пьесу и автора.» - «Недоросль» Д.И.Фонвизина). 4. Подведение итогов разминки. 5. Вопросы командам (например: «Жителей каких стран в старину на Руси называли немцами?» - всех иноземцев, не умеющих говорить по-русски). 6. Подведение итогов. 7. «Ты – мне, я – тебе». Команды задают друг другу по 3 вопроса. 8. Подведение итогов, награждение. 9. Заключительное слово учителя. В сильных классах можно предложить викторину, кроссворд.
Самый лучший способ развить читательские интересы ученика- это побудить его к поиску. В качестве индивидуального задания попросить его приготовить сообщение об определенной исторической личности или сообщение о значении каких-либо символов в произведении (например, цветов-растений, цветов-красок и т.д.); или сообщение, направленное на сопоставление с другим произведением. Одним из подобных заданий является знакомство с личностью писателя, фактами его биографии. Пусть ученики подберут интересные моменты из жизни писателя, из истории создания произведения, расскажут о загадках произведения. Примером таких заданий, необычных и занимательных, станут анекдоты из жизни замечательных людей: «Как известно, Иннокентий Анненский был чрезвычайно рассеянным человеком. Так, например, он мог вернуться с какой-нибудь лекции… в чужом пальто! Его слуга – знаменитый на все Царское село великан Арефа – кидается навстречу:
- Ваше превосходительство! (Анненский занимал высокий пост в Министерстве просвещения.) Ваше превосходительство! Да ведь пальто-то – чужое?!
Анненский снимает и удивленно рассматривает верхнюю одежду.
- Действительно, пальто не мое… То-то я всю дорогу из Петербурга думал: что это за портсигар у меня в кармане появился?»
Самый тесный контакт между учителем и учеником, помогающий разобраться в увлечениях и чувствах ребенка- это, конечно же, письменное общение. Причем, это не традиционные школьные сочинения, написанные по определенным критериям. Их форма должна быть необычной. Для младшего возраста подойдет читательский дневник, для среднего и старшего – мини-сочинения и эссе с рассуждениями личного характера. Темы эти могут прозвучать так: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»(И.Гете), «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский). .
Всегда поощряю исследовательский и творческий подходы при изучении литературы, поэтому одной из излюбленных форм подготовки у учащихся становится проект и реферат.
Замечательные произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир разнообразных человеческих чувств, вызывают их интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с литературными персонажами, ученики учатся сочувствовать, сострадать близким людям. На этой основе воспитывается любовь, милосердие, сострадание к человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.
Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...
Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"
Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основ...
Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)
В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...
Статья "Духовное воспитание на уроках литературы"
. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пус...
Нравственное воспитание на уроках литературы
Материал содержит выступление на педчтениях по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы + презентация ....
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса
В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...